крупный современный бизнес и адекватная ему инфраструктура.
В этой связи к числу основных целевых установок совершенствования системы управления устойчивым развитием экономики Москвы следует отнести: а) создание благоприятного и привлекательного для инвесторов климата; б) реализацию решений органов власти по вопросам социальной политики, в частности в сфере инвестиций; в) сглаживание посредством активной инвестиционной и социально-экономической политики имеющих место противоречий и диспропорций в устойчивом развитии отдельных отраслей экономики города и показателях обеспеченности населения территории ее услугами; г) рационализацию (экономию) средств и ресурсов, установление очередности их выделения для достижения комплексности в решении важнейших проблем устойчивого развития экономики территории.
Для такого мегаполиса как Москва важнейшее значение при реализации стратегического подхода к управлению устойчивым развитием экономики города имеют: 1) обеспечение экологической безопасности территории и охраны окружающей природной среды; 2) повышение устойчивости экосистем, сохранение ландшафтного и биологического своеобразия природных зеленых массивов и долин рек; 3) сохранение ис-
торико-культурного градостроительного наследия; 4) совершенствование пространственной структуры территории города; 5) улучшение системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры; 6) реконструкция и улучшение жилых и производственных территорий; 7) совершенствование транспортной, инженерной инфраструктуры и энергетического комплекса города.
Реализация указанных направлений деятельности возможна при соответствующем предпринимательском климате, созданию которого, по нашему мнению, будут способствовать: а) упрощенный порядок согласования разрешительной и проектной документации для реализации инвестиционных и экономических проектов; б) минимизация числа проверок предприятий и фирм различными органами государственного контроля; в) упрощенный визовый режим для иностранных инвесторов и специалистов; г) создание филиалов иностранных банков.
Литература
1. Зарипова Д. А. Методология и механизмы управления устойчивым развитием крупных городов: моногр. М., 2011.
2. Ревайкин А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. 2009.
РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В.К. СТАРОСТЕНКО,
кандидат экономических наук, профессор;
Д.А. ПАНИН,
адъюнкт кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются особенности деятельности органов внутренних дел в борьбе с экономической преступностью. Раскрываются основные задачи и функции подразделений экономического блока органов внутренних дел в противодействии экономической преступности.
Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, органы внутренних дел.
ROLE AND PLACE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES IN COUNTERACTION OF ECONOMIC CRIME
V.K. STAROSTENKO,
candidate of economic science, professor;
D.A. PANIN,
associate professor of economics and economic security of the Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow university
Annotation. In given article features of activity of law-enforcement bodies in struggle against economic criminality are considered. The main objectives and functions of divisions of the economic block of law-enforcement bodies in counteraction of economic crime reveal.
Keywords: economic criminality, economic safety, law-enforcement bodies.
Как известно, функция борьбы с экономической преступностью в нашей стране реализуется комплексом социальных учреждений. Наиболее важная роль в этом комплексе принадлежит специальным органам государства — прокуратуре, органам внутренних дел, службе безопасности, таможенным органам, в определенной мере — службе внешней разведки. Каждый из этих органов действует в рамках своей компетенции, своими специфическими, только им присущими формами и методами деятельности, установленными законами. При этом важнейшим условием успехов выступает глубокая разведка криминального «экономического подполья».
Говоря о борьбе с экономической преступностью, нельзя не отметить в этом и роль органов внутренних дел. В настоящее время одним из основных и, пожалуй, главным направлением деятельности полиции, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № З-ФЗ «О полиции», является «...предупреждение преступлений и административных правонарушений, включающее комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции, в пределах установленной им компетенции» [5].
Одним из определяющих признаков деятельности сотрудников МВД в борьбе с экономической преступностью является то, что она (борьба) представляет собой вид государственной службы и политической деятельности специально уполномоченных на то законом лиц. Направленность работы оперативных сотрудников определяется задачами, которые ставит перед ними закон об оперативно-розыскной деятельности. При этом, чтобы успешно решать поставленные задачи, оперативный работник, прежде всего, должен иметь хорошо развитую профессиональную подготовку, которая всегда выступает как стержневое свойство личности.
Необходимо отметить, что деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с приказами МВД РФ и направлена на разработку, принятие и
практическую реализацию комплекса мер правового характера по профилактике, предотвращению и пресечению рассматриваемых правонарушений.
В связи с этим выделим основные направления деятельности ОВД в борьбе с экономической преступностью, к числу которых относятся:
1) разработка и принятие комплекса мер (действий) по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению преступлений экономической направленности;
2) анализ и изучение состояния криминогенной обстановки в сфере экономики путем мониторинга экономической преступности. На основе полученных данных разрабатываются предложения по защите сферы экономики от преступных посягательств, а также проекты нормативных правовых актов, направленных на активизацию борьбы с экономической и налоговой преступностью;
3) организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»);
4) участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов (ст. 36 НК РФ) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Благодаря оперативной деятельности органов внутренних дел ежегодно выявляется значительное количество преступлений экономической направленности. Среди них доминируют такие преступления как хищение путем присвоения, растраты и мошенничества, незаконное предпринимательство, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное получение кредита и т.д.
Анализ статистических данных позволил нам сгруппировать экономические преступления по сферам их деятельности (рисунок 1).
Особого внимания в этой структуре заслуживают преступления в финансово-кредитной и внешнеэкономической сфере в связи с аккумуляцией колоссаль-
Рис. 1. Классификация экономической преступности по сферам совершения
ного количества денежных средств и возможностью получения за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли.
Говоря о деятельности органов внутренних дел, необходимо отметить, что на данный момент на всех уровнях управления (федеральном, окружном, региональном и муниципальном) имеются специализированные подразделения, основной задачей которых является борьба с экономической преступностью.
При этом центральным аппаратом в системе обеспечения экономической безопасности страны выступает Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, созданное на базе департамента экономической безопасности.
Структура главного управления экономической безопасности имеет семь оперативных и два тыловых управления. Оперативные управления имеют буквенные обозначения, как в ФСБ. Например, управление «К» занимается борьбой с коррупцией, «М» расследует преступления в сфере машиностроения и металлургии, «О» борется с организованной преступностью экономической направленности. Управления «Б», «Ф», «Е» и «П» отвечают соответственно за бюджетную и финансовую сферы, ТЭК и потребительский рынок.
Необходимо отметить, что в управлении «К» имеются специальные отделы по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах местного самоуправления, госкорпорациях и при размещении госзаказов. Отвечает управление и за противодействие проникновению криминальных элементов в Государственную Думу РФ.
В настоящее время противодействие коррупции стало ключевым направлением деятельности всех подразделений органов внутренних дел. Прежде всего, это связано с тем, что уровень коррупции в нашей стране достиг небывалых размеров. Так, например, средней размер взятки в России за 2011 г. вырос более чем в пять раз. На начало 2010 г. ее размер оценивался в 44 тыс. руб. [1, с. 39], а на конец 2011 г. — 236 тыс. руб. [2].
По словам начальника управления «К» Юрия Черницева, произошло смещение вектора коррупции в негосударственный сектор экономики, где она успешно маскируется под гражданско-правовые отношения между субъектами бизнеса, защищает права фирм с коррупционными связями от здоровой конкуренции и, таким образом, ухудшает ситуацию в обла-
сти соблюдения строительных, экологических и других норм, снижает качество предоставляемых услуг и усиливает бюджетное давление на правительство, что, в свою очередь, замедляет экономический рост и отпугивает потенциальных инвесторов [1, с. 41].
Следует отметить, что сферой деятельности данного подразделения является не только борьба с коррупцией, но и выявление и расследование экономических и налоговых преступлений, которые создают реальную угрозу экономической безопасности страны.
Основными задачами ГУЭБиПК являются:
1) участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
2) участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
3) принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
4) деятельность по профилактике экономических и налоговых преступлений;
5) организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями Главных управлений МВД России по федеральным округам, Министерств внутренних дел, Главных управлений, Управлений внутренних дел субъектов РФ.
Нельзя не отметить, что основным инструментом деятельности ОВД на этапах сбора информации, ее оценки и определения перспектив служит аппарат правовой статистики.
Статистика учета преступности свидетельствует о том, что на протяжении многих лет в России сохраняется сложная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества и распространяемая даже на такие общественные и экономические институты, которые до недавнего времени считались надежно защищенными от нее [3].
Несмотря на то, что статистика последних лет показывает стабильное снижение преступлений в сфере экономики, обстановка в стране по-прежнему остается сложной.
По данным официальной статистики, в 2009 г. количество зарегистрированных преступлений составляло 428,7 тыс. преступлений, в 2010 г. — 276,4 тыс., а в 2011 г. — 202,4 тыс. преступлений (таблица 1) [4].
-ii.^'fc--
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Анализ полученных данных показывает, что доля экономических преступлений с каждым годом снижается. При этом основная причина снижения связана с вступившими в силу изменениями в уголовный, уголовно-процессуальный и налоговый кодексы.
Нельзя не отметить, что главная роль в выявлении экономических преступлений принадлежит органам внутренних дел. Так, в 2011 г. из всего массива выявленных преступлений экономической направленности на ОВД пришлось 190,8 тыс. или 94,3%, на следственный комитет при прокуратуре 2,8 тыс. преступлений (1,5%), на таможенные органы 3,1 тыс. (1,6%).
При этом основной задачей органов внутренних дел в борьбе экономической преступностью, по-прежнему, является защита законных интересов граждан и обеспечение экономической безопасности Российского государства.
Литература
1. Экономический вестник МВД России. 2010. № 10.
2. По данным Главного управления экономической безопасности МВД РФ. URL://http://www.-mir24.tv/news/society/4646235/о бществ о.
3. Музалева Т.И. Статистическое измерение и оценка результатов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2012.
4. Сборник ГИАЦ МВД России за январь—декабрь. М., 2011.
5. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
6. Иванов П.И., Скуртул А.А. Организация подразделениями экономической безопасности органов внутренних защиты экономических интересов государства от преступных посягательств. М., 2007.
Сведения о преступлениях экономической направленности (2009—2011 гг.)
Таблица 1.
Выявлено преступлений, в отчетном периоде
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2010 г., %
ВСЕГО в том числе предварительное следствие по которым обязательно 428 792 296 961 276 435 207 590 202 454 170 288 -26,8 -18,0
из них: тяжкие и особо тяжкие 172 817 132 502 108 834 -17,9
нарушение авторских и смежных прав 7211 6118 5033 -17,7
против собственности в том числе: 124 760 84 759 73 687 -13,1
кража; 5038 2657 2022 -23,9
мошенничество; 78 332 58 154 50 899 -12,5
присвоение или растрата 40 025 23 549 20 304 -13,8
в сфере экономической деятельности 82 911 57 162 40 496 -29,2
в том числе: незаконное предпринимательство;
изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; 2531, 45 251 791, 38 572 486, 26 948 -38,6, -30,1
контрабанда;
производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт -10,5
немаркированных товаров и продукции; 4706 3123 2796 26,3
легализация (отмывание) денежных средств 50 8791 19 1762 24 704 -60,0
незаконный оборот драгоценных металлов, природных 1265 985 710 -27,9
драгоценных камней или жемчуга;
неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное
банкротство, фиктивное банкротство; 548 701 529 -24,5
против интересов службы в коммерческих и иных организациях 4300 3185 2848 -10,6
в том числе: коммерческий подкуп; 1697 1569 1397 -11,0
против государственной власти, интересов гос. службы и службы в
органах местного самоуправления 43 086 37 255 34 783 -6,6
в том числе: взяточничество 13 141 12 012 10 952 -8,8
связанные с: потребительским рынком; финансово-кредитной системой; внешнеэкономической деятельностью; операциями с недвижимостью 75 722 101 037 10 336 12 486 48 974 73 272 5874 9804 35 308 57 251 4691 10 211 -27,9 -21,9 -20,1 4,2
сотрудниками: Следственного комитета при прокуратуре РФ; Таможенных органов; Органов внутренних дел 6715 4970 410 333 3104 3025 264 250 2856 3115 190 800 -8,0 3,0 -27,8