Научная статья на тему 'Некоторые основы языковой суггестии'

Некоторые основы языковой суггестии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые основы языковой суггестии»

Уйбина НА.

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ СУГГЕСТИИ

Язык задаёт способы организации знания и структурирования информации, получаемой субъектом из объективной действительности. Но в реальном процессе смыслопорождения компоненты когнитивных структур, представляемых языком, могут модифицироваться и актуализация их зависит от мотивации деятельности индивида.

Владея речью, человек совершает рефлексивные акты, так как осуществление этих актов принадлежит самому языковому сознанию, а характер отношения этих актов в языке, как правило, не осознается. Поэтому основа суггестии — в изоморфизме познавательных и языковых структур.

Разработка проблемы внутренней формы слова (ВФС) внесла существенный вклад в изучение воздействующей функции языка. Суггестивный план слова проявляется в актуализации ВФС в языковом сознании (ЯС). ВФС при этом понимается как наиболее общий признак предмета или явления, положенный в основу номинации. Слово - эквивалент того, как этот признак был осмыслен продуцентом речи. По существу об этом и идёт речь, когда некоторые исследователи утверждают, что источник непонимания между людьми - разные значения слов и их объединение возможно только на смысловом уровне. Такая точка зрения принципиально расходится с общепринятым утверждением о том, что значение универсально, конвенционально, индивидуальны лишь смыслы.

В процессе суггестивного воздействия происходит гомоморфное объединение единиц разных уровней (в некоторых случаях может быть даже языковых и неязыковых). Подобное структурирование единиц при продуцировании речевого высказывания возможно лишь под влиянием ведущего мотива, при подчинении всех компонентов текста ведущему смысловому признаку (на уровне текста он выражается как доминантный личностный смысл - ДЛС). Известно, что смыслы детерминируются одновременным воздействием совокупности фак-

торов. В связи с этим, на наш взгляд, нет возможности рассматривать так называемые "суггестивные" компоненты разрозненно. Нельзя говорить отдельно, например, о суггестии фонетической, структурной, либо смысловой организации текста, так как нет возможности с уверенностью сказать, какой именно уровень текста оказывает наибольшее воздействие на воспринимающего. Целесообразнее говорить о гомоморфном объединении единиц всех уровней под влиянием доминантного мотива для выражения ДЛС. В связи с этим важно совпадение мотивов продуцента и реципиента. Непонимание возникает из-за разности концептуальных систем, признаков, положенных в основу номинации, понимание же зависит от схожести когнитивных структур коммуникантов. Поэтому схожесть/степень совпадения смысло-образующих мотивов автора текста и его реципиента немаловажна для эффективности коммуникации, эффективности воздействия.

В коммуникации, строящейся по модели текст-реципиент, не последнюю роль играют те мотивы, которые побудили его к созданию вербального произведения. Поэтому для прогнозирования индивидуального поведения исследователи стараются в первую очередь понять мироощущение субъекта, смыелообразующие мотивы его деятельности.

В процессе деятельности любой мотив может стать ведущим. При этом сам продуцент не всегда осознаёт, каким именно мотивом он руководствуется в конкретный момент времени производства вербального произведения.

При намеренном структурировании текста доминантным может стать мотив исследователя. Поэтому понимание суггестивного текста как намеренно структурируемого для воздействия на установку личности не совсем верно. Скорее всего, существуют лишь факторы, направляющие ассоциации реципиента, задающие способ восприятия информации. Процесс суггестии - это обязательное гомоморфное объединение, слияние эмоциональных и когнитивных компонентов, о разграничении которых допустимо говорить только при научном описании процесса. Другое дело, что возможно преобладание одних компонентов над другими, тогда обработка текста направляется по разным каналам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.