Научная статья на тему 'Текстовые факторы языковой суггестии'

Текстовые факторы языковой суггестии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
491
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУГГЕСТИЯ / ЭМОЦИЯ / МЕТАФОРА / ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SUGGESTION / EMOTION / METAPHOR / SOUND ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логинова Наталья Александровна

Текст рассматривается нами как способ оптимизации регулятивных функций психики посредством факторов, структурирующих его в соответствии с физиологически и психологически комфортными режимами восприятия, воздействующих на эмоциональную сферу реципиента. Такими факторами являются структура доминантной эмоции (интенсивность, модальность, динамика), которая наряду с метафорой, задает способ восприятия представленной в тексте информации; структура эмоционального поля текста, направленная на фиксацию и актуализацию доминантной эмоции и корректирующая индивидуальные ассоциации реципиента в соответствии с авторским замыслом; синхронизация ритмов развития внешней и внутренней структур текста, вещества и энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The text is presented as a mode of optimization of psychic regulatory functions. These factors structure text dialogue with the physiological and psychological modes of perception and influence the emotional sphere of recipient. Such factors are the structure of the dominant emotion (i.e. the intensity, the modality and the dynamics). With the help of the metaphor they give us the perception of the text information; the structure of the emotional field, which turns to the fixation and actualization of the dominant emotion and correct the individual associations; and the synchronization between the outer and the inner rhythm of the text, between substances and energy.

Текст научной работы на тему «Текстовые факторы языковой суггестии»

ТЕКСТОВЫЕ ФАКТОРЫ ЯЗЫКОВОЙ СУГГЕСТИИ

Н.А. Логинова

Ключевые слова: суггестия, эмоция, метафора, звуковая организация.

Keywords: suggestion, emotion, metaphor, sound organization.

Современная лингвистика активно изучает вопросы, связанные с вербальным воздействием на установку личности. Во многом это обусловлено прагматически: расширяются области деятельности специалистов в области PR-технологий, увеличивается количество рекламных кампаний и качество их работы, в условиях нестабильности общества возникает потребность в различных психологических тренингах.

Однако фундаментальная теоретическая база проблемы не разработана, и потому многие вопросы теории вербального воздействия остаются нерешенными. Остается нерешенным и главный вопрос - что представляет собой суггестия как феномен? Это вопрос систематического исследования, поскольку от ответа на него зависит решение многих других проблем: эффективной адаптации человека в социуме, проблемы обучения индивида, возможности коррекции личности, формирования определенных установок в зависимости от характера деятельности индивида.

Долгое время вопросы суггестивного воздействия на человека оставались в ведении психологии и психотерапии. При этом суггестия понималась лишь как гипнотическое воздействие.

Сам термин «суггестия» (латентное вербальное воздействие на адресата, воспринимаемое без критической оценки) был введен в лингвистику И.Ю. Черепановой, которая выделила суггестивные тексты как особый тип текстов, «специально создаваемый для воздействия на установку личности» [Черепанова, 1992, с. 3].

Стоит отметить, что поставленная проблема имеет богатые традиции теоретического исследования, процесс вербального воздействия описывается в различных научных парадигмах. Между тем, сам феномен суггестии (механизмы суггестивного воздействия) остается неизученным. По-прежнему остается неясным, чем обусловлена возможность суггестивного воздействия, является ли суггестия особой функцией языка, свойством вербального текста (совершается в тексте) или объясняется закономерностями смыслопорождения.

Гипотетически предполагаем, что суггестия - сущностное лингвопсихическое свойство речевой деятельности. Механизмы суггестивного воздействия обусловлены закономерностями смыслопорождения. В связи с этим целесообразно рассмотреть некоторые закономерности восприятия речевого произведения и проанализировать компоненты текста, оптимизирующие суггестивное воздействие.

Объект нашего исследования - вербальный текст, обладающий суггестивными свойствами, предмет -закономерности восприятия суггестивного текста. Цель исследования - описание механизмов суггестивного воздействия и построение модели коррекции и регуляции эмоционального состояния личности текстом. Новизна исследования состоит в попытке комплексного рассмотрения феномена суггестии и суггестивности как свойства речевой деятельности человека с целью создания интегративной концепции суггестивности речи. Впервые психолингвистически описываются механизмы суггестивного воздействия, анализируются текстовые факторы суггестии, представляется модель текстового суггестивного воздействия.

Проблемное поле статьи ограничивается рассмотрением некоторых компонентов текста (а именно -эмоциональных доминант речевого произведения), оптимизирующих суггестивное воздействие. В статье были интегрированы психолингвистические данные, позволяющие создать фундаментальную теоретическую базу для построения модели коррекции и регуляции установки личности с помощью текста. В связи с этим материалом исследования служат работы других авторов, методом - теоретический анализ и синтез.

Известно, что эмоция играет смыслоформирующую роль в процессе понимания текста [Вилюнас, 1990; Пищальникова, 1993; Пищальникова, Сорокин, 1996], поскольку эмоциональный компонент концепта достаточно часто выступает фактором, актуализирующим смыслы художественного произведения и определяет характер восприятия и понимания текста.

Нас же интересует вопрос о суггестивной функции эмоции, фиксированной в художественном тексте. При этом актуальными для нас являются следующие базовые положения теории восприятия эмоциональных доминант.

1. Реципиент понимает текст, опираясь на доминантные смыслы, актуализированные автором текста. Эти смыслы закрепляются возникающими при продуцировании речевого произведения эмоциями, которые репрезентируются в тексте и оказывают влияние на реципиента в процессе восприятия. Иными словами, на первых этапах восприятия текста понимание основывается исключительно на эмоциональных компонентах смыслового поля.

2. «На уровне психического отражения эмоциональные переживания являются единственным представителем мотивационных процессов. Мотивационно значимые явления соответствуют ведущим эмоциям, которые сопровождаются производными, фиксирующими актуальные смыслы ведущих» [Пищальникова, 1993, с. 49]. Так как при восприятии художественного произведения эмоциональное сопереживание является основой смыслового анализа информации, осуществляется непосредственное воздействие на эмоциональную сферу реципиента, которое воспринимающим не осознается или осознается уже после прочтения текста. При этом оказывается влияние на потребностно-мотивационную сферу реципиента, происходит изменение в системе мотивов, а, следовательно, и переструктурирование программы деятельности. К тому же под воздействием эмоций происходят содержательные изменения в ассоциациях, причем довольно отчетливые.

3. Эмоция по существу имеет осознаваемо-неосознаваемую природу, так как чувство не может быть полностью лишено осознаваемости, но в то же время оно по необходимости бессознательно.

В связи с этим восприятие эмоциональных доминант происходит неосознанно, но адекватно репрезентированным в тексте эмоциям автора, то есть суггестивно. Остается неясным, чем обусловлен такой путь передачи доминантных эмоций, выраженных языковыми единицами.

О суггестивности структуры доминантной эмоции свидетельствует способность эмоции направлять поток ассоциаций как автора текста, так и воспринимающего текст и корректировать возникающие при прочтении текста индивидуальные ассоциации реципиента в соответствие с авторским замыслом. Кроме того, новые исследования в области когнитивной науки показывают, что эмоция является не реакцией на саму действительность, а вытекает из способов восприятия мира людьми и их толкования.

Иными словами, репрезентированная в языковых выражениях доминантная эмоция в силу своей структурной организации задает способ восприятия представленной в тексте информации.

В свою очередь, структура эмоционального поля текста также суггестивна, то есть направлена на обязательную актуализацию и подкрепление доминантной эмоции. Связано это с тем, что «ассоциативносмысловое поле доминантной эмоции - система функциональная, могущая включать в себя ментальные компоненты разного характера и уровня и представляющаяся в языковых элементах также разных уровней, но связанных интегративным признаком, являющимся ядром этого поля» [Пищальникова, 1993, с. 23]. Эмоциональные поля, обладающие суггестивной силой, структурируются так, что каждый элемент поля направлен на подкрепление доминантной эмоции, причем не простым ее повторением, а акцентуацией разных ее параметров. Такое повторение и управляет процессом адекватного выявления доминантной эмоции текста и пониманием смысла текста в целом.

Таким образом, если эмоциональное поле текста структурировано (репрезентация эмоций в тексте подчинена ведущей мотивации) и иерархическая организация эмоций подчинена доминантному интегративному признаку, такие поля оказывают суггестивное воздействие при восприятии и передаче эмоциональных доминант, в силу неосознаваемости тонкого варьирования репрезентированных оттенков эмоций и их направленности на актуализацию эмоционального ядра этого поля.

4. Текст может воздействовать на разные уровни человеческого сознания, осуществляя различные формы перестройки сознания. Некоторые ученые выделяют три типа таких изменений [Петренко, 1990]. Первый тип речевого воздействия характеризуется изменением отношения субъекта к некоторому объекту (изменение коннотативного значения этого объекта) без изменения категориальной структуры индивидуального сознания субъекта. К такого рода воздействию можно отнести призыв, лозунг, рекламу. Как правило, такое воздействие характеризуется образностью, метафоричностью. Второй тип воздействия связан не с изменением коннотации единичного объекта в сознании субъекта, а с формированием общего эмоционального настроя, мироощущения реципиента. Примером такого воздействия может выступать лирика. Третий тип речевого воздействия можно связать с перестройкой категориальной структуры индивидуального сознания, введением в нее новых категорий (конструктов), проявляющихся в классификации, формах упорядочивания объектов, событий окружающей предметной и социальной действительности. В наиболее яркой форме это характерно для научных и, особенно, для методологических текстов.

Однако разграничение трех типов воздействия возможно лишь при научном описании процесса.

5. Эмоции являются наиболее глубинными формами категоризации, определяющими общие контуры выстраиваемого сознанием концептуального образа мира. Задавая пристрастность отражения уже в самом ядре образа мира, эмоции задают возможные формы поведения субъекта, направленность его в принятии решения. Эмоциональный настрой предопределяет избирательность в восприятии объектов, событий, реалий окружающего и воображаемого мира. Одна из функций эмоций заключается в изменении уровня, на котором осуществляются процессы категоризации [Петренко, 1990, с. 25].

Итак, адекватная передача эмоциональных доминант, репрезентированных в художественном произведении, а, следовательно, возникновение у реципиента определенных эмоциональных состояний после прочтения текста, основывается на а) суггестивности структуры доминантной эмоции (ДЭ направляет поток ассоциаций и задает способ восприятия представленных в тексте смыслов); б) суггестивности структуры эмоционального поля текста (механизм эмоциональной аттракции усиливает суггестивный эффект полей. Иерархическая организация эмоциональных компонентов в тексте направляет реципиента к адекватному восприятию эмоциональных доминант неосознанно). При этом одним из сущностных

компонентов, структурирующих эмоциональное поле текста и влияющих на адекватное восприятие ДЭ, является звуковая ритмическая организация, обеспечивающая реципиенту эмоциональное вхождение в смысл текста.

Многие исследователи отмечают «важность физических параметров звука как носителя некоего смысла и важность ритма, размера, метра как организующего фактора в поэтической речи» [Пищальникова, 1993; Пищальникова, Сорокин, 1996] при обосновании естественной (физической) основы суггестии. Это связано с тем, что понимание смысла текста происходит одновременно с физическим восприятием текста и собственно звуковые характеристики языковой материи могут стать ведущими при восприятии смысловой информации без ее сознательной обработки, то есть являются основой суггестивного воздействия.

Перечислим некоторые интегрированные нами положения теории восприятия звукового уровня текста, которые могут послужить основой обнаружения суггестивных свойств звука.

1. Исследователи, занимающиеся изучением содержательности звуковой стороны слова, отмечают, что звуковые комплексы в языке - субстанциальная опора понимания смысла. Это связано с тем, что значение не может быть произвольно в целом, так как в момент возникновения слова значение было «мотивировано» реалией, звуковые комплексы отражают сущностные характеристики вещи. В соответствии с этим связь звучания и значения всегда мотивирована. Иными словами «звук связан со смыслом лишь потому, что он связан с мотивом номинации» [Балаш, 1999 с. 10].

2. Для человека вполне естественно воспринимать истоки производности понятий, а это значит, что он способен распознавать и истоки производности в звуках, несмотря на то, что достаточно сложно описать характер связи между звуком и значением.

3. Звуковая сторона слова выполняет знаковую функцию - актуализирует значение в процессе речемыслительной деятельности. Кроме того, звуки обладают собственным (нелингвистическим) эмоциональным смыслом.

4. Человек генетически расположен к восприятию и пониманию символической значимости звуков, эта способность актуализируется в некоторых речевых ситуациях.

5. Символические свойства звуков имеют психофизиологическую и физическую природу, такие свойства имеют общеязыковой универсальный характер, так как, по мнению ученых, «перцептивная деятельность человека, основанная на его слухе, зрении, осязании, обонянии, ни в коей мере не зависят от его национальности и языка» [Балаш, 1999, с. 19]. Иными словами, звукосимволические явления можно отнести к психологическим универсалиям, при изучении номинации звукосимволических слов следует обращаться к признакам неязыкового свойства, например, к физическим свойствам звуков, связанным с психическими и психофизиологическими особенностями восприятия.

6. Текстовое воздействие возможно в связи с тем, что конвенциональные знаки письменного текста актуализируют у реципиента смыслы, в структуру которых входят не только субъективные, но и инвариантные (в частности фоносемантические) компоненты. Инвариантные структуры представляют собой объективную связь между звуком и смыслом. Значение слова может опознаваться сразу после восприятия графического варианта. В этом случае на первом месте оказывается зрительное восприятие письменного текста.

7. Фоносемантическая доминанта текста синхронизирована с ритмикоинтонационной структурой речевого произведения. Иными словами, фоника одновременно является и компонентом ритмической структуры текста. Разделять эти уровни можно лишь в процессе научного анализа текста. Степень актуальности того или иного компонента текста можно определить лишь проводя ряд специальных экспериментальных исследований.

8. Формой существования текста является сама его структура, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены: изменение одних компонентов неизбежно влечет за собой изменение других. Так, варьирование смысла предполагает также варьирование звучания речевого произведения.

Естественную основу суггестии следует искать в импульсно-энергетических свойствах языковой материи. При этом «сила звука, высота звука и долгота звука в речи играют роль не в абсолютной, а в относительной форме» [Пищальникова, 1993, с. 79], важны нарастания и спады звуковых характеристик текста, то есть их ритмическая организованность.

Таким образом, соотношение элементов в тексте, характер взаимозависимости компонентов смыслового поля может быть установлен самим реципиентом. Воспринимающий на первый взгляд свободен в интерпретации смысловых доминант, однако материальная структура текста, особым образом организованная звуковая материя ограничивает возможности интерпретации, направляет ассоциативный поток реципиента.

Литература

Балаш М.А. Экспериментальные исследования фоносемантической структуры текстов : автореф. дис....канд. филол. наук. Барнаул, 1999.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Петренко В.Ф. Структура сознания в речевом воздействии // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Ведение в психопоэтику. Барнаул, 1993.

Пищальникова В.А. Доминантная эстетизированная эмоция как суггестивный компонент художественного текста // Известия АГУ. 1996. № 2.

Черепанова И.Ю. Текст как фактор изменения установки личности (лингвистические аспекты суггестии): автореф. дисс... канд. филол. наук. Пермь, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.