Научная статья на тему 'Некоторые организационно-управленческие аспекты межведомственной правоохранительной работы в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы '

Некоторые организационно-управленческие аспекты межведомственной правоохранительной работы в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная деятельность / уголовно-исполнительная инспекция / органы внутренних дел / осужденный без изоляции от общества / межведомственная деятельность / предупреждение преступлений / функции управления / кадровая составляющая взаимодействия / law enforcement / criminal enforcement inspection / internal affairs bodies / convicted person without isolation from society / interdepartmental activities / crime prevention / management functions / personnel component of interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Николаевна Смирнова, Ирина Сергеевна Минаева

В статье обосновано значение межведомственного взаимодействия на примере правоохранительной деятельности в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, для обеспечения государственной и общественной безопасности. На основе исследования предложены меры, направленные на ее оптимизацию, в том числе устранение упущений в реализации основных функций управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Николаевна Смирнова, Ирина Сергеевна Минаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some organizational and managerial aspects interdepartmental law enforcement work in the field execution of alternative sentences to imprisonment

The article substantiates the Importance of Interdepartmental cooperation on the example of law enforcement in the field of execution of punishments, alternative to imprisonment, to ensure state and public security. On the basis of the study, measures are proposed aimed at its optimization, including the elimination of omissions in the implementation of the main management functions.

Текст научной работы на тему «Некоторые организационно-управленческие аспекты межведомственной правоохранительной работы в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы »

Закон и право. 2022. № 6. С. 211-213. Law and legislation. 2022;(6):211-213. Научная статья

УДК 343.8 NIION: 1997-0063-6/22-363

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-211-213 MOSURED: 77/27-001-2022-6-563

Некоторые организационно-управленческие аспекты межведомственной правоохранительной работы в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы

Ирина Николаевна Смирнова1, Ирина Сергеевна Минаева2

1 Псковский государственный университет, Псков, Россия

2 Псковский филиал Академии ФСИН России, Псков, Россия

1 irina_smi69@mail.ru

2 firefirst@mail.ru

Аннотация. В статье обосновано значение межведомственного взаимодействия на примере правоохранительной деятельности в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, для обеспечения государственной и общественной безопасности. На основе исследования предложены меры, направленные на ее оптимизацию, в том числе устранение упущений в реализации основных функций управления.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, уголовно-исполнительная инспекция, органы внутренних дел, осужденный без изоляции от общества, межведомственная деятельность, предупреждение преступлений, функции управления, кадровая составляющая взаимодействия.

Для цитирования: Смирнова И.Н., Минаева И.С. Некоторые организационно-управленческие аспекты межведомственной правоохранительной работы в сфере исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы // Закон и право. 2022. № 6. С. 211—213. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-211-213.

Original article

Some organizational and managerial aspects of interdepartmental law enforcement work in the field of execution of alternative sentences to imprisonment

Irina N. Smirnova1, Irina S. Minaeva2

1 Pskov State University, Pskov, Russia

2 Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia

1 irina_smi69@mail.ru

2 firefirst@mail.ru

Abstract. The article substantiates the importance of interdepartmental cooperation on the example of law enforcement in the field of execution of punishments, alternative to imprisonment, to ensure state and public security. On the basis of the study, measures are proposed aimed at its optimization, including the elimination of omissions in the implementation of the main management functions.

Keywords: law enforcement, criminal enforcement inspection, internal affairs bodies, convicted person without isolation from society, interdepartmental activities, crime prevention, management functions, personnel component of interaction.

For citation: Smirnova I.N., Minaeva I.S. Some organizational and managerial aspects of interdepartmental law enforcement work in the field of execution of punishments alternative to imprisonment // Law and legislation. 2022;(6):211—213. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-211-213.

Как справедливо отмечается в литературе, «важнейшим направлением развития современной российской государственности является оптимизация деятельности пра-

© Смирнова И.Н., Минаева И.С. М., 2022.

воохранительных органов... Идет поиск путей наиболее эффективного участия. в защите. прав и свобод граждан, обеспечении безопасности жизнедеятельности государства и общества» [2, с. 7]. При этом большую общественную значимость имеет ценность личности, ее репутация

LAW & LEGISLATION • 06-2022

(эта проблема актуализируется, на наш взгляд, в связи с созданием службы пробации [1]), что непосредственно оказывает влияние на выбор вида наказания, особенно альтернативного лишению свободы [3, с. 1]. Последние все активнее применяются. В связи с этим логично будет рассмотреть управление в правоохранительной сфере в рамках межведомственного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), от которого напрямую зависит эффективность предупреждения повторных преступлений подучет-ных лиц.

Процесс управления в межведомственном взаимодействии (предполагает реализацию таких основных функций управления, как контроль, планирование, информационно-аналитическая работа [5, с. 66—80, 53—60, 30—45]) предопределяется ролью УИИ как составной части уголовно-исполнительной системы (УИС) в осуществлении функций государства [6].

В числе основных задач управления здесь выделяют установление специфики и состояния управленческой деятельности, а также основных условий, определяющих ее эффективность на данном этапе; определение и обоснование реализации соответствующих организационно -структурных изменений; выработку оптимальных направлений реформирования управленческой деятельности.

Так, с учетом данных опроса практических работников и на основе изучения аналитических материалов в регионах можно сделать вывод, что требуют дополнительной проработки вопросы обеспечения эффективности совместной межведомственной правоохранительной деятельности, что направлено на реализацию концептуальных положений развития УИС до 2030 г. Это обусловлено сохранением достаточно высокого уровня повторной преступности подучетных лиц, наличием проблем, связанных с «недостаточной разработкой социально-криминологических основ применения альтернативных санкций» [4, с. 33].

Взаимодействие УИИ и органов внутренних дел (ОВД) требует принятия мер организационно-практического и методического характера, что подтверждает и проведенное исследование, в соответствии с которым нередко формы предупредительного воздействия на осужденных носят разовый характер, что на практике может привести к ощущению преступниками безнаказанности за содеянное противоправное деяние. Следовательно, важно обеспечить комплексный подход в целях реализации в отношении подучетных лиц обоснованных мер индивидуального характера, в том числе на основе максимального использования

возможностей межведомственного взаимодействия как одного из принципов.

В рамках раскрываемой деятельности возрастает роль эффективного принятия управленческих решений, что предопределяет важность цели добиться такого информационного обеспечения межведомственного взаимодействия, которое давало бы возможность систематизации оперативного обмена значимой информацией для выбора способов предупредительно-профилактического воздействия на преступников; обеспечения тщательного предварительного анализа итогов межведомственной деятельности перед выработкой соответствующих организационно-практических мероприятий (этому вопросу, по позиции каждого пятого респондента, уделяется недостаточно внимания).

В связи с этим возрастает роль грамотного использования возможностей автоматизированной базы данных, которая благодаря своему целевому предназначению позволяет обеспечить результативность информационного обеспечения субъектов предупредительной работы, в частности, дает возможность организовать оптимальное информационное взаимодействие между разными элементами системы в рамках достижения общей цели, оперативный поиск и выдачу нео бходимой информации в конкретной служебной ситуации.

По позиции большинства опрошенных сотрудников УИИ, при организации процесса межведомственного информационно -аналитического обеспечения важно не ограничиваться лишь проведением плановых рейдов, которые наиболее распространены в практике и дают важный объем информации, нужно обеспечивать объективность и своевременность, полноту и актуальность поступающих данных с разных источников и по всем необходимым направлениям (это позволит в конечном счете добиться принятия обоснованных управленческих решений в профессиональной деятельности).

Большую роль в эффективности управления в рамках исследуемого направления играет оптимальная контрольная деятельность, которая осуществляется на основе метода ведения (используется в строго необходимых случаях, предполагает жесткий повседневный контроль за исполнителями для оперативного функционирования) и метода слежения (предусматривает периодический системный или эпизодический контроль за деятельностью, используется, например, при комплексном инспектировании) [7, с. 73].

Благодаря верно построенной системе контроля за организацией совместного решения поставленных задач, как показывает исследование,

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

можно добиться результативности предупредительно-профилактического воздействия на по-дучетных лиц на основе своевременной профилактической работы сотрудников УИИ с осужденными с момента постановки их на учет, недопущения формального отношения сотрудников к реализации возложенных задач профилактической работы, обеспечения соблюдения законности в правоохранительной деятельности.

Список источников

1. Аскерова Т. Чуйченко рассказал, зачем нужна служба пробации // URL: https://www. pnp.ru/politics/chuychenko-rasskazal-zachem-nuzhna-sluzhba-probacii.html (Дата обращения: 17.02.2022)

2. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. М.: Омега-Л, 2014. 352 с.

3. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: НОРМА, 2002. 304 с.

4. Ольховик Н.В. Наказания, не связанные с лишением свободы, и проблемы их реализации // Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 — 31 мая 2019). М., 2019. С. 32—40.

5. Организация деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Учеб. пособие / И.Н. Смирнова и др. Псков: ЛОГОС, 2017. 160 с.

6. Потоцкий Н.К. О месте и роли уголовно-исполнительной системы в структуре современного российского общества и государства // Образование и право. 2019. № 8 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-meste-i-roli-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-v-strukture-sovremennogo-

rossiyskogo-obschestva-i-gosudarstva (Дата обращения: 03.12.2021)

7. Сиваков Ю.Л. Основы управления органами внутренних дел: Матер. к лекциям. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. 108 с.

References

1. Askerova T. Chuichenko told why the probation service is needed // URL: https:// www.pnp.ru/politics/chuychenko-rasskazal-zachem-nuzhna-sluzhba-probacii.html (Accessed: 17.02.2022)

2. Dmitriev Yu.A. Law enforcement agencies of the Russian Federation: Textbook for bachelors / Yu.A. Dmitriev, V.B. Israelyan. M.: Omega-L, 2014. 352 p.

3. Zubkova V.I. Criminal punishment and its social role: theory and practice. Moscow: NORMA, 2002. 304 p.

4. Olkhovyk N. V. Punishment not connected with deprivation of liberty, and the problems of their implementation // Collection of materials of the VIII All-Russian meeting of heads of the criminal Executive inspections, correctional centres and units for control over the execution of punishments not related to isolation from society condemned, territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia (May 29 — 31, 2019). M., 2019. Pp. 32—40.

5. Organization of the activities of the penal enforcement system in the field of execution of punishments and measures of a criminal-legal nature without isolation from society: Studies manual / I.N. Smirnova et al. Pskov: LOGOS, 2017. 160 p.

6. Potocki N.K. On the place and role of the penal enforcement system in the structure of modern Russian society and the state // Education and Law. 2019. № 8 // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/o-meste-i-roli-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-v-strukture-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva-i-gosudarstva (Accessed: 03.12.2021)

7. Sivakov Yu.L. Fundamentals of management of internal affairs bodies: Materials for lectures. Minsk: Academy of the Ministry of internal affairs Republic Belarus, 2007. 108 p.

Информация об авторах

Смирнова И.Н. — доктор юридических наук, профессор Минаева И.С. — кандидат юридических наук

Information about the authors

Smirnova I.N. — doctor of law, professor Minaeva I.S. — candidate of law

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.02.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 22.02.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

LAW & LEGISLATION • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.