ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-192-195 NIION: 2015-0066-3/22-356 MOSURED: 77/27-011-2022-03-555
Некоторые направления по совершенствованию правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции
Анатолий Семенович Прудников
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Анализируется законодательство в сфере внешней трудовой миграции, и предлагается ряд направлений по его совершенствованию.
Ключевые слова: внешняя миграция, трудящийся мигрант, законодательство, регулирование, нормативный акт, иностранный гражданин, высококвалифицированный специалист, разрешение, патент
Для цитирования: Прудников А. С. Некоторые направления по совершенствованию правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 192-195. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-192-195.
Original article
Some directions for improving legal regulation in the field of external labor migration
Anatoly S. Prudnikov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The legislation in the field of external labor migration has been analyzed and a number of ways to improve it has been suggested.
Keywords: external migration, migrant worker, legislation, regulation, regulatory act, foreign citizen, highly qualified specialist, permit, patent
For citation: Prudnikov A. S. Some directions for improving legal regulation in the field of external labor migration. Bulletin of economic security. 2022;(3):192-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-192-195.
Начиная с 90-х годов прошлого века, Российская Федерация активно включилась в процессы международной миграции. Этим процессам способствовали развитие внешнеэкономической деятельности, международных деловых связей, нацеленность экономики на привлечение иностранных инвестиций, а также снятие множества административных барьеров, связанных с въездом и пребыванием в стране иностранных граждан и лиц без гражданства и выездом за рубеж граждан Российской Федерации.
Вхождение Российской Федерации в международный рынок труда повлекло за собой усиление процессов внешней трудовой миграции, а благоприятная социально-экономическая ситуация по сравнению с большинством других стран положила начало массовому въезду иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности.
Возможность каждого: и российского, и иностранного гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию закреплена частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации [1].
Свое развитие данное положение получило в Федеральном законе от 22 июля 2002 г № 115-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2], статьей 13 которого предусматриваются условия осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 22 июля 2002 г № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с уче-
© Прудников А. С., 2022
JURISPRUDENCE
том ограничении, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если обратиться к правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации [4; 5], то он неоднократно подчеркивал, что закрепление в Конституции Российской Федерации принципа свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду, и предоставляет обязанность государства обеспечить баланс конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически наиболее слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве.
На сегодняшний день внешняя трудовая миграция представляет собой определенный миграционный поток в Российскую Федерацию. Хотя в последние два года в условиях эпидемиологической обстановки был временно ограничен въезд на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, однако был разрешен въезд узкого круга специалистов, участвующих в проведении накладки и технического обслуживания оборудования иностранного производства, а также иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов.
Так в 2020-2021 гг. были оформлены разрешения на привлечение свыше 100 тыс. иностранных работников на территории Российской Федерации, а также было выдано свыше 2 млн патентов иностранным гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы [8].
Изучение практики по оценке миграционной привлекательности Российской Федерации показала, она обусловлена двумя направлениями - внутренними и внешними.
При этом усилия, предпринимаемые органами публичной власти в области воздействия на каждое из этих направлений, распределяются, недостаточно равномерно. В настоящее время ведется определенная работа по формированию благоприятных и взаимовыгодных международных отношений с основными «поставщиками» мигрантов - странами Содружества Независимых Государств.
Необходимо согласиться с Ш. С. Сулеймановой, что «болевыми точками», снижающими уровень «мягкой силы» российской миграционной привлекательности, являются низкий уровень социальной
и правовой защищенности трудящихся мигрантов. Особенно значимой проблемой является то, что в отличие от ряда стран Европейского Союза, в Российской Федерации, что большинство услуг, связанных с адаптацией, являются для трудящихся мигрантов платными. Решение данных проблем представляется актуальным шагом на пути наращивания потенциала российской «мягкой силы».
Для привлечения максимального числа мигрантов в мало заселенные субъекты Российской Федерации необходимо упростить «процедуру получения разрешительных документов для граждан, направляющихся на постоянное место жительства в районы нового освоения; а также экономически стимулировать трудящихся мигрантов, прибывающих в эти субъекты -(финансовые надбавки и налоговые льготы).
Изучение законодательства в сере миграции в части создания режима привлекательности России для квалифицированных и высококвалифицированных специалистов показало, что для совершенствования данной сферы представляется целесообразным введение дополнительных требований к работодателю, направленных на закрепление права привлекать иностранных высококвалифицированных специалистов добросовестными хозяйствующими субъектами - (требования к численности работников организации, размер уставного капитала, сумма уплаченных юридическим лицом в календарном году налогов и сборов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Кроме того, следует согласиться с позицией Н. В. Курдюмова об установлении возможности получения иностранными высококвалифицированными специалистами и членами их семей вида на жительство без ограничения срока действия при условии осуществления таким иностранным высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности в Российской Федерации не менее трех лет.
Также необходимо на законодательном уровне закрепить процедуру оформления разрешения на работу иностранными высококвалифицированными специалистами, действующего на территории нескольких субъектов Российской Федерации (установить условия получения такого разрешения - наличие у работодателя (заказчика работ/услуг) обособленных подразделений в регионах предполагаемого действия разрешения на работу, объектов, на которых выполняются работы и пр., а также перечень представляемых документов и требования к ним).
Представляется целесообразным исключить из перечня документов, представляемых в органы публичной власти для продления срока действия разрешения на работу, документы, подтверждающие постановку высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания. Необходимость представления указанных документов входит в противо-
№ 3/2022
Bulletin of economic security
193
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
речие с положениями части 4.1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. (ред. от 24.02.2021) № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [3] в ситуации, когда процедура продления срока действия разрешения на работу совпадает по времени командировкой или отпуском работника (когда он физически находится за пределами России), либо с периодом времени (90-то дней с даты въезда в страну), на который высококвалифицированный специалист освобожден от выполнения обязанностей, связанных с осуществлением миграционного учета.
Одним из направлений совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере является устранение существующих противоречий в подходе к реализации порядка привлечения высококвалифицированных специалистов работодателями (заказчиками работ) услуг и предоставляемым таким специалистам преференций.
Так, в настоящее время законодательство в сфере миграции не содержит законодательного закрепления термина «квалифицированного специалиста» (именно в части квалификации) применительно к механизмам привлечения таких специалистов в различные сектора экономики.
Вместе с тем Перечень профессий иностранных квалифицированных специалистов утвержден Приложением к Приказу Минтруда от 05.07.2019 № 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов [6], трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются» и включает 80 позиций.
Также перечень профессий иностранных квалифицированных специалистов утвержден Приложением к приказу Минтруда России от 25.11.2019 № 734н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [7] и включает 135 позиций.
В заключение следует отметить, что необходимо выработать единые критерии определения квалифицированных иностранных работников, как в части требований, предъявляемых к квалификации работника, так и в части востребованности на рынке труда лиц, обладающих соответствующими квалификациями. В связи с чем, необходим единый подход к определению квалифицированных специалистов, порядку их привлечения для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 22 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. (ред. от 24.02.2021) № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // www.consultant.ru.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В. П. Малкова и Ю. А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани» // www.consultant.ru.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан» // www.consultant.ru.
6. Приказ Минтруда от 05.07.2019 г. № 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан-квалифи-цированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются // www.consultant.ru.
7. Приказ Минтруда России от 25.11.2019 г. № 734н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // www.consultant.ru.
8. Сайт ГУВМ МВД России: https://xn--b1aew. xn--p1ai/mvd/
References
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // www.consultant.ru.
2. Federal Law № 115-FZ of July 22, 2002 (as amended on 01.07.2021) «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation» // www.consultant.ru.
JURISPRUDENCE
3. Federal Law № 109 of July 18, 2006 (as amended on 24.02.2021) «On migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» // www.consultant.ru.
4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation № 19-P of December 27, 1999 «On the case of checking the constitutionality of the provisions of Paragraph 3 of Article 20 of the Federal Law «On Higher and Postgraduate Professional Education» in connection with the complaints of citizens V. P. Malkov and Yu. A. Antropov, as well as the request of the Vakhitovsky District Court of Kazan»// www.consultant.ru.
5. Resolution of the Constitutional Court RF dated March 15, 2005 № 3-P «In the case of checking the constitutionality of the provisions of paragraph 2 of Article 278 and Article 279 of the Labor Code of the Russian Federation and paragraph 2 of paragraph 4 of Article 69 of the Federal Law «On Joint Stock Companies» in connection with the requests of the Volkhov City Court of the Leningrad region, the Oktyabrsky District Court of the city of Stavropol and complaints of a number of citizens» // www.consultant.ru.
6. Order of the Ministry of Labor dated 05.07.2019 № 490n «On approval of the list of professions (specialties, positions) of foreign citizens-qualified specialists employed in their existing profession (specialty), for which quotas for issuing work permits to foreign citizens arriving in the Russian Federation on the basis of a visa do not apply» // www.consultant.ru.
7. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation № 734n dated 25.11.2019 «On approval of the list of professions (specialties, positions) of foreign citizens of stateless persons - qualified specialists eligible for admission to citizenship of the Russian Federation in a simplified manner» // www.consultant.ru.
8. Website of the GUVM of the Ministry of Internal Affairs of Russia: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/
Библиографический список
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президен-
та Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622.
2. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции : теория и практика : монография. М. : Юстицинформ, 2017. 240 с.
3. Прудников А. С. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Харламов С. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 215 с.
4. Прудников А. С. Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Дутов П. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 191 с.
5. Прудников А. С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Харламов С. О., Прудникова Т. А. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 535 с.
Bibliographic list
1. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025, approved by Decree of the President of the Russian Federation № 622 dated October 31, 2018.
2. Malyshev E. A. State management in the field of external labor migration : theory and practice : monograph. M. : Justicinform, 2017. 240 p.
3. Prudnikov A. S. Activity of divisions of internal affairs bodies on migration issues. Legal and organizational aspects : textbook / Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Kharlamov S. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 215 p.
4. Prudnikov A. S. Legal regulation of external labor migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Dutov P. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 191 p.
5. Prudnikov A. S. State-legal foundations of population migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Kharlamov S. O., Prudnikova T. A. M. : UNITY-DANA, 2021. 535 p.
Информация об авторе
А. С. Прудников - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.
Information about the author
A. S. Prudnikov - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia.
Статья поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 16.06.2022; принята к публикации 05.08.2022.
The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 16.06.2022; accepted for publication 05.08.2022.
№ 3 I 2022
Bulletin of economic security
195