иноязычном речевой культуры.
Поэтапность, проигрывание сложных ситуаций (ролевая игра), наглядность, выработка цели, сравнение результатов, взаимодействие со сверстниками позволили мотивировать учащихся, организовать совместную деятельность, приобрести им опыт выполнения учебных функций (контроль и оценка, целеполагание и планирование), а нам — использовать дополнительные средства вовлечения младших школьников в содержание обучения. Одновременно были выстроены личностно-эмоциональные и деловые отношения школьников, следствием
чего стало формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных действий.
Одним из обязательных требований к оформлению проекта является наличие презентации в формате PowerPoint, поэтому компьютерную грамотность следует прививать уже в начальной школе, что ещё раз подтверждает основную мысль статьи, что модернизация и инновационная политика затронули все сферы образования, а метод проектов выступает как один из наиболее эффективных в современной педагогической практике школьного образования.
Примечания
1. Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В., Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва : Академия, 2008.
2. Барбер М, Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать ещё более эффективными в следующем десятилетии [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http:// ecsocman. hse.ru/text/33436527
3. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.htm
4. Рыбинская С. Н. Экспертиза и консультирование инновационного процесса в школьных организациях [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
^Некоторые концепции формирования ценностно-патриотических ориентаций
у Будущих менеджеров
УДК 378+172.15 С . И. Кул ини н
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются некоторые концепции формирования ценностно-патриотических ориентаций. Взаимосвязь развитых ценностно-патриотических ориентаций и профессиональных компетенций будущего менеджера.
Ключевые слова: ценностно-патриотические ориентации, развитие личности, профессионализм, модель формирования.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 177-181
177
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
S. I. Ku lin i n
Moscow State University of Culture and Arts
SOME CONCEPTS EDUCATION OF PATRIOTIC VALUES OF THE FUTURE MANAGERS
The article discusses of concepts education of patriotism. Relationship developed value-patriotic attitudes and professional competence of the future managers.
Keywords: patriotism, patriotic values, professional competence, personality development.
Сегодня духовность личности определяется самосознанием, идентификацией себя в социуме, ценностными жизненными ори-ентациями, которые определяют саморазвитие и самоуважение, позволяют человеку самореализоваться. Взаимоотношения с окружающим миром, профессиональная деятельность, общее культурное развитие, отношение к людям, забота о близких, патриотические чувства — все это влияет на духовную культуру личности.
Формирование ценностно-патриотических ориентаций ещё в вузе активно влияет на развитие и духовной культуры человека, и его профессиональных качеств. Этот процесс включает в себя учебно-познавательную деятельность по овладению научными знаниями, навыками, развитие творческих способностей, формирование научного мировоззрения и нравственных убеждений человека, привлечение обучающихся к коллективной работе, воспитание лояльности и толерантности, развитие глубокого интереса к другой личности как уникальному миру, существующему в единственном числе. Этот интерес в дальнейшем пробудит уважение и сочувствие, сострадание и дружбу, то есть определит тот набор качеств, которые являются неотъемлемой частью ценностно-патриотических ориентаций.
Рассмотрим некоторые концепции воспитания ценностно-патриотических ориентаций у молодёжи. Например, А. Н. Вырщи-ков и М. Б. Кусмарцев в своём исследовании «Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодёжи» предполагают, что воспи-
тание патриотизма есть передача родового, творческого опыта и что молодой человек проникается идеями патриотизма, переживая свой личный опыт решения проблем [1].
Культура патриотизма, понимаемая в философии как надындивидуальный источник ценностей, в связи с этим не теряет своего значения, но рассматривается сквозь призму субъекта истории — человека, создающего культуру, мораль, цивилизацию, активно влияющего на всю социально-природную систему и, в свою очередь, испытывающего влияние объективации. Такое видение патриотизма открывает возможность гуманитарного, антропологического понимания культуры и истории, в рамках которых развивается человек, стремящийся разрешить проблему смысла существования. С опорой на идеи П. А. Флоренского, М. М. Бахтина, В. Б. Шкловского, И. Лакатоса, И. А. Ильина и В. С. Библера может быть сформулировано понимание культуры патриотизма как совокупного родового, творческого опыта. Этот опыт необходимо рассматривать и как креативный потенциал рода, то есть с позиций, обращённых в историческую перспективу созидательных возможностей индивида. Культура патриотизма и есть исторически заданный (от слова «задача») универсум кристаллизованных, опредмеченных творческих возможностей людей в отношении созидания и защиты Отечества. В таком понимании данный опыт не может быть прямо и однозначно передан молодому человеку через общественно выработанные нормы и предписания. Существуют особые формы её фиксации и способы межпоколенной пе-
редачи. Исторически творческий потенциал патриотизма воплощается не в самих по себе готовых продуктах человеческой деятельности — вещах и идеях, а в порождённых ею проблемах, предметными носителями которых служат эти продукты его отношений и деятельности. Благодаря этому через содержание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и далее избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности [1, с. 20].
По мнению Г. В. Здеревой, понимая особую значимость современной цели воспитания патриота — разносторонне развитой личности, особое внимание важно уделять:
• философско-мировоззренческой подготовке студентов;
• приобщению студентов к системе ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего народа;
• формированию самосознания на основе ценностного отношения к жизни;
• развитию гражданственности и социальной ответственности как важнейших черт личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны и сохранении человеческой цивилизации;
• формированию общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, веры в созидательные возможности человека, толерантности);
• воспитанию коллективизма и потребности самореализации в обществе;
• развитию внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения;
• развитию творческого потенциала и потребности в творческом труде [3, с. 105].
А. М. Иовиков, делая акцент на гражданственности как основной составляющей патриотизма, пишет, что одной из важнейших сторон воспитания считает воспитание гражданина. Гражданское воспитание при этом разделяется на три составляющие: политическое воспитание, правовое воспитание и воспитание патриотизма, что объясня-
ется выделением отношении человека-гражданина к обществу, государству, к стране. Другими словами, человек-гражданин — это активный участник общественно-политической жизни страны, у него развиты и сформированы стремления: к улучшению и защите страны; к соблюдению установленных государством норм поведения [4, с. 7].
С точки зрения группы учёных А. Я. Да-нилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова, индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90-х годов XX века и остаётся одной из важнейших задач современного образования.
Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в Госсии много, и они не уходят из жизни далее самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем [2, с. 17—23].
Рассмотрев концепции патриотического воспитания личности, молено сделать вывод о том, что в патриотическом воспитании непреходящую ценность имеют историзм, то есть знания и культура предков, передаваемые из поколения в поколение, и морально-нравственная составляющая формирования личности и развития духовности. именно на этой платформе выстраивается модель настоящего патриота.
Валено отметить, что на процесс формиро-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
вания ценностно-патриотических ориентаций оказывают влияние профессиональные навыки и умения менеджера. И наоборот, развитые ценностно-патриотические ориентации определяют уровень профессиональных компетенций будущих менеджеров. Менеджер — это управленец, поэтому в своей профессиональной деятельности должен уметь заниматься диагностической, коррек-ционной и прогностической деятельностью, иметь навыки активной самостоятельной работы, уметь планировать и добиваться поставленных целей, что определяет психолого-педагогические особенности его деятельности.
Опираясь на систему профессиональной подготовки менеджера, которая предполагает общеобразовательный и профессиональный компоненты, нами разработана модель формирования ценностно-патриотических ориентаций будущего менеджера.
Модель представляет собой высокий уровень развития будущего менеджера и в свою структуру включает духовно-нравственные и профессиональные компоненты, взаимосвязь которых позволяет формировать личностные качества (среди которых ответственность, честность, преданность делу, любовь к Родине, земле, семье, людям и др.) и профессиональные компетенции (управления, диагностики, прогнозирования, анализа, моделирования явлений и ситуаций, сохранения и распространения культурных ценностей и т.п.).
При более внимательном изучении вопроса влияния всех аспектов (социально-психологических, образовательных, профессиональных) была выявлена зависимость сфор-мированности ценностно-патриотических ориентаций и от уровня общего образования, и от умения выстраивать психологические взаимоотношения с различными социальными группами, и от развития профессиональных умений и навыков, и от развития духовной составляющей личности. Возникла необходимость структурировать информацию и показать взаимозависимость компонентов друг от друга, то есть, влияя на раз-
витие одного из компонентов, будущий менеджер работает на формирование более высокого уровня ценностно-патриотических ориентаций, а те, в свою очередь, помогают его личностному, социальному и профессиональному росту.
Наличие такой модели помогает будущему менеджеру справиться с трудностями профессии, структурировать информацию и более правильно сформулировать цели саморазвития.
Компоненты модели формирования ценностно-патриотических ориентаций будущего менеджера включают в себя:
• духовно-личностный компонент (это внутренний мир личности и все, что с ним связано: духовно-нравственная составляющая личности, мировоззрение, система ценностей и убеждений человека, ценностно-патриотические ориентации);
• профессиональный компонент (знания, навыки и умения, связанные с профессией). Здесь на возможности карьерного и профессионального роста оказывают влияние собственные профессиональные притязания и профессиональная самооценка, умение реа-лизовывать планы профессионального роста, следовать требованиям профессиональной культуры, соответствовать профессиональным квалификационным стандартам менеджера;
• общеобразовательный компонент (эта та платформа для получения профессиональных знаний, которая базируется на сумме общеобразовательных знаний, соответствующих образовательным стандартам. Это знания и ориентиры в огромном потоке информации, которые получает современный человек, возможность сформировать свой кругозор и интеллектуальные предпочтения);
• социально-психологический компонент (связь с обществом, людьми, система отношений и поведения; базой для социально-психологического компонента становится духовно-личностный компонент, и от развитости и взаимосвязи этих двух компонентов будет зависеть, насколько правильно будет
человек общаться в социуме, какие взгляды и убеждения транслировать).
Все компоненты служат формированию целостных и правильных убеждений, отно-
шений и поведения студента — будущего менеджера, помогая решать задачи как профессионального развития, так и формирования ценностей настоящего патриота.
Примечания
1. Бырщикоб А. Н, Кусмарцев М. Б. Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодёжи. Волгоград : ПринТерра, 2007.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина россии. Москва : Просвещение, 2009.
3. Здерева Г. В. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... доктора пед.наук. Тольятти, 2005.
4. Новиков А. М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся? // Специалист. 2010. № 7.
АЗБИТИЕ ВАРИАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С помощью МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
УДК 37.025.7+159.922.74:304.44 А. Л. Леутина
Московский государственный университет культуры и искусств
Б настоящей статье даётся описание разработанной и реализованной на базе Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» в рамках образовательной программы «Форсайт: взгляд в будущее» методики построения «дерева возможностей». Целью методики является развитие у детей вариативного мышления как компонента креативности в процессе построения образа своего будущего.
Ключевые слова: креативность, креативный потенциал, вариативность мышления, социализация, «дерево возможностей», образ будущего.
A. L. Leutina
Moscow State University of Culture and Arts
DEVELOPMENT OF VARIABILITY OF THINKING OF CHILDREN BY THE TECHNIQUE OF CONSTRUCTING A "TREE OF OPTIONS"
The subject of this article is the description of method, concerning building "the tree of possibilities". Method was designed and implemented in the Center of Children's Additional Education "The Laboratory of Traveling", as part of educational program "Foresight: a glance into the future". The aim of this method is to develop the variable thinking of children. Variable thinking is considered to be a component of creativity during the process of building of the image of bright future.
Keywords: creativity, creative potential, variability of thinking, socialization, "the tree of possibilities", image of the future.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 181-184
181