Научная статья на тему 'К определению понятия «Ценностнопатриотические ориентации»'

К определению понятия «Ценностнопатриотические ориентации» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / PATRIOTIC VALUES AND ORIENTATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулинин Святослав Игоревич

В статье рассматриваются некоторые аспекты понятия «ценностно-патриотических ориентаций». Развитые ценностно-патриотические ориентации, рассматриваются как важнейший элемент внутренней структуры личности, показатель её социальной развитости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF “VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS”

In article some aspects of concept of “valuable and patriotic orientations”. Developed valuable and patriotic orientations are considered as the most important element of internal structure of the personality, an indicator of her social development.

Текст научной работы на тему «К определению понятия «Ценностнопатриотические ориентации»»

Представительная власть — XXI век. 2007. № 6. С. 11—15.

5. Любимов А. П. Административная реформа в субъектах Российской федерации // Представительная власть — XXI век. 2005. № 2. С. 18,19.

6. Макаренко А. С. Случай в походе. Москва, 1939.

7. Путин В. В. Послание Президента Российской федерации федеральному собранию Российской федерации // Представительная власть — XXI век. 2012. № 7—8 (118—119).

к определению понятия «ценностно-патриотические ориентации»

УДК 37.013

С. И. Кул ини н

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются некоторые аспекты понятия «ценностно-патриотических ориентаций». Развитые ценностно-патриотические ориентации, рассматриваются как важнейший элемент внутренней структуры личности, показатель её социальной развитости.

Ключевые слова: ценности, патриотизм, ценностно-патриотические ориентации, развитие личности.

S. I. Kulini n

Moscow State University of Culture and Arts

to THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF "VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS"

In article some aspects of concept of "valuable and patriotic orientations". Developed valuable and patriotic orientations are considered as the most important element of internal structure of the personality, an indicator of her social development.

Keywords: values, patriotism, patriotic values and orientation, personality development.

Значительные изменения в образе и качестве жизни современных россиян, ликвидация существовавшей в XX веке стройной и последовательной системы патриотического воспитания граждан — все это привело к серьёзным изменениям в социально-ценностных ориен-тациях современной молодёжи.

Более того, в наши дни наблюдается повсеместный отказ образовательных систем развитых стран от воспитательной роли в формировании у подрастающих граждан патриотизма. Развитие принципов свободы и индивидуальности нивелирует понятие «патриотизм».

В результате в обществе получили широ-

кое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Конечно, отношение к родине у молодёжи формировалось в условиях реформ и кризисов, когда рушились старые системы ценностей. Утратив прежние ценностные ориентиры, общество не может предложить молодёжи и студенчеству готового набора новых ценностей, прежние же, с учётом исторических реалий, подверглись серьёзной коррек-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 117-121

117

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

тировке. Государство находится в активном поиске методов и способов идеологического обоснования воспитательного процесса, особенно в системе образования. Проблема формирования ценностных ориентиров у молодёжи выходит на новый уровень, вовлекая в свою орбиту государственные, муниципальные, образовательные организации.

Семья, государство и образовательные учреждения должны заполнить пустующие лакуны знанием и нравственными ориентирами, которые позволят молодым людям восстановить гордость за свою страну. Воспитание гражданственности и патриотизма в молодых гражданах позволит консолидировать общество и преодолеть его сползание в сторону национализма.

Совершенно очевидно, что патриотизм нельзя навязать правительственными постановлениями, это очень интимное чувство человека, которое, когда государство живёт в спокойном периоде своей истории, не заявляет о себе громко. Он проявляется в заботе о своей семье, качественной профессиональной деятельности, выполнении своих гражданских обязанностей, воспитании детей в уважении к исторической памяти своей страны. Патриотизм охватывает все стороны жизни человека и помогает осознать глубину развития его личности.

Правильно сформированные ценностно-патриотические ориентации представляют жизненно необходимый интерес и общества, и личности. В настоящее время на нашу жизнь огромное влияние оказывают процессы глобализации. Интенсивное воздействие различных источников информации, практически стёртые границы между государствами, широкий культурный обмен, возможность общаться с большим количеством людей из разных стран в режиме реального времени — все это делает понятие «патриотизм» в умах молодёжи несколько устаревшим понятием. Задача государства и педагогов — заложить правильные ценности у студентов, помочь им понять сущность «патриотизма», осознать, что любовь к родной земле, стране помогает им правильно ориентироваться в глобальном

мире, потому что поддерживает самосознание, самоидентификацию, позволяет гордиться своей историей, достижениями своей страны, её местом в современном мире.

Рассуждая логически, можно прийти к пониманию того, что государство и вузы должны решать задачу патриотического воспитания в комплексе: формировать патриотические установки, исходя из возможностей и условий сегодняшнего дня, взяв на вооружение ранее существовавший опыт и методики и привнеся все то новое и полезное, что может предложить современные наука и общество. Перед обществом же стоит задача не только сохранения, но и воспроизводства духовных ценностей. Это возможно только при планомерной, регулярной работе с молодёжью и студентами, которые должны ставить перед собой цели, приносящие пользу не только их семье, но и обществу в целом.

На сегодняшний день государственные и образовательные учреждения используют большой набор разнообразных форм работы: лекции, доклады, тематические вечера, встречи с ветеранами, уроки мужества, музеи боевой славы, походы по местам боевых сражений, краеведческие и исторические кружки, движение юных следопытов, военно-спортивные и военно-технические игры, поддержание тесных контактов с воинскими частями и военными учебными заведениями. Все это способствует накоплению необходимых знаний для формирования патриотизма.

Патриотизм — любовь к Родине, чувство особой близости к тому народу, который непосредственно окружает личность, естественен и ценен, поскольку обогащает и облагораживает многие социальные поступки человека. Каждый порядочный и разумный человек хочет видеть свою страну процветающей, защищённой, прочной, безопасной.

На нравственно очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал ещё А. Н. Радищев: «Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына

Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, даёт добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убеждён в том, что смерть его принесёт мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...» [5, с. 205—206].

Чувство патриотизма, будучи устойчивой характеристикой личности, выражается в определённом отношении к предметам и явлениям окружающей действительности, а с другой стороны, выражается в помыслах и действиях человека. Оно не только определяет отношения личности, но и детерминирует её когнитивные и мотивационные проявления. На уровне индивидуального сознания ценности переживаются в форме ценностных ори-ентаций как разновидности ценностных представлений. Чувство патриотизма, выполняя в структуре личности регулирующую, смысловую и мотивационную функции, может рассматриваться в качестве личностной ценности, выступающей в сознании индивида в форме ценностных ориентаций [4].

Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Например, ценностные ориентации, по В. А. Сухомлинскому, это в первую очередь — нравственный идеал. Нравственный идеал включает в себя такие черты личности: умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе — как понимание и переживание цели, смысла жизни; гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности; богатство духовного мира, интересов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

чувство человеческого достоинства — уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству; любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений; открытость сердца радостям и горестям других людей [3, с. 555].

В трудах учёных ХХ века С. Л. Рубинштейна, А. Г. Здравомыслова, Б. Г. Ананьева, О. Г. Дробницкого, А. Н. Леонтьева ценностные ориентации предстают как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода внутреннюю «ось», обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определённого типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. ценностные ориентации — это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, с селекцией стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

цели. Противоречивость в ценностных ори-ентациях порождает непоследовательность в поведении; является признаком инфантилизма [6].

Ценностно-патриотические ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида [7, с. 732].

Изучение роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к её ценностно-патриотическим ориентациям проведено в работах Б. Д. Парыгина, Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Л. И. Анцыферовой, В. С. Мухиной, А. А. Бодалева, Г. Г. Дилигенского, В. Г. Алексеевой и многих других исследователей. С точки зрения л. И. Анцыферовой, направленность личности на определённые ценности — ценностные ориентации — формирует общество. Именно общество предъявляет определённую систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов [2, с. 426—433]. В. Г. Алексеева формулирует общепринятое определение ценностных ориентаций как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [1, с. 63—70].

Для воспитания ценностно-патриотических ориентаций важно, чтобы знания об их сущности и способах проявления были не просто усвоены, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в составляющую духовно-нравственной компоненты личности.

Такие качества, как честность, порядочность, гражданственность, воспитанность, доброжелательность, толерантность, уважение к старшим, забота о ближнем, должны быть главными в структуре личности человека. Если молодой человек ценит именно эти качества и старается их приобрести и развить в себе, у нас есть все основания думать, что из него вырастет настоящий патриот, ценящий настоящее, а не мнимое. С такими чертами

характера жить непросто, но люди ценят в человеке, прежде всего, именно эти качества.

Чем могут помочь развитые ценностно-патриотические ориентации? Человек, имеющий твёрдые убеждения и взгляды, как правило, занимает чёткую жизненную позицию, здраво судит о жизни, не поддаётся эмоциональным взрывам, воспитан, вежлив в общении, самодостаточен и поэтому вызывает уважение у окружающих. Таким образом, формируется авторитет личности в обществе.

Для многих людей в понятие патриотизма входят и такие качества, как богатство, карьера, возможность манипулировать большим количеством людей и навязывать им свою волю, атрибуты публичного успеха, ради которых они готовы «идти по головам», нарушая все морально-этические нормы поведения.

Террористы тоже оправдывают свою деятельность принципами патриотизма.

Хочется обозначить ту сферу, в которой происходит подмена понятий, которая не включает в себя ценностно-патриотические ориентации.

Это желание власти, наплевательское отношение к человеческой жизни, слабоволие, неумение мыслить самостоятельно, желание переложить ответственность за свои поступки на другого, незнание истории своей страны, невнимание к близким.

Рассматривая понятия «ценность», «патриотизм», «ценностно-патриотические ориентации», можно сделать вывод, что ценностно-патриотические ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, установок и убеждений, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, его отношение к Родине, к семье, к себе и окружающим.

Патриотизм — ценностная ориентация, которая вместе с нравственными, философскими, политическими убеждениями человека входит в совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми.

зрелая личность, имеющая устойчивые и непротиворечивые ценностно-патриотичес-

кие ориентации, имеет в своём активе такие качества, как цельность, надёжность, верность принципам служения Отечеству, способность к волевым усилиям для достижения идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели.

Чувство патриотизма выражается в определённом отношении к предметам и явлениям окружающей действительности, в помыслах и действиях человека. Служит развитию

гражданственности как неотъемлемой части развитых ценностно-патриотических ориен-таций, которые выполняют в структуре личности регулирующую, смысловую и мотива-ционную функции.

Поэтому главное в патриотической работе не упустить тот правильный духовно-нравственный настрой, который и способен сделать человека настоящим гуманистом, гражданином и защитником своей страны.

Примечания

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63—70.

2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. Москва, 1989. С. 426—433.

3. Латышина Д. И. История педагогики. Москва : Гардарики, 2005.

4. Попов А. И. Патриотические ценностные ориентации школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1617

5. Радищев А. Н. Избранные сочинения. Москва, 1952.

6. философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. ф. Ильичёв, П. Н. федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Москва : Советская энциклопедия, 1983.

7. философский энциклопедический словарь. Москва, 1989.

^Условия формирования духовно-

нравственных ценностей подростков:

педагогический аспект

УДК 37.013

В. А. Павлова

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена осмыслению проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте в современной пореформенной России. Рассматривается значение трёх основных компонентов при формировании духовно-нравственных ценностей подростка, таких как урочная деятельность, внеурочная деятельность и семейное воспитание.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, подросток, урочная деятельность, внеурочная деятельность, семейное воспитание.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 121-124

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.