Научная статья на тему 'О формировании ценностно-патриотических ориентаций у студентов - менеджеров музыкального искусства в вузах'

О формировании ценностно-патриотических ориентаций у студентов - менеджеров музыкального искусства в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СТУДЕНТЫ-МЕНЕДЖЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS / PATRIOTISM / VALUES / CREATIVITY / PEDAGOGICAL APPROACHES / STUDENTS MANAGERS / VOCATIONAL TRAINING / MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Ольга Евгеньевна

Статья посвящена такой актуальной проблеме педагогики высшей школы, как подготовка специалистов, обладающих высокими духовно-нравственными ценностями, которые им помогут ориентироваться во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной. Обосновывается необходимость формирования в процессе обучения в музыкальном вузе у студентов будущих менеджеров музыкального искусства ценностно-патриотических ориентаций. На основе обобщения мнений большого количества учёных прошлого и настоящего, российских и зарубежных, в статье приведено авторское понимание составляющих понятия «ценностно-патриотические ориентации», выделены те педагогические технологии и подходы, позволяющие организовать процесс становления менеджера музыкального искусства как полноценной личности и высококвалифицированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS AT STUDENTS -MANAGERS OF MUSICAL ART IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Article is devoted to such actual problem of pedagogy of the higher school as training of specialists, having high spiritual and moral values which to them will help to be guided with all spheres of activity including professional sphere. Need of formation in the course of training in musical higher education institution at students future managers of musical art of valuable and patriotic orientations is proved. On the basis of generalization of opinions of a large number of scientists of the past and the present, Russian and foreign, the author is given his understanding of components of concept “valuable and patriotic orientations” and those pedagogical technologies and approaches which allow to organize process of formation of the manager of musical art as the full-fledged personality and the highly qualified specialist.

Текст научной работы на тему «О формировании ценностно-патриотических ориентаций у студентов - менеджеров музыкального искусства в вузах»

6. Uvarov V. A., Bulavina T. A. Results of approbation of the existing standard requirements of the I-VI steps and the forecast of quantity of znachkist of the GTO complex. Zdorovyi obraz zhizni i fizicheskoe vospitanie studentov i slushatelei vuzov : materialy XIII Mezhdunarodnoi ochno-zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (2 aprelia 2015 goda, g. Moskva) [Healthy way of life and physical training of students and listeners of higher education institutions: materials XIII of the International intramural and extramural scientific and practical conference (on April 2, 2015, Moscow)]. Moscow, Publishing house of Institute of economy and business, 2015. Pp. 127—129.

ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ — МЕНЕДЖЕРОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВУЗАХ УДК 37.035:378.978 О. Е. Шилова

Российская академия музыки имени Гнесиных

Статья посвящена такой актуальной проблеме педагогики высшей школы, как подготовка специалистов, обладающих высокими духовно-нравственными ценностями, которые им помогут ориентироваться во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной. Обосновывается необходимость формирования в процессе обучения в музыкальном вузе у студентов — будущих менеджеров музыкального искусства ценностно-патриотических ори-ентаций. На основе обобщения мнений большого количества учёных прошлого и настоящего, российских и зарубежных, в статье приведено авторское понимание составляющих понятия «ценностно-патриотические ориентации», выделены те педагогические технологии и подходы, позволяющие организовать процесс становления менеджера музыкального искусства как полноценной личности и высококвалифицированного специалиста.

Ключевые слова: ценностно-патриотические ориентации, патриотизм, ценности, творчество, педагогические подходы, студенты-менеджеры, профессиональная подготовка, музыкальное искусство.

O . E. S h i l o va

Gnessin Russian Academy of Music, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Povarskaya, str., 30/36, 121069, Moscow, Russian Federation

ABOUT FORMATION OF VALUABLE AND PATRIOTIC ORIENTATIONS AT STUDENTS — MANAGERS OF MUSICAL ART IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Article is devoted to such actual problem of pedagogy of the higher school as training of specialists, having high spiritual and moral values which to them will help to be guided with all spheres of activity including professional sphere. Need of formation in the course of training in musical higher education institution at students — future managers of musical art of valuable and patriotic orientations is proved. On the basis of generalization of opinions of a large number of scientists of the past and the present, Russian and foreign, the author is given his understanding of components of concept "valuable and patriotic orientations" and those pedagogical technologies and approaches which allow to organize process of formation of the manager of musical art as the full-fledged personality and the highly qualified specialist.

Keywords: valuable and patriotic orientations, patriotism, values, creativity, pedagogical approaches, students managers, vocational training, musical art.

ШИЛОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано, заместитель начальника отдела международных связей Российской академии музыки имени Гнесиных SHILOVA OLGA EVGEN'EVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of Piano, Deputy Head of International Relations, Gnessin Russian Academy of Music

e-mail: zaluzzi@yandex.ru © Шилова О. Е., 2015

Стратегическая цель современной российской государственной политики по консолидации общества, формированию бережного отношения к своей стране, людям и обществу в целом определена в государственных программах по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Эти программы, начиная с 2001 года, определяют и корректируют процесс становления российских граждан, особенно молодёжи, на основе формирования духовно-нравственных ценностей, ценностно-патриотических ориентаций.

Такое внимание государства к становлению своих граждан определяет и те особые задачи, которые должна решать система образования, особенного высшего, а именно: подготовить специалистов, обладающих духовно-нравственными ценностями, которые помогут им ориентироваться во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной.

Не остаётся в стороне от этой проблемы и учебно-воспитательный процесс в музыкальных вузах, занимающихся становлением ценностно-патриотических ориентаций музыкантов, будущих менеджеров музыкального искусства.

Музыкальное искусство патриотично по своему содержанию, ценностно ориентировано, независимо от нашего желания, системы профессиональной подготовки в вузе. Следовательно, музыкальное искусство, благодаря средствам музыкальной выразительности, таким как мелодии, гармонии, интонации, тембры, краски, способно передавать из поколения в поколение те глубочайшие ценностно-патриотические основы, которыми отличается музыкальное искусство России, раскрывать всю гамму чувств и впечатлений, особенности души — всё то, что находит отклик у других людей через призму поколений и веков.

При этом, как показывает практика, в этом вопросе нельзя обойтись и без целенаправленного воздействия на личность. Особенно это необходимо для будущих менеджеров музыкального искусства, практическая деятельность которых теснейшим образом свя-

зана с художественно-творческой деятельностью, созданием, распространением и сохранением культурных ценностей.

При помощи музыкального материала, знаний о культурных и исторических ценностях менеджер музыкального искусства способен оказывать существенное влияние на людей различных возрастов и социальных групп. И чтобы способствовать их патриотическому воспитанию, формированию ценностно-патриотических ориентаций, менеджеры музыкального искусства должны сами в полной мере обладать чёткими жизненными ориентирами, быть подлинными патриотами России.

Вопросом о том, что входит в понятие «ценностно-патриотические ориентации», задавались многие мыслители с древнейших времён. Среди них: Платон, Аристотель, Л. Б. Альберти, М. Вебер, В. Виндельбанд, Н. Гартман, И. Кант, Г. Лотце, Ж.-Ж. Руссо, Г. Риккерт, отечественные учёные, философы, писатели, поэты, музыканты: М. В. Ломоносов, В. О. Ключевский, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. М. Соловьёв, В. С. Соловьёв, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, а также культурологи, педагоги, психологи: Б. Г. Ананьев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, О. Г. Дробницкий, А. П. Вырщиков, Л. С. Зорилова, Л. Н. Сто-лович, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Обобщая мнения учёных, можно сделать вывод, что «ценностно-патриотические ориентации» представляют собой сложившиеся идеальные высоконравственные образы, которые позволяют определять подлинность духовных ценностей, истинных святынь Отечества, наполненных чувствами любви и преданности ко всему самому лучшему, созданному людьми.

Так, по мнению Л. С. Зориловой, ценностно-патриотические ориентации представ-

лены как важнейшие компоненты внутренней структуры личности, имеющие большое значение в жизни, как своеобразные ориентиры верных поступков и ценностных отношений, наполненные логикой и смыслом, как эмоционально окрашенные волевые поступки, помогающие конкретному человеку принимать верные решения, действовать в конкретных ситуациях. Но содержательные ориентиры личности диктует общество, предъявляя свою систему ценностей, которую личность принимает или не принимает, ориентируясь на общий уровень развития культуры, сложившиеся нормы убеждений, отношений и поведения: «Патриотизм, любовь к Отечеству, вера в Россию, её духовную культуру ... истинные ценности сохраняли многим русским жизнь, формировали их целеустремлённость, способность искать и находить добро, отдавая его другим, чувствовать и воспевать красоту, ощущать любовь к людям и Богу. Всё это, согласно христианской заповеди, составляет Путь к Истине, а также способствует подлинному Возрождению лучших качеств национального характера» [1, с. 167].

В работах Б. Г. Ананьева, О. Г. Дробниц-кого, С. Л. Рубинштейна патриотизм рассматривается как явление духовной культуры, как показатель жизнедеятельности человека, его ценностно-патриотических ориентаций, которые представлены как гармоническое единство социального и индивидуального, убеждений и взглядов личности, её отношения к окружающему миру, реализуемых в конкретных поступках.

Воспринятые адекватно ценностно-патриотические ориентации обеспечивают устойчивость сознания личности, направляя потребности и интересы, регулируя мотивацию. Они становятся незыблемыми устойчивыми образованиями, философскими, нравственными, эстетическими убеждениями, отражающими глубокие привязанности личности, её качества, такие как целеустремлённость в достижении и решении поставленных задач, ответственность перед собой и другими, верность, преданность как своему делу и отдель-

ным людям, так и России в целом. Примеров этому бессчётное множество. Можно вспомнить деятельность выдающихся русских людей — и политиков, и писателей, и музыкантов, которые, где бы они ни находились, образ России сохраняли в своём сердце как ведущий ключевой ориентир всех действий и поступков.

Следовательно, ценностно-патриотические ориентации напрямую влияют на формирование профессиональных компетенций, как общекультурных, так и профессиональных. Поэтому профессиональная подготовка менеджеров музыкального искусства не может обойтись без целенаправленного воздействия на его личность с целью формирования системы духовно-нравственных убеждений и взглядов, ценностного отношения к людям, ко всему тому, чем ему предстоит заниматься. При этом менеджер музыкального искусства должен в результате демонстрировать адекватное поведение тем убеждениям, которые он в себе несёт и пропагандирует другим, при этом определяя не только ценностный смысл своего отношения и поведения, но и ценность того музыкального материала, которым он собирается пользоваться и включать в свои творческие проекты, мероприятия, подключая к данному процессу своё творческое мышление, воображение, волю — всё то, что будет оказывать непосредственное влияние на его дальнейший профессиональный рост, приобретение опыта.

Для решения этой важнейшей государственной задачи в учебно-воспитательном процессе музыкального вуза необходимо применять новые технологии и эффективные методики. Особое внимание обращают на себя педагогические подходы, применение которых позволяет добиться эффективного формирования ценностно-патриотических ориентаций у менеджеров музыкального искусства.

Одним из инновационных и самых востребованных в практике высшей школы сегодня является компетентностный подход, который теснейшим образом связан

с выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования компетенциями и направлен на их формирование в условиях профессиональной подготовки.

Личностно-деятельностный подход предполагает активизацию творческой деятельности конкретного студента, разработку инноваций, направленных на создание новых технологий, способствующих развитию у будущего специалиста креативного мышления, способности к рефлексии, саморегуляции, самоактуализации, самооценки, самокритики, творческой инициативы, ценностно-патриотических ориентаций.

Системно-целостный подход направлен на всестороннее развитие личности при помощи всех дисциплин, представленных в образовательном стандарте, включающих такие важнейшие компоненты, как духовно-личностный, социально-психологический и технологический, взаимодействие которых в условиях профессиональной подготовки создаёт благоприятные условия для целостного становления личности, что окажет непосредственное влияние на становление ценностно-патриотических ориентаций будущего менеджера музыкального искусства.

Культурологический подход раскрывает особенности и специфику становления культуры личности будущего менеджера музыкального искусства на основе изучения опыта прошлых поколений, современных тенденций развития культуры и искусства, направляя будущего специалиста к освоению глубоких знаний о культуре и искусстве, формируя умения прогнозировать будущее, решать возникающие проблемы, вместе с этим корректируя мировоззрение, самосознание, самоопределение с интеграцией регионального, общенационального и цивилизационного. В результате применения культурологического подхода ценностно-патриотические ориентации приобретут интернациональную специфику, отличающуюся уважением к другим нациям, культурам, искусству.

Аксиологический подход позволяет опре-

делить объективную истинную ценность того или иного явления, сформировать устойчивые ценностные убеждения, систему взглядов, выработать собственное отношение к прекрасному в жизни и искусстве, помочь разобраться в современных тенденциях развития музыки, выделив наиболее ценное и перспективное в различных его жанрах, откорректировать поступки и поведение, избавиться от пороков, изменить собственную внешность, внутренний мир, изменить мировоззрение, понять истинный смысл ценностно-патриотических ориентаций.

Синергетический подход необходим менеджеру музыкального искусства, так как он способствует раскрытию внутреннего мира личности, её творческому раскрытию, направляя по пути саморазвития и совершенствования, создавая возможности для поиска нового, нетрадиционного в теориях обучения и воспитания, моделируя и прогнозируя предполагаемые результаты.

Герменевтический подход тесно связан с проблемами понимания и разъяснения, постижения истины и смыслов, с целостным изучением явлений и проблем, с учётом нового взгляда, собственной интерпретации, когда процесс воспитания и становления личности неотделим от творчества в широком смысле. Так, по мнению Н. Роджерса, «творчество ... может приводить к созданию некоторого продукта... Но творческим процессом может быть и взаимоотношение между людьми, поэтому я и говорю о творчестве не как о продукте, а как о процессе» [2].

Все эти и другие подходы взаимосвязаны, они создают благоприятные возможности для формирования ценностно-патриотических ориентаций у будущих менеджеров музыкального искусства, поскольку затрагивают внутренний мир, мотивационную сферу личности, её сознание и поведение, активизируя потребности в самосовершенствовании, становлении ценностно-патриотических ори-ентаций, обогащая их знаниями, чувствами любви к людям, своей профессии, Родине в целом.

Примечания

1. Зорилова Л. С. Патриотизм и толерантность как основа взаимодействия культур России и Турции // Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией : материалы международного симпозиума (Стамбул, 5 апреля 2012 года). Москва : Турецко-русский культурный центр, 2012.

2. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 2000. № 1.

References

1. Zorilova L. S. Patriotism and tolerance as the basis of interaction between cultures of Russia and Turkey. Historical, cultural and economic communication between Turkey and Russia. Materials of the international Symposium (Istanbul, on April 5, 2012). Moscow, Published by Turkish-Russian cultural center, 2012. (In Russian)

2. Rodzhers N. Creativity as strengthening himself. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 2000, No. 1.

ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГ-КОМПЕТЕНЦИЙ

У БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ УДК 791:338.23 С. О . Ев с и н

Московский государственный институт культуры

В статье поднимается проблема формирования маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры. Отмечается необходимость введения в образовательный стандарт для данного направления подготовки дисциплины «Маркетинг», для того чтобы специалист в будущей профессиональной деятельности смог быть конкурентоспособным на рынке досуговых услуг. В статье рассматривается структура профессиональных маркетинг-компетенций режиссёра театрализованных представлений и праздников. Делается вывод о необходимости модернизации процесса обучения режиссёра театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: режиссёр, режиссура театрализованных представлений, искусство, культура, маркетинг, маркетинг-компетенции, образовательный стандарт, конкурентоспособность.

S . O . Evsi n

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF THE MARKETING COMPETENCIES OF THE FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS

In article the formation problem marketing competences at future directors of the dramatized representations and holidays in higher education institutions of culture rises. Need of introduction to the educational standard for this direction of preparation of discipline "Marketing" the expert in future professional activity could be competitive in the market of leisure services is noted. In article the structure professional marketing competences of the director of the dramatized representations and holidays is considered. The conclusion about need of modernization of process of training of the director of the dramatized representations and holidays is drawn.

Keywords: the director, direction of the dramatized representations, art, culture, marketing, marketing competence, the educational standard, competitiveness.

ЕВСИН СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-222 культурной деятельности Московского государственного института культуры

EVSIN STANISLAV OLEGOVICH — doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty

of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture . . .

e-mail: stanislav.evsin@ya.ru

© Евсин С. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.