Научная статья на тему 'Развитие вариативности мышления детей с помощью методики построения «Дерева возможностей»'

Развитие вариативности мышления детей с помощью методики построения «Дерева возможностей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / VARIABILITY OF THINKING / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / "ДЕРЕВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ" / "THE TREE OF POSSIBILITIES" / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / IMAGE OF THE FUTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леутина Антонина Леонидовна

В настоящей статье даётся описание разработанной и реализованной на базе Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» в рамках образовательной программы «Форсайт: взгляд в будущее» методики построения «дерева возможностей». Целью методики является развитие у детей вариативного мышления как компонента креативности в процессе построения образа своего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VARIABILITY OF THINKING OF CHILDREN BY THE TECHNIQUE OF CONSTRUCTING A “TREE OF OPTIONS”

The subject of this article is the description of method, concerning building “the tree of possibilities". Method was designed and implemented in the Center of Children’s Additional Education “The Laboratory of Traveling", as part of educational program “Foresight: a glance into the future”. The aim of this method is to develop the variable thinking of children. Variable thinking is considered to be a component of creativity during the process of building of the image of bright future.

Текст научной работы на тему «Развитие вариативности мышления детей с помощью методики построения «Дерева возможностей»»

человек общаться в социуме, какие взгляды и убеждения транслировать).

Все компоненты служат формированию целостных и правильных убеждений, отно-

шений и поведения студента — будущего менеджера, помогая решать задачи как профессионального развития, так и формирования ценностей настоящего патриота.

Примечания

1. Бырщикоб А. н, кусмарцев М. Б. Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодёжи. Волгоград : ПринТерра, 2007.

2. данилюк а. Я., кондаков а. М, тишков Б. а. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва : Просвещение, 2009.

3. Здерева Г. Б. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... доктора пед.наук. Тольятти, 2005.

4. Новиков А. М. Воспитание: что воспитывается в обучающемся? // Специалист. 2010. № 7.

АЗБИТИЕ ВАРИАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С помощью МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ «ДЕРЕВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

УДК 37.025.7+159.922.74:304.44 А. Л. Леутина

Московский государственный университет культуры и искусств

Б настоящей статье даётся описание разработанной и реализованной на базе Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» в рамках образовательной программы «Форсайт: взгляд в будущее» методики построения «дерева возможностей». Целью методики является развитие у детей вариативного мышления как компонента креативности в процессе построения образа своего будущего.

Ключевые слова: креативность, креативный потенциал, вариативность мышления, социализация, «дерево возможностей», образ будущего.

A. L. Leutina

Moscow State University of Culture and Arts

DEVELOPMENT OF VARIABILITY OF THINKING OF CHILDREN BY THE TECHNIQUE OF CONSTRUCTING A "TREE OF OPTIONS"

The subject of this article is the description of method, concerning building "the tree of possibilities". Method was designed and implemented in the Center of Children's Additional Education "The Laboratory of Traveling", as part of educational program "Foresight: a glance into the future". The aim of this method is to develop the variable thinking of children. Variable thinking is considered to be a component of creativity during the process of building of the image of bright future.

Keywords: creativity, creative potential, variability of thinking, socialization, "the tree of possibilities", image of the future.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 181-184

181

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^

Значимость проблемы социализации детей и подростков с различным креативным потенциалом определяется совокупностью социально-культурных и экономических факторов динамики российского общества. По прогнозу на 2030 год, в России будут происходить активные социально-экономические и культурные сдвиги в результате развития информационных технологий, социальных коммуникаций, технического прогресса, формирования креативного класса как массового социального феномена. Для успешной социализации в столь динамичных условиях человек должен быть креативным, то есть обладать гибкостью мышления, способностью к созданию нестандартных идей, быстрому и эффективному решению проблемных ситуаций, что требует нетрадиционного мышления.

В форсайт-проекте «Детство—2030» [1], разработанном экспертами Общественной палаты Российской Федерации, описаны основные варианты развития сферы детства. В зависимости от ориентации на творческие способности детей эксперты рассматривают два варианта развития системы образования и воспитания:

• инновационный, при котором будет происходить интеграция культуры и творчества в систему воспитания детей. В результате дети будут способны к самотворчеству — конструированию своей жизни и своего социального окружения;

• репродуктивный, при котором массовое образование будет основано на передаче знаний от поколения к поколению и не будет предоставлять возможностей для развития творческих способностей и освоения форм современного труда. Разрыв в поколениях будет способствовать «отставанию» детей и, как следствие, консервации маргинальных групп.

Одной из важнейших задач инновационной педагогики в этой ситуации является разработка и внедрение массовых технологий и методик социализации детей с различным креативным потенциалом.

Описываемая в настоящей статье методи-

ка построения «дерева возможностей» направлена на развитие у детей вариативного мышления как компонента креативности в процессе построения образа своего будущего.

Внедрение методики осуществлялось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий».

ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий» ведёт свою работу с 2008 года, являясь государственным учреждением дополнительного образования детей туристско-крае-ведческой направленности. Основной целью деятельности организации является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, требующими особой педагогической заботы.

В 2012—2013 учебном году автором статьи и другими сотрудниками ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий» разрабатывалась и реализовывалась образовательная программа «Форсайт: взгляд в будущее» для детей и подростков. Всего в программе приняли участие более 500 детей, учащихся образовательных учреждений города Москвы.

Теоретической основой образовательной программы «Форсайт» стала концепция сотрудников кафедры педагогики и психологии образования РГПУ им. А. И. Герцена о способности к вариативности как обязательном компоненте творческих способностей личности (наряду со способностями к гипотетичности, импровизации и переносу).

Г. И. Вергелес и А. И. Раев в своих работах рассматривают вариативность как общую творческую способность, позволяющую выделять множество разнообразных оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество различных идей [2, с. 19]. По их мнению, психологической основой вариативности может служить дивергентное (продуктивное) мышление, направленное на возможность получения целого веера правильных реше-

ний проблемы (в отличие от конвергентного мышления, стремящегося к единственному правильному варианту решения).

Эти теоретические положения были положены в основание программы и определили постановку цели и задач.

Целью программы «Форсайт: взгляд в будущее» стало развитие вариативного мышления как элемента креативных способностей участников, а также формирование у участников представлений о вариативности будущего.

Основными задачами программы «Форсайт» стали:

• развитие вариативного мышления как элемента креативных способностей;

• формирование представлений о многообразии вариантов развития будущего и возможности человека влиять на своё будущее;

• формирование навыков принятия решений и осуществления выбора;

• формирование ценности интеллектуальной деятельности;

• развитие навыков работы в команде.

Программа «Форсайт» разрабатывалась

как образовательный блок, являющийся содержательным продолжением тренинговых занятий, направленных на командообразо-вание и проводимых на высотных верёвочных тренажёрах. Программа включала в себя следующие элементы:

1. Погружение в игровую легенду (демонстрацию видеоролика и выступление ключевых героев игровой программы).

2. Прохождение участниками верёвочного курса «Создай команду!».

3. Тематическую беседу «Форсайт — взгляд в будущее», основанную на методике построения «дерева возможностей».

4. Творческую презентацию команд.

5. Прохождение участниками верхней тропы высотного тренажёра «Рубикон».

6. Проведение группового занятия «Письмо в будущее».

7. Участие команд в станционной квест-игре «Форсайт».

Местом проведения программы был Учебно-реабилитационный молодёжный центр

Российского государственного социального университета «Алмаз» (Московская область, г. Руза). Возрастной состав участников программы составлял от 10 до 14 лет.

Игровой легендой программы являлась идея о том, что участники, приезжая в УРМЦ «Алмаз», попадают в Инновационный центр «Рубикон» — современный научно-технологический комплекс по разработке и внедрению новых технологий исследования будущего. В Инноцентре «Рубикон» открыт отдел, в котором проводится работа над созданием форсайт-карты будущего 2030 года. На базе Центра «Рубикон» созданы лаборатории, которые соответствуют основным направлениям развития инновационных технологий: лаборатории космических исследований, робототехники и компьютерных технологий, лаборатории экологии, океанологии и медицины, лаборатории свободного времени и теории игр. В лаборатории открыт набор сотрудников на должность «инноватор». Основная задача команд — представить на Инновационном совете свой проект будущего 2030 года.

Одним из ключевых элементов программы «Форсайт» являлось проведение тематической беседы. Целями тематической беседы стали актуализация проблематики будущего, формирование представлений о том, что будущее творимо и зависит от действий либо бездействия людей. В основу тематической беседы легла разработанная сотрудниками ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий» — Л. И. Возжовой и А. Л. Леутиной новая методика построения образа цели — «дерева возможностей».

«Дерево возможностей» как методика развития вариативности применяется педагогами в точных предметных областях. В программе «Форсайт» «дерево возможностей» впервые было использовано как инструмент достижения социальных и гуманитарных целей.

«Дерево возможностей» представляет собой схему вариативного пошагового движения к цели. Работа над созданием «дерева возможностей» осуществлялась командой

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^

участников, которую курировал педагог-инструктор. Команда строила схему на ватмане. Для построения «дерева» участникам необходимо было совершить ряд действий:

1. Придумать абстрактного героя и наделить его некоторыми чертами (имя, возраст, пол, особенности характера и другие характеристики — на выбор участников команды).

2. Наметить цель, к которой стремится герой.

3. Определить и нарисовать на ватмане возможные стратегии (вектора) движения к цели.

4. Пошагово проработать каждую из стратегий.

Одним из важных элементов являлось введение «точки негативного сценария» (как правило, акцент на этом этапе ставился педагогом-инструктором) — события,которое затрудняло движение к цели или делало цель недостижимой. Задачей команды было найти варианты решения проблемы и пошагово их прописать. Введение «точки негативного сценария» и поиск пути выхода из ситуации обеспечивали задачу формирования позитивного отношения к процессу целедости-жения.

Если в тематической беседе построение «дерева возможностей» осуществлялось командой, то аналогичная индивидуальная работа проводилась участниками в рамках занятия «Письмо в будущее» на следующий день, что позволяло отрефлексировать и закрепить результат.

В ходе реализации программы было получено и оцифровано 89 «деревьев возможностей», которые стали материалом для анализа ряда показателей, оказывающих влияние на процессы социализации детей, в том числе уровень постановки целей (ранжируемых

на основе пирамиды потребностей личности А. Маслоу) и степень разветвлённости «деревьев возможностей».

При ранжировании целей использовался семиуровневый вариант пирамиды потребностей личности А. Маслоу. Проведённый анализ показал, что цели, поставленные в 6,7% «деревьях возможностей» соответствуют потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым); 49,4% поставленных целей соответствуют потребности в уважении, почитании (компетентность, достижение успеха, одобрение, признание); и 43,9% целей соответствуют потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие своей собственной личности). Данное соотношение поставленных целей свидетельствует о высокой значимости для современных детей и подростков социального одобрения наряду с потребностью в личностной самореализации.

При использовании корреляционного анализа в частном уравнении парной регрессии была получена прямая линейная зависимость уровня вариативности «дерева возможностей» от уровня целей, ранжированных по пирамиде потребностей личности А. Маслоу с коэффициентом корреляции порядка 0,3 что, согласно шкале Чеддока, является признаком средне выраженной прямой корреляции.

Опыт реализации программы «Форсайт: взгляд в будущее» показал, что методика построения «дерева возможностей» эффективна для развития вариативного мышления как компонента креативных способностей, оптимальна для групп численностью 5—8 человек и легко воспроизводима в любом образовательном учреждении.

Примечания

1. Радченко А., Попов С. «Детство—2030» — опыт проведения форсайт-проекта в России // Образовательная политика. 2010. № 5—6. С. 66—81.

2. Тургель В. А. Возможности развития творческих способностей младших школьников в художественном творчестве // Герценовские чтения. Начальное образование. [Том 1] : Начальное образование современной России. Санкт-Петербург : Издательство ВВМ, 2010. 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.