Научная статья на тему 'Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд'

Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20284
1606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФОРСАЙТ-СЕССИИ / ЦЕЛИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ / ПРИНЦИПЫ ФОРСАЙТА / ТИПЫ ФОРСАЙТОВ / СТАДИИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ / РОЛИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ / РИСКИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуланова О.Л.

В статье представлены сущность, цели, задачи и принципы форсайт-сессий как инструмента стратегического управления и инструмента работы проектных команд. Представлены типы форсайтов. Описаны стадии, основные роли форсайт-сессии и возможные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд»

Чуланова Оксана Леонидовна,

профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутского государственного университета, доктор

экономических наук, доцент E-mail: chol9207@mail.ru

Chulanova Oksana Leonidovna,

Professor of the Department of State and Municipal Management and Personnel Management, Surgut State University, Doctor of Economics, Associate

Professor

ФОРСАЙТ-СЕССИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ

КОМАНД

Forsight-session as an innovative instrument of strategic management and

work of project commandes

Аннотация. В статье представлены сущность, цели, задачи и принципы форсайт-сессий как инструмента стратегического управления и инструмента работы проектных команд. Представлены типы форсайтов. Описаны стадии, основные роли форсайт-сессии и возможные риски.

Ключевые слова: стратегическое управление, форсайт-сессии, цели форсайт-сессии, принципы форсайта, типы форсайтов, стадии форсайт-сессии, роли форсайт-сессии, риски форсайт-сессии.

Annotation. The essence, goals, tasks and principles of foresight sessions are presented in the article as a tool for strategic management and the tool for the work of project teams. Foresight types are presented. The stages, the main roles of the foresight session and the possible risks are described.

Key words: strategic management, foresight sessions, foresight session goals, foresight principles, foresight types, foresight session stages, foresight session roles, foresight session risks.

Одна из самых актуальных задач на сегодняшний день -прогнозирование будущего. Современный мир изменяется и преображается буквально на глазах невероятной динамикой. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие, и в этой ситуации проектирование будущего, понимание долгосрочных перспектив - необходимы для успешного развития. Именно форсайт-сессия является инновационным инструментом моделирования будущего, инструментом стратегического управления и инструментом работы проектных команд.

Форсайт (в переводе с англ. foresight) означает взгляд в будущее, и это относительно новая методология стратегического управления [13] Форсайт-технология была создана лет 30 назад за рубежом, и сейчас активно

используется как в бизнесе, так и в сфере государственного управления. Традиционно различные форсайт-методы считаются частью «исследования будущего» и построения стратегий будущего.[10]

«Форсайт» представляет собой процесс определения позиций заинтересованных лиц по отношению к общему для них будущему. Процесс, где ключевые участники способны повлиять на будущее, определиться со сценарием развития событий. Но в первую очередь форсайт - это инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего.

•форсайт-сессия -это процесс определения позиции заинтересованных лиц по отношению к общему для них будущему

•форсайт-сессия -это уникальная методика прогнозирования будущего

•форсайт-сессия -это инновационный мозговой штурм

•форсайт-сессия -это инновационный инструмент моделирования будущего

•форсайт-сессия -это специальный формат коллективной умственной работы по определению и созданию возможного будущего

Рисунок 1 - Определения форсайт-сессии

Форсайт-сессия — это уникальная методика прогнозирования будущего. Другими словами, это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий.

В отличие от «глобальных» форсайтов, которые затратны по ресурсам и времени, и нацелены на масштабные изменения, форсайт-сессии носят сугубо прикладной характер. Глобальные тренды не являются предметом обсуждений, но используются в качестве базовой информации, которая учитывается для построения локальных моделей развития. [4]

Минимальная продолжительность форсайт-сессии — 2-4 часа. Новые реалии бизнеса заставляют нас быть постоянно готовыми к выбору и принятию решений [2].

Существует два способа принятия решений, которые представлены на рисунке 2.

Классический - из прошлого в настоящее

Инновационный - из будущего в настоящее

• Решения принимаются на основе прошлого опыта;

• Модели, которые сработали в прошлом, мы автоматически повторяем, а те, что не сработали, отсеиваем;

• Недостаток этого подхода в том, что сейчас бизнес-среда метается так быстро и настолько радикально, что успешные в прошлом модели в новых обстоятельствах совершенно бесполезны.

Рисунок 2 - Способы принятия решений

Прогноз - получение достоверной «карты будущего»

Коммуникация - согласование основными заинтересованными сторонами,

экспертами своих позиций

Образование - формирование единого «поля представлений » участников

Форсайтов

Диагностика - определение качества представлений участников о будущем их

предметной области

Рисунок 3 - Цели форсайт-сессии [11]

Итак, основная цель форсайт-сессии - развитие навыка целеполагания, стратегического мышления работающей молодежи, формирование

• Решения принимаются на основе видения будущего, которое учитывает текущие тренды и потенциал их развертывания;

• Этот способ особенно эффективен для развивающихся отраслей.

инновационного мышления и ответственного поведения, разработка стратегического плана развития [7].

Задача форсайта— не предсказать будущее, а совместными усилиями и с учетом всех факторов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким оно будет. [9]

Песков Д. определяет три базовых принципа форсайта, которые представлены на рисунке 4.

Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;

)

Будущее вариативно - оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и

стейкхолдеров;

_/

Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его

хотим видеть.

_)

Рисунок 4 - Базовые принципы форсайта [10]

Раков С. Отмечает, что форсайт включает действия, которые ориентируются на следующее мышление и обсуждение и создание образа будущего [11]

В форсайт-сессии совмещаются две позиции: совместное и будущее, т.е. участники договорились вместе о будущем и вместе к нему идут.

Горнов А.П. и Горохова И.В. справедливо указывают на важность того с каким настроением каждый участник приходит на игру и в каком направлении продолжает думать после игры. Также, не менее важно поделиться своим видением проблемы и услышать отзывы на него, узнать, что по этому поводу думают другие участники и в итоге прийти к совместному видению будущего. [1]

Раковым С. выделены 4 типа Форсайтов (рисунок 5).

3. Прогностический

7

Форсайт как прогноз будущего. Цель: спрогнозировать вероятное будущее, которое хотим достичь. Предвидеть "опасности" и "возможности", влияющие на будущее для лавирования и достижения выбранных целей.

4. Диагностический

Умение расставить приоритеты выполняемым задачам и работать над несколькими проектами одновременно. Умение оптимально использовать рабочее время.

Рисунок 5 - Типы Форсайтов [11]

Таблица 1 - Характеристика типов Форсайтов (по Миневу А.О. [8])

Типы Форсайтов срок особенности

Образовательный 1 день по 8-10 часов Необходимо наличие "дорожной карты" и качественная подготовка экспертов.

Коммуникационн ый 3-4 однодневных сессий по 6 часов. Требуется "дорожная карта" в качестве отправной темы для дискуссий.

Прогностический 2-3 сессии по 1-2 дня каждая Предварительный анализ, сбор карт на сессиях с последующей доработкой их ведущим, а также обязательная верификация результатов.

Диагностический 1 день по 6-8 часов Основательная подготовка ведущего или команды, которая проводит диагностику форсайта.

Форсайт-сессия помогает участникам рассмотреть направление вектора развития бизнеса, организации в целом и в частности. Всё это позволяет влиться в общее движение и получить дополнительные преимущества за счет определения правильного места и времени.

Стадии, основные роли форсайт-сессии и возможные риски. Форсайт-сессия, по мнению Миеева А. [8], включает в себя три стадии, конгруэнтно дополняющие друг друга:

1. Создание образа вероятного будущего

2. Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".

3. Создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться

Существуют следующие роли при проведении форсайт-сессии: участники; ведущий; модератор; команда поддержки. У каждого участника в форсайт-сессии свое назначение. Функции ведущего и модератора представлены на рисунке 6.

Иеяутттий ~

• Предварительно проектирует процесс

• Собирает информацию и анализирует требования

• Держит участников в "рамках будущего"

• Инструктирует модераторов и участников

Рисунок 6 - Функции ведущего и модератора форстайта [8]

Как было отмечено ранее, оптимальное количество участников - от 5 до 15 человек. При таком количестве участники еще слышат друг друга и способны создавать новые идеи. Ищенко Е.Х в своем исследовании [5] отмечает, что если участников больше, то возможны следующие варианты:

1) Они делятся на группы по направлениям. Результаты вносятся в общую карту и синхронизируются.

2) Они делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно. Затем результаты собираются, и рисуется общая карта.

Есть ряд важных принципов, которым необходимо придерживаться всем участникам:

1. Результат - немедленно:

• результаты должны появиться к завершению каждого шага, быть открытыми и доступными всем;

• отложенные результаты считаются нежелательными.

2. Планировать из будущего:

• работать с возможным, а не проектировать из прошлого;

• самый бесполезный труд - создание долгосрочных программ развития;

•любое проектирование проецируется на будущее.

3. Визуализация - самый важный принцип:

• вся работа происходит на глазах всех участников, на любом этапе она доступна всем;

•можно пройти по кругу и собрать общую картинку, можно всегда увидеть процесс изменений и корректировки, работа должна быть максимально визуализированна.

4. Стремимся к точности и краткости формулировок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Молератод_

• Ведет процесс

• Управляет коммуникацией

• Управляет содержанием

5. Метафоры запоминают. Все рождённые в ходе работы метафоры фиксируются и остаются участникам, как наиболее устойчивая часть долгосрочных результатов.

6. Чёрный ящик.

• используются любые методики, если они дают результат;

• ящик мастера всегда полон технологий;

• можно подключится к работе в любой момент и использовать различные удобные методики, но встраивая их в общую работу.

7. Время очень ценно. Тратить время на доказывание собственной важности и правоты - публично демонстрировать всем остальным свою гордыню и некомпетентность.[6]

Основные риски форсайт-сессии идентифицировал в своем исследовании Минаев А. (рисунок 7).

Рисунок 7 - Риски при проведении форсайт-сессии [8]

В ходе форсайт-сессии участники выполнят следующие действия:

• осмыслят пройденный путь, извлекут уроки из совместных действий;

• определят, какие внешние возможности и риски в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе могут повлиять на судьбу их проекта;

• сформируют образ желаемого будущего;

• определят необходимые компетенции, формы взаимодействия и ресурсы, необходимые для реализации желаемого будущего;

• определят ключевые проекты по его осуществлению;

• возьмут на себя ответственность за конкретные ближайшие действия.

Таким образом, форсайт-сессия - это уникальная методика прогнозирования будущего. Другими словами, это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий.

Основными целями форсайт-сессии являются прогноз; коммуникация; образование; диагностика. Задача форсайта состоит в том, чтобы не предсказать будущее, а совместными усилиями и с учетом всех факторов, влияющих на ситуацию, договориться о том, каким оно будет. Оптимальное количество участников - от 5 до 15 человек. Роли: участники, ведущий, модератор, группа поддержки.

Риски форсайт-сессии: влияние лоббистов, отсутствие экспертов в областях, косвенно или напрямую влияющих на рассматриваемую область форсайта, недостаток информации, симуляция, недостаточная активность.

В дальнейшем будут представлены результаты применения форсайт-сессий при работе проектных команд в рамках дисциплины «Командообразование» со студентами направления «Управление персоналом» Сургутского государственного университета. Автором статьи был проведен образовательный форсайт, При этом целью являлось погружение студентов в будущее института экономики и управления. Было сформировано единое поле представлений о существующих трендах образования, управления и событиях. Этот вид форсайта отлично встроился в командообразующий тренинг.

Список литературы:

1. Гарнов, А. П. Горохова, И.В. Форсайт: сотрудничество государства и бизнеса в создании конкурентоспособных инноваций и стратегий [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17897587 (дата обращения: 25.08.2017)

2. Денисова С.В., Кириллов А.В. Классификация стрессовых состояний. Субъективная оценка при эмоциональном стрессе. //Новое поколение. 2010. № 3. С. 80-84.

3. Жданов, С. Методология форсайтов [Электронный ресурс] // URL: https://www.slideshare.net/SergeyBerlinSky/ss-46141593 (дата обращения: 2.09.2017)

4. Зенкина, Е.В., Труфанова, Т.А., Выбор профессии как элемент стратегического планирования кадрового обеспечения [Электронный ресурс] // URL: http://mosmetod.ru/ (дата обращения: 15.09.2017)

5. Ищенко, Е.Х. Правила групповой работы [Электронный ресурс] // URL: http://www.b17.ru/blog/pravila_grupp/ (дата обращения: 28.08.2017)

6. Лукша, П. Стратегическая форсайт-сессия в области образования [Электронный ресурс] // URL: http://metaver.net/2011/edu2030/ (дата обращения: 28.08.2017)

7. Малемина М.В., Кириллов А.В. Планирование деловой карьеры. // Новое поколение. 2009. № 1. С. 76-79.

8. Минеев, А. О форсайте [Электронный ресурс] // URL: https://sites.g oogle.com/site/foresightprm/ (дата обращения: 02.09.2017)

9. Мирчук, М.В. Форсайт - инновационный инструмент моделирования

будущего [Электронный ресурс] // URL: https://sites.google.eom/a/mosmetod.ru /forsajt-sessia-effektivnye-tehnologii-uspeha/home (дата обращения: 02.09.2017)

10. Песков, Д. Форсайт EduRoad 2030 [Электронный ресурс] // URL: https://щ.scribd.com/document/39242526/Форсайт-EduRoad-2030-опорные-исследования (дата обращения: 26.08.2017)

11. Раков, С. Что такое форсайт? [Электронный ресурс] // URL: http://igfgos.blogspot.ru/p/blog-page_29.html (дата обращения: 21.02.2017)

12. Трушников, Д.Ю. Теория и методика профессионального образования

[Электронный ресурс] // URL: http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/indexdate. shtml (дата обращения: 04.09.2017)

13. Фролова, Л. Особенности форсайта [Электронный ресурс] // URL: http://fb.ru/article/147529/forsayt—eto-novyiy-metod-postroeniya-buduschego-osobennosti-forsayta (дата обращения: 28.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.