Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Ф.Ф. ЭРИСМАНА ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ДЕСЯТУЮ ПЯТИЛЕТКУ'

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Ф.Ф. ЭРИСМАНА ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ДЕСЯТУЮ ПЯТИЛЕТКУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Г. Ястребов, И.И. Пономаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИИ МОСКОВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Ф.Ф. ЭРИСМАНА ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ДЕСЯТУЮ ПЯТИЛЕТКУ»

же отражены в соответствующих методических рекомендациях, санитарных правилах, в том числе в правилах по технике безопасности и профсанита-рии, утвержденных отраслевыми министерствами.

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана является ведущим гигиеническим учреждением-страны, выполняющим комплексные производственно-гигиенические, клинические, экспериментальные исследования по оценке плазменно-дуговой технологии. При этом главное внимание обращалось на обоснование требований к проектированию участков новой технологии, на совершенствование оборудования и санитарно-технические решения, предусматривающие снижение выраженных неблагоприятных факторов. Совместно с отраслевыми технологическими институтами определены направления по оздоровлению условий труда в связи с широким развитием плазменной технологии. Гигиенические требования включены в единые правила техники безопасности и гигиены труда в сварочном производстве, на их основе разрабатываются санитарные правила.

Важной особенностью научных исследований в области гигиены труда являются их комплексный характер, вовлечение в эти исследования гигиенистов, клиницистов, физиологов, химиков, токсикологов, биохимиков, патоморфологов, а также специалистов технического профиля. При комплекс-

ных гигиенических исследованиях учитываются условия не только труда, но и быта различных групп работающих и населения. Примером подобных комплексных исследований является работа института, проводимая на Норильском горно-металлургическом комбинате, в последние годы — на объектах БАМа, в частности на Южно-Якутском угольном комплексе, а также ранее выполненные исследования в производстве жирозаменителей на Шебекинском химическом комбинате.

Комплексирование деятельности гигиенистов труда со специалистами другого профиля позволяет более глубоко и правильно оценить влияние производственных факторов на состояние здоровья работающих, так как вредные вещества, содержащиеся в атмосферном воздухе в местах проживания работающих, могут оказать не меньшее влияние на состояние здоровья, чем воздействие этих факторов в условиях производства. В то же время знание производственного процесса позволяет более полно установить возможные источники загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами. Опыт профпатологов должен учитываться при определении влияния на население различных факторов окружающей среды, ибо гигиена труда, как правило, раньше начинает изучать влияние различных факторов, возникающих с развитием производства .

Поступила 23.02.81

УДК 613.95(47 + 87) «1978 — 1980»

Канд. мед. наук Г. Г. Ястребов, канд. мед. наук И. И. Пономаренко (Москва)

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИИ МОСКОВСКОГО

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Ф. Ф. ЭРИСМАНА ПО ПРОБЛЕМЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА ДЕСЯТУЮ ПЯТИЛЕТКУ

Основные исследования по проблеме гигиены детей и подростков в Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана в последние годы посвящены гигиеническому изучению проблем профессионально-технического образования молодежи. Характерной особенностью их развития является преемственность научных разработок по оценке влияния факторов малой интенсивности на организм детей и подростков. Так, одним из главных направлений исследований на протяжении длительного времени являлось изучение гигиенических вопросов трудового обучения школьников в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве (Е. М. Бе-лостоцкая; М. А. Шарова и В. И. Белявская; Е. А. Гельтищева, и др.). Доказано, что организм подростка характеризуется повышенной чувствительностью к факторам окружающей среды и меньшей выносливостью по отношению к этим факторам по сравнению с организмом взрослого человека. Обоснована необходимость ослабления или

полного исключения неблагоприятного влияния окружающих факторов на организм учащихся в процессе прохождения производственной практики на предприятиях. Определены пути к обеспечению условий для завершения нормального функционального и физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников. Эти важные теоретические положения послужили основанием для развития нового методологического направления, связанного с разработкой научных основ нормирования факторов производственной среды для подростков (шум, охлаждающий микроклимат, освещение).

Указанные методологические принципы в решении проблемы в дальнейшем были использованы при исследованиях гигиенических вопросов производственного обучения и труда подростков. Развивая эти положения, институт направил исследования на выявление возрастных особенностей реакций подростков при профессиональной подго-

товке в условиях производства, а также на изучение возрастных различий в формировании механизмов адаптации к факторам, характеризующим учебно-производственный процесс.

Новые научные данные получены при изучении вопросов профессионального обучения учащихся-строителей в условиях охлаждения (Г. Г. Ястребов). Выявлено, что учебные физические нагрузки, осуществляемые при воздействии холода, предъявляют к организму подростков более высокие требования, чем работа в условиях температурного комфорта. Адаптивные механизмы организма подростков в возрасте 15—16 лет характеризуются меньшей функциональной устойчивостью по сравнению с таковыми у более взрослых людей. Установлено, что выработка механизмов адаптации подростков к труду в условиях охлаждения происходит путем постепенного повышения экономичности реакций функциональных систем их организма лишь при определенных сочетаниях фактора времени (длительность труда) и факторов (параметров) микроклимата. Составлена модель этой связи и определены критерии физиологических реакций, оптимумы различных сочетаний указанных факторов. В процессе возрастания профессиональной тренированности подростков наблюдается повышение способности их организма к более быстрой мобилизации функций при физических нагрузках. Увеличивается способность к интенсификации функций в условиях профессиональной подготовки в ПТУ. Обоснование этого принципа дало возможность оказывать направленное воздействие на адаптацию подростков к условиям профессиональной подготовки путем рационализации труда и отдыха в условиях дискомфортного микроклимата. Доказана гигиеническая эффективность предлагаемых мер и режимов обучения при их апробации в конкретных условиях строек в разных городах страны.

Кроме того, при изучении вопросов влияния физического труда в сочетании с охлаждающим микроклиматом на функциональное состояние учащихся-каменщиков в период производственного обучения показана ведущая роль степени физических нагрузок, ритма труда, чередования рабочих операций, отдыха и др. (Л. А. Кабалова). Принципиально новым для физиологии труда учащихся-каменщиков явилось теоретическое обоснование механизмов развития приспособительных реакций к труду, в основе которых лежит совершенствование функций этих систем и повышение их устойчивости. Показано, что уровень физической деятельности в период производственного обучения в значительной степени определяет развитие приспособительных реакций к учебно-производственным условиям. Уровень физической деятельности при плотности рабочей загрузки ниже 65% оказывается малоэффективным и затрудняет формирование физиологически целесообразных приспособительных реакций к работе, выполняемой в условиях охлаждения, что является предпосылкой к появлению и развитию неблагоприятных изменений функ-

ционального состояния организма учащихся-ка-менщиков. Это позволило определить оптимальную плотность рабочей загрузки — 65—75% рабочего дня, способствующую развитию качественно нового уровня функционирования физиологических систем, выполняющих и обеспечивающих физическую деятельность. Практическая проверка этого положения показала повышение эффективности производственного обучения в 2—3 раза.

В связи с тем, что научно-технический прогресс и бурное развитие народного хозяйства требуют быстрого и значительного притока квалифицированных рабочих кадров, проведено сравнение влияния физического труда в сочетании с охлаждением на функциональное состояние и здоровье учащихся-строителей в разные сроки профессионального обучения (Г. Г. Ястребов и Л. Н. Левина, и др.). Показано, что состояние здоровья подростков при соблюдении необходимых гигиенических требований характеризуется улучшением изучаемых показателей. В то же время среди большого контингента выявлены учащиеся, отдельные показатели состояния здоровья которых в процессе обучения ухудшались. Это особенно часто наблюдалось при форсированных сроках профессионального обучения (1 год). Сопоставление результатов экспериментального моделирования трудовой нагрузки в лабораторных условиях с обучением в ПТУ и с работой на производстве через 7—8 мес после окончания ПТУ позволило выявить механизмы генеза нарастающих функциональных отклонений и изменений в состоянии здоровья под действием учебно-производственных факторов и научно обосновать уточнение к медицинским противопоказаниям к приему подростков в строительные ПТУ с разным сроком подготовки в них, а также разработать ряд лечебно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время наиболее перспективной формой профессионально-технического обучения являются средние ПТУ, позволяющие учащимся одновременно с профессией получить среднее образование. Изучение характера воздействия суммарных нагрузок на организм учащихся средних строительных ПТУ при сочетании учебно-теоретических и общеобразовательных занятий с производственным обучением и практикой позволило выявить особенности физиологических механизмов, обеспечивающих функциональную перестройку организма учащихся на последовательное воздействие учебных нагрузок и производственных вредностей. Определена роль гигиенических факторов в этой перестройке. Полученные результаты свидетельствуют об известных затруднениях в формировании адаптивных реакций подростков при специфических для 3-летнего обучения объемах производственной практики. Совместно с Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР обоснованы физиолого-гигиени-ческие принципы рационального сочетания периодов теоретического и производственного обучения на разных этапах профессиональной подготовки;

разработаны режимы, способствующие улучшению физиологического состояния учащихся строительных ПТУ на всех этапах обучения.

Работами Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана доказано, что один из главных путей дальнейшего повышения качества подготовки молодых рабочих кадров в системе профес-» сионально-технического образования состоит в рациональном применении технических средств производственного обучения (Г. Г. Ястребов, Г. И. Ку-ценко и др.). Осуществлено изучение гигиенических вопросов профессиональной подготовки учащихся-строителей при использовании таких технических средств обучения, как стенды, тренажеры, полигоны, применяемые при обучении профессиям машинистов экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов. Установлена целесообразность использования тренажеров (аналогов систем управления техникой) и специализированных учебных полигонов для освоения специальностей, связанных с условиями риска в работе и имеющих возрастные ограничения. Научно обоснованы эргономические нормативы и требования по, совершенствованию конструкций тренажеров и рабочих мест кабин строительных машин с учетом анатомо-физиологи-ческих особенностей подростков. Определены оптимальные и допустимые параметры интенсивности и длительности воздействия факторов, условий применения специализированных тренажеров и полигонов, режим их использования в учебно-производственной подготовке молодежи настрои-

* тельной и горной технике.

В течение последних лет в Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана проводились исследования по изучению влияния шума на организм детей и подростков (Е. А. Гельтшцева). Разработаны критерии действия шума на функции организма подростков. Определены противопоказания для приема их на работу, связанную с воздействием интенсивного производственного шума. Обоснованы нормативные параметры шума для подростков. Выявлено отсутствие адаптации к данному фактору, параметры которого находятся на уровне нормативных (ПС-65) или несколько выше (ПС-70). Показано аддитивное воздействие производствен-, ного шума и установлено 3 типа индивидуального

реагирования слухового анализатора подростков. В конечном итоге воздействие шума приводит к постепенному снижению чувствительности слуха при увеличении стажа работы в шумовых условиях. Определены особенности воздействия шума на подростков и подходы к оценке допустимости продолжения их работы при наличии отклонений в

ЛИТЕРАТУРА. Белостоцкая Е. И. Гигиена зрения школьников. М., 1960.

* Гельтшцева Е. А. — В кн.: Всесоюзная акустическая

конф. Тезисы. М., 1977, с. 53—56. Жилое Ю. Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. М., 1978. Кабалова Л. А. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны .здоровья населения. М.,'1977, с. 235—236.

состоянии здоровья. Установлено, что противошумные вкладыши типа ФП-Ш хорошо защищают слуховой анализатор и их использование позволяет разрешить работу подростков в условиях производственного шума нормативных параметров для взрослых в течение полного рабочего дня.

Определенное место в исследованиях последних лет заняла тематика, посвященная изучению гигиенических вопросов обучения студентов технических вузов (И. И. Пономаренко). Дана сравнительная характеристика функционального состояния организма студентов в условиях существующих и экспериментальных режимов обучения. Выявлены общие и отличительные особенности адаптации к учебному процессу в зависимости от осваиваемых специальностей в вузах лесотехнического, политехнического, технологического, индустриального, автомеханического, инженерно-строительного, горно-металлургического, химико-технологического профилей, а также от характера умственного труда и степени эмоционального напряжения на лекциях, практических и лабораторных занятиях, зачетах, экзаменах. Выявлены особенности развития резервных возможностей и совершенствования морфофункциональных способностей организма студентов под действием физической культуры в зависимости от длительности и плотности занятий, степени тяжести и видов физических упражнений, объема двигательной активности и физической тренированности студентов. Показаны индивидуальные различия реакций организма студентов на различные элементы учебного процесса в зависимости от типологических свойств нервной системы, что важно для индивидуализирования методов и форм обучения.

В Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана проводится изучение гигиенических вопросов труда и быта молодежи в летних студенчески х отрядах (И. И. Пономаренко). В основу исследований, посвященных поиску оптимальных путей использования труда студентов на строительных работах, была положена традиционная преемственность предшествующих научных разработок отдела, а именно теоретическая модель построения режима труда и отдыха подростков, обучающихся строительным профессиям в системе профессионально-технического образования. Такой подход к решению возникших задач позволили в довольно короткие сроки разработать теоретические и практические основы гигиенического нормирования условий и режима труда, быта, отдыха, питания студентов строительных отрядов.

Пономаренко И. И. — Гиг. и сан., 1979, № 6, с. 19—23. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1964.

Шарова М. А., Белявская В. И. — В кн.¡Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников.

М., 1977, с. 104—106. Ястребов Г. Г. — В кн.: Адаптация человека к условиям

Севера. Петрозаводск, 1976, с. 126—128.

Ястребов Г. Г., Левина Л. Н. — В кн.: Актуальные Ястребов Г. Г., Куценко Г. И. — Гиг. труде, 1977, № 7 вопросы гигиены детей и подростков. М., 1974, с. 106— с. 43—46.

ИЗ. Поступила 23.02.81

УДК 614.3/.4-052.622(470)

Канд. мед. наук А. Д. Тюляндин

О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ РСФСР

Общество Красного Креста РСФСР, Москва

На всех этапах развития здравоохранения в СССР претворяются в жизнь указания В.[ И. Ленина об участии самого народа в вопросах охраны здоровья. В Конститу ции СССР также отведена большая роль обществе нным организациям и участию населения в управлении государством.

Одной из общественных организаций, активно участвующих в охране здоровья советских людей, является ордена Ленина Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Правовая основа участия советского Красного Креста в охране здоровья населения отражена в Основах законодательства о здравоохранении Союза ССР и союзных республик.

Одним из основных направлений в деятельности комитетов Общества Красного Креста РСФСР является участие организаций и санитарного актива в проводимых органами и учреждениями здравоохранения профилактических и санитарно-о^доро-вительных мероприятиях, направленных на снижение общей и инфекционной заболеваемости, улучшение условий труда и быта, повышение санитарной культуры населения, охрану окружающей среды. Территориальные комитеты общества проводят санитарно-оздоровительную работу в соответствии с планами, составленными совместно с органами здравоохранения, заинтересованными организациями и ведомствами.

Вопросы повышения качества подготовки, эффективности использования и расширения участия санитарного актива в профилактических мероприятиях систематически обсуждаются на заседаниях президиумов и пленумах территориальных комитетов общества. Так, на пленуме Алтайского краевого комитета общества рассмотрен вопрос о мерах по дальнейшему улучшению санитарно-оздоровитель-ной работы в крае, дан анализ деятельности организаций и санитарного актива общества в помощь здравоохранению, отмечены недостатки и нерешенные вопросы, поставлены конкретные задачи по совершенствованию форм участия общественности в противоэпидемических и профилактических мероприятиях по охране здоровья населения края. В 1979 г. на заседаниях президиумов республиканских (АССР), краевых, областных комитетов общества рассмотрено 294 вопроса санитарно-оздоро-вительной деятельности. Совместно с эпидемиологическими и медици некими советами и другими за-

интересованными организациями проведено 156 заседаний.

Большую помощь в работе комитетам Красного Креста оказывают санитарно-оздоровительные секции, функционирующие на общественных началах. Например, активно действует санитарно-оздорови-тельная секция при Мордовском республиканском комитете Общества Красного Креста, которую возглавляет заместитель главного врача республиканской санэпидстанции В. М. Андрюхина. Члены секции участвуют в организации и проведении слетов, семинаров с общественными санитарными инспекторами, санитарным активом, подготовке методических материалов. В 1979 г. проведено 5 заседаний секции, на которых рассмотрено более 10 вопросов.

Особое внимание комитеты Красного Креста и санэпидстанции уделяют работе общественных санитарных инспекторов. Их численность планируется комитетами Красного Креста и санэпидстанциями с учетом задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, и эпидемической обстановки.

На 1/1 1980 г. в РСФСР подготовлено 533 000 общественных санитарных инспекторов, в том числе 225 000 в сельской местности. Получила признание и распространение практика создания общественных санитарных инспекций при исполкомах сельских (поселковых) Советов народных депутатов.

В 1979 г. к практической работе привлечено 446 000 общественных санитарных инспекторов, что составляет 83,7% от общего числа подготовленных. В истекшем году под самостоятельный контроль общественных санитарных инспекторов для проведения текущего санитарного надзора передано 228 000 объектов народного хозяйства, в том числе 110 000 в сельской местности. При участии общественных санитарных инспекторов устранено 606 000 нарушений санитарных норм и правил, из них 215 000 в сельской местности.

Большую помощь санитарно-эпидемиологической службе оказывают общественные санитарные инспекторы в Алтайском и Краснодарском краях, Воронежской, Вологодской, Калининской, Кемеровской, Липецкой, Мурманской, Псковской и Ярославской областях, Мордовской, Удмуртской, Башкирской автономных республиках и на дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.