Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР «О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР «О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Г. Ястребов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР «О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»»

УДК 613.6:613.9561:377

Канд. мед. наук Г. Г. Ястребов

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ В СВЕТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР «О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»1

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф .Ф. Эрисмана

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» подчеркивается роль системы профтехобразования в деле подготовки квалифицированных рабочих кадров для народного хозяйства. В постановлении отмечаются и большие изменения, которые произошли в ней за последние годы. Неуклонно возрастает число средних ПТУ. Улучшаются материальные и жилищно-бытовые условия учащихся, проводится значительная работа по обеспечению училищ новым оборудованием, техническими средствами обучения.

Вместе с тем в постановлении говорится о том, что в системе профтехобразования еще имеются упущения и нерешенные вопросы. К ним относятся медленный рост сети технических училищ, недостаточное отражение в учебных планах и программах научно-технических достижений и уровня современного производства, отсутствие должного внимания организации работы с учащимися во внеурочное время. Определенные недостатки отмечены в организации профессиональной ориентации среди учащихся.

Исходя из этого, в постановлении содержатся конкретные предложения по устранению отмеченных недостатков. Существенное значение придается разработке и осуществлению мер по охране здоровья, повышению уровня медицинского обслуживания учащихся.

В течение ряда лет в гигиенических учреждениях страны проводилась большая работа по решению гигиенических проблем профессионально-технического образования молодежи. Изучены условия учебно-производственного процесса, профессиональной подготовки и труда молодежи в ведущих отраслях промышленности, строительства и сельского хозяйства. Определен характер воздействия этих условий на организм подростков. Разработаны комплексы медицинских рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление состояния здоровья подростков как в процессе их профессиональной подготовки, так и в самостоятельной трудовой деятельности.

Комплексное внедрение таких рекомендаций в практику позволило прийти к важному выводу, что соблюдение рекомендуемых медицинских противопоказаний к приему подростков в ПТУ, рационализация условий и режима учебно-трудовой деятельности учащихся позволят добиться не только улучшения их физического состояния, но и повышения показателей производительности труда подростков в сложных условиях современного производства.

В постановлении сказано о необходимости развивать и улучшать работу средних ПТУ как ведущих учебных заведений профтехобразования. Реализация этого важного предложения тесно связана с решением ряда гигиенических проблем. В настоящее время выявлено определенное несоответствие между объемом учебного материала, предусмотренного учебными программами средних ПТУ, и временем на его изучение. Суммарные учебные нагрузки на учащихся, несмотря на третий, «лишний», год обучения, возросли. Обучаясь профессии и одновременно приобретая среднее образование, подростки еженедельно тратят на занятиях на 7—8 ч больше, чем в ПТУ с 1—2-годичной подготовкой.

1 «Правда», 11/1Х 1977 г.

Физиолого-гигиенические и клинические исследования по определению характера подобных нагрузок на подростковый организм изучались на протяжении нескольких лет многими медицинскими учреждениями страны по комплексной программе исследований, координируемой Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Сейчас эта работа закончена. Обобщение материалов исследований позволит выяснить особенности физиологических механизмов, обеспечивающих функциональную перестройку организма воспитанников средних ПТУ в ответ на последовательное воздействие учебных нагрузок и производственных вредностей, определить роль гигиенических факторов в этой перестройке, подойти к вопросу о механизмах формирования адаптивных реакций подростков при специфических для трехлетнего обучения соотношениях теоретических и учебных занятий и производственной практики.

На основании проведенных исследований разработан соответствующий комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

Особенностью развития системы профтехобразования на современном этапе является активное внедрение в учебно-производственный процесс технических средств обучения. Постановление придает большое значение применению новых методов и средств обучения в ПТУ. Гигиеническое изучение новых форм и методов подготовки в ПТУ ведется сравнительно недавно. Полученные данные свидетельствуют о том, что такие, например, технические средства обучения, как тренажеры и специализированные полигоны (применяемые в строительных ПТУ), оказывая положительное влияние на формирование у учащихся первоначальных профессиональных знаний и навыков, могут заметно изменять функциональное состояние учащихся, работающих на них. Исследования, проведенные в нашем институте, показали, что выполнение подростками-монтажниками определенных производственных упражнений (не связанных со сколько-нибудь значительной физической нагрузкой) на строительных полигонах сопровождалось резким увеличением частоты сердечных сокращений с 80 до 130—140 в минуту. Обнаруженные факты свидетельствовали о том, что непроизводственные, «модельно-игровые» нагрузки, имитирующие отдельные производственные процессы, обладая выраженным нервно-эмоциональным компонентом, могут приводить к заметному изменению физиологического состояния наблюдаемых. Обследование ПТУ Москвы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Иркутска, Свердловска, Оренбурга позволило со всей остротой поднять вопрос о необходимости оценки условий применения тренажеров и полигонов (микроклимат, шум, световая обстановка) с целью их гигиенического нормирования. Необходимо также научное обоснование структуры урока, учебно-производственного дня и недели, гигиенических рекомендаций, регламентирующих интенсивность применения новых средств обучения. Очевидны необходимость эргономической оценки тренажеров и учебных полигонов, поиск оптимальных функциональных взаимоотношений организма подростков и тренажерно-полигонных комплексов. Важны физиолого-гигиенические исследования по изучению наиболее массовых средств обучения (кино- и диафильмы, телевидение и пр.), применяющихся на специальных и теоретических учебных занятиях. Вероятно, в определенной коррекции нуждаются и медицинские противопоказания к обучению подростков профессиям и специальностям, в процессе подготовки которым используются указанные технические средства обучения.

В постановлении подчеркивается необходимость постоянного укрепления и обновления учебно-материальной базы училищ. Применение новых форм и методов профподготовки тесно связано с укреплением материально-технической базы ПТУ. В настоящее время при профессиональном обучении все чаще используются новая техника, оборудование, высокопроизводительный инструмент. Устраняется то парадоксальное положение, при котором на производстве новое часто простаивает потому, что нет специалистов для работы на новой технике, а специалистов нет оттого, что новой

техники нет в училищах и обучать ремеслу не на чем. Сейчас положение в корне меняется. Базовые предприятия все чаще и охотнее передают училищам новое оборудование. Повышение мощности производственных баз ПТУ также создает ряд новых гигиенических проблем. Неблагоприятные факторы производства приблизились к месту обучения подростков, вошли в стены ПТУ, интенсифицировались. Многие станки при оборудовании в училищах переделываются учебным персоналом ПТУ для удобства пользования подростками, снижения производственных вредностей в целях техники безопасности. Дать гигиеническую оценку модернизированному оборудованию — задача как ученых, так и практических врачей, осуществляющих предупредительный и текущий санитарный надзор за мастерскими ПТУ и местами производственного обучения. В связи с этим, вероятно, следует обратить внимание на необходимость совершенствования существующих инструктивно-методических рекомендаций, регламентирующих работу врача по гигиене детей и подростков и промышленного врача санэпидстанции в осуществлении указанных работ (с точки зрения улучшения ее координации).

Говоря о материально-технической базе подготовки молодых рабочих, нельзя не сказать и о самих учебных комплексах ПТУ. В настоящее время дана гигиеническая оценка проектам средних ПТУ с точки зрения их строительства в различных климатических зонах страны. Существующие проекты совершенствуются в плане возможности ведения учебно-производ-ственного процесса в соответствии с новыми требованиями. Об этом факте нельзя забывать гигиенистам и санитарным врачам. Они должны строить свою работу таким образом, чтобы можно было своевременно вносить гигиенические поправки в перерабатываемые и создаваемые вновь типовые проекты. Опыт работы нашего института показывает, что специализированные проектные институты тщательно изучают подобные материалы и используют их при совершенствовании учебных зданий ПТУ и строительных норм и правил.

Весьма большие перспективы имеет новый тип учебных заведений профтехобразования — учебные центры, в состав которых, помимо ПТУ, могут входить технические училища, техникумы, школы рабочей молодежи и т. д. Обследование созданных и функционирующих учебных центров в ряде городов РСФСР показало возможность гигиенического изучения численности учащихся в каждом из учебных заведений, входящих в общий комплекс; планировочной структуры, функциональной взаимосвязи и использования учебно-вспомогательных помещений (в том числе и общего назначения) и др.

В постановлении подчеркивается необходимость определенных мер по совершенствованию организации производственного обучения учащихся. Особенное внимание в связи с этим следует обратить на решение гигиенических вопросов профессиональной подготовки подростков непосредственно в условиях производства. Такая подготовка по ряду профессий занимает до 85% всего времени обучения 1—2-годичных ПТУ. Важную роль в сохранении удовлетворительного физиологического состояния подростков на протяжении всего времени работы на производстве и в обеспечении благоприятного характера их трудовой деятельности в этих условиях играют рациональные режимы труда и отдыха. Поэтому по-прежнему актуально исследование условий и характера труда подростков в развивающихся отраслях народного хозяйства. Требуется активизировать исследования в области профессиональной ориентации подростков. Целесообразно дальнейшее развитие научных работ по изучению комплексного и комбинированного действия на подростков факторов производственной среды.

Важнейшей государственной задачей остается проблема поиска путей использования в народном хозяйстве лиц с различными отклонениями в здоровье. Исследований такого плана в настоящее время явно недостаточно. Они не удовлетворяют потребностей народного хозяйства и поэтому

нуждаются в стимуляции и поощрении. При решении данного вопроса речь должна идти, по-видимому, не только о возможности или допустимости профессиональной подготовки подростков, имеющих какие-либо отклонения в здоровье, в различных отраслях народного хозяйства, но и (и это, пожалуй, главное) о целесообразной необходимости строгой ориентации таких лиц на профессиональное обучение по рекомендуемым специальностям.

Рассматривая гигиенические аспекты профессионально-технического образования молодежи на современном этапе, нельзя не упомянуть и еще об одной стороне проблемы — о необходимости всемерного развития исследований переходного периода: конечный этап обучения ПТУ — первые годы самостоятельной работы. Причин для подобной постановки вопроса много. Главная из них заключается в том, что период адаптации к самостоятельной трудовой деятельности нуждается в особых гигиенических рекомендациях. Это видно на следующем примере.

Исследования отдельных функциональных систем организма подростков-строителей через 7—8 мес работы по профессии на производстве показали, что в течение 1-го года самостоятельной работы на стройке у определенного количества наблюдаемых обнаруживаются неблагоприятные изменения функционального состояния. Отмечен и такой факт: те функциональные изменения неблагоприятного характера, которые наблюдались у подростков в конце обучения в ПТУ, часто в начальный период самостоятельной работы не только не исчезали, но и нарастала их выраженность. Эти обстоятельства должны учитываться при разработке комплекса лечеб-но-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологических состояний у данной категории рабочих.

В постановлении предлагается проводить работу по дальнейшему совершенствованию учебных планов и программ. Это вызывает необходимость дать гигиеническую оценку соотношения часов теоретических занятий и общего времени обучения в ПТУ (при разных сроках профподготовки от 1 года до 3 лет).

Требуется расширить исследования по гигиеническому изучению использования внеучебного времени с целью разработки рекомендаций по рациональной структуре учебно-производственного дня воспитанников ПТУ в целом. Все еще недостаточно изучены гигиенические вопросы организации летнего отдыха учащихся ПТУ. В большем внимании нуждаются гигиенические вопросы, связанные с изучением сети спортивных и туристических баз, расширение которых также предусмотрено постановлением.

Сложное многообразие проблем, стоящих перед гигиенистами в деле охраны здоровья рабочего подростка, требует новых методических решений. Вероятно, уместна постановка вопроса о формировании темы союзного или республиканского программно-целевого значения, направленной на комплексное и всестороннее решение задач, поставленных перед гигиенической наукой Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования».

Конституция СССР закрепляет за гражданами право на образование, выбор профессии, труд, а также право на охрану здоровья.

Принятое постановление обязывает медицинских работников обеспечить дальнейшее развертывание и высокий уровень научных исследований, направленных на создание условий, гарантирующих благоприятное завершение развития и формирование организма подростков, предупреждение и снижение заболеваемости, неуклонное улучшение здоровья рабочей молодежи.

Поступила 12/Х 1977 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.