Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики СССР в сфере трудового обучения и воспитания молодежи в 60-80-е годы ХХ столетия'

Основные направления государственной политики СССР в сфере трудового обучения и воспитания молодежи в 60-80-е годы ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВАЯ СТРАТЕГИЯ / PUBLIC POLICY / YOUTH POLICY / TRAINING / EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / PERSONNEL STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Елена Степановна, Чекмарева Анастасия Валерьевна

Введение: в современных условиях особую роль играет выстраивание основных на правлений государственной политики в отношении молодежи, позволяющей мобили зировать новое поколение для решения новых задач, связанных с обновлением экономи ческой сферы общества. В статье проанализирован и обобщен опыт профессионально технического образования в СССР 60-80-х гг. XX столетия. При этом подчеркивается, что в данной системе целенаправленно осуществлялась не только подготовка моло дежи к трудовой деятельности, но и во многом решались социальные и культурные проблемы. Цель: выявить основные направления государственной политики СССР, в области трудового обучения и воспитания молодежи в 60-80-е гг. XX в., определить дей ственные рычаги государственного управления в сфере профессионально-технического образования, проследить взаимосвязь государственного воздействия и общественной инициативы. Методологическая основа: представлена общенаучными методами: историческим, цивилизационным, аналитическим, диалектическим. Результаты: доказано, что правовые основы подготовки и воспитания квалифицированных кадров для производства обеспечили высокие показатели кадровой политики. Отмечено, что государственные рычаги управления, в 60-е гг. тесно связанные с профсоюзами, в 1970-80-е гг. стали усиливаться. Авторы отмечают, что в начале 1980-х гг. в управлен ческих структурах преобладали запросы на гибкое развивитие производства в СССР, однако государственные структуры не отреагировали на предложения специалистов. Выводы: в рассматриваемый период основные направления государственной полити ки СССР в сфере трудового обучения молодежи пришли в противоречие с реальными потребностями производства и возможностями государственного финансирования. Курс на повышение общеобразовательного уровня учащихся профтехучилищ оказался расточительным и не всегда оправданным, как с точки зрения запросов производства, так и возможностей учащихся. Администрирование в переводе учебных заведений на базу среднего образования привело к размыванию профессиональных ориентиров, к перегрузкам учащихся. Авторы полагают, что совершенствование правовых основ государственной политики трудового обучения и воспитания молодежи в современ ных условиях концептуально должно осуществляться по следующим направлениям: партнерство государства производственная сфера общественные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеева Елена Степановна, Чекмарева Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE USSR STATE POLICY IN THE SPHERE OF LABOR TRAINING AND EDUCATION OF YOUTH IN THE 60-80 OF THE XX CENTURY

Background: under present conditions a special role is played by the formation of the main directions of state policy with respect to young people who want to mobilize a new generation to solve new problems associated to the renewal of the economic sphere of society. The article analyzes and summarizes the experience of vocational education in the USSR 60-80-ies of XX century. At the same time, it is emphasized that in this system not only the preparation of young people for work was purposefully carried out, but also social and cultural problems were largely solved. Objective: to identify the main directions of the state policy of the USSR of labor training and education of youth in the 60-80s of the XX century, to determine the effective levers of public administration in the field of vocational education, to trace the relationship of state influence and public initiative. Methodology: general scientific methods: historical, civilizational, analytical, dialectical have been used in research. Results: it is proved that the legal basis of training and education of qualified personnel for production provided high rates of personnel policy. It is noted that the state levers of management, in the 60s are closely associated with trade unions, in the 1970-80s began to strengthen their trade unions. The authors note that in the early 1980s, management structures were dominated by requests for flexible development of production, but government agencies did not respond to the proposals of specialists. Conclusions: during the period under review, the main directions of the state policy of the USSR in the field of labor training of young people came into conflict with the real needs of production and the possibilities of state funding. The course to improve the General level of vocational school students was wasteful and not always justified, both from the point of view of the demands of production and the opportunities of students. Administration in the transfer of educational institutions to the base of secondary education has led to the erosion of professional guidelines, to overload students. The authors believe that the improvement of the legal basis of the state policy of labor training and education of young people in modern conditions should be conceptually carried out in the following areas: partnership of the state production sphere social structures.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики СССР в сфере трудового обучения и воспитания молодежи в 60-80-е годы ХХ столетия»

УДК 321

Е.С. Дорофеева, А.В. Чекмарева

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СССР В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В 60-80-Е ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ

Введение: в современных условиях особую роль играет выстраивание основных направлений государственной политики в отношении молодежи, позволяющей мобили-зировать новое поколение для решения новых задач, связанных с обновлением экономической сферы общества. В статье проанализирован и обобщен опыт профессионально-технического образования в СССР 60-80-х гг. XX столетия. При этом подчеркивается, что в данной системе целенаправленно осуществлялась не только подготовка молодежи к трудовой деятельности, но и во многом решались социальные и культурные проблемы. Цель: выявить основные направления государственной политики СССР, в области трудового обучения и воспитания молодежи в 60-80-е гг. XX в., определить действенные рычаги государственного управления в сфере профессионально-технического образования, проследить взаимосвязь государственного воздействия и общественной инициативы. Методологическая основа: представлена общенаучными методами: историческим, цивилизационным, аналитическим, диалектическим. Результаты: доказано, что правовые основы подготовки и воспитания квалифицированных кадров для производства обеспечили высокие показатели кадровой политики. Отмечено, что государственные рычаги управления, в 60-е гг. тесно связанные с профсоюзами, в 1970-80-е гг. стали усиливаться. Авторы отмечают, что в начале 1980-х гг. в управленческих структурах преобладали запросы на гибкоеразвивитие производства в СССР, однако государственные структуры не отреагировали на предложения специалистов. Выводы: в рассматриваемый период основные направления государственной политики СССР в сфере трудового обучения молодежи пришли в противоречие с реальными потребностями производства и возможностями государственного финансирования. Курс на повышение общеобразовательного уровня учащихся профтехучилищ оказался расточительным и не всегда оправданным, как с точки зрения запросов производства, так и возможностей учащихся. Администрирование в переводе учебных заведений на базу среднего образования привело к размыванию профессиональных ориентиров, к перегрузкам учащихся. Авторы полагают, что совершенствование правовых основ государственной политики трудового обучения и воспитания молодежи в современных условиях концептуально должно осуществляться по следующим направлениям: партнерство государства — производственная сфера — общественные структуры.

Ключевые слова: государственная политика, молодежная политика, обучение, воспитание, профтехобразование, кадровая стратегия.

" © Дорофеева Елена Степановна, 2019

1 Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории, политологии, социологии (Сара-

S товская государственная юридическая академия); e-mail: anastasiya-chekmareva@yandex.ru

© Чекмарева Анастасия Валерьевна, 2019

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: anastasiya-chekmareva@yandex.ru

© Dorofeeva Elena Stepanovna, 2019

Doctor of historical sciences, Professor, professor of the History, political science, sociology and service department (Saratov State Law Academy)

© Chekmareva Anastasiya Valeryevna, 2019 28 Doctor of law, Associate professor, professor of the Civil procedure department (Saratov State Law Academy)

E.S. Dorofeeva, A.V. Chekmareva

THE MAIN DIRECTIONS OF THE USSR STATE POLICY IN THE SPHERE OF LABOR TRAINING AND EDUCATION OF YOUTH IN THE 60-80 OF THE XX CENTURY

Background: under present conditions a special role is played by the formation of the main directions of state policy with respect to young people who want to mobilize a new generation to solve new problems associated to the renewal of the economic sphere of society. The article analyzes and summarizes the experience of vocational education in the USSR 60-80-ies of XX century. At the same time, it is emphasized that in this system not only the preparation of young people for work was purposefully carried out, but also social and cultural problems were largely solved. Objective: to identify the main directions of the state policy of the USSR of labor training and education of youth in the 60-80s of the XX century, to determine the effective levers of public administration in the field of vocational education, to trace the relationship of state influence and public initiative. Methodology: general scientific methods: historical, civilizational, analytical, dialectical have been used in research. Results: it is proved that the legal basis of training and education of qualified personnel for production provided high rates of personnel policy. It is noted that the state levers of management, in the 60s are closely associated with trade unions, in the 1970-80s began to strengthen their trade unions. The authors note that in the early 1980s, management structures were dominated by requests for flexible development of production, but government agencies did not respond to the proposals of specialists. Conclusions: during the period under review, the main directions of the state policy of the USSR in the field of labor training of young people came into conflict with the real needs of production and the possibilities of state funding. The course to improve the General level of vocational school students was wasteful and not always justified, both from the point of view of the demands of production and the opportunities of students. Administration in the transfer of educational institutions to the base of secondary education has led to the erosion of professional guidelines, to overload students. The authors believe that the improvement of the legal basis of the state policy of labor training and education of young people in modern conditions should be conceptually carried out in the following areas: partnership of the state — production sphere — social structures.

Key-words: public policy, youth policy, training, education, vocational education, personnel strategy.

Современное российское государство формирует политические и правовые основы вовлечения молодежи в производственную сферу, укрепляя таким образом экономический и социальный потенциал страны. Однако стихийные процессы, происходящие в обществе, во многом тормозят выстраивание системы подготовки квалифицированных кадров адекватной времени. Сокращение в 1990-е гг. рабочих кадров, банкротство предприятий, отсутствие социальной поддержки этого явления привело к девальвации роли труда, трудового обучения и воспитания. Кадровый кризис в промышленности диктует необходимость осмысления исторического опыта страны в целях использования его положительных аспектов.

В 60-80-е гг. прошлого столетия профессионально-техническое образование в СССР представляло собой специализированную сферу деятельности общества, в которой осуществлялась не только подготовка молодежи к трудовой деятель-

ности, но и во многом решались ее социальные, культурные проблемы. Процесс обеспечение производства квалифицированными кадрами — государство взяло под контроль. Государственная политика в области профессионального образования предполагала планирование подготовки рабочей силы заданного уровня квалификации, обеспечивала финансирование, трудоустройство — распределение, контроль за условиями адаптации на производстве. Правовые основы подготовки и воспитания рабочей силы во многом определялись не государством, а правящей партией. Основные стратегические задачи в области подготовки рабочих применительно к рассматриваемому периоду были определены решениями XXII съезда КПСС (1961 г.). Согласно его решениям подготовка рабочих в школе была признана не оправдавшей доверия. Обучение на производстве допускалось лишь по профессиям, требующим начального образования со сроком до 6 месяцев. Профессионально-технические учебные заведения предназначались для подготовки рабочих по наиболее сложным профессиям. Срок обучения профессии составлял от одного года до трех лет. Перед многими органами власти были поставлены задачи упорядочения сети профтехобразования в зависимости от развития производства, укрепления материально-технической базы обучения, жилищно-бытового устройства молодежи.

Следует иметь в виду, что к середине 1960-х гг. стали укрепляться технократические тенденции решения задач подготовки и воспитания рабочей силы. Наиболее полно она материализовалась в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли Государственного Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и подготовке квалифицированных а рабочих кадров для народного хозяйства», принятом в 1966 г. Для него харак-? терно упорядочение структуры центральных и местных органов руководства

СЮ

я профтехобразованием, определение их основных функций, решение вопросов

т

ц подготовки и переподготовки кадров.

1 Повышение роли государства в определении кадровой стратегии особо прояви-| лось в признании прерогативы союзно-республиканского государственного коми-

го

| тета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию,

| вместе с тем, повышалась и роль подведомственных организаций. | В 1960-е гг. начала закладываться основа взаимодействия органов государ-

2 ства с профсоюзами. Так, перечень профессий и специальностей, по которым ° должна была осуществляться подготовка рабочих на производство, предвари-£ тельно согласовывался с ВЦСПС, а также с государственным Советом Министров | СССР по вопросам труда и заработной платы. Только после этого перечень про-

0 фессий утверждался Государственным Комитетом Совета Министров СССР по

1 профессионально-техническому образованию.

° О взаимодействии Совета Министров и ВЦСПС свидетельствует совместная

го

3 работа над подготовкой нормативных документов. Так, в 1968 г. Совет Министров 1 СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению подготовки и по-| вышению квалификации рабочих непосредственно на производстве». Данное

постановление предусматривало создание на предприятиях необходимой учебно-производственной базы для подготовки рабочих. В целях улучшения качества обучения молодых рабочих предусматривалось развитие учебно-курсовых комбинатов, учебных цехов, лабораторий, полигонов.

Было также предложено сформировать отделы производственно-технического 30 обучения рабочих при министерствах и ведомствах.

В составлении нормативных документов, обеспечивающих четкое выполнение государственной политики в сфере труда, особую роль играл Государственный комитет по профтехобразованию. Еще в 1950-е гг. он разработал типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве. В этом документе были определены цели и задачи, организационные принципы, основные формы подготовки рабочих, предложения по совершенствованию учебного процесса. На данной правовой основе была разработана инструкция о проведении квалификационных экзаменов, методические рекомендации по организации контроля за учебным процессом, по повышению квалификации преподавателей и инструкторов.

Нормативная документация государственных структур позволила принять соответствующие решения профсоюзных органов. В апреле 1969 г. Президиум ВЦСПС принял специальное постановление «О задачах профсоюзов в области подготовки квалифицированных рабочих непосредственно на производстве». В нем были определены задачи профсоюзных органов по улучшению качества подготовки рабочих и участию в объявленном ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ Всесоюзном общественном смотре состояния подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве [1, с. 524-527].

Предусматривалось расширение подготовки рабочих в профтехучилищах, сокращалась подготовка на производстве, развивалось наставничество над молодыми рабочими, уделялось большое внимание закреплению молодежи на производстве.

Таким образом, государственная политика в сфере подготовки рабочих кадров в конце 1960-х гг. стала подкрепляться общественным участием в лице профсою- е

п

зов и комсомола. Основу кадровой стратегии применительно к подготовке рабо- и чих в 1960-70-е гг. составляла идея устранения узкоремесленнического подхода ¡?

Т5

к обучению молодых рабочих. Учебные заведения профтехобразования стали о

в

рассматриваться как основа роста интеллектуализации труда. Особое внимание §

уделялось совершенствованию качества рабочей силы, повышению уровня не а

только профессионального, но и общего образования. Постановка такой задачи |

вытекала из новых потребностей производства. В конце 1960-х гг. до 50% рабо- е

чих ведущих профессий в химической промышленности, черной металлургии, о

радиоэлектронике, авиации, ракетной и ядерной отраслях должны были иметь р

среднее образование [2, с. 309-317]. 1

Для достижения цели высокого качества обучения молодежи в профтеху- |

чилищах было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР К

«О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих м

в учебных заведениях системы профтехобразования». Оно положило начало I

постепенному преобразованию действующих учебных заведений в училища ¡§

с

с трех- и четырехлетним сроком обучения с тем, чтобы оканчивающие такие 2 училища выпускники имели среднее образование. И тогда и сейчас в оценке дан- ^ ного преобразования нет однозначного ответа. Мы склонны поддержать мнение 9 о том, что внедрение в профтехучилища общего среднего образования явилось преждевременной мерой. Оно отражало лишь незначительную часть запросов в производстве, а осуществлялось в достаточно широком объеме. К тому же в ходе реализации данной идеи применялись волевые методы, что зачастую приводило к погоне за количественными показателями. Число средних ПТУ росло быстрыми темпами, число учащихся резко возросло. Если в 1970-1971 учебном 31

году было 500 учебных заведений с числом учащихся 180 тыс., то в 1975-1976 учебном году — 2 700 с 1 276 000 учащихся. В 1981-1982 учебном году было уже 4 600 средних ПТУ, в которых обучалось 2 244 000 учащихся. За годы 9-й и 10-й пятилеток число средних ПТУ возросло в 7,5 раз, а количество учащихся в них увеличилось более чем в 14 раз [3, с. 403]. Количественные параметры отнюдь не отражали качества подготовки рабочих. В погоне за общим образованием снижалось качество профессионального обучения. Далеко не все учащиеся были готовы к овладению общим образованием в силу целого ряда причин: дети не имеют достаточной мотивации для получения образования и дальнейшей реализации в профессии.

Вопреки мнению сложившемуся в современных условиях о том, что административно-командная система советского периода сковывала общественную инициативу, хотелось бы подчеркнуть, что правящая партия и государственные структуры использовали методы взаимодействия с обществом для определения стратегии и решения задач подготовки квалифицированной рабочей силы. Вскоре после XXV съезда КПСС, где были определены новые задачи в совершенствовании системы подготовки молодых рабочих, состоялось Всесоюзное совещание работников государственной системы профтехобразования [4, с. 14]. По предложению работников профтехучилищ расширился список сложных специальностей, по которым производственное обучение проводилось в малых учебных группах по 12-15 человек, что создавало возможность более глубокого овладения рабочей профессией. Улучшилась взаимосвязь с базовыми предприятиями. Они выделяли для учащихся самостоятельные участки, цехи а для прохождения практики.

? Государственная политика трудового обучения и воспитания молодежи

СЮ

я осуществлялась не только в общесоюзном формате. Значимое место занимали

| отраслевые проблемы. В деле совершенствования профессионального обучения

I молодых рабочих-строителей особую роль сыграло постановление ЦК КПСС и

1 Совета Министров СССР от 3 января 1979 г. «О мерах по дальнейшему улучше-

го

| нию подготовки квалифицированных кадров и закреплению их в строитель-

| стве» [5, с. 646-647]. В нем подчеркивалась важность задачи по обеспечению

| строительства постоянными квалифицированными специалистами. Система

2 профтехобразования была объявлена приоритетной и более перспективной по ° сравнению с другими формами трудового обучения молодежи. Под влиянием « такого направления кадровой политики на местах, в частности в Поволжье, | базовые предприятия стали выплачивать учащимся строительных ПТУ не 30%,

0 а 50% суммы, заработанной ими за время производственной практики [6]. Это

1 повышало заинтересованность подростков в получении строительных профессий, ° способствовало их социальной защищенности.

го

3 Отраслевая государственная политика давала свои результаты. В 1972-1975 гг. I 9488,6 тыс. выпускников профтехучилищ было направлено в различные отрасли I народного хозяйства [7, с. 268]. В 1982 г. государственная система профтехобразования располагала 7378 учебными заведениями с числом учащихся 3 714 000 человек [8, с. 2]. Ежегодно в ПТУ получали профессию около 2 млн человек. Вырос и удельный вес молодежи, пришедшей из ПТУ на производство. Если в 1960-е гг. молодежь, прошедшая обучение в профтехучилищах, составляла одну треть юношей и девушек, пришедших на производство, то в 10-й пятилетке две трети

32

молодого поколения в экономике страны были выпускниками ПТУ [9, с. 52].

В 1970-е гг. директивные указания сверху предписывали обязательность общеобразовательной подготовки молодых рабочих в объеме средней школы. Формирование средних профтехучилищ превратилось в определенную кампанию, в ходе которой ускоренными темпами создавались средние профтехучилища и училища на базе 10-летнего образования — технические училища (ТУ). Совершенно игнорировалось то обстоятельство, что не все предприятия были готовы дать выпускникам профтехучилищ работу, соответствующую уровню общего образования. Не учитывались и демографические факторы, в результате чего молодежь, поступающая в учебные заведения профтехобразования, представляла собой в основном отсев из школ, что затрудняло на практике осуществление идеи обеспечения общего среднего образования в профтехучилищах. Этим порождалось стремление педагогов к завышению действительного уровня общего образования. В областях Поволжья нажимные методы в обеспечении общего образования молодых рабочих обеспечили высокий уровень выпускников со средним образованием, чем в целом по РСФСР, где на 3541 училище приходилось 2936 средних ПТУ, т.е. 82,9%. Вместе с ТУ они составили 85,9%. К концу 1970-х гг. из общего числа учащихся 43573 выпускника данного региона одновременно с профессией получили среднее образование, что в два раза больше, чем в период 1971-1975 гг. [10, с. 266]. Такой рост числа выпускников со средним образованием в Поволжье обусловлен не столько нажимными методами, сколько потребностью производства в регионе. Здесь было достаточно мощных базовых предприятий, где требовалась высококвалифицированная сила. Кроме того, базовые предприятия оказали серьезную поддержку материального характера для преобразования учебных заведений. Немалую роль в развитии среднего об- е

т

разования сыграли партийные и профсоюзные организации. и

Вместе с тем в погоне за общим средним образованием наблюдался спад а

профессионализма. Это связано прежде всего со старением оборудования, на то

в

котором обучались молодые люди. На каждое учебное заведение приходилось § менее 4 мастерских вместо 7-9 по нормативам [11]. В целом ряде отраслей про- з должал оставаться устойчивым спрос на неквалифицированную и малоквали- р фицированную рабочую силу. На предприятиях, где не было необходимости в тве

рабочих со средним образованием, выпускникам профтехучилищ поручалась о

§

малоквалифицированная работа. В эти же годы стала складываться диспропор- р

ция между запросами производства по перечню профессий и практикой набора 1

в учебные заведения, господствовал принцип: «план любой ценой». Государ- |

ственная политика подготовки рабочих стала давать сбой. Денежных средств, к

выделяемых из госбюджета, на развитие ПТУ было недостаточно. С 1970 по м

1986 гг. доля расходов в бюджете сократилась с 11 до 8%. Оборудование, которое и

базовые предприятия передавали профтехучилищам, нередко было морально и ¡§

со

физически устаревшим, материально-техническая база продолжала оставаться 2 слабой. Жесткая централизация в выработке кадровой стратегии, сложившаяся ^ практика обязательности для нижестоящих организаций решений, принятых в 9 высших эшелонах власти, не оставляла возможности изменения существующего положения вещей. Не использовались в полную меру в 1970-80-х гг. и такие принципы кадровой стратегии, как ориентация на приоритетные отрасли, учет региональных особенностей, ориентация учебных заведений на подготовку рабочих широкого профиля. В начале 1980-х гг. в управленческих структурах профтехобразования стали преобладать тенденции к созданию условий более 33

гибкого реагирования на запросы развивающегося производства, в числе задач рассматривались повышение уровня профессионализма учащихся, овладение смежными профессиями. Была предпринята попытка более детально проанализировать зарубежный опыт и складывающуюся региональную практику [12]. Обращение к зарубежному опыту показало, что в США, например, в рамках федеральной политики происходит процесс углубления межштатных отношений. Широкое распространение здесь получила подготовка кадров для сферы услуг [13, с. 67]. Выбор приоритетов в экономике с ориентацией на национальные интересы характерен для Японии и Южной Кореи. Правовые основы трудового обучения молодежи в Германии являли собой образец регионального подхода и учета приоритетов отраслевого развития экономики. В целом ряде стран были разработаны специальные законодательства, отражающие интересы молодежи. В Германии — закон о благоденствии молодежи, в США — об образовании и трудоустройстве молодежи. В Испании с 1973 по 1989 гг. была принята целая серия законов: о правах молодежных организаций, о профессиональной подготовке, о полномочиях политики по делам молодежи, о гарантиях прав молодежи во время производственной практики и др. [14, с. 18]. В Ирландии государство стимулировало прием молодых рабочих. Если предприятие принимало более 10-15 рабочих, оно могло рассчитывать на налогово-дотационную помощь государства. При этом если предприятие заинтересовано в высоком уровне образования, то оно должно перечислять 0,1% от общей суммы налога с прибыли. Если же предприятие не могло обеспечить высококвалифицированной подготовки, то сумма налога с прибыли составляла 1%. Тем самым создавались благоприятные условия а для подготовки кадров высокой квалификации. При этом государство брало на ? себя от 30 до 80% всех расходов на профессиональную подготовку и повышение § квалификации рабочих [15, с. 2].

| Стратегический курс на повышение общеобразовательного уровня учащихся

I профтехучилищ оказался расточительным и не всегда оправданным как с точки | зрения запросов производства, так и интересов и возможностей учащихся. Стра-! на стала отставать по подготовке кадров для сферы услуг [16, с. 160]. Научные | разработки ученых в системе профтехобразования, предложения практиков по | совершенствованию обучения и воспитания молодежи в профтехучилищах ока-| зались невостребованными властными структурами. Не в полной мере использо-'I вались региональные особенности подготовки рабочей силы. В Волгоградской, | Саратовской и Астраханской областях, вместе взятых, наблюдалась тенденция | к повышению качества знаний как профессионального, так и производственного цикла. Если в 1975-1976 гг. успеваемость по профессиональному циклу состав-| ляла 92,4%, то к 1979-1980 гг. — 99,7%. Еще лучше были показатели по произ-ё водственному обучению, где успеваемость все годы составляла 100%, а качество Л знаний повысилось с 64,1% в 1975-1976 гг. до 81,5% в 1979-1980 гг. [17]. Что | же касается общеобразовательных дисциплин, то их показатели росли менее | значительно. За отмеченный период успеваемость выросла с 95,1% до 98,7%, а качество знаний повысилось с 8,8% до 11,8%. Администрирование в переводе учебных заведений на базу среднего образования привело к размыванию профессиональных ориентиров, к перегрузкам учащихся.

В современных условиях, когда наконец осознана необходимость преодоления кадрового кризиса в стране, полезно избежать ошибок прошлого, а также 34 использовать положительный опыт как собственной страны, так и зарубежных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государств. Формируя новую правовую основу трудовой подготовки молодежи, следует заимствовать практику государственного влияния в данной сфере. Важно осмысленно, а не фанатично подходить к использованию зарубежного опыта. Так, американские аналитики уже в начале 1980-х гг. пришли к выводу о необходимости усиления государственного влияния на подготовку рабочей силы: «Лидирующей нацией будет та, которая создаст наиболее эффективную систему школ и колледжей, чтобы максимально развить интеллектуальный потенциал своих молодых граждан» [18, с. 5]. На наш взгляд для России более приемлема японская система подготовки рабочих кадров. Там особое внимание уделяется не индивидуализму, как в Америке, а коллективизму, воспитанию высокой, почти религиозной заботы о качестве выпускаемой продукции. Высоко ценится принадлежность фирме, надежность в работе, склонность к кооперации, высокий дух коллективизма [19, с. 55]. Современные социологические исследования в России показывают, что в обществе растет запрос на государственное управление в развитии человеческого капитала, на социальную поддержку. Кроме того, жизненные ценности, нормы поведения чаще всего связываются с честным трудом, добросовестной работой [20, с. 42-43].

Предстоит большая и напряженная работа по формированию сознания современной молодежи в духе уважения к труду. Если в советское время в 1960-1970-е гг. ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, то теперь она — на четвертом [21, с. 38]. Согласимся в этой связи с мнением Н.В. Бусыревой о том, что в современных условиях рабочая профессия должна стать престижной, для чего необходимо воссоздавать (с теми или иными поправками) разрушенную советскую систему подготовки, привлечения и закрепления кадров в промышленности [22, с. 19]. е

Совершенствование государственной политики трудового обучения и воспита- и ния молодежи в современных условиях, на наш взгляд, концептуально должно а осуществляться по следующим направлениям: как партнерство государства, о

в

системы образования, производственной сферы, общественных структур. Глав- о ная цель такого единения — рост производства и качество молодежного ресурса з' в нравственном, профессиональном и социальном выражении. Особое место в Р новой правовой основе должны занять источники финансирования профессио- е

нальной подготовки молодежи. Опыт многих стран показывает, что это могут о

й

быть: целевые государственные облигации, специальные вклады на поддержку р молодежи, отраслевое финансирование, вклады предприятий, отчисления от 1

ч

производственной практики. к

о

а

Библиографический список е

1. Справочник партийного работника. М.: Политиздат, 1969. Вып. 9. 575 с. 1

2. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, № 1971-1973. Т. 7. 765 с. 1

3. Народное хозяйство СССР. 1922-1982. М.: Финансы и статистика, 1982. 624 с. )

4. Всесоюзное совещание работников государственной системы профтехобразова- 1 ния. М.: Высшая школа, 1979. 66 с. ш

5. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1977-1979 гг.). М.: Политиздат, 1979. Т. 12. 765 с.

6. Центр документации новейшей истории Саратовской области (ЦДНИСО). Ф. 113. Оп. 107. Д. 30. 111 с.

7. Булгаков АА. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. М.: Высшая школа, 1977. 310 с. 35

8. Профессионально-техническое образование. 1982. № 6.

9. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 256 с.

10. ЦСЦ РСФСР. Народное хозяйство РСФСР в 1980 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. 406 с.

11. Батышев С. Рабочая карьера // Правда. 1989. 15 декабря.

12. Архив Госпрофобра РФ. Ф. 1. Оп. 33. Д. 9. Л. 33.

13. США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. № 7.

14. Социалистический труд. 1991. № 9.

15. Альманах «Профессионал». 1991. № 6.

16. Американская промышленность в 80-е годы: проблемы структурной перестройки: реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1987. 206 с.

17. ЦДНИСО. Ф. 594. Оп. 7. Д. 126. Л. 34; ГАСО. Ф. 2141. Оп. 14. Д. 816. Л. 14; Центр документации новейшей истории Куйбышевской области (ЦДНИКО). Ф. 656. Оп. 14. Д. 156. Л. 47.

18. Суд над системой образования: стратегия на будущее: [Сборник: пер. с англ.] / под ред. У.Д. Джонстона; науч. ред. пер. Е.В. Эйдман. М.: Педагогика, 1991. 260 с.

19. Григорьев О.И. Капитализм и рабочий класс на пороге XXI века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1996. 209 с.

20. Горшков М.К. Средний класс как отражение экономической и социальной модели современного развития России // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 35-44.

21. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.

22. Бусырева Н.В. Дефицит кадров в условиях социальной трансформации российского общества // Региональные, социокультурные, политические и экономические процессы: опыт и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Березники, 2008. 312 с.

References

1. The Handbook of the Party Worker. Moscow: Politizdat, 1969. Issue. 9. 575 c.

2. Decisions of the Party and the Government on Economic Issues. Moscow: Politicized, 1971-1973. Vol. 7. 765 р.

3. National Economy of the USSR. 1922-1982. M.: Finance and Statistics, 1982. 624 p.

4. All-Union Meeting of Employees of the State System of Vocational Education. M.: Higher school, 1979. 66 р.

5. Party and Government Decisions on Economic Issues (1977-1979). Moscow: Politizdat, 1979. Vol. 12. 765 р.

6. Centre of the Contemporary History of the Saratov Region Documentation (CDNIS). F. 113. Op. 107. D. 30.111 р.

7. Bulgakov A.A. Technical and Vocational Education in the USSR at the Present Stage. M.: Higher school, 1977. 310 р.

8. Vocational and Technical Education. 1982. No. 6.

9. Materials XXIV Congress of the CPSU. Moscow: Politizdat, 1981. 256 p.

10. CSC OF THE RSFSR. National Economy of the RSFSR in 1980. Statistical Yearbook. M.: Finance and statistics, 1981. 406 p.

11. Batyshev S. Working Career // Pravda. 1989. 15 Dec.

12. Archive Coprophobia of the Russian Federation. F. 1. Op. 33. D. 9. L. 33.

13. USA. Economy. Policy. Ideology. 1993. No. 7.

14. Socialist Labor. 1991. No. 9.

15. Almanac «Professional». 1991. No. 6.

16. American Industry in the 80s: Problems of Structural Adjustment: Abstract Collection. M.: INION, 1987. 206 p.

17. CANISO. F. 594. Op. 7. D. 126. L. 34; the JI-AP. F. 2141. Op. 14. D. 816. L. 14; Centre of Documentation of the Newest History of the Kuibyshev Region (CANICO). F. 656. Op. 14. D. 156. L. 47.

18. The Trial of the Education System: a Strategy for the Future: [Collection: lane.] / ed. by W. D. Johnston; Scientific. ed. transl. by E. V. eydman. M.: Pedagogy, 1991. 260 p.

19. Grigoriev O.I. Capitalism and the Working Class at the Threshold of the XXI Century. L.: Publishing House of LSU, 1996. 209 p.

20. Gorshkov M.K. Middle class as a reflection of economic and social model of modern development of Russia // Sociological researches. 2015. No. 1. P. 35-44.

21. Semenov V.E. Value Orientations and Problems of Education of Modern Youth. Sociological researches. 2007. No. 4. P. 37-43.

22. Busyreva N.V. Shortage of Personnel in the Conditions of Social Transfer of the Russian Society // Regional, Socio-cultural, Political and Economic Pocesses: Experience and Prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Berezniki, 2008. 312 p.

УДК 321.01

Д.И. Артемова

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА РФ

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Введение: развитие гражданского общества должно быть основано на принципе субсидарности, т.е. на взаимном доверии и ответственности структур власти и общества. Граждане лучше ориентируются в основных вопросах права, за счет повышения активности и заинтересованности в получении правовых знаний, навыков. Ведь правовой нигилизм является одной из причин роста преступности среди несовершеннолетних лиц. Цель: проанализировать правовую природу и особенность преступности несовершеннолетних, определить меры по ее устранению или стабилизации на примере Пензенской области. Методологическая основа: общенаучный метод всеобщего познания, системно-правовой, формально-правовой анализ, опрос. Результаты: при стабильной социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе в рассматриваемый период зарегистрирован рост подростковой преступности. Выводы: первопричиной противоправного поведения подростка являются неблагополучные социальные условия. Семейное неблагополучие, в т.ч. социальное, приводит к нарушению детско-родительских отношений, ведет к формированию у ребенка различных психологических комплексов и проблем, способствует безнадзорности, что в итоге приводит к криминализации поведения несовершеннолетнего.

Ключевые слова: социальное развитие региона, несовершеннолетние лица, правовая норма, преступление, защита прав и свобод человека и гражданина.

© Артемова Дарья Игоревна, 2019

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правосудия (Пензенский государственный университет); e-mail: artdarya@yandex.ru © Artyemova Daria Igorevna, 2019

Candidate of law, Associate professor, associate professor of the Justice department (Penza State University) 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.