Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОЕКТАХ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДОВ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОЕКТАХ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОЕКТАХ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДОВ»

ИЗ ПРАКТИКИ

УДК 614.79:711.4

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОЕКТАХ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДОВ

Кандидаты мед. наук Е. В. Евдокимова, Р. С. Гильденскиольд

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В Советском Союзе осуществляется плановое развитие городов. Проекты планировки составляются на длительный срок и охватывают перспективный период 20— 25 лет. Основной задачей такого проектирования для существующего города является устранение недостатков исторически сложившейся планировки и застройки, выражающихся в разбросанности и отсутствии четкого зонирования промышленных, жилых, коммунально-складских и других территорий, плохо решенных транспортных связей, в недостаточной обеспеченности зелеными насаждениями и инженерным оборудованием, наличии неблагоустроенных поселков и т. д. При разработке новых социалистических городов анализируются те же вопросы, но возможности для более правильных, соответствующих современным требованиям планировочных решений градостроительной и гигиенической науки в связи с отсутствием застроенных территорий более значительны. Лучше разрабатываются вопросы, связанные с аэроклиматологией, рельефом и др.

Наиболее ответственным санитарно-гигиеническим этапом перспективного развития или реконструкции города следует считать предупредительный санитарный надзор на стадии рассмотрения проекта его планировки. При гигиенической экспертизе такого проекта оценка принятых планировочных решений, связанных с размещением новых и расширением существующих предприятий в черте города, занимает одно из ведущих мест.

Исходя из материалов многочисленных исследований, посвященных определению зонального загрязнения атмосферного воздуха городов, данных по эксплуатации промышленных предприятий и опыта гигиенической экспертизы, нужно в проектах планировки обязательно учитывать следующие гигиенические вопросы: обоснованность рекомендуемых величин санитарно-защитных зон для промышленных предприятий в соответствии с принятой санитарной классификацией; надежность и обоснованность запроектированных мероприятий по сокращению выбросов в атмосферу с учетом высоты дымовых труб и фоновых загрязнений; метеорологические условия и рельеф местности в данном районе; намечаемое благоустройство санитарно-защитных зон; обоснованность сохранения или вывода промышленных предприятий из селитебных районов и др.

Анализ экспертных заключений по проектам планировки городов показал, что все рассмотренные генеральные планы таких крупных промышленных городов, как Ангарск, Калининград, Курск, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Благовещенск, Петрозаводск, Пермь, Ярославль, Новгород, Казань, Красноярск и др., были рекомендованы для доработки ввиду того, что не были учтены некоторые важные санитарно-гигиенические требования, в частности связанные с размещением, расширением и реконструкцией промышленных предприятий. В материалах проектов планировки городов, как правило, отсутствуют или проводятся крайне ограниченные и разрозненные сведения о мощности, характере и количестве выбросов, эффективности существующих и надежности намечаемых новых установок по очистке вредных выбросов даже на ведущих предприятиях городов. Отсутствие таких данных позволяет правильно оценить запроектированные величины санитарно-защитных зон. Без учета названных выше показателей, без учета зонального распространения этих веществ в приземном слое атмосферы в условиях города никакая санитарно-защитная зона не может быть рекомендована правильно. При решении данного вопроса руководствоваться только клас-

сом вредности производств по СН 245-63 и соответственно размерам санитарно-за-щитной зоны даже при проектировании возможных максимальных мероприятий но улавливанию и очистке вредных выбросов не всегда обоснованно. Общеизвестно, что эффективность санитарно-технических мероприятий по ряду причин редко достигает паспортного уровня, а в соответствии с проектами развития ряда городов в санитар-но-защитных зонах промышленных предприятий еще сохраняется значительный капитальный жилой фонд, население которого не предусматривается выводить и за пределами расчетного срока.

Изложенные выше гигиенические рекомендации не противоречат действующим положениям СНнП П-М 1-62, п. 2.21, примечание 3, которыми предусматривается в первую очередь обязательное обеспечение строительства на промышленных предприятиях высокоэффективных очистных сооружений для улавливания и ликвидации вредных выбросов производств. Поэтому мероприятия по борьбе с вредными выбросами производств, хотя бы по ведущим промышленным объектам, должны разрабатываться и освещаться уже на стадии проекта планировки города путем привлечения специализированных отраслевых проектных и научно-исследовательских институтов. Проектные разработки санитарно-технических мероприятий по снижению общего уровня промышленных выбросов в городах должны выполняться с учетом сроков генерального плана. Для крупных промышленных городов материалы по санитарной охране атмосферного воздуха целесообразно представлять в виде специального тома или главы в проектных материалах.

Концентрация в одном промышленном районе производств с различными выбросами при определенном физическом состоянии атмосферы может создавать вокруг них особо неблагоприятные условия для населения. Поэтому в подобных случаях рекомендуется организация единых санитарно-защитных зон с учетом комплексного воздействия производственных вредностей на организм человека. При определении величины единой санитарно-защитной зоны необходимо учитывать данные расчетного прогнозирования интенсивности рассеяния в атмосфере выбросов в различных направлениях от промышленного узла, вероятность комбинированного действия конечных концентраций выбрасываемых в атмосферу веществ и достоверность взятых в расчет исходных величин. Единая санитарно-защитная зона, направленная в сторону жилых массивов, не должна застраиваться предприятиями с меньшим классом вредности, а ее озеленение следует производить по методу устройства лесозащитных полос.

В проектных решениях планировки и застройки такой подход к организации санитарно-защитных зон в реконструируемых городах, как правило, отсутствует. Выделение так называемой единой санитарно-защитной зоны осуществляется путем простого наложения индивидуальных санитарных разрывов производств, входящих в комплекс промышленного района обычно в соответствии с СН 245-63, что, естественно, является механическим решением вопроса. В ряде городов при недостаточно эффективном сокращении промышленных выбросов ошибки, допущенные в определении санитарно-защитных зон, не учтенная в свое время перспектива дальнейшего развития промышленности привели к тому, что в настоящее время эти зоны пересматриваются в сторону значительного их увеличения. От мощных промышленных узлов, размещаемых в восточных районах страны, Гипрогором уже обоснованно предусматриваются единые санитарно-защитные зоны с учетом суммарного воздействия выбрасываемых веществ величиной 5—8 и даже 10 км. В дальнейшем при совершенствовании методов очистки и объективно установленном снижении уровня загрязнения атмосферного воздуха принимаемые значительные зоны санитарного разрыва будут сокращаться и новая жилая застройка приблизится к месту приложения труда населения.

При осуществлении задач централизованного теплоснабжения городов в проектах планировки принимаются решения о строительстве новых и расширении существующих теплоэлектроцентралей. Подобные мероприятия в санитарном отношении, как правило, не встречают возражений, ибо при этом ликвидируется множество мелких домовых котельных, которые служат значительными источниками загрязнения атмосферы городов золой, сернистым газом и продуктами неполного сгорания топлива, а весь мало рассеянный выброс в таком случае (низкие трубы) поступает в наиболее важную для жизнедеятельности человека зону — в нижние слои атмосферы.

Санитарно-защитные зоны от крупных ТЭЦ и ГРЭС в настоящее время устанавливаются на основе результатов расчетов, выполняемых по временной методике расчета рассеяния в атмосфере выбросов (золы и сернистых газов) из дымовых труб электростанций, утвержденной Государственным комитетом по координации научно-исследовательских работ СССР 25/УН 1963 г., № 83. Однако в анализируемом материале расчетные данные по установлению санитарно-защитных зон от мощных существующих и вновь строящихся ТЭЦ, как правило, не приводятся и санитарно-защит-ная зона при изолированном расположении теплоэлектроцентралей принимается с недостаточным обоснованием. Не приводится и перечень домовых и мелких промышленных котельных, подлежащих в связи с этим ликвидации, что затрудняет определение уровня снижения фоновых концентраций в районе строительства мощных ТЭЦ.

Судя по материалам натурных исследований, проведенных Институтом им. Ф. Ф. Эрисмана вокруг мощных тепловых электростанций, зона наибольших приземных концентраций сернистого газа и золы лежит в пределах 10—40 геометрических

высот дымовых труб1. Естественно, что при строительстве мощных ТЭЦ с высокими дымовыми трубами технически трудно обеспечить удаление их от жилых кварталов на расстояние 5—7 км. Поэтому для ТЭЦ, выбросы которых по максимальным расчетам в соответствии с фоновыми концентрациями ниже предельно допустимых концентраций, минимальный санитарный разрыв целесообразно принимать равным не менее 1000 м (выявленная сфера влияния неорганизованных выбросов). При этом ТЭЦ должны обеспечиваться наиболее качественным топливом при обязательном сооружении высокоэффективных, надежных в эксплуатации золоулавливающих аппаратов. Индивидуальный подход к размещению новых мощных или реконструкции существующих ТЭЦ в черте города должен оставаться в силе.

При рассмотрении проектов планировки городов обращается внимание на организацию санитарно-защитных зон — озеленение территории, вывод населения, установление зон строительного ограничения. Указанные вопросы в проектах планировки городов отрабатываются также недостаточно. Принимаемые решения по включению территории санитарно-защитных зон с наличием жилого фонда в зоны строительного ограничения, а также в некоторых случаях увеличение нормы жилой площади на 1 человека, проживающего в зоне, не являются радикальными. С такими решениями на перспективу, по-видимому, согласиться нельзя. Количественный объем предполагаемого сноса жилого фонда и, следовательно, вывода населения должен приниматься в каждом конкретном случае с учетом фактического или прогнозируемого радиуса неблагоприятного воздействия выбросов. Применение расчетного метода определения дальности распространения и интенсивности загрязнения атмосферного воздуха позволяет также установить достаточность принимаемых перспективным планом к осуществлению мероприятий по сокращению выбросов.

Из санитарно-защитных зон промышленных предприятий с высоким загрязнением атмосферного воздуха целесообразно выводить население, даже когда для них проектируются установки по очистке и улавливанию вредных выбросов; дело в том, что загрязнение атмосферного воздуха в районе их размещения остается высоким из-за неорганизованных выбросов, неудовлетворительной эксплуатации очистных сооружений, отсутствия по некоторым ингредиентам способов очистки и др. Мелкие промышленные предприятия с недостаточно хорошей организацией производственного процесса в перспективе должны подлежать выносу из жилых районов с определением в проектах планировки реальных сроков осуществления этой меры.

Резюмируя сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что в настоящее время уровень разработки проектов планировки городов по затронутым вопросам далеко не соответствует современным представлениям и требованиям гигиенической науки.

__Поступила 17/11 1967 г.

УДК 613.644:666.982

ШУМ И ВИБРАЦИЯ в ФОРМОВОЧНЫХ ЦЕХАХ ЗАВОДОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИИ

И. Н. Ивацевич, М. Ю. Гедымин Санэпидстанция, Москва

На предприятиях промышленности строительных материалов, изготовляющих железобетонные изделия, несмотря на оздоровительные мероприятия, до сих пор регистрируются профессиональные заболевания различными формами вибрационной болезни. Акустическая лаборатория санэпидстанции Москвы, изучая условия труда в формовочных цехах заводов железобетонных изделий (ЖБИ), установила, что основными способами производства здесь являются поточно-агрегатный (виброплощадки, вибростолы), конвейерный (вибропрокатное оборудование) и кассетный (виброподдоны, навесные вибраторы). За период 1964—1965 гг. проведено инструментальное исследование уровней шума и параметров вибрации на 8 поточно-агрегатных заводах, 5 заводах с конвейерным способом производства и 3 заводах с кассетным способом производства.

Шум и вибрацию измеряли портативным шумомером фирмы «Брюль и Кьер», тип 2203, с октавным фильтром тип 1613, стационарным шумомером фирмы «Брюль и Кьер», тип 2604, с октавным и '/з октавным фильтром тип 1612, комплектом вибродатчиков фирмы «Брюль и Кьер», виброметром ВПУ-1 и вибрографом ВР-2М.

Состояние шумового режима и вибрации в формовочных цехах поточно-агрегатных заводов изучено на 43 площадках, грузоподъемность которых колеблется в пределах 3,5—15 т. Выявлено, что воздействие шума и вибрации при поточно-агрегатном способе производства люди испытывали в среднем 25—30% рабочего времени, работая на одном

1 Р. С. Гильденскиольд, Б. В. Рихтер, В. М. Стяткин. Новая методика расчета рассеяния выбросов тепловых электростанций в атмосферном воздухе и ее гигиеническая оценка. Ученые записки Института им. Ф. Ф. Эрисмана «Вопросы гигиены планировки и санитарной охраны атмосферного воздуха». М., 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.