СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАНЦЕРОГЕННЫМ ВЕЩЕСТВОМ (3,4-БЕНЭПИРЕНОМ) В ИРКУТСКЕ И АНГАРСКЕ
Я. М. Грушко, П. П. Дикун, Л. М. Шабад, Т. И. Рукавишникова, Л. М. Зак, О. М. Власенко
Из кафедры общей гигиены Иркутского медицинского института, лаборатории экспериментальной онкологии Института онкологии АМН СССР, Иркутской областной санитарно-эпидемиологической станции и Иркутского энергетического управления
Иркутск представляет собой сравнительно старый город. Поэтому не существует каких-либо резких границ между промышленной и жилой частью города. Промышленные предприятия с котельными и дымящими трубами разбросаны по всему городу.
Ангарск является новым социалистическим городом, строительство которого начато лишь в 1946 г. Планировка города была произведена с таким расчетом, чтобы сосредоточить промышленные предприятия в одном районе, расположенном за чертой города. ТЭЦ — основной потенциальный источник загрязнения атмосферы — расположена в 3 км от города. Жилая и административная часть отделена от промышленной защитной полосой зеленых насаждений. Основная масса зданий отапливается теплофикационной сетью и собственных топок не имеет.
Оба эти города пользуются одним и тем же видом топлива — черем-ховским углем, отличающимся высокой зольностью (до 25—30%) и большим содержанием летучих веществ (до 50%); однако технология и условия сжигания топлива в этих городах существенно различаются.
В Иркутске большая часть топлива сжигается в промышленных котельных и печах бытовых топок при сравнительно низкой температуре. В результате этого в атмосферный воздух города поступает значительное количество сажи. Большинство котельных в Иркутске не имеет устройств для улавливания золы из отходящих газов. Там же, где имеются золоуловители, ими оборудованы не все агрегаты (ТЭЦ № 2 в Иркутске). Сильно загрязняют атмосферный воздух ТЭЦ и другие предприятия, дымовые трубы которых оборудованы жалюзийными золоуловителями с малым коэффициентом полезного действия (0,3—0,5). Высота дымовых труб в Иркутске явно не достаточна. Например, на ТЭЦ № 2 высота трубы достигает только 30 м. Это препятствует хорошему рассеиванию аэрозолей.
Совершенно иная картина в отношении условий и технологии сжигания топлива имеет место в Ангарске. Сжигание топлива на ТЭЦ происходит при высокой температуре порядка 1100°. Благодаря этому сведено к минимуму количество образующейся сажи. Котлы оборудованы золоуловителями новейшей конструкции — электрофильтрами, задерживающими до 95% попадающей в газоход золы. Кроме того, дымовая труба ТЭЦ имеет высоту 120 м. Это способствует рассеиванию выбросов на большую площадь и резко снижает концентрацию загрязнений.
Жилые дома и бытовые учреждения в Ангарске теплофицированы, так что в воздух могут поступать выбросы только за счет топок домов индивидуального строительства, расположенных лишь в отдельных ме-
стах. Поскольку же известно, что дымовые выбросы содержат канцерогенные углеводороды, в частности 3,4-бензпирен, следует ожидать различной степени загрязнения атмосферы Иркутска и Ангарска этим соединением.
Для изучения количества оседающей пыли и содержания в ней 3,4-бензпирена в марте 1956 г. в различных пунктах Иркутска и Ангарска были отобраны пробы снега.
Взятый снег растапливали и воду фильтровали. Оставшийся на фильтре твердый остаток взвешивали и таким образом определяли количество пыли, выпавшей из атмосферы. Затем из пыли бензолом в аппарате Сокслета извлекали смолистые вещества загрязнений. Их подвергали хроматографическому фракционированию, изучали спектры флуоресценции полученных фракций и при обнаружении 3,4-бензпирена определяли концентрацию его в соответствующей фракции. Подробнее методика анализа описана в ранее опубликованных работах.
Всего в Иркутске было отодрано 11 проб, из которых 10 взято в различных местах города, а 11-я контрольная — за городом на расстоянии 5000 м от предполагаемого главного источника загрязнений.
Места взятия проб, а также результаты их анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1
Место взятия пробы Предполагаемый источник загрязнения данной местности Расстояние источника загрязнения от места взятия пробы (в м) Абсолютные количества, выпавшие из атмосферы на 1 м за 180 дней Относительные количества при контрольной пробе, равной единице
пыли (в г) 3,4-бензпи-рена (в мг) пыли 3,4-бензпирена
Территория ТЭЦ № 2 ТЭЦ № 2 — 81 0,15 13 4
Гигиенический корпус То же 1200 39,6 0,15 6,2" 4
Лодочная станция . . . » > 2000 46,8 0,51 7,3 14
Поликлиника ...... ТЭЦ завода 200 198 0,74 31 20
Ясли завода ....... > » 300 195,4 0,2 29 5,5
Центральный рынок . . . » » 1000 127,8 0,6 20 16,4
Ямская улица..... » » 1500 36 0,49 5,6 13,3
Набережная реки Ушаков- 37,8
ки.......... » » 2000 0,021 5,9 0,6
Красноказачья улица » > 2500 43,2 0,29 6,7 8
Загоскннская улица . » » 3000 50,4 0,12 7,9 3,3
Контрольная проба за
городом ....... » » 5000 6,4 0,037 1 1
В табл. 1 в качестве главных предполагаемых источников загрязнения указаны ТЭЦ № 2 и ТЭЦ завода имени Куйбышева. Если судить по приведенным в табл. 1 данным, такое предположение в основном справедливо в отношении общего количества выпадающих загрязнений (пыли). Действительно, наибольшее количество пыли выпало на 1 м2 за полгода (180 дней) на расстоянии 200 м от ТЭЦ завода имени Куйбышева. По мере удаления места взятия пробы от этой ТЭЦ количество пыли постепенно снижается (хотя и не совсем регулярно). В контрольной пробе, взятой на расстоянии 5000 м, количество пыли в 31 раз меньше, чем в пробе, взятой на расстоянии 200 м. Правда, имеются некоторые отступления от этой закономерности, например количество пыли в некоторых более отдаленных пробах несколько больше, чем в более близких. По-видимому, на степень загрязненности этих мест сильно сказывается влияние каких-то местных источников загрязнения, помимо главного. Аналогичная картина имеет место и в тех случаях, где главным источником загрязнения предполагается ТЭЦ № 2.
Что же касается количества 3,4-бензпирена, то оно в значительно меньшей степени связано с расстоянием от главного предполагаемого источника загрязнений. По-видимому, это зависит от того, что в ряде пунктов на территории города имеются местные источники загрязнений, в выбросах которых концентрация 3,4-бензпирена больше, чем в выбросах двух предполагаемых главных источников — ТЭЦ № 2 и ТЭЦ завода имени Куйбышева. Такими дополнительными источниками загрязнений, вероятно, являются котельные установки промышленных предприятий, учреждений и жилищно-бытовых зданий, где сжигание топлива производится еще в худших условиях, чем на двух указанных ТЭЦ. Этим можно объяснить тот факт, что в некоторых жилых кварталах (гигиенический корпус, Загоскинская улица, район лодочной станции и др.) количество 3,4-бензпирена приблизительно такое же или даже больше, чем, например, на территории ТЭЦ № 2, тогда как количество пыли в этих местах значительно меньше.
Следует особо оговориться по поводу пробы, взятой на набережной реки Ушаковки и контрольной пробы. Контрольная проба содержит сравнительно много 3,4-бензпи|рена. Он доносится сюда, по-видимому, от котельных жилых и общественных зданий, находящихся на периферии гог рода. В пробе с набережной реки Ушаковки найдено 3,4-бензпирена меньше, чем в контрольной. Можно думать, что это объясняется повышенным сдуванием снега на набережной.
В Ангарске взято 9 проб. Способы взятия проб, методы и техника их обработки и анализа те же, что и для иркутских проб. Места взятия проб, а также результаты анализа приведены в табл. 2.
Таблица 2
Место взятия пробы Предполагаемый главный источник загрязнения данной местности Расстояние источника загряз-нения от предполагаемого (в м) Выпало на 1 м* пыли (в г) 13 атмосферы за 180 дней 3,4-бензпирена (в мг)
ТЭЦ......... ТЭЦ _ 109,8 0,014
Промышленный район То же 50 417,6 0,036
» » » > 200 115,2 0,180
> » » » 500 381,6 0,108
х » » » 1000 205,2 0,054
» » » » 3000 41,4 0,108
> » » » 5000 88,2 0,036
Защитная зеленая зона » » 1000 10,8 Следы
Центр города ..... » » 4000 9,0 Не обнару-
жен
Как видно из табл. 2, из 9 проб, отобранных в Ангарске, 7 проб взяты в промышленном районе за чертой жилой части города, одна — в защитной зеленой зоне, отделяющей промышленный комбинат от города, и одна проба — в центре самого города. Приведенные в табл. 2 данные показывают, что в самом городе, в жилой его части, 3,4-бензпирен не-обнаружен вовсе, а в защитной зеленой зоне обнаружены лишь следы его, не поддающиеся измерению, несмотря на наличие его во всех пробах, взятых на промышленной площадке. Этот факт представляет основной интерес настоящего исследования. Как видно на примере Ангарска, при соответствующей планировке городов можно предотвратить попадание канцерогенных веществ, образующихся при сжигании топлива, в атмосферу по крайней мере жилой части промышленных городов. Вместе с тем приведенные в табл. 2 результаты исследования показывают, что принятые при проектировании Ангарска мероприятия для защиты
атмосферы жилой части города оказались достаточно эффективными в отношении ограждения ее от загрязнения канцерогенными углеводородами.
Остальные данные, приведенные в табл. 2, также представляют определенный интерес. Как видно из последней графы таб.л. 2, все пробы, взятые на промышленной площадке на расстоянии до 5000 м от предполагаемого главного источника загрязнения ТЭЦ, содержат 3,4-бензпирен в поддающихся измерению количествах. Между тем в защитной зеленой зоне на расстоянии 1000 м обнаружены лишь не поддающиеся измерению следы 3,4-бензпирена, а на расстоянии около 4000 м в центре города он не обнаружен совсем. Такое положение может быть связано с тем, что основным источником 3,4-бензпирена в пробах, взятых на промышленной площадке, является не ТЭЦ, как предполагалось, а какие-то другие местные очаги выбросов. Аналогичный вывод можно сделать и из сравнения количеств пыли в различных местах взятия проб.
Приведенное сравнительное исследование загрязненности атмосферы в двух городах—Иркутске и Ангарске — указывает на большие возможности оздоровления атмосферы крупных городов и защиты населения от вредного влияния канцерогенных веществ, могущих образоваться при сжигании топлива
ЛИТЕ РАТУРА
Гуринов Б. П., Зорэ В. А., Ильина А. А., Шабад Л. М. Гиг. и сан.,
1953, № 2, стр. 10—16. — Г у р и н о в Б. П., M а ш б и ц Ф. Д., Ш а б а д Л. М. Там же,
1954, № 10, стр. 12—16.— Дику н П. П., Шабад Л. М., Норк ин В. Л. Там же, 1956, № 1, стр. 6—П. —Дику н П. П. Вопросы онкологии, 1955, № 4, стр. 34—38.— Он же. Там же, стр. 24—29. — Kotin Р., Falk H., Mader P., Thomas M Arch, industr. Hyg., 1954, v. 9, p. 153—163.— Wal 1 e r R. E. Brit. J. Cancer, 1952, v. 6, p. 8—21.
Поступила 26/1V 1957 r.
COMPARATIVE INVESTIGATIONS OF AIR POLLUTION WITH A CANCEROGENIC SUBSTANCE (3,4-BENZPYRENE) IN IRKUTSK AND ANGARSK
Ya. M. Grushko, P. P. Dikun, L. M. Shabad, T. I. Rukavishnikova, L. M. Zak, O. M. Vlasenko
The authors have performed a spectral fluorescent examination of snow samples, which have been taken in various districts of two industrial towns (Irkutsk and Angarsk) in eastern Siberia. Angarsk is a new town, where the residential districts are separated from the industrial plants by a protective zone of vegetation, besides all the houses have central heating. The possibility of pollution of the atmospheric air with smoke in Angarsk iis reduced to a minimum.
The amount of 3,4-benzpyrene in the atmospheric air in Irkutsk is about the same as in other old industrial towns. However, in Angarsk there is less 3.4-benzpy-rene in the atmospheric air even in the industrial districts and no trace of it has been detected in the central residential district.
1 Считая правильными указания авторов о важном профилактическом значении в деле санитарной охраны атмосферного воздуха соответствующих планировочных мероприятий при проектировании населенных мест, нельзя, однако, согласиться, что в условиях Иркутска и Ангарска указанный фактор является решающим в этом отношении. Здесь должны быть учтены различия в численности населения, количестве топлива и автомашин в этих городах, а не только различия в их планировке. Ред.
-й- tV тйг