Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНОЙ ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНОЙ ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of 5953 individual curves of work capacity in younger schoolchildren showed that from the moment the children started school they are different in the character of work capacity patterns which did not change in most children throughout the first three years. The factors contributing to the formation of an unfavourable type of diurnal and annual work capacity dynamics are: health impairments — a chronic disease and/or frequent acute diseases; a detrimental case history in early childhood; unfavourable social conditions of life and upbringing. The greatest damage on the work capacity dynamics in schoolchildren is produced by a complex of negative biological and social factors.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНОЙ ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

(длительные, обильные, болезненные, нерегулярные месячные) и детородной (самопроизвольные аборты, угроза прерывания беременности, слабость родовой деятельности, кровотечения, частые ручные отделения последа и др.) функций. Эти сдвиги чаще имелись у девушек 18—20 лет в первые годы работы малярами, штукатурами и бетонщицами.

Заболеваемость девушек-строителей по числу ^ дней и случаев временной нетрудоспособности находится в прямой корреляционной зависимости (/"=0,7—0,9) от наличия в воздухе вредных веществ и пыли, тяжести физического труда и др.

Проведенный множественный корреляционный анализ позволяет выделить среди факторов внешней среды наиболее важные, нормализация которых окажет благоприятное влияние на состояние здоровья и работоспособность. Это пары вредных веществ и пыль в воздухе рабочей зоны, повышенные .уровни шума и вибрации, неблагоприятные метеорологические условия, напряженный физический труд.

С целью оздоровления и оптимизации условий труда разработан и реализуется строительно-монтажными организациями комплекс организационных, технологических, лечебно-профилактических мероприятий: ограничение физической нагрузки для девушек-строителей, занятых в профессиях

штукатура, маляра, арматурщика, начавших свою трудовую деятельность в возрасте 18—20 лет; контроль за использованием девушками-строите-лями средств индивидуальной защиты; проведение отделочных (штукатурных и малярных) работ в помещениях при законченном столярном цикле (устранение сквозняков) и соблюдении температурного и светового режимов; использование для выполнения штукатурных и малярных работ механизмов, уменьшающих затраты ручного труда и предотвращающих выделение вредных веществ в воздух рабочей зоны; систематическое проветривание и влажная уборка помещений при проведении малярных и штукатурных работ; не принимать на работу малярами, штукатурами и арматурщиками девушек с отягощенным гинекологическим анамнезом и др.

Поступила 25.11.81

Summary. Hygienic evaluation of the working conditions of women engaged in industrial construction as painters, plasterers, "armature and concrete workers has shown that a female organism can be exposed to unfavourable industrial factors which are likely to cause fatigue and different health impairments. This made it possible to carry out purposeful measures aimed at the improvement and protection of working conditions and introduction of a more effective labour management.

УДК 371.71:612.825.8 «341.21»

Г. M. Сапожникова

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНОЙ ДИНАМИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ

школьников

Институт гигиены детей н подростков Минздрава СССР, Москва

Дневная динамика работоспособности младших школьников и ее изменения на протяжении учебной недели и года постоянно привлекают внимание гигиенистов. Этому вопросу посвящены многочисленные исследования, позволившие раскрыть основные закономерности изменения работоспособности учащихся. При современных методах обучения особый интерес представляет изучение индивидуальных особенностей работоспособности школьников для установления причин, влияющих на ее динамику.

Задачей работы являлось изучение индивидуальной работоспособности и учащихся младшего школьного возраста и установление ее зависимости от некоторых факторов, таких, как состояние здоровья, семейно-бытовые условия, особенности индивидуального развития. Для решения поставленной задачи был выбран методический прием — * применение кривых работоспособности, что позволило, не препятствуя учебной деятельности, выявить особенности динамики работоспособности каждого ученика на протяжении учебного дня и проследить характер ее изменений на протяжении

учебного года и нескольких учебных лет. Этот способ предложен Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР (С. М. Громбах, 1974)1,

Под наблюдением на протяжении первого и второго года обуч'ения находилось 109 учащихся, 42 из них обследованы и на третьем году обучения. Работоспособность школьников изучали методом корректурных проб с их комплексной оценкой в течение одной недели в каждую учебную четверть. Проанализированы результаты выполнения более 20 000 корректурных заданий. На 647 уроках определяли учебную и двигательную активность (более 336 000 отметок). Анализировали' педагогические характеристики и успеваемость учащихся (36 970 оценок). У каждого ребенка рассчитывали среднечетвертной и среднегодовой баллы успеваемости.

В поисках причин различий в характере дневной динамики работоспособности изучали состояние

1 Методический прием описан в книге «Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе». М., 1974, с. 142—150.

Показатели функционального состоянии ЦНС первоклассников в зависимости от преобладающего типа динамики

работоспособности

Число работ Показатель работоспособности Успеваемость Условнорефлектор-ная деятельность Хронометраж

Группа число прослеженных знаков число ошибок на 500 знаков % работ без ошибок ж «и х яС £ О О = и <и = а V О средннП балл о «- о»; ч ч = О О К х У я а- а и % срывов дифференцированных реакций число отметок % случаев Двигательного бес-покоАства

А Б В 4124 3684 2493 144,8±0,68* 127,1 ±0,78 110.8±0,78 4,3±0,03 6,2±0,04 2,5±0,06 44±0,77 35,6±0,78 28,7±0,91 3,02 1.07 0.35 5423 5061 3197 4,33±0,03 4,18±0,03 3,76±0,03 1383 1032 714 12,1 ±0,87 15,9± 1,14 21,6± 1,54 57 394 52 043 37 309 17,5±0,15 19,3±0.17 21,3±0,20

* Различия между группами А и В достоверны по всем показателям (Я<0,001). ** Отношение отличных н хороших работ к неудовлетворительным и плохим.

здоровья детей, заболеваемость их в течение учебного года. Анализировали режим дня и данные опроса родителей о специфике анамнеза (особенно в ранний период жизни ребенка), социально-бытовых условиях семьи и некоторых индивидуальных особенностях ребенка. Опрос родителей проводили по специально составленной нами анкете. Полученный материал подвергнут статистической обработке (частично на ЭВМ «Мир-2»).

Анализ 5953 кривых работоспособности, полученных у всего коллектива учащихся 1—3-го класса, показал, что основным факторрм, вызывающим снижение работоспособности школьников в течение учебного дня и года, является учебная нагрузка2.

Анализ индивидуальных данных (у каждого ребенка получено от 15 до 30 кривых работоспособности за год при общем числе корректурных заданий от 60 до 120) позволил уже на первом году обучения в зависимости от преобладания3 у каждого учащегося одного из типов динамики работоспособности выделить 3 группы школьников. В 1-ю (А) группу включены 43 (39,5%) ученика с преобладанием благоприятных кривых работоспособности, во 2-ю (Б) — 39 (35,8%) детей, у которых преобладали кривые удовлетворительного типа или характер дневной динамики работоспособности был неустойчив, в ЗгЮ (В) — 27 (27,4%) детей с преобладанием неблагоприятного типа динамики работоспособности на протяжении учебного дня.

Преобладающий характер дневной динамики работоспособности, установленный у большинства школьников в I четверти первого года обучения, сохранялся, как правило, во 2-м и 3-м классах. Его улучшение в отдельных случаях связано, по-видимому, с приобретением школьниками навыков умственного труда, привыканием к требованиям, предъявляемым школой.

2 С а п о ж и и к о в а Г. М. Динамика работоспособности младших школьников п течение'учебного года. Гигиена и санитария, 1980, № 2.

3 Преобладанием определенного типа динамики работоспособности считалось наличие у ребенка половины и более кривых того или иного типа (благоприятного, удовлетворительного, неблагоприятного).

Между группами школьников с различным характером изменений работоспособности в течение дня и года выявились четкие различия в уровне работоспособности, среднем балле успеваемости, поведенческих реакциях и данных хрономегражных наблюдений на уроках, по результатам зрительно-моторной реакции на световой раздражитель (см. таблицу). Как видно из таблицы, эти различия были наибольшими между группами А и В и прослеживались на протяжении всего периода наблюдений.

Анализ материала показал, что значительную неустойчивость уровня работоспособности в течение дня и года вызывает такой фактор, как отя-гощенность ребенка хроническим заболеванием. Среди учащихся, находившихся под нашим наблюдением, 16 страдали хроническими заболеваниями (8 — хроническим тонзиллитом). Многие ъ дети в; конце учебного года жаловались на слабость, недомогание, повышенную утомляемость. Больше чем у половины (9 из 16) к концу учебного года снизился среднечетвертной балл успеваемости. Индивидуальный анализ показал, что существенное снижение функциональных возможностей ЦНС у этих детей нередко приводило к неблагоприятной динамике работоспособности. У 7 учеников с хроническими заболеваниями отмечены и благоприятные изменения работоспособности. Правда, часто это достигалось ценой значительного напряжения, о чем свидетельствовала частота пульса при выполнении математического задания. У учащихся с хроническими заболеваниями имелась как большая по сравнению со здоровыми сверстниками частота пульса в период выполнения заданий (96,6— 2,32 против 81,1—2,56 в минуту; Р<0,05). так и более длительный период восстановления ее до исходного уровня. Вероятно, отягощенность ребенка хроническим заболеванием, существенно влияя на функциональные возможности ЦНС и снижая их, не у всех детей приводит к преоблада- V нию неблагоприятного типа динамики работоспособности. Это указывало на то, что данный фактор не являлся единственной причиной неблагоприятного характера изменений работоспособности в течение учебного дня.

Частые острые заболевания до поступления ребенка в школу и на протяжении учебного года также влекли за собой снижение функциональных возможностей организма в динамике дня и года. Чем чаще болел ребенок, тем реже у него отмечались благоприятные изменения работоспособности. Повышенная утомляемость часто болеющих учеников отмечена уже в I четверти: число нзме-нений работоспособности по неблагоприятному типу в этот период вдвое превышало число аналогичных изменений у редко и совсем не болеющих (32,2 против 16,8%; Р<0,05). Под влиянием учебных занятий у часто болеющих учащихся утомление нарастало в большей степени, и во втором полугодии процент неблагоприятных кривых работоспособности был гораздо выше, чем у не болевших и редко болеющих. Следует подчеркнуть, что среди учащихся с преобладанием неблагоприятного типа динамики работоспособности часто болеющие встречались в 2 раза чаще, чем в группе школьников с преобладающим благоприятным ее типом (25,9% против 13,9%). Влияние частых заболеваний на характер изменении работоспособности двойственно. С одной стороны, неоднократные заболевания способствуют снижению функциональных возможностей ЦНС учащихся, что вызывает повышенную утомляемость, быструю псто-щаемость клеток коры головного мозга, и данный фактор формирует неблагоприятный тип динамики работоспособности. С другой стороны, связанные с частыми заболеваниями пропуски учебных занятий приводят к большему умственному напряжению, так как, чтобы не отстать при быстром f темпе прохождения учебного материала, ребенку надо больше трудиться — за более короткий срок усвоить и старый, пройденный материал, и новый, что ведет к утомлению. Таким образом, влияние данного фактора усугубляет и без того неблагоприятную динамику работоспособности.

Исследования показали, что характер дневной динамики работоспособности зависит и от протекания анте-, нре- и постнатального периода. У школьников с неблагополучным ранним анамнезом (осложнения во время беременности и родов у матери, асфиксия при рождении, родовая травма, частые простудные заболевания, бронхит, пневмония, дизентерия и др. на первом году жизни) утомляемость была выше по сравнению со школьниками, не подверженными биологическим вредностям в ранний период жизни. При распределении детей на группы оказалось, что в группе В ученики с наличием неблагоприятно воздействующих факторов на раннем этапе жизни составили преобладающее большинство (74, 1%), тогда как в группе А доля их была меньше (48,2%). Следовательно, данный фактор, несомненно, играет роль в формировани и группы В. Однако и этот фактор не может быть признан ведущим, так как у довольно значительной части детей, им отмеченных, преобладает благоприятный тип динамики работоспо-

собности и они составляют почти половину (48,2%) группы А.

Существенное значение в формировании преобладающего неблагоприятного типа динамики работоспособности имели факторы экзогенного характера. Определенные различия в характере изменении работоспособности на протяжении дня отмечены у школьников, воспитывающихся в хороших семейно-бытовых условиях, и у детей из неблагополучных микросоциальных условии. Такие факторы, как конфликтная ситуация в семье, воспитание в неполной семье, алкоголизм одного из родителей, низкий уровень образования родителей, неудовлетворительные бытовые условия отрицательно влияли на характер изменений работоспособности детей.

Сравнительный анализ групп А и В показал, что в последней преобладали школьники, воспитывающиеся в неблагоприятных социально-бытовых условиях (18 из 27), в группе же А было больше учеников, воспитывающихся в благоприятных условиях (28 из 43). Влияние неблагоприятных микросоциальных условий жизни и воспитания ребенка также, по-видимому, двойственно. С одной стороны, эти факторы (конфликтная ситуация, алкоголизм родителей) вызывают развитие у ребенка невротических и астеноневротических явлений, которые могут нарушить естественный ход развития личности и способствовать возникновению аномалий характера, затруднять адаптацию детей и способствовать быстрой утомляемости. С другой стороны, при неблагоприятных социально-бытовых условиях нередко нарушаются основные элементы режима дня (сокращается продолжительность ночного сна, увеличивается длительность просмотра телепередач, нарушается режим питания), что приводит к снижению функциональных возможностей организма и повышенной утомляемости ребенка в процессе учебных занятий.

Таким образом, выявлено влияние ряда факторов, как социальных, так и биологических, на формирование преобладающего неблагоприятного типа динамики работоспособности. Вместе с тем ни один из изученных нами факторов не может быть признан неизбежной и единственной причиной неблагоприятной динамики работоспособности. Сопоставление дневной динамики работоспособности каждого ребенка групп А и В, испытывающего влияние факторов, определяющих неблагоприятный тип изменений работоспособности, показало, что в группе В не было ни одного ребенка, у которого неблагоприятные факторы отсутствовали, тогда как среди школьников группы А примерно 1/3 (12 из 43) не испытывали неблагоприятных воздействий. Влияние только биологических или только социальных факторов не оказывает существенного влияния на характер преобладающей дневной динамики работоспособности. Сочетание же хотя бы одного неблагоприятного биологического с одним неблагоприятным социальным фактором отрицательно действует на дневную динамику работо-

способности и формирует у школьников преимущественно неблагоприятный тип ее изменений в течение учебного дня и года. С увеличением в комплексе числа неблагоприятно воздействующих факторов вероятность изменений работоспособности по неблагоприятному типу возрастает.

В комплексе неблагоприятно воздействующих биологических и социальных факторов наиболее Часто (у 37 из 43 детей) имелось сочетание неблагоприятного раннего анамнеза и отрицательных социально-бытовых условий. Дисперсионный анализ показал, что при высокой статистической значимости суммарного влияния обоих факторов на формирование преобладающего неблагоприятного типа дневной динамики работоспособности (стандартнее значение критерия Фишера для Р<0,001 равно 7, в наших наблюдениях 40,75) наибольший вклад в этом комплексе неблагоприятных социально-бытовых условий (стандартное значение критерия Фишера для /><0,001 равно 13,2, в наших наблюдениях 124,6).

Выводы. 1. У большинства учащихся младшего школьного возраста преобладает определенный тип изменений работоспособности в течение учебного дня.

УДК 613:616-084

Гигиена стоит в авангарде профилактического направления, являющегося ведущим в развитии здравоохранения социалистических стран. Как известно, буржуазное общество возлагает материальную, социально-политическую и этическую ответственность за здоровье на самого человека. С этих позиций здоровье и болезнь рассматриваются как нечто сугубо личное, индивидуальное (Г. И. Царегородцев, 1973). В нашей стране «сохранение здоровья .советских людей и увеличение продолжительности жизни составляют предмет постоянной заботы партии и государства»1.

Еще Д, И. Писарев в работе «Школа и жизнь», написанной в 1865 г. в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, указывал, что «гигие-

1 Брежнев Л. И. Материалы XXIV съезда КПСС.

М., Политиздат, 1971, с. 35.

2. Факторами, способствующими формированию преобладающего неблагоприятного типа динамики работоспособности. являются отклонения в состоянии здоровья — отягощенность хроническим заболеванием и (или) частые острые заболевания, неблагополучный ранний анамнез, неблагоприятные мнкросоциальные условия.

3. Наиболее существенное влияние на формирование преобладающего неблагоприятного типа * дневной динамики работоспособности оказывает сочетание неблагоприятных факторов эндо- и экзогенного характера.

Поступила 14.06.в2

, /

Summary. The study of 5953 individual curves of work capacity in "younger schoolchildren showed that from the moment the children started school they are different in the character of work capacity patterns which did not change in most children throughout the first three years. The factors contributing to the formation of an unfavourable type of diurnal and annual work capacity dynamics are: health impairments — a chronic disease and/or frequent acute diseases; a detrimental case history in early childhood; unfavourable social conditions of life and upbringing. The greatest damage on the work capacity dynamics in schoolchildren is produced by a complex of negative biological and social factors.

на — или изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, — приобретает в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого мыслящего и сведующего человека. Совершенное игнорирование гигиены с каждым годом становится менее возможным для всех разнообразнейших отраслей государственного хозяйства».

Эти положения получили полное отражение в трудах основоположников марксизма-ленинизма и документах коммунистических и рабочих партий.

Ф. Энгельс писал, что в условиях эксплуататорского общества пролетарии поставлены «в такое положение, что они неизбежно обречены на прежде- г' временную неестественную смерть»2.

! Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 2, с. 329.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

Ф. Г. Кроткое, В. Я Голиков ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА

ЦОЛИУВ, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.