Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — M.А. Сырцова, H.H. Ухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective of the present investigation was to study the health status of schoolchildren with chronic lung diseases under conditions of a secondary school. Check-up of health conducted twice a year involved somatic examination by specialists, diagnostics of a disease, identification of the level of physical development and the degree of its harmonicity. The levels of school maturity and work capacity in the children starting school were also assessed. The obtained data revealed a number of features in the health status of schoolchildren suffering from lung diseases; most of the children have a concomitant pathology, a higher morbidity rate, a slower rate of physical development; normal physical development is characteristic of a smaller proportion of such children. On starting school, these children have a sufficient level of functional preparedness, but not infrequently the demands put forwards by the current school routine far exceed the children’s functional potentialities.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ»

от данных, полученных при величине несоответствия Ai±lo (±2 см). В обоих случаях ноги полной ступней опираются о пол, а процент асимметричных поз колеблется приблизительно на одинаковом уровне от 17 до 24. По данным Л. В. Михайловой и Г. А. Шаршаткиной, несоответствие высотных параметров мебели длине голени и высоте локтя в пределах ±3 — ±4 см у школьников разных возрастов также не вызывает значительных изменений углов сгибания звеньев тела (3—5°). Изучение электросопротивления сосудов нижних конечностей, амплитуды микроколебаний тела, частоты и характера жалоб у студентов не выявило существенных изменений этих показателей при несоответствии высоты сиденья и длины голени в пределах ±2 и ±3 см. Учитывая, что среди обследованного контингента имеются лица, у которых длина голени со стопой в обуви выходит за пределы М — — 1,5а («низкорослые»), была проведена серия экспериментов с использованием подножки для ног высотой 5 см. При этом у студентов не было выявлено неблагоприятных гемодинамических сдвигов и отсутствовали жалобы на чувство сдавливания, боль, онемение в ногах.

Таким образом, анализ данных физиологических реакций, биомеханических характеристик поз и частоты жалоб свидетельствует о том, что высота сиденья, равная средней длине голени всей популяции (46 см), является оптимальной для лиц с длиной голени в пределах М±1,5ст, а при наличии подножки в конструкции мебели — и для лиц с длиной голени, выходящей за пределы М — 1,5о.

Из табл. 3 видно, что дифференция, равная средней величине высоты локтя в положении предплечья, удобном для письма (32 см) для всей популяции, не вызывает существенных субъективных жалоб и сдвигов физиологических реакций организма обследованных при величине несоответствия как ±2 см (±1,0о), так и ±3 см (±1,5а). Для большей доказательности того, что дифференция в пределах М±1,5ст оп-

тимальна, была проведена серия исследований при величине дифференцин в пределах ±2,0— ±2,5о (±4 — ±5 см). В этих случаях были выявлены существенные неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии организма студентов.

Выводы. 1. Несоответствие основных параметров высотных размеров аудиторной мебели величинам соответствующих антропометрических признаков в пределах М±1,5о (±3 см), охватывающим 90 % обследованных студентов, не вызывает неблагоприятных сдвигов в функциональном состоянии организма.

2. При стандартизации функциональных размеров аудиторной мебели в качестве исходных должны быть взяты средние величины антропометрических признаков для всей популяции без деления на ростовые группы. Оптимальная величина высоты сиденья должна составлять 46 см, дифференция — 32 см, высота крышки стола, обращенной к сидящему,— 78 см (46±32).

Литература. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962. Бунак В. В. — Учен, записки Моск. ун-та, 1937, вып 10, с. 7. Ермакова С. В., Подставкина Т. П., Строкина А. И. Антропометрический атлас. М., 1977, с. 138. Корсунская М. И., Заглухинская Л. Н. — Гиг. и эпидемиол.,

1931, № 1, с. 13—20. Миннибаев Т. Ш.— Гнг. и сан.. 1980, № 10, с. 30—32. Михайлова Л. В., Шаршаткина Г. Л. —Там же, 1971, № 5, с. 39—43.

Михайлова Л. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной мебели. Автореф. дне. докт. М., 1974.

Флеров О. В. —Изв. АПН РСФСР, 1953, т. 51, с. 166-243.

Поступила 24.12.81

Summary. A comparative study concerning a better accommodation of the student's posture during classes (with the ratio between the body's proportions and classroom furniture height varying) has been conducted by physiological (electromyography, spirography, plethysmography) and anthropological methods, as well as by the biochemical analysis of posture.

The optimal classroom furniture height values appropriate for Institutes have been established.

УДК 618.24-036.12-053.5:371.711

М. А. Сырцова, Н. И. Ухова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Состояние здоровья школьников во многом определяет их учебную активность, работоспособность и успеваемость. Однако дети, страдающие хроническими заболеваниями, в массовой школе подчиняются учебному режиму, соответствующему функциональным возможностям здорового ребенка. Особенности же состояния их здоровья и работоспособности требуют дифференцированного подхода к обучению, создания

для таких детей специальных гигиенических условий (Г. Н. Сердюковская и С. М. Тромбах; М. В. Антропова и соавт.; Р. Г. Сапожннкова; Е. П. Стромская, и др.). Значительную долю среди болезней школьников в настоящее время занимают хронические неспецнфические заболевания легких (ХНЗЛ), частота которых уже в течение ряда лет не имеет значительной тенденции к снижению (В. И. Тышецкнй и

Таблица 1

Средние годовые прибавки показателей физического развития обследованных детей (М±/л)

Класс

Учащиеся больные, ХНЗЛ

Практически здоровые

Рост, СМ

1-Й 2-й 3-й

В среднем

1-й 2-й

3-й

В среднем

1-й 2-й 3-й

В среднем

3,7±0,26 5,2±0,51 3,5±0,34 4,1±0,34

4,8±0,31 5,3±0,41 3,7±0,39 4,6±0,36

Масса тела, кг

1,4±0,46 2,0±0,39 2,8±0,32 2,06±0,30

2,9±0,32 2,5±0,22 3,6±0,34 3,0±0,29

Окружность груди, см

1,6±0,30 2,8±0,37 2,5±0,31 2,3±0,34

2,3±0,31 2,5±0,24 2,7±0,48 2,5±0,45

<0,01 <0,1 <0,1 <0,1

<0,01 <0,1 <0.01 <0,01

<0,1 <0,1 <0,1 <0,1

К. Ф. Ширяева; В. В. Казанская; Г. Н. Сердю-ковская).

Закономерностям возникновения и развития бронхолегочной патологии у детей посвящены многочисленные исследования. Наряду с этим особенности состояния здоровья детей, страдающих ХНЗЛ и обучающихся в массовой школе, изучены недостаточно. Это и явилось задачей настоящего исследования.

Изучение состояния здоровья проводили дважды в год, оно включало соматический осмотр у специалистов, определение резистентности организма (по частоте и характеру предшествующих и текущих заболеваний), уровня физического развития, его гармоничности. Кроме того, оценивали у детей уровень школьной зрелости (при поступлении в 1-й класс).

При анализе заболеваемости определяли среднюю продолжительность 1 случая пропуска занятий по болезни и индекс пропусков (И. Д. Дубинская и соавт.). Изучение физического развития предусматривало определение роста, массы тела, окружности грудной клетки. Для индивидуальной оценки физического развития детей использовали таблицы шкал регрессии (И. А. Опарин) и вычисляли годичный прирост тотальных размеров тела. Для определения уровня школьной зрелости использовали тест Керна — Ирасека и показатель, характеризующий степень развития моторики (вырезание круга). Всего было обследовано 298 детей младшего школьного возраста (1—3-й класс), взятых на учет пульмонологическими кабинетами поликлиник, и 373 практически здоровых их сверстника.

Результаты исследований показали, что из 298 детей 24,1 % страдают рецидивирующим бронхитом, 29,50 % — респираторным аллерго-зом, 8,0 % — хронической пневмонией, 23,10 % —

бронхиальной астмой и 15,3%—хронической пневмонией с астматическим синдромом. У большинства (96,0%) больных ХНЗЛ имелась сопутствующая патология, причем у 32,0 % обследованных детей 2 сопутствующих хронических заболевания и более. Наибольшую долю среди этой патологии составляли хронические болезни уха, горла и носа. Первое место в структуре ЛОР-заболеваний занимали поражения лимфа-деноидного глоточного кольца, что достоверно выше, чем у практически здоровых детей (р< <0,01).

Показатели общей заболеваемости детей, страдающих ХНЗЛ, более чем в 2 раза выше, чем у практически здоровых школьников. Наибольший удельный вес составляют ОРЗ, на втором месте—обострения основного заболевания, на третьем — острые заболевания ЛОР-органов. В структуре заболеваемости практически здоровых детей отмечается та же направленность, но доля острых заболеваний органов дыхания у них значительно меньше (/?<0,01).

Анализ повторностн заболеваний показал, что не болели в течение года лишь 12,3 % детей, страдающих ХНЗЛ, эпизодически болели (1—3 раза в течение года) —54,2%, часто (4 раза и более)—33,5%. Среди детей, страдающих ХНЗЛ, число часто болеющих оказалось в 4,5 раза выше, чем среди практически здоровых детей. Наиболее продолжительные пропуски занятий по болезни у школьников, страдающих ХНЗЛ, имели место при обострении основной хронической патологии и после них при инфекционных заболеваниях. Средняя продолжительность пропуска занятий по болезни была в 1,5 раза больше, чем у практически здоровых детей. Наибольшая длительность пропуска занятий отмечена у детей с хронической пневмонией, наименьшая — с респираторным аллер-гозом.

Необходимо отметить, что число пропущенных детьми дней не всегда соответствовало данным о заболеваемости по справкам из поликлиники. Часто пропуски объяснялись жалобами на утомляемость, слабость, недомогание, проходившие без специального лечения.

Мы провели анализ пропусков занятий по индексу пропусков (Ип) с учетом тяжести основного заболевания. Результаты показали, что дети, страдающие ХНЗЛ, за учебный год пропустили занятий значительно больше, чем их практически здоровые сверстники (Ип=18,1 против 10,3). Наибольшее количество пропущенных дней отмечалось при хронической пневмонии (И„ = 24,5). Максимум пропущенных дней у детей обеих обследуемых групп приходился на III учебную четверть (Иц = 22,5 и 17,3 соответственно) .

Среди детей, страдающих ХНЗЛ, 66,7 % составляли дети с нормальным физическим развитием, что было в 1,3 раза меньше по еравне-

Таблица 2

Взаимосвязь между уровнем здоровья и успешности выполнения заданий учащихся при поступлении в 1-й класс

Тест

Зрелые дети Керна —Ирасека, баллы вырезание круга

рисунок фразы точки суммарный балл среднее время выполнении задания среднее число ошибок

Больные ХНЗЛ Больные хронической пневмонией Практически здоровые 2,8±0,08 3,1±0,15 2,3±0,20 2,1±0,17 2,7±0,10 1,5±0,10 2,5±0,29 2,9±0,15 2,1 ±0,23 7.4±0,21 8,7±0,14 5,9±0,17 1,02±0,09 1.24±0,07 0,79±0.05 2,1±0,39 2,6±0,45 1,2±0,25

Р <0,05 <0,01 <0,1 <0,01 <0,05 <0,05

нию с практически здоровыми детьми (79%), значительно многочисленнее была группа детей с дефицитом массы тела (21,4 % против 13,0 %). Существенных различий в числе детей с избытком массы тела и детей с низким ростом и возможной задержкой физического развития среди обследуемых не установлено. Анализ данных о физическом развитии с учетом тяжести патологии показал, что дети с дефицитом массы тела встречаются чаще среди больных хронической пневмонией и бронхиальной астмой, а также среди состоящих на учете по болезни в течение 3 лет и более.

Анализ годовых темпов прироста основных размеров тела (роста, массы тела, окружности грудной клетки) позволил выявить положительную динамику у всех обследованных (табл. 1) и вместе с тем менее выраженные темпы годового прироста показателей физического развития у учащихся, больных ХНЗЛ. Наиболее значимы различия в темпах прироста показателей у учащихся 1-го класса, что, вероятно, обусловлено особенностями адаптации детей, больных ХНЗЛ, к обучению в школе. Установлены статистически достоверные различия в темпах прибавки массы тела у учащихся сравниваемых групп (соответственно 2,06±0,30 против 3,0±0,29; Р<0,01).

Изучение уровня школьной зрелости показало, что среди всех обследованных учащихся 1-х классов наиболее многочисленны группы зрелых и средне-зрелых детей, группа незрелых была больше среди детей, больных ХНЗЛ, и составляла 10,8% против 8,70%. Выявлена определенная закономерность между1 уровнем здоровья степенью патологии и успешностью выполнения отдельных заданий (табл. 2). Так, суммарный балл выполнения теста Керна — Ирасека у зрелых детей с ХНЗЛ оказался хуже, чем у практически здоровых зрелых детей (7,4± ±0,21 против 5,9±0,17; Р<0,01), среднее время выполнения мотометрического задания длиннее (1,02±0,09 против 0,79±0,05; Р<0,05). Наиболее низкими показатели успешности выполнения этих заданий были у зрелых детей, больных хронической пневмонией.

С целью определения функциональной готовности детей к обучению в школе проводили сравнение изучаемых показателей школьной зрелости с реакцией на учебную нагрузку по комплексной оценке индивидуальных корректурных проб, определению показателя работоспособности П и преобладающего типа работоспособности (С. М. Тромбах; Г. М. Сапожникова). Оказалось, что работоспособность у обследованных учащихся к концу учебного дня уменьшается, о чем свидетельствует снижение скорости и точности ее выполнения, однако дети, страдающие бронхолегочной патологией, быстрее устают, чем их здоровые сверстники, работоспособность у них ниже. Анализ соответствующих кривых показывает, что в большинстве случаев преобладает благоприятный тип работоспособности, однако доля неблагоприятного типа у школьников, больных ХНЗЛ, в 1,5 раза больше, чем у практически здоровых (38,9 % против 26,6 % соответственно), снижение коэффициента П более существенно (с 1,73 до 0,68 против 1,6 и 0,91).

Установлено, что у детей, страдающих ХНЗЛ, чаще, чем у практически здоровых, отмечалось несоответствие неблагоприятных реакций на учебную нагрузку с показателями школьной зрелости.

Таким образом, результаты исследований показали, что у детей младшего школьного возраста, страдающих ХНЗЛ, ниже показатели состояния здоровья, чем у практически здоровых их сверстников: большинство из них страдают сопутствующей патологией, у них выше общая заболеваемость, больше число часто болеющих, детей с замедленными темпами прироста массы тела, меньше школьников, имеющих нормальное физическое развитие. При поступлении в школу дети, больные ХНЗЛ, обладают достаточным уровнем функциональной готовности. Однако существующий учебный режим часто предъявляет требования, превышающие их функциональные возможности, готовность к обучению в школе.

Поэтому наряду с лечебно-оздоровительными мероприятиями такие школьники нуждаются в

индивидуально-педагогическом подходе. Одним из возможных путей дифференцированного подхода к обучению этих детей в массовой школе — создание специальных классов с облегченным режимом обучения (дополнительный выходной день, освобождение от последних уроков, уменьшение объема домашних заданий).

Литература. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. (При обучении по новым программам). М„ 1974.

Громбах С. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М., 1974, с. 142—150.

Дубинская И. Д., Зуева Е. Б., Лашнева И. П. н др. — В кн.: Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1978, вып. 5, с. 76—90. Казанская В. В. — В кн.: Социально-гигиеническая характеристика болезнен легких. Л., 1975, с. 46—54. Опарин И. А. Физиологическое развитие детей дошкольного

и школьного возраста Ленинграда. Л., 1975, с. 42. Сапожникова Г. М. — В кн.: Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1978, вып. 5, с. 90—97. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здо-

ровья школьников. М., 1979. Сердюковская Г. Н., Громбах С. М. Гигиеническая оценка

обучения учащихся в современной школе. М., 1975. Стромская Е. Л. — Изв. АПН РСФСР, 1954, вып. 60, с. 295—306.

Тышецкий В. И., Ширяева К. Ф. — В кн.: Социально-гигиеническая характеристика болезни легких. Л., 1975, с. 28— 36.

Поступила 30.11.81

Summary. The objective of the present investigation was to study the health status of schoolchildren with chronic lung diseases under conditions of a secondary school. Check-up of health conducted twice a year involved somatic examination by specialists, diagnostics of a disease, identification of the level of physical development and the degree of its harmonicity. The levels of school maturity and work capacity in the children starting school were also assessed. The obtained data revealed a number of features in the health status of schoolchildren suffering from lung diseases; most of the children have a concomitant pathology, a higher morbidity rate, a slower rate of physical development; normal physical development is characteristic of a smaller proportion of such children. On starting school, these children have a sufficient level of functional preparedness, but not infrequently the demands put forwards by the current school routine far exceed the children's functional potentialities.

УДК 614.72:665.44]-07:в16-00в-02 + 815.277.4:8в5.44].032.2.036.8

В. А. Книжников, В. А. Гроэовская, Р. М. Бархударов, Н. Я. Новикова,

Н. В. Бугрова

РАДИОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ КАНЦЕРОГЕННОСТИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА ПРИ ЕГО ИНГАЛЯЦИОННОМ ПОСТУПЛЕНИИ

В последние годы предпринимаются попытки определить радиобиологический эквивалент для ряда химических загрязнителей окружающей среды, оказывающих канцерогенное и мутагенное действие (Radiobiological Equivalents). Цель таких исследований — разработка понятия о единице канцерогенной активности, которая позволила бы количественно оценивать и сопоставлять опасность разнообразных канцерогенных факторов окружающей среды (В. А. Книжников; Vohra; Glubrech). Потребность в единице канцерогенной активности возникает, в частности, при прогнозировании возможного ущерба для здоровья населения за счет газоаэрозольных выбросов ядерной и альтернативных типов энергетики (Ilyin и соавт.). В качестве эталона канцерогенной активности обычно предлагается относительно хорошо изученная канцерогенная эффективность специальной единицы дозы, используемой в радиационной безопасности,— биологического эквивалента рада (бэр), или по новой системе единиц СИ зиверта — Зв; 1 Зв = 100 бзр (НРБ-76). Согласно современным оценкам, облучение всего тела дозой 1 бэр (или облучение отдельных органов и тканей эффективной эквивалентной дозой 1 бэр) может вызвать среди облученной популяции в 1 млн. человек 100 дополнительных случаев смерти от злокачественных новообразований, т. е. соответствует инди-

видуальному риску в размере Ы0-4 (Публикация МКРЗ № 26). Приближенно принимается, что связь между дозой облучения и частотой образования опухолей носит линейный характер: при возрастании дозы в п раз во столько же раз увеличивается выход опухолей. Имеются данные и об отклонениях от линейной зависимости для некоторых видов поражений (так называемая сверхлинейная, линейно-квадратичная зависимости). Однако оценка риска по модели линейной зависимости является наиболее аргументированной и распространенной (Доклады НКДАР ООН). При этом принимается, что при общем облучении число опухолевых заболеваний в среднем вдвое выше, чем число смертей от них (Публикация МКРЗ № 26). Учитывая неодинаковую смертность от различных видов опухолей, риск от облучения обычно выражают в показателях вероятного числа дополнительных смертей, а не заболеваний (Публикация МКРЗ № 27).

Наличие данных, характеризующих канцерогенную эффективность ионизирующей радиации, дает возможность определить радиобиологический эквивалент канцерогенности (РЭК) для любого химического канцерогена, т. е. выразить риск, связанный с той или иной дозой химического канцерогена, в единицах эквивалентной дозы облучения. Естественно, это можно сделать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.