Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ'

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correspondence of psycho-physiologic characteristics of teenagers to professional and production requirements facilitates the process of adaptation both at the training stage and at the first stage of independent work.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ»

^УДК 613.96-07:612.014.49

И. И. Круглова, Т. А. Родионова, Т. А. Киспасв, М. П. Калинина, А. А. Бовина, Е. В. Кирова

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и последующих документах партии и правительства поставлена задача совершенствования подготовки и воспитания квалифицированных рабочих кадров в системе профтехобразования. Улучшение профессиональной подготовки невозможно без решения ряда гигиенических задач по оптимизации режима и условий обучения и труда подростков. Учеными-гигиенистами показано, что большая суммарная учебно-производственная нагрузка, ранний контакт с факторами производственной среды ^могут привести к неблагоприятным сдвигам в ^функциональном состоянии организма и в итоге к ухудшению состояния здоровья подростков. В целях разработки нового «Перечня медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и обучение в общеобразовательных школах и учебных заведениях системы профтехобразования» НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР совместно с другими гигиеническими институтами и кафедрами медицинских вузов провел санитарно-гигиеническое обследование ряда производств горнодобывающей, металлургической, машиностроительной, полиграфической, деревообрабатывающей, кабельной, текстильной, фарфоро-фаянсовой и других отраслей промышленности. Были изучены условия труда на промышленных предприятиях, где осуществляется подготовка подростков более чем по 2000 профессий.

Комплексные исследования по изучению влияния учебно-производственного процесса на функциональное состояние организма учащихся технических и профессионально-технических училищ и ПТУ) показали, что при обучении профессиям химического, металлургического, горного, прядильно-ткацкого производства уже на первом году появлялись признаки ухудшения функционального состояния организма — развивались стойкие изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, ухудшались показатели периферической крови, снижалась сопротивляемость организма [71. Это свидетельствовало об отсутствии адаптации организма учащихся к новым для него условиям профессионально-производственной среды.

Важнейшая задача гигиены профессионального обучения и труда подростков — облегчить процесс адаптации к условиям производства, свести до минимума отрицательные сдвиги, которые могут возникнуть в организме в ответ на воздействие производственной среды [81.

Многочисленные гигиенические исследования показывают, что адаптация подростков к производственным условиям в процессе освоения профессии зависит от индивидуальных особенностей организма.

В последние годы показано, что подростковый период неоднороден и чем меньше возраст подростков, тем выше чувствительность организма к воздействию различных производственных факторов [8—121. Исследования по изучению функционального состояния девушек-ткачих и прядильщиц — выпускников ПТУ выявили возрастные различия в характере адаптации 17- и 18-летних подростков не только в процессе их обучения профессии, но и на первом году самостоятельной работы на производстве [61.

В динамике первого года работы у 18-летних подростков происходили благоприятные изменения функционального состояния организма: повышался функциональный уровень центральной нервной, мышечной систем и ряда других профессионально значимых функций. Это выражалось в улучшении подвижности нервных процессов к концу года работы, сокращении времени зрительно-моторной реакции и времени переключения внимания, повышении мышечной выносливости. В то же время аналогичная профессиональная нагрузка у 17-летних подростков вызывала к концу года работы ряд неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой, мышечной системы и двигательного анализатора: снижалось артериальное давление, появлялась тенденция к снижению мышечной выносливости, увеличивалось число ошибок заданного движения. Все это свидетельствовало о нарушении возрастных закономерностей и развитии утомления.

Выявлены возрастные различия в уровне временной нетрудоспособности за первый год самостоятельной работы подростков. 17-летние юноши и девушки болели чаще и длительнее, чем 18-летпие. Так, в этой группе отмечено в пересчете на 100 работающих 88,3 случая и 642,8 дня нетрудоспособности против 70,0 случая и 464,0 дня у 18-летних. Показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности (по шкале Е. Л. Нотки на) у 17-летних был на ранг выше, чем у 18-летних работниц и у учащихся ТУ ткацкого профиля. Более благоприятная годовая динамика и более низкий уровень заболеваемости у 18-летних подростков позволяют предположить, что уровень конкретной профессиональной нагрузки соот-

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у клейщиц резиновой оОувн

Группа обследонанных Число обследованных Число болевших (ИМС11ШНХ нетрудоспособность) Общее число случае» заболевания Общее число дней нетрудоспособности

и о а % «С на 100 работающих о УО го на 100 работающих

С повышенной воз-

будимостью ЦНС 28 25 89 45 160 224 800

Со средней возбуди-

мостью ЦНС 59 28 47 30 60 148 250

С пониженной возбу-

димостью ЦНС 29 19 65 32 110 150 517

ветствовал функциональным возможностям организма 18-летних, тогда как для 17-летних она была более значительной.

На процесс адаптации к учебно-производствен нон нагрузке влияют индивидуально-типологические особенности организма. Об этом свидетельствуют данные литературы, согласно которым начальные признаки неблагоприятного влияния производственных факторов чаще обнаруживаются у лиц с неустойчивой нервно-эндокринной регуляцией, лабильной нервной системой 111.

Исследования проведены у клейщиц резиновой обуви в ТУ химического профиля |41. Эта профессия явилась моделью современного производства, характеризующегося наличием сложного комплекса профессионально-производственных факторов малой интенсивности (химических и физических факторов среды и интенсивного, напряженного конвейерного труда).

Изучение функционального состояния клейщиц показало, что неблагоприятные изменения в период освоения профессиональных навыков возникали не у всех учащихся. Индивидуальные различия в длительности латентных периодов зрительно-моторной реакции позволили разделить всех учащихся на 3 группы: с повышенной, средней и пониженной возбудимостью центральной нервной системы (ЦНС). Изучение годовой и дневной динамики физиологических показателей свидетельствовало о том, что у всех девушек исследованных групп к концу рабочей смены возникал ряд отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма, причем их характер и степень в группах были неодинаковы. Так, у лиц с пониженной возбудимостью ЦНС отмечались более выраженные изменения со стороны как ЦНС, так и сердечно-сосудистой системы: удлинялся латентный период зрительно-моторной реакции, отмечалась тенденция к снижению работоспособности по корректурной пробе, уменьшалась частота сердечных сокращений, снижалось максимальное артериальное давление. По-видимому, такие изменения функ-

ционального состояния организма были обусло!^ лены характером выполняемой работы (монотонная, напряженная, конвейерный труд).

У лиц с повышенной возбудимостью ЦНС эти изменения были менее выражены. Однако у девушек отмечалась большая чувствительность к факторам производственной среды, о чем свидетельствовали изменения в картине крови и сдвиги порога слуховой чувствительности. У девушек этой группы к концу обучения отмечалось достоверное снижение числа лейкоцитов, снижение СОЭ, достоверное повышение гемоглобина. В этой группе к концу обучения значительно увеличилось число случаев повышения порогов слуховой чувствительности. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в этой группе была выше, чем в двух других (см. таблицу).

Распространенность неблагоприятных реакций оказалась наименьшей в группе девушек со средней возбудимостью ЦНС. Эта группа была наиболее устойчивой к комплексу изучавшихся профессионально-производственных факторов.

Гигиенические исследования показали, что дл^ успешного овладения профессией и адаптации к условиям работы в течение длительных сроков необходим определенный уровень развития у подростков профессионально значимых функций, к которым предъявляет повышенные требования конкретный вид трудовой деятельности 12, 3, 51. Совершенствование профессионально значимых функций, оказывающих существенное влияние на адаптацию учащихся к труду и эффективность профессиональной подготовки в процессе освоения профессии, происходит различно в зависимости от их исходного уровня. Мы получили данные о различной степени овладения подростками профессией электрогазосварщика в зависимости от исходного уровня развития их профессионально значимых функций. Уже на начальном этапе овладения профессией были выделены подростки со средним и высоким (профессионально «успешные») и низким (профессионально «неуспешные») их уровнем. Профессионально «успешные» подростки в отличие от профессионально «неуспешных» имели достоверно лучшие показатели подвижности и уравновешен-^ ности нервных процессов, свойств внимания и выше пороговую чувствительность анализаторов — двигательного, зрительного и тактильного.

Высокий уровень профессионально значимых функций способствовал успешному освоению профессии, в то время как низкий уровень затруднил освоение профессиональных навыков. Подростки медленно «входили в профессию», допускали брак в работе, не совершенствовались в своей специальности и выполняли сварочные работы только в определенных условиях.

Исследования, проведенные на подростках-ткачах как в процессе рабочей смены, так и в динамике первого года самостоятельной работы, выявили более выраженные неблагоприятные изменения функционального состояния организма у

^подростков с низким уровнем развития профессионально значимых функции. Так, профессиональная нагрузка вызывала у них неблагоприятные изменения ЦНС, сердечно-сосудистой и мышечной систем и состояния слухового анализатора. В то же время у подростков с высоким уровнем профессионально значимых функций в процессе труда наблюдалось повышение уровня функционирования ЦНС, а также зрительной и мышечной работоспособности и совершенствование профессионально значимых функций.

Соответствие психофизиологических особенностей организма подростков профессиональным требованиям является одним из условий, облегчающих процесс их адаптации к дальнейшей самостоятельной работе в избранной профессии.

Таким образом, процесс адаптации организма учащихся к профессионально-производственным факторам зависит как от специфики воздействую-^щей ср^ды, так и от особенностей организма подростков: возраста начала обучения или работы, индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности, уровня развития профессионально значимых функций. Это необходимо учитывать при проведении медицинской профессиональной консультации и профориентации подростков при обучении в ПТУ.

Литерату ра

1. Дрогичина Э. Л., Павлова И. В., Рыжкова M. Н. — В кн.: Вопросы гигиены труда и профпатологим в химической и машиностроительной промышленности. Харьков, 1966, с. 10»—ПО.

2. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977.

3. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.

4. Круглова М. И. — Гиг. и сан., 1984, № 6, с. 25—28.

5. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. М., 1880.

6. Родионова Т. А. — В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983, с. 71—79.

7. Сердюковская Г. ИАнтонова Л. Т. — В кн.: Режим труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ. М., 1981, с. 228—278.

8. Сухарева Л. М. — В кн.: Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. M.. 1981, с. 7—16.

9. Сухарева Л. М. — В кн.: Гнгиеническне аспекты охраны здоровья детей и подростков. М., 1984, с. 38.

10. Сухарева Л. М. — В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей. М., 1983, с. 79—87.

11. Шубочкина Е. И. —В кн.: Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. М., 1981, с. 33—41.

12. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С. — В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. М., 1983, с. 87—94.

Поступила 11.02.85

Summary. Correspondence of psycho-physiologic characteristics of teenagers to professional and production requirements facilitates the process of adaptation both at the training stage and at the first stage of independent work.

УДК 371.71

Т. Н. Сорокина, Г. Н. Каминская, П. И. Хралщов, А. А. Сорокина, М. Б. Пахомов, А. Н. Якименко

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ТРУДОВЫХ НАГРУЗОК ШКОЛЬНИКОВ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Повышение эффективности трудового обучения ставит задачи обеспечения соответствия трудовой »♦подготовки функциональным и возрастным особенностям учащихся и гигиенического нормирования трудовой деятельности детей и подростков. Это вызывает необходимость углубленных гигиенических исследований трудового обучения в средней школе.

Традиционные методы исследований, используемые в гигиене, следует обогатить изучением физиологического состояния организма школьников непосредственно в процессе работы.

В основе гигиенического нормирования трудовой деятельности школьников лежит вопрос об определении оптимальной длительности выполнения трудовых операций.

При трудовых нагрузках малой и средней тяжести (работа па швейных машинах, выполнение столярных и слесарных операций) существенные из-

менения средних показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) и электромиограммы (ЭМГ), которые традиционно используются при исследованиях трудовой деятельности, наблюдаются лишь при выраженном утомлении учащихся. Поэтому с целью установления оптимальной длительности работы целесообразно изучение регуляций функций систем организма.

В основу организации наших исследований был положен комплексный подход, базирующийся на представлении об организме как сложной иерархической системе, функциональное состояние которой определяется уровнем функционирования и характером регуляции важнейших систем, обеспечивающих трудовую деятельность (сердечно-сосу-дистой, дыхательной, мышечной).

Для нормирования непрерывной продолжительности работы по основным трудовым операциям, которые наиболее часто применяются при изготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.