УДК 371.7:377
Л. М. Сухарева, И. Б. Крамаренко, П. В. Дружинин
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Одной из важнейших составных частей учебно-производственного процесса в средних ПТУ является производственная практика, во время которой у учащихся не только формируются, закрепляются и совершенствуются основные профессиональные знания, умения и навыки, но и происходит постепенное приспособление их организма к новым условиям и режиму работы.
В средних П'ГУ производственная практика имеет особенность — ежедневные практические занятия проводятся не только в конце третьего года обучения на штатном рабочем месте, но и после окончания I и II курсов. Казалось бы, наконец реализована возможность ступенчатого контакта с факторами производственной среды. Однако удлинение сроков обучения повлекло за собой снижение минимального возраста молодежи, принимаемой на обучение ряду «вредных» профессий, поэтому от организации производственной практики зависит ее воздействие на организм учащихся.
Задачей настоящего исследования являлась гигиеническая оценка организации производственной практики и ее влияния на функциональное состояние и работоспособность учащихся средних ПТУ различного профиля, а также создание рекомендаций по ее оптимизации.
Ниже представлены обобщенные результаты трехлетних массовых динамических наблюдений за 230 подростками, обучавшимися в средних ПТУ профессиям металлургического (подручный сталевара), химического (аппаратчики и операторы нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов), прядильно-ткацкого (ткачи), ме-таллобрабатывающего (токари, слесари) профилей.
Согласно учебным планам, производственная практика проводилась в учебном году 2 дня в неделю, а в конце I и II курсов — в течение 3 нед по 6 ч ежедневно в мастерских ПТУ, учебных цехах и на базовых предприятиях. В конце третьего года обучения предвыпускная производственная практика на штатном рабочем месте осуществлялась, как правило, в цехах промышленных предприятий 14—16 нед по 36—41 ч в неделю. В рабочих помещениях, где проходили практические занятия, изучались запыленность и загазованность воздушной среды, микроклимат, шум, освещенность рабочих мест с применением общепринятых методов исследования (всего выполнено 7000 различных замеров).
Принимая во внимание разнообразие условий и характера практических занятий, для оценки динамики функционального состояния организма определяли интегральные показатели, в известной мере отражающие влияние всего комплекса учебно-производственных факторов на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы: латентный период (ЛП) зрительно-моторной реакции, число нарушений дифференцировочных реакций, объем переработанной зрительной информации, выносливость мышц кисти к статическому напряжению, частоту сердечных сокращений и АД в покое и после стандартной нагрузки (проба Мартине), ударный и минутный объемы крови (расчетным методом). Каждого учащегося обследовали в течение дня, недели и 3 лет обучения (всего 7360 человеко-дней).
Полученные данные свидетельствовали о том, что при проведении производственной практики в учебных мастерских признаки утомления к концу рабочего дня отмечались реже, чем при практических занятиях на базовых предприятиях (см. таблицу). Это, по-видимому, обусловливается тем, что в цехах промышленных предприятий учащиеся, как правило, подвергаются воздействию сложного комплекса производственных факторов, интенсивность которых иногда превышает нормативы. Установлена четкая зависимость между условиями проведения практических занятий и частотой неблагоприятных реакций. Существование зависимости между динамикой функционального состояния организма и условиями, в которых протекает работа, общеизвестно и не требует специальных доказательств, однако представлялось важным определить, какие же конкретные условия могут отрицательно влиять на организм учащихся и затруднять приспособление его к деятельности по избранной специальности. С этой целью учащихся обследовали в период сплошной производственной практики в конце каждого учебного года, когда длительность контакта с различными производственными факторами была наибольшей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что частота неблагоприятных реакций в конце работы наибольшая среди подростков, обучающихся профессии химического профиля, а наименьшая — у учащихся-металлистов. У подростков-металлургов число таких реакций оказалось несколько меньше, чем
so во
7О 60 SO 40
во 20 Ю
¡2 34
I
г г 34 л
1 г в4 ш
1 234 17
Частота неблагоприятных реакций (в %) к концу рабочего дня у учащихся средних ПТУ различного профиля во время производственной практики.
/ — снижение мышечной выносливости; II — уменьшение объема переработанной зрительной информации; III — удлинение ЛП зрительно-моторной реакции; IV — нарушение днфференцировочных реакций: I — учащиеся ПТУ химического профиля; 2 — учащиеся ПТУ металлургического профиля; 3 — учащиеся ПТУ прядильно-ткацкого профиля; 4 — учащиеся ПТУ металлообрабатывающего
профиля.
у химиков, но больше, чем у металлистов (см. рисунок). Эти различия обнаружены уже на I курсе, однако четкое проявление получили лишь у учащихся II и III курсов. Например, ухудшение функционального состояния ЦНС, проявляющееся в удлинении ЛП зрительно-моторной реакции и срывах днфференцировочных реакций к концу работы встречалось соответственно у 43 и 10% учащихся-химиков II курса и у 27 и 4 % металлистов (Р<0,05), а на III курсе эти показатели составили 65 и 21 % У первых и 17 и 4 % — У вторых (Р<0,01).
Наибольшее количество неблагоприятных реакций (удлинение к концу дня ЛП зрительно-моторной реакции, срывы днфференцировочных реакций, снижение мышечной выносливости, гипотонические реакции и замедление восстановления гемодинамнческих показателей после стандартной нагрузки) чаще наблюдалось у второкурсников. Принимая во внимание то, что ухудшение функционального состояния организма в той или иной степени к концу второго года обучения имелось у учащихся всех профессиональных групп, можно предположить, что это ре-
зультат большой суммарной нагрузки (о чем свидетельствуют данные педагогических и наших исследований), на фоне которой действие факторов производственной среды проявилось более отчетливо.
У учащихся III курса снижение работоспособности к концу практических занятий отмечалось реже благодаря определенной адаптации к характеру и условиям труда. Однако у учащихся, осваивающих профессии химического профиля, распространенность неблагоприятных реакций неуклонно возрастала от I курса к последнему, а у металлургов и ткачей подобная динамика встречалась реже.
Обращало на себя внимание то, что у лиц, подвергавшихся воздействию комплекса ряда факторов — интенсивного шума, высокой температуры, химических веществ, к концу рабочего дня и недели возникала четко выраженная тенденция к гипотонии. Каждый из перечисленных факторов и их совокупность могут вызывать изменение функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, что нередко проявляется в виде нейроцнркуляторной дистонии и по гипер- или гипотоническому типу (А. И. Кончаловская и А. К. Гуськова; Н. Н. Шаталов, и др.). У лиц молодого возраста с небольшим стажем работы в этих условиях чаще возникает тенденция к снижению АД.
Наибольшее число гипотонических реакций мы чаще обнаруживали в период летней практики у учащихся II курса. В последующем число таких реакций обычно уменьшалось, за исключением химиков и ткачей, у которых развитие гипотонических реакций прогрессировало. Например, у химиков распространенность гипотонических реакций возрастала к концу рабочего дня на II курсе в 1,8 раза, на III — в 6,5 раза.
Таким образом, несмотря на одинаковый удельный вес практических занятий в программе всех средних ПТУ, равную продолжительность рабочего дня и место в расписании, влияние их на организм учащихся различно. Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к организации практики с учетом специфики профессии.
Частота неблагоприятных реакций (в %) к концу рабочего дня у учащихся средних ПТУ в зависимости от места проведения производственной практики
Курс Место проведения практики Число исследований Снижение мышечной выносливости Уменьшение объема переработанной информации Увеличение дл ительности ЛП зритель-ио-моторной реакции Нарушение днфференцн-ровочиой реакции Уменьшение максимального АД
I Учебные мастерские Базовые предприятия Р 505 384 34,2 46,8 <0,05 18.9 22,4 >0,05 27,4 31,3 >0,05 7,2 21,2 <0,05 1.8 7.8 <0,05
II Учебные мастерские Базовые предприятия Р 194 581 37,1 44,0 >0,05 11.2 18,1 <0,05 31,4 39,1 >0,05 2.9 12,8 <0,05 0.5 10,3 <0,05
Что же конкретно подразумевается под этим требованием? Как уже говорилось, это прежде всего ограничение времени контакта с производственной средой при обучении на предприятиях, где технология производства еще не позволяет полностью устранить вредные факторы (в ПТУ металлургического, химического и ткацкого профилей). Такое ограничение достигается путем проведения практических занятий в течение года и сплошной практики на I курсе в учебных мастерских с широким использованием тренажеров и технических средств обучения, а также сокращения рабочего дня в период последующего обучения на базовых предприятиях до 3 ч в день для лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Возникает вопрос: может быть, в настоящее время такое ограничение и не нужно? Ведь прошло уже более 20 лет со времени ввода этого •ограничения и благодаря изменению и совершенствованию технологии, автоматизации и механизации производства, проведению различных санитарно-гигиенических мероприятий условия труда коренным образом изменились. Теперь работающие, как правило, подвергаются воздействию производственных факторов относительно малой интенсивности. Однако полученные нами данные не позволяют прийти к такому заключению: через 3 ч работы в условиях воздействия тех или иных производственных вредностей даже относительно небольшой интенсивности возникновение отрицательных сдвигов значительно учащалось, как это можно видеть на примере дневной динамики функционального состояния организма учащихся-химиков и металлистов. У первых частота неблагоприятных реакций от 3-го к 6-му часу работы резко возрастала (удлинение ЛП зрительно-моторных реакций с 43,8 до 64,7% при Р<0,05, нарушение дифференциро-вочных реакций с 18 до 24 %) и появлялась тенденция к гипотонии, у вторых число их практически не изменялось (Р>0,05).
На заключительном этапе обучения — в процессе практики на штатном рабочем месте, когда интенсивность воздействия комплекса производственных факторов на организм значительно возрастает, важное значение имеет обеспечение постепенной адаптации организма учащихся к их воздействию, о чем неоднократно указывалось в работах многих авторов (Э. С. Рутен-бург; Н. В. Ростомбекова; И. Б. Крамаренко и Л. М. Сухарева; И. Н. Благовещенская, и др.). Наши наблюдения показали, что в начале Р штатной практики работа по 41 ч в неделю обусловливает нарушение функционального состояния организма учащихся в 2 раза чаще, чем работа по 36 ч, поэтому целесообразно применять систему «подмены», т. е. ставить на 1 рабочее место 2 учащихся.
Кроме того, при организации практики в конце учебного года, по-видимому, должны учитываться климатогеографические условия. В южных
районах страны в период непрерывной практики на первых курсах (которая проводится в июне— июле) температура воздуха на рабочих местах учащихся достигает 40°С и более. При таких условиях мало тренированный к работе организм 15—16-летних подростков испытывает значительное напряжение не только в результате воздействия неблагоприятных микроклиматических условий, но и вследствие активизации действия ряда факторов (химических веществ, пыли и др.).
У подростков, обучающихся в этих условиях, ухудшалась дневная и недельная динамика функционального состояния сердечно-сосудистой системы: процент гипотонических реакций возрастал к концу дня с 2,5 до 8,8 (Р<0,05), а частота затяжной реституции пульса (более 3 мин) — с 11,6 до 17,6% (Р<0,05), в то время как у учащихся, работающих в помещениях с температурой воздуха, соответствующей возрастным нормам, существенных изменений дневной динамики этих показателей не отмечено (Р>0,05).
Все изложенное явилось основанием для разработки конкретных практических предложений по улучшению организации производственной практики в средних ПТУ, которые включены в «Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ» (1978), утвержденные Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и Минздравом СССР.
ЛИТЕРАТУРА. Благовещенская И. Я. — В кн.: Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1972, вып. 4, с. 175—177.
Кончаловская А. И., Гуськова А. К. — В кн.: Сердечно-сосу-днетая система при действии профессиональных факторов. М„ 1976, с. 5—26. Крамаренко И. Б.. Сухарева Л. М. — В кн.: Производственные факторы и чувствительность к ним учащихся и работающих подростков. М., 1975, с. 7—34. Ростомбекова Я. В. Гигиеническая оценка влияния профессионального обучения в прядильно-ткацком производстве на организм девушек-подростков. Дис. докт. Тбилиси, 1970.
Рутенбург Э. С. — В кн.: Вопросы гигиены труда подростков. Л., 1968, с. 33—57. Шаталов Я. Н. — В кн.: Сердечно-сосудистая система при действии профессиональных факторов. М., 1976, с. 153— 167.
Поступила 0-1.07.80
Summary. Adolescents attending various types of secondary vocational training school (metallurgical, chemical, textile, and metal-working schools) were observed during three years for the effects of production practice offered in these schools on the body. It was found that the field practice in different types of school had different effects even though the volume of such practice, the duration of a working day, and the duration of a working week were the same. On the basis of these studies recommendations for production (field) practice for particular types of secondary vocational training schools have been developed.
2 Гигиена и санитария Nt 8