Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕЖИМА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕЖИМА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been shown that for adolescents being trained for occupations that do not involve considerable occupational hazards, the most desirable regimens are those in which practical training is given on two successive days or else one day of theoretic training is interposed between two days of practical draining, within a weekly cycle. Such regimens ensure a high level of working capacity are less often associated with unfavorable alterations in the central nervous, muscular, and cardiovascular systems. For adolescents being trained for occupations that may involve exposure to harmful substances, the most advisable, regimen is one in which theoretic training alternates with practical training within a single day. This conclusion was made because toward the end of a day of practical training, chemical and metallurgical students were more often found to have unfavorable alterations than students trained for other branches of industry.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕЖИМА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ»

В кн.: Цитотоксины в современной медицине. Киев, 1972, вып. 6. с. 42—46.

Немирович-Данченко O.P. — В кн.: Методы исследовании в спортивной медицине. М., 1964, с. 243—250.

Рапопорт Ж. Ж. — В кн.: Клиническая патология химической этиологии. Киев, 1972, с. 180—181.

Саркисянц Э. Э. — Гиг. и сан., 1973, № 4, с. 35—37.

Фомин Н. А. Возрастные изменения естественных защитных факторов, кардио-респираторных функций и кислотно-щелочного равновесия при мышечной деятельности. Автореф. дис. докт. Л., 1972.

Шубик В. М. Материалы к клинико-серологической характеристике эпидемического гепатита. Автореф. дис. канд. Л., 1963.

Krikler D., Zilberg B. — Lancet, 1966, v. 2, p. 1046— 1047.

Morse L. J. et al. — J. A. M. A., 1972, v. 219, p. 706— 707.

IlocTynifjia 29.0-1.81

S u m r y. Nonspecific protection factors and some indices of the T- apd B-systems of immunity were studied in 376 athletes Sged II to 17 years and in 158 control subjects "not engaged in sports. Intensive physical exercise an» emotional stresses during sporting competitions and training sessions were found to have impaired the barrier properties of the skin and mucosa and to have inhibited certain humoral factors of nonspecific protection and the fiinctional'capacity of T-lymphocytes.

УДК 613.96:377.3

Л. М. Сухарева, Н. Г. Самотолкина

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕЖИМА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ

УЧИЛИЩАХ

Институт ги гиены детей и* подростков Минздрава СССР, Москва

Большая роль в приспособительных реакциях растущего организма подростков к изменяющимся условиям среды, успешном освоении ими производственных навыков, а также всего комплекса необходимых знаний принадлежит гигиенически рациональному режиму учебно-производственной деятельности. Проблема режима включает ряд аспектов, среди которых основное значение имеет чередование теоретического обучения и производственной деятельности учащихся.

Вопрос о влиянии производственного обучения на работоспособность подростков в определенной мере изучен в работах ряда гигиенистов (Р. Г. Са-пожннкова и Н. М. Попова; Н. Н. Преображенская; Л. А. Леонова; Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева; Л. Г. Груева; Н. П. Киселева; Г. И. Куценко и др.). Однако в них не дается 4 одномоментное сравнение нескольких режимов, изученных с помощью равноценных методических приемов и в одинаковые промежутки времени.

Такое сравнение стало возможным в связи с проведением всесоюзного комплексного медико-педагогического исследования по изучению влияния условий и режимов обучения на функциональное состояние и работоспособность учащихся, осуществленного по единой программе с использованием унифицированных методик, что позволило дать , гигиеническую оценку учебно-производственных режимов в средних ПТУ различного профиля с точки зрения чередования теоретических и производственных дисциплин в недельном цикле занятий.

Под наблюдением находилось 420 подростков, обучающихся в ПТУ машиностроительной, легкой, химической, радиотехнической, горной, металлургической промышленности и сельского хозяйства, расположенных в различных городах Советского • Союза. Функциональное состояние организма под-

ростков изучали в динамике дня, недели, года и 3 лет обучения по показателям центральной нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем организма.

Анализ учебных расписаний показал большое разнообразие существующих режимов обучения. При этом наиболее характерным для большинства режимов являлось чередование на протяжении недели дней теоретического и практического обучения со сдваиванием и без сдваивания практических занятий. По таким режимам занимались 23 группы учащихся разных -специальностей из 25 находившихся под наблюдением. Две группы учащихся сельских ПТУ занимались по режиму, при котором чередовались неделя общеобразовательного и неделя профессионально-технического цикла.

При анализе все многообразие режимов было сгруппировано в зависимости от числа дней теоретических занятий, разделяющих дни производственного обучения. Получилось 5 типов режима: А — без теоретических занятий между днями производственного обучения (сдвоенные или строенные дни практики);

Б — 1 день теории между днями производственного обучения; В — 2 дня теоретических занятий; Г —. 3 дня теоретических занятий; Д — 4 дня теоретических занятий. При шестом типе режима (Е) теоретические и практические занятия чередовались через неделю.

Анализ материалов показал, что наибольшее распространение имеют типы А, Б и В (рис. 1). Из 77 наблюдений в течение 2 первых лет, когда на производственное обучение отводилось по 2 дня в неделю, в 19 случаях дни производственной практики были сдвоенными, в 25 случаях дни практики разделялись 1 днем теоретических занятий,

в 28 случаях--2 днями теории и всего лишь

в 4 и 1 случае разрыв между днями практики со-

? fc £ f ■ч я. в Ср ч П с ч ¿¡5а.

л. 8 ж щ 10

н а ж -

Ср Ч S

V п 0 'Ш 2

п с 1 2

Вс«м 19

Тип Г

1 1 t $ п, в Ср ч II с Iii |1|

Пч п и 1

я с ш J

Веко 4

LrS

f а. в Ср ч п С Iii jll

ль Ср ш ш i

в ч и ш 10

Ср п ж ш a

ч с ш, Щ 3

все» 22

1 А t «Ч л> В Ср ч п С PI

Л Ч Ц : 5

В п щ, щ у 16

Ср С ш щ. 7

Вс<\!0 28

TunJ

! I-t Яг в Ср Ч а С jjoJt

Л С щ, 1

Bf его •

Рнс. 1. Частота применения различных типов режима на

1-м и 2-м годах обучения. Пн — понедельник; В — вторник; Ср — среда; '/ — четверг: П — пятница; С — суббота; заштрихованные квадраты — дни практики; светлые квадраты — дни теоретических занятий.

ставлял 3 и 4 дня соответственно. При этом дни производственного обучения сдваивались чаще всего в понедельник и вторник (10 из 19 случаев), при разделении дней практики 1 днем теории — во вторник и четверг или в среду и пятницу (в 10 и 8 из 25), при 2 днях теории между днями практики — во вторник и пятницу (в 16 из 28). Поскольку число физиологических исследований при типах режима Г и Д было небольшим, а при типах А, Б, В и Е достаточно репрезентативным (число наблюдений колебалось от 500 до 1500), мы проводили статистическое сравнение полученных результатов, между 4 типами (А, Б, В и Е).

При анализе экспериментального материала мы исходили из того, что при оптимальном сочетании дней производственного и теоретического обучения в недельном цикле чисЛо неблагоприятных реакций суммарно за всю неделю будет меньше, чем при других сочетаниях, т. е. уровень работоспособности на протяжении всей недели будет выше, а следовательно, такой тип режима может считаться лучшим.

Результаты проведенной обработки фактических данных представлены на рис. 2. При сравнении режимов типа А, Б и В между собой по комплексу изученных показателей на протяжении 3 лет обучения выявлена общая направленность изменений, которая состояла в том, что с увеличением числа дней теоретических занятий между днями производственного обучения учащались неблагоприятные реакции организма учащихся.

Так, исследование ЦНС с помощью зрительно-моторной реакции показало, что при сдвоенных днях производственного обучения (режим А) реже наблюдалось увеличение и чаще укорочение латентного периода при меньшем числе случаев нарушения дифференцировочных реакций, чем при режиме В с 2 днями теоретических занятий между

днями производственного обучения (число срывов дифференцировок по 3 годам обучения при режиме А составляло 7, 6,9 и 6,2%, при режиме В — соответственно 18,6, 12,9 и 13%, Р<0,001).

2 А в 8 1С

г 7 12 17 гг

ШПГипБ ЕИЛя £

в а

Рис. 2. Изменение физиологических показателей (в %) к концу дня у учащихся II курса средних ПТУ в зависимости от режима обучения. / — снижение объема зрительной информации; // — латентный период; III — АДтпХ: IV — время восстановления пульса бопее 3 мин; V — реакции'пульса на нагрузку более 75 VI — снижение мышечной выносливости; VII — нарушение днффереицироооч-ных реакций; VIII — повышение АДт1п: IX — время носстанвьлс-ним давления более 3 чин.

При режиме А реже отмечалось снижение мышечной выносливости, у меньшего числа подростков имелось повышенное и пониженное АД. Особенно необходимо отметить различия в неблагоприятном характере изменений АД — уменьшение максимального и увеличение минимального давления. Сниженные показатели максимального давления зарегистрированы у 1,5, 1,4 и 1,2% подростков, обучавшихся по режиму А, и у 8, 7,5 и 2,5%, работавших по режиму типд В (показатели по 3 годам обучения). При этом повышенное минимальное давление фиксировалось соответственно в 1,3, 2,7, 0,8 и в 8, 11,1, 8,8% случаев (Р<0,001).

Исследование сердечно-сосудистой системы с помощью функциональной нагрузки показало, что при режиме В чаще имелись повышенная реакция пульса на дозированную физическую нагрузку и восстановление гемодннамических показателей после нее происходило замедленно. Например, более медленное (свыше 3 мин) восстановление АД после нагрузки при режиме В регистрировалось в 2— 6 раз чаще, чем при режиме А (в 26,8, 20,7, 25,3% случаев при первом и в 5,5, 9,4, 4,2% случаев при втором).

Режим Б с разделением дней производственного обучения 1 днем теоретических занятий по своему физиологическому влиянию на организм подростков занимал промежуточное место между режимами А и В.

Как уже было сказано, режимы с разделением дней производственного обучения 3 и 4 днями теоретических занятий (Г и Д) встречались очень редко и количество физиологического материала по этим группам невелико. Вместе с тем и при этом числе (110—190) наблюдений отмечались худшие по сравнению с режимом В сдвиги в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы подростков, выявленные с помощью стандартной физической нагрузки. Так, у большего числа учащихся, занимавшихся по режимам Г и Д, наблюдались гиперреакция пульсе на нагрузку (у 49 и 31,8% против 10,3% при режиме В) и замедленное восстановление пульса и давления после нее (в 32—37% случаев против 10—26,8%при режиме В).

Выявленные различия между указанными типами режима характерны для всех лет обучения в ПТУ.

Характер изменений физиологических функций учащихся при чередовании недели общеобразовательного и недели профессионально-технического цикла (режим Е) имел некоторые отличия на 1— 2-м и 3-м годах обучения. Так, если на I и II курсах этот режим по характеру физиологических изменений близок к режимам А " Б, то на III курсе его влияние становилось схожим с таков.ыми при режиме В. При этом следует обратить внимание на состояние ЦНС (при наименьшем числе изменений латентного периода отмечался наивысший по сравнению с другими режимами процент нарушенных дифференцировочных реакций), большее сни-

жение выносливости, повышение максимального давления, гиперреакцию пульса на нагрузку.

Таким образом, среди рассмотренных вариантов режимов обучения по влиянию на организм подростков наиболее оптимальным можно считать режим со сдваиванием дней производственного обучения в недельном цикле, что частично расходится с данными литературы. Однако мы считаем этот вывод правомерным, так как он сделан на большом репрезентативном материале, охватывающем учащихся различных ПТУ не только одной, но и нескольких отраслей народного хозяйства. Необходимо, еще раз подчеркнуть, что этот материал собран одномоментно по единой программе, что дало возможность сопоставить его с разных точек зрения.

С физиологических позиций данный вывод может быть объяснен сравнительно медленным периодом врабатывания у подростков (С. И. Крапивинцева и соавт.; Л. А. Леонова; Л. Г. Груева, и др.). Чем больше разъединены дни практики во времени, тем меньше закрепляются условно-рефлектор-ные связи, составляющие профессиональные навыки, в известной мере затрудняется процесс адаптации подростков к условиям профессиональной деятельности и каждый новый день производственного обучения начинается с относительно длительного процесса врабатывания. К тому же необходимо учесть, что переключение с одного вида деятельности на другой полезно и физиологически целесообразно в момент начинающегося снижения работоспособности, а не в фазе ее устойчивого уровня.

Физиологами труда, изучавшими процесс формирования динамического стереотипа ритмической двигательной деятельности, установлено повышение концентрации нервного возбуждения по ходу упражнений в уменьшающемся интервале времени (С. А. Коснлов и соавт.).

Режимы с разделением дней производственного обучения одним днем теоретических занятий также могут быть рекомендованы для обучения подростков в ПТУ, а режимы с разделением дней производственного обучения 2 днями теории и более с гигиенических позиций менее целесообразны, так как предъявляют к организму подростков повышенные требования.

Чередование недели общеобразовательного цикла с неделей профессионально-технического цикла, предложенное для средних ПТУ сельского хозяйства, может быть использовано на 1-м и 2-м годах обучения, если этого требует педагогический процесс. На 3-м году для таких училищ с гигиенических позиций более эффективны режимы с чередованием дней производственного и теоретического обучения внутри недели (типы А и Б).

Итак, были рассмотрены режимы обучения подростков специальностям, не связанным с выраженными профессиональными вредностями. Что касается подготовки молодежи для тех отраслей промышленности, в которых технологический процесс

еще не может исключить контакт работающих с вредными . для здоровья веществами, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы производственная практика подростков в течение дня длилась не более 3 ч. Это подтверждается и полученными нами данными. Так, уже через 3 ч производственных занятий у учащихся-химиков и металлургов отмечалось большее число неблагоприятных реакций, чем у обучающихся в других отраслях промышленности.

Таким образом, анализ экспериментальных материалов по изучению функционального состояния учащихся средних ПТУ позволил обосновать принцип дифференцированного подхода при построении учебно-производственного режима в таких училищах с учетом их профиля, специфики изучаемой профессии и курса обучения.

Литература. Груева Л. Г. — Гиг. и сан., 1969, № 7, с. 31.

Киселева Н. П. — В кн.: Современный научно-технический прогресс и задачи гигиены труда подростков. М., 1972, с. 52—54. Косилов С. А., Ломов И. А., Мойкин 10. В. — Ж. высш.

нервн. деят., 1955, № 5, с. 653—659. Куценко Г. И. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены детей и подростков. М., 1974, с. 12—17.

УДК 6 13.955:371

Оптимизация современного обучения невозможна в полной мере без дифференцированного подхода к учащимся, имеющим различный уровень работоспособности и неодинаковые способности. Применение принципов дифференцированного обучения с учетом всех сторон педагогического процесса будет способствовать предупреждению цереутом-ления и сохранению работоспособности учащихся даже при интенсивной учебной деятельности.

Целью нашей работы явилось изучение влияния обучения, дифференцированного с учетом уровня работоспособности и учебных возможностей школьников, на функциональное состояние их организма при высокой интенсивности учебной деятельности на уроке.

В качестве модели такого обучения нами взято обучение по методике, разработанной в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР (Г. Г. Левитас; Г. Г. Левитас и Л. И. Апанасенко), представляющей конкретный образец современной системы обучения. Дифференциация в обучении по данной методике (характеристика ее дана в статье А. М. Еремеева) осуществляется таким образом, что для каждой группы работоспособности разрабатываются учебные задания различной сложности: для учащихся

Леонова Л. А. Гигиенически рациональный режим производственного обучения учащихся старших классов средней школы в ткацких цехах текстилыюГ. фабрики. Автореф. дис. канд. М., 1963. Михайлова Л. В., Усищева Ц. Л. Гигиена труда учащихся

в машиностроении. М.. 1963. Преображенская Н. Н. — В кн.: Научная конф. по гигиене политехнического и производственного- обучения. Материалы. М., 1962, с. 63—65. Работоспособность подростков и режим труда при производственном обучении./Крапнвинцева С. И., Малин-ская Н. Н., Артамонов В. Н. и др. М., 1962.

Поступила 03.06.80

Summary. It has been shown that for adolescents being trained for occupations that do not involve considerable occupational hazards, the most desirable regimens are those in which practical training is given on two successive days or else one day of theoretic training is interposed between two days of practical-training, within a weekly cycle. Such regimens ensure a high level of working capacity are less often associated with unfavorable alterations in the central nervous, muscular, and cardiovascular systems. For adolescents being trained for occupations that may involve exposure to harmful substances, the most advisable, regimen is one in which theoretic training alternates with practical training within a single day. This conclusion was made because toward the end of a dpy of practical training, chemical and metallurgical students were more often found to have unfavorable alterations than students trained for other branches of industry.

с высокими учебными возможностями и высоким уровнем работоспособности — наиболее трудные и сложные задания, со средними— средние, с низкими — более легкие. Соответствие заданий учебным возможностям детей и их работоспособности служит предпосылкой для успешного их выполнения.

Исследования проведены в одной из московских школ над 117 учащимися трех 4-х классов. В двух классах уроки природоведения и математики проводились по экспериментальной методике, в третьем (контрольном) — по традиционной \

Изучали учебную деятельность и учебную активность учащихся на уроке методом хронометража, работоспособность с помощью корректурных проб ло методике Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР (1974), функциональное состояние ЦНС с помощью условнорефлекторной методики (с использованием хроноволеоптимографа) и функциональное состояние зрительного анализатора по критической частоте световых мельканий (КЧСМ) и успеваемость учащихся. Материалы подвергали математической обработке.

1 Работа выполнена в сотрудничестве с коллективом лаборатории математики НИИ школьного оборудовании и технических средств обучения АПН СССР.

А. М. Еремеев

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ УЮЧНЯ ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.