еще не может исключить контакт работающих с вредными . для здоровья веществами, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы производственная практика подростков в течение дня длилась не более 3 ч. Это подтверждается и полученными нами данными. Так, уже через 3 ч производственных занятий у учащихся-химиков и металлургов отмечалось большее число неблагоприятных реакций, чем у обучающихся в других отраслях промышленности.
Таким образом, анализ экспериментальных материалов по изучению функционального состояния учащихся средних ПТУ позволил обосновать принцип дифференцированного подхода при построении учебно-производственного режима в таких училищах с учетом их профиля, специфики изучаемой профессии и курса обучения.
Литература. Груева Л. Г. — Гиг. и сан., 1969, № 7, с. 31.
Киселева Н. 17. — В кн.: Современный научно-технический прогресс и задачи гигиены труда подростков. М., 1972, с. 52—54. Косилов С. А., Ломов И. А., Мойкин 10. В. — Ж. высш.
нсрвн. деят., 1955, № 5, с. 653—659. Куценко Г. И. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены детей и подростков. М., 1974, с. 12—17.
УДК 6 13.955:371
Оптимизация современного обучения невозможна в полной мере без дифференцированного подхода к учащимся, имеющим различный уровень работоспособности и неодинаковые способности. Применение принципов дифференцированного обучения с учетом всех сторон педагогического процесса будет способствовать предупреждению цереутом-ления и сохранению работоспособности учащихся даже при интенсивной учебной деятельности.
Целью нашей работы явилось изучение влияния обучения, дифференцированного с учетом уровня работоспособности и учебных возможностей школьников, на функциональное состояние их организма при высокой интенсивности учебной деятельности на уроке.
В качестве модели такого обучения нами взято обучение по методике, разработанной в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР (Г. Г. Левитас; Г. Г. Левитас и Л. И. Апанасенко), представляющей конкретный образец современной системы обучения. Дифференциация в обучении по данной методике (характеристика ее дана в статье А. М. Еремеева) осуществляется таким образом, что для каждой группы работоспособности разрабатываются учебные задания различной сложности: для учащихся
Леонова Л. А. Гигиенически рациональный режим производственного обучения учащихся старших классов средней школы в ткацких цехах текстнлыюГ. фабрики. Лвтореф. дис. канд. М., 1963. Михайлова Л■ В., Усищева Ц. Л. Гигиена труда учащихся
в машиностроении. М.. 1963. Преображенская Н. Н. — В кн.: Научная конф. по гигиене политехнического и производственного- обучения. Материалы. М., 1962, с. 63—65. Работоспособность подростков и режим труда при производственном обучении./Крапивинцева С. И., Малин-ская Н. Н., Артамонов В. Н. и др. М., 1962.
Поступила 03.06.80
Summary. It has been shown that for adolescents being trained for occupations that do not involve considerable occupational hazards, the most desirable regimens are those in which practical training is given on two successive days or else one day of theoretic training is interposed between two days of practical-training, within a weekly cycle. Such regimens ensure a high level of working capacity arc less often associated with unfavorable alterations in the central nervous, muscular, and cardiovascular systems. For adolescents being trained for occupations that may involve exposure to harmful substances, the most advisable, regimen is one in which theoretic training alternates with practical training within a single day. This conclusion was made because toward the end of a dpy of practical training, chemical and metallurgical students were more often found to have unfavorable alterations than students trained for other branches of industry.
с высокими учебными возможностями и высоким уровнем работоспособности — наиболее трудные и сложные задания, со средними— средние, с низкими — более легкие. Соответствие заданий учебным возможностям детей и их работоспособности служит предпосылкой для успешного их выполнения.
Исследования проведены в одной из московских школ над 117 учащимися трех 4-х классов. В двух классах уроки природоведения и математики проводились по экспериментальной методике, в третьем (контрольном) — по традиционной \
Изучали учебную деятельность и учебную активность учащихся на уроке методом хронометража, работоспособность с помощью корректурных проб ло методике Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР (1974), функциональное состояние ЦНС с помощью условнорефлекторной методики (с использованием хроноволеоптимографа) и функциональное состояние зрительного анализатора по критической частоте световых мельканий (КЧСМ) и успеваемость учащихся. Материалы подвергали математической обработке.
1 Работа выполнена в сотрудничестве с коллективом лаборатории математики НИИ школьного оборудовании и технических средств обучения АПН СССР.
А. М. Еремеев
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ УЮЧНЯ ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
— 27 —
t
Таблица 1
Распределение учащихся по группам в зависимости от исходного уровня работоспособности в начале и конце учебного года
о Экспериментальные Контрольный
о х о Р классы класс
о-о - S I четверть 1V четверть 1 четверть IV четверть
5 ° 5 « абс. % абс. % абс, % абс. %
L- U
1-я 24 30,8 34 43,6 10 ' 25,7 6 15,4
2-я 37 47,4 33 42,3 21 53,8 25 64,1
3-я 17 21,8 11 14,1 8 20,5 8 20,5
В с е г о... 78 100,0 78 100,0 39 100,0 39 100,0
По полученным данным, в начале учебного года как в экспериментальных, так и в контрольном классах распределение учащихся по группам работоспособности было примерно одинаковым (табл. 1).
В конце же учебного года, когда в полной мере сказалось влияние учебной нагрузки при обучении и по экспериментальной, и по традиционной методике, произошло перераспределение учащихся. Если в контрольном классе число учащихся с низким исходным уровнем работоспособности (3-я группа) осталось прежним, а с высоким (1-я группа) уменьшилось, то в экспериментальных классах число учащихся с высоким исходным уровнем работоспособности стало больше за счет улучшения работоспособности детей с более низким (2-я и особенно 3-я группа) ее уровнем.
Индивидуальные изменения уровня работоспособности оказались также благоприятнее в экспериментальных классах по сравнению с контрольным, в котором работоспособность к концу года
Основные показатели работоспособности и функционального с
собности в начале и конце
снизилась у 20,5% учеников, в то время как в экспериментальных — лишь у 9,1%.
О существенном положительном влиянии экспериментальной методики обучения на работоспособность и функциональное состояние организма учащихся по сравнению с традиционной свидетельствовали также уровень и динамика работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года: на протяжении учебного дня при экспериментальном обучении у учащихся всех групп утомление появилось позже и было выражено в меньшей степени, чем при традиционном обучении.
. Преимущество дифференцированного подхода ' к учащимся с разным уровнем работоспособности сказывалось на всех 'детях, но особый интерес представляла динамика работоспособности учащихся с низким ее уровнем. И в экспериментальных, и в контрольном классах она имела тенденцию к снижению от начала к концу учебного года, однако в экспериментальных эта тенденция была выражена в меньшей степени (табл. 2). Как видно цз табл. 2, у учеников экспериментальных классов комплексный показатель работоспособности уменьшился в 3 раза, а у учеников контрольного класса— в 5 раз. Если снижение КЧСМ у учащихся экспериментальных классов составило 1,38 Гц, то в контроле — 3,2 Гц (различия в степени снижения КЧСЛ1 достоверны; /><0,001). В экспериментальных классах -точность выполнения корректурных заданий хотя и незначительно, но повышалась, в контрольном же достоверно уменьшалась. Число работ без ошибок у учащихся экспериментальных классов также возрастало, в то время как в контрольном сокращалось. Снижение работоспособности учащихся с низким исходным уровнем работоспособности в экспериментальных классах все же было достаточно велико, но это объясняется, по-видимому, тем что они активно вовлекались в учебный процесс. Как видно из табл. 3, учащиеся.
Таблица 2
»стояния учащихся с низким исходным уровнем работоспо-
учебного года (М±т)
Экспериментальные классы Контрольны!) класс
Показатель
1 четверть IV четверть 1 четверть IV четверть f
Число выполненных работ 381 199 88 72
Среднее число прослеженных знаков 198,54 ±3,7 219,9±3,4* 170,9±5,5 190,3±4,1*
Среднее число ошибок на 500 знаков 9,19±0,4 8,48±0,37 6,78±0,6 9,01 ±0,52**
Комплексный показатель работоспособности 0,4 0,13** 0,27 0,05**
Процент работ, выполненных без ошибок 7,9 13,2* 18,2 II,1**
Процент неблагоприятных сдвигов работоспособ- -
ности 13,6 30,3** 26,1 29,8
Время двигательной реакции, м/с:
ira свет 515,1 ±3,9 5ар.5±4.1 550,7 ±3,96 525,3 ±4,9* '
на звук 454,7±3,61 440,3±3,2** 430,5±4,5 425,4±4,7
КЧСМ, Гц 33,42±0,17 32,04±0,2** 31,3±0,23 28,1 ±0,27**
* Достоверные положительные изменения от 1 к IV четверти. ** Достоверные отрицательные изменения от I к IV четверти.
— 28 —
Таблица 3
Учебная активность учащихся (в %) экспериментальных и
контрольного классов в начале и конце учебного года в зависимости от исходного уровня работоспособности
1 -я группа 2-я группа 3-я группа
Классы 1 четверть IV четверть I четверть IV четверть I четверть IV четверть
Экспериментальные Контрольный 98,9 98,3 97.5 96.6 97,2 95,7 95,3 90,1 92.4 83.5 90,2 71 ,4
I L п
570 37
550 35
530 33
510 31
490 29
.................. 4
1-й 2-й 3-й
4-й
5-й
6-й
обладающие высоким исходным уровнем работоспособности, и в экспериментальных, и в контрольном классах проявляли высокую учебную активность и практически сохраняли ее до конца учебного года. У учащихся же с низким исходным уровнем работоспособности учебная активность в контрольном классе была ниже и еще больше снижалась (на 12,1 %) к концу учебного года, что свидетельствовало о накоплении утомления и уменьшении интереса к обучению в конце гбда.
У учащихся же экспериментальных классов, обладающих низкой работоспособностью, снижение активности от начала к концу учебного года составило лишь 2,2%, т. е. учебная нагрузка соответствовала учебным возможностям и работоспособности детей. Это нашло отражение и в успеваемости учащихся данной группы, средний балл которых повышался с 3,6 в начале учебного года до 3,76 в конце (разница достоверна; Р <0,001). Частичное освобождение учащихся от домашних заданий в течение рабочей недели и полное в воскресенье (это педагогический эффект экспериментальной методики обучения) позволяет им восстановить работоспособность и обеспечивает сохранение ее устойчивого уровня на протяжении всей учебной недели. Во все дни недели уровень функционального состояния центральной нервной системы и зрительного анализатора выше при обучении по экспериментальной методике и динамика этих показателей у них благоприятнее (см. рисунок).
При комплексной оценке работоспособности учащихся экспериментальных классов установлено ее относительное снижение во вторник и субботу по сравнению с понедельником, а у учеников контрольного класса — во вторник, четверг и субботу. Низкий уровень работоспособности учащихся контрольного класса в понедельник соответствует литературным данным и свидетельствует как раз о том, что в субботу после занятий и в воскресенье для многих детей учебная неделя продолжается, поскольку они выполняют домашние задания и в выходной день нагрузка остается существенной,
Функциональное состояние организма учащихся в динамике учебной недели. •
По оси абсцисс — дни недели; по оси ординат — данные эксперимента. / — латентный период условнорефлекторной реакции на световой раздражитель (в м/с) в эксперименте; 2 — то же в контроле: •> — КЧСМ (в Гц) в эксперименте; — то же в контроле.
в результате чего и наблюдается низкая работоспособность в понедельник. У учащихся экспериментальных классов в этот день уровень работоспособности высокий, поскольку полноценный отдых восстановил силы и работоспособность.
Таким образом, дифференцированный подход к обучению с учетом трех уровней учебных возможностей и уровней работоспособности учащихся даже при высокой интенсификации умственной деятельности способствует лучшему функционированию систем организма детей.
Наибольшее опасение у педагогов и врачей-гигиенистов вызывают учащиеся с низким уровнем и учебных возможностей, и работоспособности, однако и для них дифференцированное обучение эффективнее, чем традиционное. По нашему мнению, эффективность обучения с учетом уровня работоспособности и учебных возможностей может быть большей, если дифференцированный подход к учащимся осуществлять с самых первых лет обучения для пробуждения познавательного интереса и развития способностей. Особенно это важно для учащихся с малой работоспособностью и низкими учебцыми возможностями.
Литература. " :. 12—14.
Еремеев А. М. — Гиг. и сан., 1980,
№ 11, с.
Зверев И. Д. — Сов. педагогика, 1979, № 4, с. 66—72. Левитас Г. Г. — В кн.: Вопросы создания и использования учебного оборудования. М., 1976, т. 4, с. 123— 143. «
Поступила 12.05.81
Summary. Intensification of mental activity during a lesson is shown to cause less fatigue in schoolchildren if the teaching is differentiated taking into account the level of working capacity and learning potential of the pupils.