Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л М. Сухарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author shows what principles of hygiene should underlie the instruction offered in secondary vocational technical schools in order that the new curriculum introduced in such schools may not only increase the efficacy of instruction but also that it may provide for a high level of working capacity and health of the students.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ»

Summary. Sevin was administered per os for 42 days at 15 mg/kg body weight to 40 rabbits weighing 2—2.5 kg and to 40 guinea pigs weighing 200-250 g to evaluate the autosensitizing effect of heated vaccine from S. typhimurii. The vaccine was administered three times in a dose of 250 or 500 million microbial cells at 5-day intervals beginning with day 21 of the experiment. The autosensitizing effect of the vaccine was found to be enhanced in the Sevin-treated animals. Autoantibodies were determined by Hoigne's met-

hod in Klemparskaya'smodification. In addition, 28 guinea pigs weighing 200—250 g were used to find out whether, delayed hypersensitivity (DH) can occur in Sevin-treated animals. Sevin was administered for three months at 15 mg/kg (subtoxic dose), and DH was assessed from the inhibition of macrophage migration. It was found that a clearly marked DH response had developed and that macrophage migration was moderately de pressed in the animals.

УДК 613.6:658.366.1-062:377.5

Канд. мед. наук Л. М. Сухарева

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Обучение подростков в средних профессионально-технических училищах (ПТУ) осуществляется по более сложным, чем в общеобразовательных школах, программам. В ПТУ вводятся новые дисциплины и новый режим труда и отдыха, который изменяет ранее существующий «школьный» стереотип, возникают первые контакты с профессионально-производственными факторами. Поэтому^ переход на новую форму обучения связан с решением ряда за^ач, среди которых важное место принадлежит организации учебно-производственной деятельности.

Проведенное по единой унифицированной программе комплексное изучение влияния обучения в средних ПТУ на работоспособность и состояние здоровья подростков показало, что учебно-производственная нагрузка не оказывает в основном отрицательного влияния на рост и развитие подростков, повышая в ряде случаев функциональные возможности растущего организма. Это выразилось в том, что морфофункциональные показатели учащихся в динамике 3 лет обучения изменялись в соответствии с общими возрастными закономерностями. В процессе обучения у учащихся средних ПТУ улучшалось функциональное состояние центральной нервной системы, повышалась общая работоспособность и мышечная выносливость, возрастали функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем.

Однако, с гигиенической точки зрения, учебная нагрузка, режим и условия обучения, организация производственной практики в ПТУ имеют ряд недостатков, которые снижают эффективность учебно-производственного процесса и отрицательно сказываются на состоянии здоровья подростков некоторых профессиональных групп. В связи с этим мы предлагаем несколько гигиенических принципов организации учебно-производственного процесса.

Первый принцип — строгое соответствие суммарной учебно-производственной нагрузки ана-томо-физиологическим особенностям, возрастным

и функциональным возможностям организма под ростков. Этот принцип обосновывается тем, что в возрасте 15—18 лет, который считается подростковым по существующему в СССР законодательству, имеются повышенные и не всегда адекватные ответные реакции в ответ на воздействие неблагоприятных факторов производственной среды.

Результаты физиологических исследований показали, что у учащихся средних ПТУ при нагрузке 41—46 учебных часов в неделю число неблагоприятных реакций значительно больше, чем при 36—39-часовой нагрузке. При недельной нагрузке 41—46 учебных часов наблюдалось резкое снижение работоспособности к концу учебного дня, недели и года.

Специфика обучения в средних ПТУ заключается в том, что, начиная с I курса, учебная программа предусматривает производственное обучение и производственную практику, которые часто проводятся в производственных цехах промышленных предприятий.

Многочисленными научными исследованиями по гигиене труда подростков установлено, что растущий организм более чувствителен по сравнению со взрослым к физическим (шум, вибрация, тепло, физические нагрузки) и химическому (И. А. Ар-нольди и Л. Г. Груева; И. А. Арнольди и И. И. Кондратьева; И. Б. Крамаренко и Л. М. Сухарева; Г. Н. Сердюковская и Ю. Д. Жилов) производственным факторам. Оказалось, что чем меньше возраст подростка, тем выше чувствительность к различным производственным факторам и менее совершенны механизмы регуляции, направленные на поддержание равновесия организма с окружающей средой. Иначе говоря, подростко- * вый возраст неоднороден. Каждый год жизни внутри подросткового периода характеризуется определенным комплексом функциональных показателей и разной степенью возрастной готовности к адекватным реакциям на воздействие производственных факторов. Кроме того, возраст начала контакта с вредными производственными фактора-

ми влияет на скорость возникновения профессиональной патологии.

Проведенные нами исследования показали, что динамика функционального состояния учащихся средних ПТУ во время производственного обучения и производственной практики проявляет четкую зависимость от возраста. Чем меньше возраст к началу производственного обучения и практики в условиях производства, тем чаще встречаются признаки ухудшения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также двигательного анализатора. У подростков, подвергавшихся сложному комплексу профессиональных вредностей химического, металлургического и прядильно-ткацкого производств, чаще отмечаются неблагоприятные реакции со стороны ведущих функциональных систем организма к концу дня, недели и года.

Все это дает основание выдвинуть второй гигиенический принцип: возраст приема в средние ПТУ и возраст к началу первого контакта с производственными факторами должен строго определяться с учетом специфики ПТУ и особенностей влияния на организм подростков комплекса производственных вредностей.

В последние годы в связи с акселерацией роста и развития возник вопрос: не должен ли этот процесс повлечь за собой уменьшение границ подросткового возраста, т. е. снижение возраста к началу первого контакта с производственными факторами, и возраста, дающего право на трудовые льготы? Однако установлено, что процесс ускоренного развития не захватывает одномоментно все органы и системы организма и поэтому повзросленне не может считаться общим. Кроме того, акселерация психического развития отстает по своим темпам от процессов ускоренного физического развития. Акселерация роста не всегда сопровождается совершенствованием функциональных систем организма, повышением его функциональных возможностей. Например, у современных подростков, имеющих более высокие показатели физического развития, чем их сверстники 10 лет назад, такая же выраженность физиологических сдвигов в ответ на воздействие факторов среды в условиях металлургического производства (И. Н. Благовещенская).

Все эти данные не позволяют с уверенностью говорить о возможности уменьшения верхних границ подросткового возраста, снижения возраста приема в ПТУ и допуска подростков на работы, связанные с воздействием физических и химических факторов, а также на обучение и работы, связанные со значительным нервно-эмоциональным напряжением и высокой ответственностью.

Удлинение же сроков обучения в средних ПТУ повлекло за собой снижение минимального возраста молодежи, принимаемой для обучения ряду так называемых вредных профессий, что делает особенно важным правильную организацию условий обучения.

Неблагоприятные условия окружающей среды! меняют функциональный уровень ряда органов! и систем, состояние психических функций, влияют! на общую реактивность организма, настроение и| самочувствие подростков, что отражается на их работоспособности. Как показали наши исследования, при всех прочих равных условиях дневная динамика физиологических показателей учащихся средних ПТУ менее благоприятна в тех случаях, когда учебно-производственные занятия проводились в помещениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

В связи со сказанным перед гигиеной труда подростков стоят задачи по установлению допустимых величин факторов производственной среды, а также режимов их воздействия с целью обеспечения и сохранения здоровья развивающегося организма. Гигиенической нормой следует считать такую интенсивность фактора, воздействие которой прежде всего обеспечивает сохранение и укрепление здоровья подростков, а также их своевременное и гармоничное развитие (С. М. Тромбах).

В настоящее время наиболее распространенным видом нормирования труда подростков является установление возрастного ценза при приеме на работу и обучение, а также ограничение длительности рабочего дня. Так, на работу принимаются подростки не моложе 16 лет, на работу с вредными факторами — не моложе 18 лет, на подземные — не моложе 20 лет. Рабочий день 15-летних подростков длится 4 ч, 16—17-летних — 6 ч при 6-дневной рабочей неделе.

При освоении профессии в системе профтехобразования подростки в силу производственной необходимости должны осваивать профессии, работа по которым до 18 лет запрещена. В связи с этим при прохождении производственной практики во время учебы в средних ПТУ рабочий день подростков в этих условиях ограничивается 3 ч. Однако, как показали наши исследования, в программах обучения для средних ПТУ не учитывается указанное правительственное постановление. Продолжительность практических занятий во время производственного обучения, сплошной производственной практики независимо от профиля осваиваемой профессии составляет 6 ч в день, а длительность рабочей недели во время штатной производственной практики — 41 ч. Это, безусловно, приводит к закономерному снижению работоспособности учащихся и росту их заболеваемости.

В настоящее время достаточно обоснованы нормы микроклимата учебных помещений, их естественного и искусственного освещения, имеются нормативы химического состава воздуха и уровня в нем загрязнения бактериального и физического происхождения. Существуют материалы и нормативы для условий нагревающего и охлаждающего микроклимата. Установлены допустимая длительность работы в условиях шумового фактора в зависимости от его интенсивности, допустимые величины переносимого груза и др. Поэтому создание благо-

приятных санитарно-гигиенических условий в средних ПТУ и на производственных базах с учетом имеющихся гигиенических нормативов для подростков и законодательных документов — третий гигиенический принцип для совершенствования учебно-педагогического процесса.

Чрезвычайно важное место в организации учебно-производственного процесса в средних ПТУ отводится выбору рационального режима, т. е. правильному распределению в течение учебного дня, недели и года занятий общеобразовательного и профессионально-технического циклов.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что освоение профессиональных навыков наряду с теоретической подготовкой оказывает благотворное влияние на организм подростков. Положительный эффект от переключения учащихся с умственной деятельности на физическую и обратно отмечен многими исследователями. Однако необходимо установить правильное, наиболее рациональное воздействие этих двух видов деятельности. Данные физиолого-гигиенических исследований при различных вариантах режима обучения и сопоставление их с показателями состояния здоровья учащихся средних ПТУ в процессе трехлетнего обучения позволили сформулировать четвертый гигиенический принцип — дифференцированный подход к выбору режима учебно-производственной деятельности с учетом профиля училища, специфики изучаемой профессии, курса обучения и материально-технической базы училища. Режим должен обеспечивать ступенчатость воздействия суммарной учебно-производственной нагрузки от I курса к III,особенно при организации производственного обучения и производствен-

Литература. Арнольди И. А., Груева Л. Г. Режим труда и отдыха работающих подростков. М., 1973. Арнольди И. А., Кондратьева И. И. Труд и здоровье

подростка. М., 1972. Благовещенская И. Н. Гигнеиа производственного обучения подростков в основных цехах заводов черной металлургии. Автореф. дис. докт. М., 1977.

Summary. The author shows what principles of hygiene should underlie the instruction offered in secondary vocational technical schools in order that the new curricu-

ной практики. Ступенчатость воздействия учебно производственных факторов способствует выработ" ке у учащихся механизмов, обеспечивающих адаптацию к учебно-производственному процессу училищ.

В настоящее время в системе профтехобразования готовятся квалифицированные рабочие кадры более чем по 2000 профессий. Сложность современных профессий достаточно велика и имеет тенденцию к увеличению. Поэтому самостоятельный выбор подростками профессии, которая удовлетворяла бы и собственные желания, и требования общества, чрезвычайно труден, а подчас и невозможен. Поступая в ПТУ, подросток, как правило, не в состоянии сам оценить свои возможности, поэтому помочь ему в этом должны медицинские работники, педагоги и родители. Необоснованность выбора профессии ведет к неудовлетворенности ею, текучести рабочих кадров, нарушению состояния здоровья подростков.

С этой точки зрения научно обоснованный выбор профессии с учетом состояния здоровья и индивидуальных психофизиологических особенностей подростка следует рассматривать как гигиенический принцип организации учебно-производственного процесса в средних ПТУ.

Использование средств, способствующих более быстрому приспособлению учащихся к обучению физическое воспитание, направленное на тренировку профессионально значимых функций, сбалансированное питание с учетом возраста и специфики профессии), следует считать непременным условием правильной организации учебно-производственного процесса.

Г ромбах С. М. — Гиг. и сан., 1967, № 9, с. 34—39. Крамаренко И. Б., Сухарева Л. М. — В кн.: Производственные факторы и чувствительность к ним учащихся и работающих подростков. М., 1975, с. 7—34. Сердюковская Г. И., Жилое 10. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М., 1977.

Поступил» 3/VI 1980 г.

Ium introduced in such schools may not only increase the efficacy of instruction but also that it may provide for a high level of working capacity and health of the students.

УДК 371.71

В. И. Агарков, А. П. Селиванов, Е. Н. Полунин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Донецкий медицинский институт

Задача настоящей работы заключалась в оценке Донецким институтом усовершенствования учи-функционального состояния младших школьни- телей. В основе его лежат принципы и правила, ков, занимающихся по методу, разработанному предложенные учителем В. Ф. Шаталовым. Гигие-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.