ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА УЧЕБНО-ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ ТОКАРЕЙ
Научный сотрудник Н- В. Ростомбекова
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения Грузинской ССР
Для охраны здоровья и нормального развития рабочих-подростков огромное значение имеет правильная организация режима учебно-трудового процесса в период обучения в ремесленных училищах (РУ).
Изучению режима учебно-трудового процесса учащихся РУ различных профессий, влиянию его на организм подростков посвящен ряд работ отечественных авторов (3. Д. Горкин, М. С. Карминский, М. Михайловская, А. Т. Стовбун, Э. С. Рутен-берг и др.). •
Целью настоящей работы явилось изучение учебно-трудового процесса учащихся РУ токарей.
Наблюдения проводились в одном из ремесленных училищ Тбилиси над группой учащихся в количестве 7 человек во время теоретических занятий и производственного обучения: утром до начала занятий, после первой половины дня (обеденный перерыв) и по окончании занятии.
Для характеристики влияния учебно-трудового процесса проводились: определение зрительно-моторной реакции (ЗМР), мышечной работоспособности по методу проф. М. В. Лейника, кровяного давления, хронометраж рабочего дня. Одновременно из>чались санитарно-гигиенические условия труда, быта, питания учащихся.
Производственные занятия проводились через день, чередуясь с теорией по 6 часов, через каждые 3 часа — часовой перерыв. Продолжительность теоретического урока 45 минут, перемены между уроками—10 минут, после третьего урока — обеденный перерыв длительностью в I час.
При обследовании было установлено, что в училище нарушается режим. Так, на первом курсе не соблюдаются 10 минутные перерывы между занятиями, имело место проведение производственных занятий без перерывов, позднее их начало и раннее окончание. Из хронометража рабочего дня установлено, что на основную работу учащимися затрачивается 63,6% рабочего времени, на вспомогательную — 25,8%. на паузы — 10,6%. Следует отметить, что учащиеся, находившиеся под наблюдением, работали более интенсивно, чем остальные. В основную работу входит обработка деталей на станке, включающая обточку, шлифовку, сверление, нарезку винта и т. д. Вспомогательная работа включает инструктаж, получение инструментов, подготовку деталей для обработки, уборку рабочего места.
Паузы делились на вынужденные и произвольные. Причиной вынужденных пауз являлось отсутствие электроэнергии, недостаточное количество инструментов, неисправность станков. По мнению большинства исследователей, увеличение количества произвольных пауз к концу рабочего дня может служить показателем нарастания утомления организма. Анализ полученных данных показал, что количество произвольных пауз в первой половине рабочего дня почти не отличается от количества их во второй, что не позволяет предположить наступление утомления к концу рабочего дня.
Данные хронометража показывают, что в начале урока, когда учащийся только начинает осваивать деталь, на обработку ее затрачивается больше времени, чем в последующие часы. На основную работу затрачивается больше времени во второй половине рабочего дня. Объясняется это тем, что в первой половине дня значительная часть рабочего времени уходит на инструктаж, подготовительные операции, между тем как во второй половине главным образом продолжается обработка деталей.
Исследованием скорости зрительно-моторной реакции (ЗМР) во время производственных занятий установлено, что после первой половины рабочего дня нет преимущественного отклонения ее в сторону увеличения или уменьшения (увеличилась в 11 случаях, уменьшилась в 12 и в 5 осталась без изменений), т. е. в коре головного мозга процессы торможения и возбуждения развиваются одинаково. К концу рабочего дня в большей части случаев (15 из 28) наблюдается уменьшение скорости зрительно-моторной реакции, свидетельствующее о преобладании в коре головного мозга процесса торможения, который, как известно, является показателем утомления. Наряду с этим в значительном количестве случаев (11) в коре головного мозга наблюдаются процессы возбуждения ЗМР. В 2 случаях скорость зрительно-моторных реакций осталась без изменения. Таким образом, данные изменения зрительно-моторных реакций указывают на развитие у большинства подростков к концу рабочего дня утомления зрительного анализатора (см. рисунок).
В таблице показано изменение мышечной работоспособности после первой и второй половины рабочего дня.
Из нее следует, что в 39,8% мышечная работоспособность изменяется по благоприятным типам Г и Д, свидетельствующим об отсутствии мышечного утомления. В 25% изменение происходит по сравнительно неблагоприятному типу В и лишь в не-
и
I
II
I
65 74 88 ¡29
большом количества случаев — по неблагоприятным типам А и Е. Изменение мышечной работоспособности по типу А несколько увеличивается во второй половине рабочего дня (с 3 до 6).
Изменения мышечной работоспособности по благоприятным типам Г и Д, незначительное количество изменений по типу А указывают на отсутствие утомления в большинстве случаев в связи с тем, что работа токаря не требует большого мышечного напряжения, но необходимость сосредоточения внимания обусловливает в значительном количестве случаев утомление зрительного анализатора.
Исследование кровяного давления показало, что к концу рабочего дня (в 13 случаях из 21) оно возрастает (в среднем на 14 мм ртутного столба), в 3 случаях понижается и в 5 остается без изменений. Все случаи увеличения кровяного давления сопровождались изменением мышечной работоспособности по типам А и В, указывающим на наличие мышечного утомления. В 3 случаях давление крови осталось без изменения, в эти дни учащиеся работали менее 4 чаьов, затрачивая на основную работу не более 1 '/2 часов. По своему характеру проводившаяся работа не требовала физического напряжения. Данные скорости зри-тельно-моторной реакции и изменения мышечной работоспособности во всех этих случаях свидетельствовали об отсутствии утомления.
Помимо влияния физической нагрузки, изменения кровяного давления могут быть объяснены и особенностями подросткового возраста (состоянием центральной нервной и эндокринной систем). Повысившееся к концу рабочего дня давление крови приходит к норме не позднее 20-й минуты.
Нами проводились наблюдения во время производственных занятий без обеденного перерыва. Скорость зрительно-моторных реакций в 7 случаях из 9 была снижена, что говорит о преобладании в коре головного мозга к концу рабочего дня процесса торможения, о значительной интенсивности которого свидетельствует степень увеличения латентного периода (на 0,231 сек.). Сравнение данных изменений скорости зрительно-моторных реакций во время производственных занятий, проводившихся с перерывом и без перерыва, показывает значительное увеличение интенсив- „
Данные изменения мышечной работоспособности во время производственных занятий
Увеличение скорости
Умр
Уменьшение скорости
УМР
Степень изменения скорости зрительной моторной реакции (в тысячных долях секунды).
1 — после первой половины
рабочего дня: // — после
второй половины рабочего дня.
ности процесса торможения во время занятий оез перерывов, так как скорость ЗМР уменьшилась с 0,231 до 0,129 сек. Мышечная работоспособность изменялась во всех случаях-по сравнительно неблагоприятному типу В (5) и А (2).
Во время теоретических занятий в коре головного мозга в незначительном количестве случаев преобладали процессы возбуждения, степень которых невелика.
Мышечная работоспособность (в 14 случаях из 28) изменялась по сравнительно неблагоприятному типу В, в 3 случаях — по типу А в 9 — по неблагоприятному типу Е и лишь в 3 случаях — по благоприятному типу Г и Д. Эти данные указывают на то,, что во время теоретических занятий в значительном количестве случаев развивается мышечное утомление. Объясняется это, по нашему мнению, тем, что во время перемен учащиеся играют в спортивные игры (волейбол, бег) и затрачивают при этом мышечной энергии больше, чем вовремя производственных занятий, тем более что профессия токаря, как мы уже говорили, не требует большого мышечного напряжения.
Выводы
1. В ремесленном училище имели место нарушения режима производственного обучения.
2. Во время производственных занятий в большей части случаев у учащихся развивается некоторое утомление моторного и зрительного анализаторов.
3. Занятия производственного обучения, проводящиеся без перерывов, приводят к большему утомлению организма, чем занятия с перерывами.
У большинства учащихся к концу рабочего дня развивается повышение кровяного давления, в >ряде случаев оно понижаемся или остается без изменения.
Время наблюдения Изменение мышечной работоспособности по типу
А В Г Д Е
После первой половины рабочего дня 3 9 8 6 9
После второй половины рабочего дня 6 8 10 3 6
Всего . . . 9 17 18 9 15
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В., Михайлова Л. В., Сальникова Г. П. и др. Тезисы докл. XIII съезда гиг., эпид., микробиол. и инфекцион. Л., 1956, стр. 337—338.— Волков А. М. Гиг. и сан., 1952, № 2, стр. 39—44. — Г о р к и н 3. Д., А л ь б и ц-к а я Е. Ф., К а р м и н с к и й М. С. и др. Тезисы докл. XIII съезда гиг., эпид., микробиологов и инфекционистов. Л., 1956, стр. 342—344. — Крамаренко И. Б. Тезисы докл. научн. конференции по вопросам физиологии труда. М., 1953, стр. 22—23. — Стонем у н А. Т. Врач, дело, 1951, № 12, стб. 1111—1116.
' Поступила 21/VII 1958 г. .
-й- -й- -йг
90
О МЕХАНИЗМЕ АКТИВАЦИИ ХЛОРАМИНА В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ
М. Ш. Могилевский, В. И. Мальчевская, Е. П. Войнаропская Из лаборатории Ленинградской городской дезинфекционнои станции
Известно, что бактерицидность хлорамина в дезинфекционной практике зависит от условий его применения. Хлорамин, кроме того, обладает избирательным действием по отношению к различным микроорганизмам.
Эти обстоятельства побуждают изыскивать способы повышения бактерицидной активности хлорамина, для чего в последнее время применяются аммонийные соли. В. М. Ковалев, О. П. Архипова и В. М. Ковалев, О. П. Архипова, Б. И. Гандельсман и др. применяли аммонийные соли в качестве активаторов хлорамина. Растворы хлорамина, содержавшие аммонийные соли, обнаруживали более высокую спороцидность и бактерицидность и были поэтому названы активированными, а соли аммония получили наименование активаторов хлорамина.
Активированные растворы хлорамина привлекли наше внимание как по теоретическому интересу, который представляет изучение реакции взаимодействия между хлорамином и аммонийными солями, так и по практическому значению.
Для опытов применялся отечественный препарат хлорамина Б (натриевая соль пара-бензолсульфохлорамида). Содержание активного хлора определялось йодометрическим методом. Были приготовлены растворы хлорамина, содержавшие в 100 мл 1 г хлорамина и 0,8 г хлористого аммония или 1 г сернокислого аммония или 1,2 г азотнокислого аммония. Содержание активного хлора определяли немедленно после добавления солей и далее через каждые 30 минут. Растворы хранили при комнатной температуре. Для определения брали пробы по 10 мл.
Газообразный хлор улавливали раствором едкого натра с последующим определением образующихся хлоридов по Фольгардту. Газообразный азот собирали и измеряли в азо-тометре.
В первой серии опытов определяли влияние на хлорамин аммонийных солей в зависимости от их природы. Результаты определений (средние из 10) представлены на рис. 1, из которого видно, что концентрация активного хлора в активированных растворах хлорамина падает за первые 30 минут на 62—65%, а по истечении 180 минут — на 85—89%. Кроме того, действие аммонийных солей на хлорамин не зависит от природы аниона этих солей.
40
Ъзо
JO 60 90 120 150 /86
Продолжительность ОейгтЙия / в минутах}
- МН<С1
-----
------/к^т
Рис. 1. Влияние аммонийных солей на хлорамин в зависимости от природы соли [хлорамин -0,8%, (ЫН4)25О4-10/С 1,2%].
1%, NH4CI— NH« N03 —