Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ V—VIII КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ V—VIII КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
18
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE DURATION OF THE DAILY WORK ON THE FARM FOR PUPILS OF V TO VIII CLASSES DURING SUMMER HOLIDAYS

In order to determine the reaction of child’s organism to the labourstrain during the day the following recordings were taken: the pulse, maximum muscular strenght and static endurance of the right arm, as well as the rate of the oculomotor reaction. Besides, daily registrations of the nature of work done and the well-being of pupils were made. An analysis of the results obtained has shown that the total duration of farm work in the course of the day for pupils of V class should not exceed 2 hrs, for those of VI class—2hrs. and when performing easy tasks—3hrs., for those of VIII class not more than 4 hrs.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ V—VIII КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ»

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ V—VIII КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ»

Кандидат медицинских наук М- А. Шарова, кандидат медицинских наук Е. А. Тимохина, кандидат медицинских наук О. В. Кайсина, младший научный сотрудник Г. Г. Ястребов

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» указывается, что «производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских». Такое приобщение школьников к общественно полезному труду позволит учащимся более правильно выбрать будущую профессию, быстрее ее освоить, лучше подготовиться к практической трудовой деятельности.

Трудовые занятия учащихся цолжиы способствовать улучшению здоровья школьников, повышению их работоспособности.

Рядом авторов (М. С. Приталюк, Е. М. Белостоцкая, М. А. Шарова, Е. А. Г^льтищева) было показано, что работа учащихся на школьном учебно-опытном участке повышает их работоспособность в течение учебного дня.

Укрепление состояния здоровья учащихся может иметь место только при соответствующей организации обучения, производительного труда и отдыха.

В связи с этим большое значение имеет правильная организация проведения сельскохозяйственных работ школьников во время летних каникул, в частности вопросы режима труда и отдыха учащихся в течение дня. Одним из существенных элементов этого режима является нормирование длительности ежедневного труда.

Задачей данной работы явилось гигиеническое обоснование продолжительности сельскохозяйственной работы в течение дня для учащихся сельских школ V—VIII классов во время летних каникул. Работа проводилась летом 1958 г. в сельской школе (директор Б. В. Косой) Пушкинского района Московской области, где под наблюдением находились учащиеся V—VIII классов, которые работали на пришкольном участке и колхозных полях. Для учета реакции организма на трудовую нагрузку в динамике рабочего дня у 28 практически здоровых учащихся исследовали пульс, максимальную мышечную силу и статическую выносливость мышц правой руки, а также скорость зрительно-моторной реакции. Кроме того, ежедневно проводились наблюдения за характером выполняемой работы и самочувствием учащихся. Пульс у учащихся исследовали до работы, после каждого часа работы и после окончания се. Счет пульса производился до момента восстановления его первоначальных показателей или до получения более или менее стойких цифр с целью изучения времени реституции.

Максимальную мышечную силу и статическую выносливость исследовали при помощи ртутного динамометра системы Розенблата. Некоторые авторы (Н. П. Малинская и др.) рекомендуют в качестве основ-

1 Редакция ждет от читателей откликов и замечаний.

ной пробы на выносливость применять статическое напряжение, так как статическая работа является наиболее утомительной. За показатель выносливости принимают время, в течение которого возможно поддерживать статическое усилие, составляющее определенную часть (обычно половину) максимальной силы мышц в момент исследования.

Состояние центральной нервной системы изучали путем определения скорости зрительно-моторной реакции с помощью реакциометра конструкции инженера В. М. Аболакова.

Данный метод основан на изучении скорости двигательной реакции ь ответ на зрительное раздражение и позволяет судить о состоянии возбудимости и о способности клеток коры головного мозга к дифферен-цировочному торможению.

Общая продолжительность работы для учащихся V-—VI классов соответствовала утвержденной программе по проведению сельскохозяйственной практики во время каникул, т. е. составляла 4 часа, а учащиеся VIII классов работали по 6 часов в день. Работа учащихся VIII класса общей продолжительностью 6 часов проводилась в двух вариантах: 1) непрерывная работа в течение 6 часов, 2) 4 часа утром и 2 часа в послеобеденное время. Данные варианты работы для учащихся VIII класса были выбраны не случайно, так как школьники старших классов во многих краях нашей страны (Ставропольский, Краснодарский и др.) работают непрерывно в течение 6 часов или с перерывом (4 часа -f- 2 часа).

Основным видом работы являлась обработка огородных культур — прополка, рыхление, окучивание.

Одновременно с физиологическими исследованиями определяли метеорологические условия (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха).

В период наших наблюдений температура воздуха колебалась в широких пределах — от 9,8 до 28°. Однако преимущественно работа учащихся проходила при температуре воздуха 18—23°. Относительная влажность часто превышала допустимую гигиеническую норму. Скорость движения воздуха чаще всего равнялась 2—3 м/сек. Результаты исследований частоты пульса у учащихся V класса представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что частота пульса после первого часа работы увеличивается, что отражает реакцию сердечно-сосудистой системы учащихся на новые условия физической работы.

После 2-го часа работы происходит некоторое снижение частоты пульса за счет уже установившейся адаптации организма к условиям выполняемой работы. После 3 часов работы отмечается снова заметное увеличение пульса, т. е. учащение сердечной деятельности, так как сердечно-сосудистая система уже не в состоянии компенсировать кислородную недостаточность работающих мышц только за счет силы сокращения сердечной мышцы. Кроме того, восстановление пульса у учащихся после 1-го и 2-го часа работы происходит, как правило, в первые две-три минуты. Такое быстрое восстановление пульса указывает на хоро-

Таблица 1

Изменение показателей частоты пульса у учащихся V класса в течение работы1

Еремя исследования Число исследований М±т(М)

До работы....... 49 76,05±1,93

После 1 часа работы . . 49 90,15±2,12

После 2 часов работы . . 49 82,3¿ 1,73

После 3 часов работы . . 49 91,05±1,97

После 4 часов работы . . 49 91,35±2,17

1 Полученные сдвиги средней частоты пульса достоверны, так как М2 — М, = 3 Y m2- + m,a

шие функциональные возможности организма школьников при работе в течение 2 часов. После 3-го и 4-го часов работы восстановление пульса наблюдается в течение 5 минут и более.

У отдельных учащихся проводилось определение артериального давления (рис. 1).

После 2 часов и более продолжительной работы отмечается понижение максимального и минимального артериального давления, в то время как обычно при физической работе наблюдается повышение

ние работы у учащегося V класса 3-на Т.

I — пульс; 2 — максимальное кровяное давление; 3 — минимальное кровяное

максимального и уменьшение минимального давления (Р. Е. Мотылян-ская). Восстановление артериального давления у учащихся происходило обычно параллельно с восстановлением показателей пульса (рис. 2).

Как видно из рис. 2, статическая выносливость значительно снижается ко 2-му часу работы, в последующие часы происходит дальнейшее ее снижение. Такие же изменения наблюдаются по данным максимальной мышечной силы и скорости зрительно-моторной реакции, что указывает на снижение работоспособности учащихся после 2 часов работы. Непосредственные наблюдения за работой школьников V класса показали, что первые два часа учащиеся работают интенсивно, с интересом, мало отвлекаются. После 3-го часа работы учащиеся часто отвлекаются, устраивают длительные перерывы, у отдельных школьников появляются жалобы на усталость, а некоторые прекращают работу.

Таким образом, наиболее целесообразным для учащихся V класса является сельскохозяйственная работа не более 2 часов в день.

Аналогичные исследования состояния сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем были проведены и у учащихся VI класса. Анализ полученных данных по состоянию сердечно-сосудистой системы показывает, что для учащихся VI класса наилучшие показатели пульса и артериального давления отмечаются в течение 3 часов работы, а по максимальной мышечной силе, статической выносливости и скорости зрительно-моторной реакции — на протяжении 2 часов.

Следовательно, для учащихся VI класса можно рекомендовать работу в сельском хозяйстве общей продолжительностью не более 2 ча-

юо

Рис. 1. Индивидуальные изменення показателей пульса и кровяного давления в тече-

Рис. 2. Изменения статической выносливости мышц правой руки в течение работы у учащихся V класса (средние данные).

давление.

Таблица 2

Изменение частоты пульса у учащихся VIII класса при первом варианте режима работы

сов, а при условии выполнения легких видов работ — не более 3 часов

в день.

Как указывалось, у учащихся VIII класса все перечисленные исследования проводили при двух вариантах режима работы: 6-часовая непрерывная работа и работа с 4—5-часовым перерывом (работа 4 часа + + 2 часа).

В табл. 2 представлены изменения показателей частоты пульса у учащихся VIII класса при непрерывной 6-часовой работе.

Как видно из табл.2, пульс после 1 часа работы увеличивается вследствие того, что происходит адаптация сердечнососудистой системы учащихся к новым условиям выполняемой работы. На новом рабочем уровне пульс удерживается на протяжении 4 часов работы, затем после 5-го часа происходит резкое учащение пульса, что указывает на значительное затруднение со стороны сердечной деятельности.

Результаты исследования времени восстановления пульса показывают, что в большинстве случаев после 4 часов работы пульс у учащихся не восстанавливается на протяжении 10 минут и более, что, очевидно,

Число M + m (M)

Время исследования наблюде-

ния

До работы......; . 31 71,1 ±2,28

После 1 часа работы . . '. . 31 90,3±1,63

» 2 часов » .... 30 89,8±1,35

» 3 » » .... 31 91,25±1.79

» 4 » > .... 31 90,75±1,30

» 5 » » .... 26 102.35±2,2

> 6 » » .... 27 98,7±2,89

60

55

s

0

■ч»

<о h

8 й с, §

1

•ч»

40

65

«

1 II"7'

•О gí

ч <Ь

Í3 «О ГС §

I

50

Л

4V

âi'S í? !§<

«> <5> К jgl

I

S ¡й v> | О

îct II

II § §

«м | 1Î I

Рис. 3. Изменения статической выносливости мышц правой руки у учащихся VIII класса при первом варианте режима работы (средние данные).

Рис. 4. Изменения статической выносливости мышц правой руки у учащихся VIII класса при втором варианте режима работы (средние данные).

можно объяснить чрезмерной нагрузкой на организм школьников при выполнении данной работы.

На рис. 3 представлены данные статической выносливости мыши правой руки у учащихся VIII класса при непрерывной 6-часовой работе.

Статическая выносливость возрастает на протяжении 4 часов работы, а затем резко падает.

Величины статической выносливости мышц правой руки у учащихся в последние дни недели значительно ниже, чем в первые, что, по-видимому, можно объяснить утомлением.

4S

На основании данных исследований можно предположить, что 6-ча-совая непрерывная работа представляет для организма учащихся VIII класса большую нагрузку, следствием чего является резкое падение работоспособности на 5-м и 6-м часу работы. Работа в течение 4 часов в основном не вызывает неблагоприятных сдвигов со стороны сер-дечно-сосудистой, нервной и мышечной систем учащихся.

В табл. 3 представлены результаты исследования частоты пульса у учащихся VIII класса при работе с 4—5-часовыми перерывами (работа 4 часа + 2 часа).

В первую половину дня пульс, как правило, учащается, особенно увеличение частоты пульса наблюдается к концу 4-го часа работы. При работе в послеобеденное время колебания пульса находятся почти в тех же пределах, что и при 2-часовой работе в утренние часы. При этом показатели пульса до работы во вторую половину дня выше по сравнению с исходными показателями пульса до работы в утренние часы. Результаты исследования пульса согласуются с данными статической выносливости и скорости зрительно-моторной реакции учащихся (рис. 4).

Статическая выносливость мышц правой руки при работе в утрен-иие часы понижается к концу работы. При 2-часовой работе в послеобеденное время происходит увеличение статической выносливости. Однако величины статической выносливости у учащихся при работе после перерыва значительно меньше, чем при работе в утренние часы. Это явление, по-видимому, можно объяснить тем, что перерыв в течение 4—5 часов не обеспечивает полного восстановления работоспособности учащихся. Следует отметить, что указанный перерыв был организован следующим образом: учащиеся получали обед, обычно состоявший из 3 блюд, проводился дневной сон не менее 1 — lVs часов, в свободное время занимались чтением художественной литературы, играми и т. д.

В табл. 4 приведены результаты исследования скорости зрительно-моторной реакции у учащихся VIII класса при втором варианте режима работы. Здесь показана скорость переделки зрительно-моторной реакции, так как она в отличие от других реакций позволяет наиболее полно характеризовать функциональную подвижность нервных процессов у исследуемых школьников в течение работы.

Число случаев переделки зрительно-моторной реакции со скоростью 150—299 сигм до работы в утренние часы дня составляло 27, после работы—14, т. е. уменьшилось почти в 2 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Изменение показаний частоты пульса у учащихся VIII класса при втором варианте режима работы

В ем я исследования Число наблюде- Ш!Й М + m (М)

До работы........ 45 68.7± 1,63

После 1 часа работы . . . 46 93,5±2,10

» 2 часов » .... 46 92,75±1,77

» 3 » » . . . . 46 93.85±1,83

» 4 » » . . . . 46 100,9±2,31

До работы (после 4—5-часового перерыва) ..... 38 73,0±1,81

После 1 часа работы .... 38 92,05^1,85

» 2 часов » .... 38 93.50±1,96

Таблица 4

Результаты исследования скорости переделки зрительно-моторной реакции у учащихся VI31 класса при втором варианте режима работы

Скорость реакции (в сигмах) До работы После 4 часов работы До работы (после 4—5-часо-вого перерыва) После 2 часов работы

150—299 27 14 24 17

300—399 19 32 18 25

Всего . . 46 46 42 42

Латентный период 300—399 сигм до работы встречался в 19 случаях, после 4 часов работы — в 32 случаях. Изменения скорости зрительно-моторной реакции позволяют считать, что продолжительность ' работы более 4 часов значительно нарушает нормальное функциональное состояние нервных клеток, уменьшает их работоспособность. Исследования, проводимые в послеобеденное время при 2-часовой работе, указывают, что скорость зрительно-моторной реакции у учащихся незначительно понижается к концу данной работы.

Поэтому следует стремиться по возможности ограничивать работу в послеобеденное время и допускать ее лишь в исключительных случаях (сев, уборка урожая) при обязательном условии полноценного ■отдыха во время перерыва (дневной сон не менее 1 часа и двукратное питание) и выполнении более легких видов работ.

Выводы

Продолжительность сельскохозяйственных работ во время летних каникул для учащихся V класса должна составлять не более 2 часов в день; для учащихся VI класса — 2 часа, а при выполнении легких видов работ — 3 часа; для учащихся VIII класса — не более 4 часов в день, а в исключительных случаях — 4 часа утром и 2 часа в послеобеденное время.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М., Шарова М. А., Гельткщева Е. А. Тезисы докл. яаучн. конференции Научн.-исслед. сан. ин-та по вопросам гигиены сельского хозяйства. М., 1955, стр. 33—34.— Малинская Н. Н. О роли производственно-профессиональных факторов в возникновении нервно-мышечных заболеваний рук у рабочих некоторых профессий на конвейере и потоке. Автореф. днсс. канд. М., 1957. — Мотыли н с к а я Р. Е. Врачебно-педагогические наблюдения в практике работы врачебно-физкультурных диспансеров. М., 1956, стр. 23.—Приталюк М. С. Тезисы докл. 2-й республиканской научн. конференции по вопросам гигиены детей и подростков. М„ 1956, стр. 12—13.

Поступила 29/1 1939 г.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE DURATION OF THE DAILY WORK ON THE FARM FOR PUPILS OF V TO VIII CLASSES DURING SUMMER

HOLIDAYS

M. A. Sharova, E. A. Timokhina, О. V. Kaysina, candidates of medical sciences, G. G. Yastrebov, junior scientific collaborator

In order to determine the reaction of child's organism to the labourstrain during the day the following recordings were taken: the pulse, maximum muscular strenght and static endurance of the right arm, as well as the rate of the oculomotor reaction. Besides, daily registrations of the nature of work done and the well-being of pupils were made.

An analysis of the results obtained has shown that the total duration of farm work in the course of the day for pupils of V class should not exceed 2 hrs. for those of VI class—2hrs. and when performing easy tasks—3hrs., for those of VIII class not more than 4 hrs.

-k * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.