Научная статья на тему 'Зрительно-моторные реакции у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду'

Зрительно-моторные реакции у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
360
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
детский возраст / зрительно-моторная реакция / КОМПЬЮТЕРЫ / age of children / visual and motor reaction / Computers

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянец Г. Н.

Изучались половые особенности реакции детей на компьютерную нагрузку. Была выявлена зависимость их от качества ПЭВМ. Половые различия в динамике показателей зрительно-моторной реакции выявились только при работе на компьютере IBM-PC: работа на ПЭВМ нового поколения («Пентиум 4») с продолжительностью до 25минуту детей 6лет не вызывала существенных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы и не выявляла существенной разницы в состоянии ЦНСу детей разного пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукьянец Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF VISUAL AND MOTOR REACTIONS IN 6-YEAR-OLD BOYS AND GIRLS USING COMPUTER IN THE KINDERGARTEN Gender-specific peculiarities of children's reaction to computer were analyzed. Their dependence on the quality of PC was observed. Inter-gender differences of visual and motor reaction parameters were observed only in IBM-PC users: 6-year-old children using new generation PCs (Pentium 4) for up to 25 minutes showed no significant changes in the functional state of the central nervous system or significant inter-gender differences in the state of the central nervous system.

Текст научной работы на тему «Зрительно-моторные реакции у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду»

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6 ЛЕТ ПРИ РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Лукъянец Г.Н.

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Изучались половые особенности реакции детей на компьютерную нагрузку. Была выявлена зависимость их от качества ПЭВМ. Половые различия в динамике показателей зрительно-моторной реакции выявились только при работе на компьютере IBM-PC:работа на ПЭВМ нового поколения («Пентиум 4») с продолжительностью до 25минуту детей 6лет не вызывала существенных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы и не выявляла существенной разницы в состоянии ЦНСу детей разного пола.

Ключевые слова: детский возраст, зрительно-моторная реакция, компьютеры.

Gender-specific peculiarities of children’s reaction to computer were analyzed. Their dependence on the quality of PC was observed. Inter-gender differences of visual and motor reaction parameters were observed only in IBM-PC users: 6-year-old children using new generation PCs (Pentium 4) for up to 25 minutes showed no significant changes in the functional state of the central nervous system or significant inter-gender differences in the state of the central nervous system

Key words: age of children, visual and motor reaction, computers.

Компьютеризация дошкольных учреждений ставит нас перед необходимостью решения множества проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма дошкольника с ПЭВМ. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей ПЭВМ. В дошкольном возрасте происходит ряд перемен, связанных с интенсивным развитием различных физиологических систем организма. Прогрессивные изменения наблюдаются в функционирования зрительного и двигательного анализаторов, происходит совершенствование регуляции центральной и вегетативной нервной системы.

С другой стороны, именно в этом возрасте отмечается особое напряжение регуляторных механизмов, более низкий уровень компенсаторных процессов. Дети 6 лет более склонны к возникновению функциональных расстройств центральной нервной системы [8, 9, 10 и др.]. Однако, в настоящее время недостаточное внимание отводится дифференцированному подходу в решении задач, связанных с нормированием компьютерных нагрузок. В частности, остается открытым вопрос, одинакова ли у детей разного пола способность противостоять неблагоприятным факторам компьютерной среды в различные периоды возрастного развития.

Известно, что работа на компьютере, являясь стрессогенной, не одинаково сказывается на состоянии организма взрослых пользователей разного пола. У детей школьного возраста также выявлено немало различий в реакции на различные виды нагрузок. Так, была установлена неравномерная динамика темпов совер-

-56-

шенствования компонентов техники бега на скорость, метательного движения отмечена у мальчиков и девочек начальных классов [3 и др.]. По результатам обследования учащихся младших классов показано, что у девочек совершенствование двигательных качеств идет по показателю ловкости, у мальчиков - в спринтерском беге [4]. Такой показатель, как выносливость мышц к статическим усилиям, также значительно ниже у девочек, чем у мальчиков [6]. С возрастом увеличивается способность мальчиков адаптироваться к гипоксии [1] и др.

В связи с этим, важно было нам узнать, имеются ли половые различия на нервно-эмоциональную нагрузку у детей 6-летнего возраста, поскольку с этого возраста начинается приобщение ребенка к компьютеру в детском саду, а часто и дома. Анализ этого вопроса и его будущее исследование актуально в плане профилактики вредных последствий психоэмоционального стресса, а также возникающего в результате работы на компьютере утомления. Цель исследования: изучить особенности состояния центральной нервной системы у мальчиков и девочек в связи с их занятиями на ПЭВМ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях исследования был проведен лабораторный эксперимент на базе детского сада №1565 г. Москвы. Исследование функционального состояния ЦНС проводилось до и после непрерывной работы на компьютере: у 59 мальчиков и 56 девочек 6-летнего возраста. Для обеспечения соответствующей нагрузки использовались специальные программы для детей. Применялись детские компьютерные программы, разработанные Ассоциацией «Компьютер и детство»: «Волшебные ключи», «Войди в замок», «Космос» и др.). Во время занятий с использованием ПЭВМ проводился хронометраж работы и наблюдения за испытуемыми и контролировались санитарно-гигиенические условия в кабинете ЭВТ.

С помощью методики хронорефлексометрии исследовались следующие показатели зрительно-моторной реакции (ЗМР): латентный период (ЛП) простой ЗМР, ЛП сложной ЗМР, количество ошибок на дифференцировку. Проводилось определение направленности сдвигов за время работы на ПЭВМ величин показателей ЗМР для каждого испытуемого в соответствии с задачами исследования. Кроме того, проводилось определение индивидуальных характеристик работоспособности на основе комплексного анализа показателей ЗМР с определением степени утомления испытуемых за каждый исследуемый промежуток работы с экраном ПЭВМ [11].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные среднестатистического анализа динамики показателей зрительно-моторной реакции в процессе занятий на ПЭВМ у дошкольников 6 лет разного пола представлены в таблицах 1 и 2. Из таблиц видно, что за время занятий на ПЭВМ существенных изменений не произошло по средним данным при обоих типах ВДТ и в обеих возрастных группах. Отмечалась лишь тенденция уменьшению числа ошибочных реакций у мальчиков при работе на ПЭВМ ІВМ РС и некоторое недостоверное уменьшение ЛП сложной ЗМР при работе на ПЭВМ «Пентиум 4».

-57-

Таблица 1

Динамика показателей зрительно-моторной реакции у мальчиков и девочек 6 лет при работе на ПЭВМ 1ВМ РС (М±т)

Пол испытуемых Количество исследо- ваний Время исследо- вания Латентный период Простой ЗМР Латентный период сложной ЗМР,с Количество ошибок,%

мальчики ПО До занятий 0,26±0,02 0,28±0,02 52,9

После занятий 0,26±0,01 0,29±0,01 41,2

девочки ПО До занятий 0,26±0,01 0,28±0,01 50,5

После занятий 0,25±0,01 0,28±0,01 53,6

Таблица 2

Распределение девочек и мальчиков 6-ти лет по степени утомления в процессе занятий на ПЭВМ «Пентиум-4» в %

Пол испытуемого Тип монитора Количество детей, %

Врабаты- вание Начальные признаки утомления Утомление Выраженное утомление

Мальчики Пентиум-4 67,7 12,9 9,7 9,7

1ВМ-РС 56,0 12,0 28,0 4,0

Всего 62,7 11,9 18,6 6,8

Девочки Пентиум-4 64.5 16,1 12,9 6,5

1ВМ-РС 28,0 20,0 40,0 12,0

Всего 48,8 17,9 25,0 8,9

На таблице 2 представлены результаты анализа индивидуальных данных зрительно-моторной реакции у детей. Результаты показали, что распределение по степени утомления у мальчиков и девочек примерно одинаково, вероятно, это связано с тем, что дети работали на компьютерах высокого качества. Поэтому занятия 20-минутной продолжительности не вызвало существенных сдвигов ни в величине латентных периодов, ни по показателям качества выполнения диффе-

-58-

ренцировочных реакций. Различие между мальчиками и девочками проявилось при работе более низкого качества: 1ВМ РС, когда признаки утомления (начального, выраженного) у девочек отмечалось в большем числе случаев, чем у мальчиков и на стадии врабатывания в конце занятия у девочек было только 28%, а у мальчиков 56%.

Распределение детей по степени утомления на основании индивидуальных сдвигов показателей качества и скорость зрительно-моторных реакций показало более благоприятное состояние центральной нервной системы к концу занятий с ПЭВМ у мальчиков, чем у девочек (табл. 2). В состоянии утомления к концу занятий находилось 35% девочек, мальчиков - 25%. В состоянии врабатывания было 62,7% мальчиков, а девочек 48,8%.

Следовательно, как видим, работа на ПЭВМ «Пентиум 4» у детей 6 лет не вызывала существенных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы и не выявляла существенной разницы в состоянии ЦНС у детей разного пола.

При работе на ПЭВМ 1ВМ-РС функциональное состояние центральной нервной системы у девочек претерпевало более выраженные изменения, чем у мальчиков. Комплексный показатель изменения качества и скорости зрительно-моторных реакций выявил менее благоприятную динамику его у девочек: у них наблюдалось большее число случаев утомления и меньшее число случаев благоприятных изменений зрительно-моторных реакций.

Таким образом, можно придти к заключению, что работа на компьютере в шестилетнем возрасте вызывала неодинаковую реакцию со стороны центральной нервной системы у девочек и у мальчиков. Причем наблюдалось больше неблагоприятных изменений у девочек по сравнению с мальчиками. Это выразилось и в менее благоприятном распределении их по степени утомления. Вместе с тем по среднестатистическим данным показатели ЗМР у девочек не претерпевали изменений. Также и при работе компьютерами и с мониторами нового поколения за время занятий в функциональном состоянии центральной нервной системы неблагоприятных изменений не выявлено ни у девочек, ни у мальчиков, в том числе и в распределении детей по уровню работоспособности. Значение качества видеотерминала для сохранения оптимального состояния функций организма отмечалось уже в литературе и в наших предыдущих исследованиях [2, 5, 7, 12 и др.]. В данном случае мы наблюдаем большую чувствительность девочек 6 лет по сравнению с мальчиками того же возраста к качеству компьютера и его видеотерминала.

Видимо, можно согласиться с другими исследователями [13,14,15 и др.] в том, что девочки переносят стрессовые ситуации с большим напряжением, чем мальчики.

ВЫВОДЫ

1. При работе на ПЭВМ 1ВМ-РС у девочек 6 лет по сравнению с мальчиками выявилось большее число неблагоприятных ЗМР, что отразилось на комплексном показателе работоспособности: мальчики реже находились к концу занятий в

-59-

состоянии утомления (25% против 35%) и чаще на стадии врабатывания (28% против 56).

2. Работа на ПЭВМ «Пентиум 4» у детей 6 лет не вызывала существенных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы и не выявляла существенной разницы в состоянии ЦНС у детей разного пола.

3. В случае необходимости проведения занятий с использованием ПЭВМ типа IBM-PC со старшими дошкольниками необходимо учитывать более выраженную реактивность центральной нервной системы у девочек по сравнению с мальчиками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалов P.A., Нигматуллина P.P., Морозова СВ. и др. Показатели адаптации растущего организма к различным двигательным режимам //Физиология развития человека. М., 2000.- С.57-58.

2. Доскин В.А., Белявская В.И., Храмцов П.И. и др. Зависимость некоторых показателей функционального состояния операторов ЭВМ от качества изображения на дисплеях // Гигиена труда и профзаболевания, 1989. -10.-С.1-4.

3. Баранцев CA., Береуцин В.В., Просянкин A.M., Шлемин A.M. Особенности кинематической структуры метания снарядов разного веса учащихся 9-10 лет // Альманах «Новые исследования». - М, 2007. - №1-2. -С.185-190.

4. Зайцева В.В., Горев A.C., Пискова Д.М. Использование средств физической культуры для оптимизации функционального состояния тревожных школьников младших классов // Альманах «Новые исследования». -2005. -№2. -С. 54—67.

5. Леонова Л.А., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Савватеева С.С. Функциональное состояние организма пользователей ПЭВМ при работе на мониторах разного типа// Альманах «Новые исследования».- М.,2007.-С29-38.

6. Леонова Л.А., Ножкина В.Н. Возрастные особенности мышечной силы и выносливости школьников 70-х годов// Биологический возраст и возрастная периодизация М.Д978.-С.51-56.

7. Лукьянец Г.Н. Влияние работы на мониторах нового поколения на состояние центральной нервной системы// Альманах «Новые исследова-ния».-М,2007.-С.46-51.

8. Маханева М. Компьютер в детском саду //Дошкольное воспитание. -1990.-№10.-С.46-49.

9. Разживина Г.Н., Усанова Е.П., Маткивский P.A. Роль показателей здоровья в обосновании дифференцированных мероприятий по реабилитации школьников с задержкой темпа психического развития/Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы.- 2002.-С.291-293.

10. Солнцев A.A. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья у детей при адаптации к дошкольному учреждению и школе: Автореф.дисс...канд.мед.наук.-М.Д985.-32с

11. Сухарева Л.М., Молчанова С.С, Самотолкина Н.Г., Шубочкина Е.И. Методические аспекты организации массовых физиолого-гигиенических исследований и опыт исследования ЭВМ в гигиене профессионального обучения подростков. - М., 1984. - С.74-85.

— 60 —

12.Храмцов П.И. Изменение показателей электрокулограммы и сердечного ритма у школьников при работе на дисплеях разного качества // Новые исследования в психологии возрастной физиологии.-1989.-№ 1 .-С.128-130.

13. Цыренова Н.М. Гигиеническая оценка дифференцированного по полу обучения школьников в возрасте 9-12 лет // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. М., 2002.-С.389-391.

14.Ямпольская Ю.А. Динамика адаптационных возможностей школьников от 8- до 17 летнего возраста // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. М., 2002.-С.422-423.

15.Ямпольская Ю.А. Оценка адаптационных возможностей детей школьного возраста при проведении массовых медицинских обследований // Альманах «Новые исследования» - М., 2007.- №1-2(12-13).- С.19-28.

е-

&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.