риод изменения временного стереотипа сопровождались снижением постоянства акрофазы умственной работоспособности школьников.
В современной биоритмологии внутренний десипхроноз функций трактуется как одна из причин снижения дееспособности физиологических систем организма, особенно сердечно-сосу-дистой. Между тем в наших исследованиях биоритмологического статуса детей школьного возраста развитие десинхроноза сердечно-сосудистой системы наблюдалось у части школьников под влиянием выраженного учебного утомления, а также у большинства в процессе адаптации к летнему времени. Так как в представленных исследованиях десипхроноз у школьников развивался в результате чрезмерного удлинения периода ритма ЧСС и ТТ, однонаправленное изменение которых отражает энерготраты организма, то основной мерой профилактики выявленного десинхроноза следует считать увеличение двигательной активности школьников в часы, близкие к полудню, и ее ограничение в вечерние часы. В первые недели летнего времени необходимо усиление контроля за режимом дня школьников, особенно за их своевременным отходом ко сну.
Литература. Боевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. Громбах С. М. — В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 7—30.
УДК 371.71:377
Новая система обучения молодежи в средних ПТУ потребовала от медицинской науки ответа на вопрос: не скажется ли смена стереотипа обучения и повышенная суммарная учебно-производственная нагрузка на здоровье учащихся?
Для того чтобы дать конкретный ответ, была разработана и осуществлена комплексная медико-педагогическая программа, составленная НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР совместно с ВНИИ профтехобразования Гос-профобра.
Прежде всего необходимо было знать, каково здоровье подростков при поступлении их в ПТУ, а для этого следовало учитывать не только пол, возраст, национальность, но и климато-географи-ческие особенности местности, где проживал подросток, а также прибыл ли он из села или города. Наряду с этим имела значение специфика профессионального отбора в ПТУ в зависимости от его профиля по медицинским показаниям.
Для детальной оценки состояния здоровья изучаемого контингента учащихся использована схе-
Макаров В. И. Состояние циркадианных ритмов организма человека при стрессовых воздействиях. Автореф. дне. канд. М„ 1979.
Моисеева Н. И. — В кн.: Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии. Фрунзе, 1980, с. 412—416.
НаОточий В. В. — В кн.: Хронобиология и хронопатология.
М„ 1981, с. 177. Семенова Т. Д. Исследование особенностей экскреции натрия и калия со слюной как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях. Автореф. дис. канд. М., 1972. Лхагва J1. Суточные ритмы жизненных функций организма у лиц монгольской национальности в норме и при анти-ортостатическом воздействии. Автореф. дис. канд. Улан-Батор; Москва, 1981.
Поступила 10.12.82
Summary. The article deals with the evaluation of school-children's adaptation response to a shift in the time stereotype due to a switch-over from summer to winter and from winter to summer time. Adaptation response during summer/ winter transition period is considered to have no detrimental effects on the schoolchildren's health status. At this stage, the time stereotype shift is characterized by biorhytlim acro-phase continuity, optimal circadian rhythm and a short-term period of adaptation changes (9 days). At the same time, the winter/summer adaptation period can be appraised as less favorable for children's health. During the first days of summer time children develop biorhythm acrophase impairments in most of the physiological functions, intellectual work capacity, as well as a decreased body temperature fluctuation range and an increased period of the body temperature rhythm and systole rate. Hygienic recommendations concerning training-relaxation regime during the winter/summer transition period in schoolchildren were made.
ма, предложенная нашим институтом, включаю- # щая оценку гармоничности физического развития, функционального состояния ведущих систем организма, распространенность хронических заболеваний и характеристику заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Впервые в различных городах и республиках Советского Союза в широком масштабе и на больших кон-тингентах применены разработанные институтом принципы группировки в зависимости от показателей здоровья подростков, предусматривающие абсолютно здоровых, здоровых, но имеющих те или иные морфофункциопальные отклонения, лиц с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, не требующих лечения, и больных, требующих лечения.
Полученные данные показали, что большинство (74%) поступивших в ПТУ подростков имеют хорошее, гармоничное физическое развитие. У 19 % обследованных констатировано ухудшенное физическое развитие в результате дефицита массы тела, у 7%—за счет его превышения.
Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Представляет интерес тот факт, что гармоничное физическое развитие несколько чаще имеют сельские подростки; не отличаясь по массе тела, по росту они достоверно ниже своих городских сверстников. Тотальные показатели размеров те-. ла в зависимости от национальной прнпадлежпо-сти не имеют существенных различий, они касаются главным образом также роста, что может быть объяснено национальными особенностями. Среди принятых в ПТУ здоровые подростки составляли большинство (86%).
В процессе пребывания в ПТУ (в период производственного обучения и производственной практики) подростки подвергаются воздействию сложного комплекса различных профессиональных факторов, которые оказывают избирательное действие на отдельные органы и системы, а нередко — и на весь организм в целом. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о повышенной чувствительности растущего организма к воздействию ряда факторов пронзводст-венной среды и трудового процесса. Установлено, что организм здорового подростка в силу его возрастных особенностей и адаптационных возможностей не всегда способен ответить адекватной защитио-приспособительиой реакцией на влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Функциональные сдвиги, возникающие в организме подростка при длительном неблагоприятном воздействии, могут переходить в стойкие нарушения, в силу чего различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе профессиональные, у подростков возникают быстрее, чем у взрослых.
Нами были обследованы подростки следующих профессиональных групп: механизаторы сельского хозяйства, горняки и металлурги, химики, станочники, слесари, обувщики, швейники и строители.
Ф На основании широкого понятия состояния здоровья и трактовок процесса адаптации при оценке влияния обучения в ПТУ различного профиля на здоровье учащихся учитывали три критерия: отрицательные сдвиги в организме учащихся на протяжении всех 3 лет обучения, неспе-цифические отклонения, указывающие на напряжение адаптационных механизмов, нарушения в организме, соответствующие специфике воздействия того или иного профессионального фактора.
Следует отмстить, что возникающие в отдельных органах и системах изменения, как правило, не расценивались как патологические, лишь позволяли судить, какая система организма подростка наиболее ранима и потенциально опасна с точки зрения возможности возникновения в дальнейшем более стойких сдвигов.
Для оценки влияния обучения в ПТУ на состоя-* ние здоровья учащихся по первому критерию проведен анализ результатов с учетом распределения их по указанным выше 4 группам здоровья. Установлено, что число абсолютно здоровых под-
ростков, принятых в училище, весьма стабильно (около 50%). Если при этом учесть, что оценк.» состояния здоровья осуществлялась в различных районах Советского Союза, у подростков различных национальностей, при воздействии различных профессионально-производственных факторов и др., можно сделать вывод о том, что на абсолютно здоровых учащихся обучение в средних ПТУ не оказывает отрицательного влияния.
При определении неспецифического влияния обнаруживаются в первую очередь заметные сдвиги в показателях физического развития подростков в динамике их обучения.
Оказалось, что к концу первого года обучения у лиц всех профессиональных групп имелась отрицательная динамика: уменьшилось число гармонично развитых подростков и стало больше учащихся с ухудшенным физическим развитием за счет дефицита массы. Можно предположить, что отрицательная динамика физического развития была обусловлена в первую очередь изменением жизненного стереотипа и в меньшей степени— воздействием учебно-производственного процесса, ибо последний был неодинаков в различных ПТУ, а динамика показателей физического развития оказалась однонаправленной. К концу второго года обучения процент учащихся с хорошим физическим развитием поднялся до исходного уровня, особенно положительная динамика отмечена у механизаторов сельского хозяйства, станочников и слесарей. Исключение составляли учащиеся горной промышленности и металлургии, среди которых процент гармонично развитых за счет дефицита массы тела снизился на 27,3 по сравнению с первым годом обучения. К концу обучения в ПТУ у лиц всех профессиональных групп, за исключением химиков, наблюдалась положительная динамика. Среди химиков же имелось наибольшее число подростков со сниженной массой тела, что, несомненно, свидетельствовало о неблагоприятном воздействии условий труда на показатели физического развития и требовало принятия соответствующих мер по оптимизации учебно-производственного процесса и контролю за питанием учащихся.
Известно, что общим звеном адаптационных реакций организма является взаимосвязь функций всех органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной. Поэтому при проведении данной работы при оценке состояния здоровья с точки зрения выявления неспецифического воздействия этим двум системам было уделено особое внимание. Для правильного толкования тех или иных сдвигов учитывались основные отличия и особенности, характерные для подросткового возраста. Для характеристики функционального состояния сердечно-сосудистой системы были взяты достаточно информативные и вполне доступные показатели, такие, как частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Средние показатели ЧСС в момент ностуи-
2'
— 35 —
.кении учащихся ь ПТУ и в процессе обучения вполне соответствовали возрастной кардиодина-мике и полу. Исключение составляли учащиеся П'ГУ горной промышленности и металлургии, у которых отмечалось достоверное учащение пульса в процессе обучения и вопреки возрастным особенностям возросло число подростков со стойкой тахикардией, что может рассматриваться как некоторое напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы.
Исходное ЛД независимо от места расположения базового ПТУ, его профиля, национальности подростков также было в пределах возрастной нормы. Среди выделенных профессиональных групп неблагоприятная динамика отмечена у девушек-химиков и обувщиков, у которых на протяжении обучения из года в год снижалось АД и увеличивалось число лиц с гипотонией. Подобный факт, несомненно, может рассматриваться как неспецифические отклонения в сердечно-сосудистой системе в результате профессионального воздействия, что должно теперь обязательно учитываться при норме подростков в ПТУ соответствующего профиля.
В целом же можно сделать вывод об отсутствии отрицательного влияния обучения в средних ПТУ на сердечно-сосудистую систему у большинства учащихся. Об этом свидетельствует также достоверное снижение частоты обнаружения заболеваний сердечно-сосудистой системы к концу обучения у лиц всех профессиональных групп за исключением девушек-химиков и обувщиков.
Отклонения в состоянии нервной системы также можно расценивать как одну из форм неспе-цнфической реакции организма подростков на воздействие факторов внешней среды. Полученные нами данные позволили отмстить тенденцию к нарастанию числа лиц с заболеваниями ЦНС, однако без преобладания их в какой-либо профессиональной группе. Это позволило заключить, что отмеченная в целом динамика обусловлена увеличением суммарной учебно-производственной нагрузки на учащихся и не связана с характером их профессионального обучения.
При рассмотрении распространенности заболеваний в динамике обучения установлено достоверное возрастание частоты заболеваний ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта и нервной системы.
Детальный анализ показал, что число случаев ЛОР-заболеваний особенно возросло у строителей, что, несомненно, может быть объяснено профессиональным воздействием и условиями обучения. Рост частоты хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые, по данным предварительного медицинского осмотра, не занимали ведущего места в общей структуре патологии, отмечен во всех профессиональных группах с наиболее высокими показателями у обувщиков и швейников, строителей, а также химиков. Можно думать, что учащение заболеваний
желудочно-кишечного тракта обусловлено в первую очередь не только изменением жизненного стереотипа, но и организацией питания и пищевого рациона. Этот вывод подтверждают и социологические исследования, которые показали, что организация питания учащихся ПТУ требует р дальнейшего совершенствования. Все еще встречается недостаточное употребление овощей, фруктов и молочных продуктов. Нередки случаи нарушения режима питания, в частности прием горячей пищи только раз в день. При этом в нарушении режима питания учащихся отмечены определенные различия не только в зависимости ог профиля ПТУ, но, что очень важно, от организации питания. Чаще его нарушения отмечались у строителей, что в какой-то мере связано и с условиями обучения, а также среди обувщиков. Среди этих учащихся половина получали горячее питание один раз в день. Таким образом, возрастание числа случаев заболеваний желудочно-кишечного тракта было характерно для тех ПТУ, в которых плохо организовано питание учащихся. ^
Неспеннфнческое воздействие профессионально-производственных факторов сказывается и на заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В его структуре ведущее место занимали болезни органов дыхания, кожи, травмы и заболевания нервной системы. Наибольшее число заболеваний на первом году обучения отмечалось среди учащихся строительных профессий и механизаторов сельского хозяйства, что обусловлено в основном воздействием неблагоприятных метеорологических условий.
На втором году заболеваемость у лиц этих групп снижалась, но значительно возрастала у горняков, металлургов и химиков, оставаясь высокой и на третьем году обучения.
Полученные данные указывают на то, что заболеваемость с временной утратой трудоспособ- л ности тесно связана с воздействием на организм " наиболее неблагоприятных факторов производственной среды, что говорит об определенных различиях в адаптации организма подростков к обучению в ПТУ в зависимости от их профиля.
Выявление отклонений, соответствующих специфике воздействия профессионального фактора (третий критерий) представляет определенные трудности. Лишь целенаправленное медицинское освидетельствование, достаточное знакомство с профессиональными болезнями, а также использование более сложных методов исследований позволяют установить правильный диагноз.
У строителей в результате воздействия холода в сочетании с физическим напряжением могут возникать нейрососудистые нарушения в кистях рук, а в дальнейшем — явления полиневрита профессионального характера. У учащихся про- ^ фесснй нефтехимии могут наблюдаться сдвиги в крови (снижение количества гемоглобина и числа лейкоцитов) в результате токсического воздействия химических факторов на кроветворную
систему. Среди учащихся станочных профессий у 19 % фрезеровщиков и токарей в результате контакта со смазочно-охлаждающнми жидкостями возникают профессиональные заболевания кожи.
Таким образом, практически у всех учащихся ^ на первом и втором годах обучения независимо ог профиля ПТУ отмечается отрицательная динамика показателей состояния здоровья, которая нивелируется у большинства на третьем году учебы.
Сопоставление полученных данных с учетом характера обучения показало, что более выраженные отрицательные сдвиги характерны для металлургов, горняков и химиков. Это было обусловлено в немалой степени и тем, что эти учащиеся на первом году обучения в отличие от лиц других групп проходили производственную практику на базовых предприятиях, где санитарно-гигиенические условия были значительно хуже, чем в мастерских ПТУ. В силу этого подростки в более раннем и особо чувствительном возрасте подвергались воздействию неблагоприятных факторов и нередко имели контакт с химическими веществами.
УДК 613 + 814.71(470.
Главная задача одиннадцатой пятилетки, как указывалось на XXVI съезде КПСС, состоит в обеспечении дальнейшего повышения благосостояния советских людей, что, безусловно, включает улучшение народного здравоохранения, охрану и оздоровление окружающей среды в интересах сохранения и укрепления здоровья человека. Дальнейшему совершенствованию народного здравоохранения было посвящено специальное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982).
^ Существенный вклад в развитие гигиенической науки в нашей стране и разработку практических рекомендаций, направленных на охрану окружающей среды с целью улучшения здоровья населения, внесли в десятой пятилетке и в годы
Результаты работы послужили основанием для разработки рекомендаций по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних ПТУ.
Поступила 10.0У.82
S и in ill а г у. The data concerning the health status of the students of vocational technical schools (VTS) of different profiles by 7 occupational groups over the period of 3-year training, are presented. The research studies were conducted in different regions of the country on the basis of a comprehensive program developed by the Institute of Children and Teenagers' Hygiene (the USSR Ministry of Health) in cooperation with the Research Institute of Vocational Technological Training. Unfavorable dynamics of health indices was observed far more frequently during the first and second year of training, which can be attributed to a change in the stereotype and the total impact of training and work burden. These negative changes disappeared within the third vear of training, but they were still observed in teenagers trained to work in metallurgy, mining and cheiniste. Unlike students of other occupational groups, these teenagers acquired their practical skills directly at enterprises whose sanitary and hygienic conditions were inferior to those in VTS workshops. The evidence obtained served as a basis for making recommendations aimed at improving educational and training conditions for VTS students.
одиннадцатой пятилетки гигиенические учреждения Ленинграда и области. Так, но общей и коммунальной гигиене в десятой пятилетке кафедрами Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ЛСГМИ) обоснованы 42 санитарных норматива в воде водоемов, воздухе рабочей зоны производственных помещений и атмосферном воздухе. Дана гигиеническая оценка экспериментальных жилищ, изучены гигиенические аспекты применения новых синтетических материалов в водоснабжении судов. Большие исследования проведены по проблеме охраны окружающей и производственной среды в микробиологической, целлюлозно-бумажной промышленности и в других важнейших отраслях народного хозяйства. Полученные материалы по охране атмосферного воздуха и нормированию
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
23)«19К1-1890»
С. В. Алексеев, В. А. Доценко, Н. Ф. Кошелев, И. Н. Малеванный,
Н. Я. Матюхин
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ЛЕНИНГРАДЕ И ОБЛАСТИ
Ленинградские областное и городское отделения Всероссийского научного общества гигиенистов и санитарных врачей