Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — T.А. Родионова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative study was made to identify certain characteristics of physiological responses in young men and women exposed occupationally at weaving plants.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА»

тельных и плохих) от начала к концу занятий в контрольном классе возрастал, особенно у сидящих за партами I и II рядов (от 1 до 2,3 и от 2,1 до 3 соответственно), в то время как в экспериментальном классе он снижался, особенно у сидящих за партами I и II рядов (от 6 до 0,7 и от 6,5 до 0,6 соответственно).

Ухудшение динамики умственной работоспособности у учащихся экспериментального класса, по-видимому, связано как с более низким уровнем освещенности, так и с отсутствием визуальной связи с улицей (из-за низкого коэффициента светопропускания), которая, по данным Е. М. Белостоцкой [1], является профилактикой утомления зрительного анализатора.

Выводы 1. Применение теплозащитной шторы из пленки ПЭТФ-ОАД способствует сохранению тепла в учебных помещениях школ I климатической зоны в зимний период за счет повышения сопротивления теплопередаче остекления.

2. Использование теплозащитной шторы из пленки ПЭТФ-ОАД (с коэффициентом светопропускания около 5 %) снижает уровни освещенности в учебных помещениях, ухудшая работоспособность школьников.

3. Теплозащитные шторы из пленки ПЭТФ-ОАД не рекомендуется использовать во время учебных занятии, применение ее возможно только в отсутствие в помещении детей.

ЛИТЕРАТУРА

V

1. Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Дне. докт. М., 1963.

2. Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. М., Киев, 1956.

3. Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дне. докт. М., 1969.

4. Семенова Е. И. — Архитектура СССР, 1956, № 3, с. 17.

5. Терентьева Г. В. Тепловое состояние детей дошкольного возраста как критерий оценки теплозащитных свойств зимней верхней одежды. Дис. канд. М., 1965.

6. Шахбазян Г. X. — В кн.: Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Сборник рефератов научных работ. М., Киев, 1947, с. 5.

Поступила 10.01.84

Summary. The analysis of the experimental data obtained in hygienic studies on assessing the indoor environment and the physiological responses in schoolchildren having classes in school premises equipped with the ordinary glass and with polymeric metallized film ПЭТФ-ОАД used in vitrification design made it possible to determine a correlation between the schoolchildren physiological functional and the indoor environment conditions. The use of polymeric heat-insulation blinds was found to contribute to preserving heat in school premises of the 1 climatic zone in winter due to the increased heat release resistence to vitrification. The use of the blinds, however, reduces the illumination of school rooms (the emission coefficient of the blind being about 5%), which decreases work capacity of schoolchildren. Therefore, heat-insulation blinds, with their emission coefficient being about 5 %, are not recommended for use in school premises during classes; they can be used onlv in the absence of children.

УДК 613.6:677.024]-055.1 /.2

Т. А. Родионова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В многочисленных работах последнего десятилетия в известной степени отражено влияние факторов прядильно-ткацкого производства на организм текстильщиц. По данным многих авторов [2, 3, 7,9, 10], постоянное воздействие профессионально-производственных факторов ткацкого производства на организм девушек в динамике профессионального обучения или на этапе последующей самостоятельной работы приводит к возникновению неблагоприятных функциональных сдвигов в организме вплоть до развития патологии.

В последнее время на ряде текстильных предприятий Московской области к обучению и работе по профессии «ткач» стали привлекаться и юноши. В литературе отсутствуют данные о влиянии факторов, характерных для профессии ткача, на организм юношей и об особенностях реакций организма юношей и девушек в сравнительном плане.

В связи с этим целью настоящей работы являлось изучение влияния факторов ткацкого произ-

водства на организм юношей и девушек-ткачей на начальном этапе их трудовой деятельности^

Первый год работы после окончания профтехучилища характеризуется резким увеличением профессиональной нагрузки, что обусловливает повышенные требования к организму молодых рабочих.

Под наблюдением находилось 30 юношей и девушек — выпускников профтехучилища. Обследованные были в возрасте 17 лет со стажем работы до 3 мес и по состоянию здоровья относились к 1-й группе по классификации Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Работали ои на одном производственном участке и имели одну и ту же зону обслуживания—8 станков. Работа выполнена в условиях естественного эксперимента на Монинском камвольном комбинате. Обследование проводили в течение смены дважды — до и после смены. Дневная динамика функционального состояния организма» позволяет судить о влиянии изучаемых факторов."

Функциональное состояние организма юношей и девушек-ткачей

- Показатель , Юноши Девушки

до работы после рабО' ты изменение функции, % до работы после работы изменение функции, %

Время реакции, м/с:

на белый свет 430,1 ±23,8 361,5±22,6 — 15,9 527,0±30,5 576,3±29,6 +9,3

на красный свет 465,3±26,6 366,7±24,8 —21,2 561,0±19,1 586,5±33,5 +4.5

(послетормозной) 491,2±22,8 448,0±29,8 639,9±34,6 519,7±22,6

Информационно-пропускная способность

зрительного анализатора, бит/с

АД, мм рт. ст. 0.92±0,05 0,67±0,08 —27,2 0,89±0,05 0,82 ±0,06 —7.9

максимальное 115,8±2,8 111,8±2,1 —3,4 97,7±8,5 99,5±1,7 + 1.6

минимальное 65,0±2,6 73,3±3,1 + 12,8 61,1±1,5 60,5±1,5 —0.9

ЧСС в минуту 72,1 ±1,7 80,2±2,8 + 11.2 70,2±3,1 79,2±2,7 + 12.8

Мышечная выносливость, с 43,3±3,0 36,0±3,2 — 16,8 75,4±8,9 31,0±3.0 —58,9

Тремор, число касаний 63,3±4,1 67,2±2,9 +6,2 53,4±2,8 59,2±1,7 + 10.9

Температура кожи °С:

кисти 32,7±0,1 33,4±0,2 +2,1 29.4±0,3 33,7±0,3 + 14,6

груди 34,7±0,1 34,6±0,1 —2,0 34,7±0,2 34,5±0,2 —0,5

Известно, что труд рабочих в ткацком производстве является чрезвычайно напряженным, сопровождается выраженным воздействием производственных факторов, среди которых основное место занимает интенсивный, широкополосный шум [4—6, 8]. В изученных нами цехах общий уровень шума составлял 85—92 дБ А, вибрация) и запыленность соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, температура воздуха была в пределах 22—25 °С, относительная влажность 62—65 %, скорость движения воздуха 0,7 м/с.

Труд ткача предъявляет высокие требования к организму работающих и характеризуется значительным нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным большой ответственностью, высокой обрывностью нитей, постоянным напряжением внимания и зрения, а также широкой рабочей зоной (постоянные переходы вдоль станков достигают 15 км в смену). ^ Работа ткача относится к разряду точных зрительных, так как основной трудовой операцией является ликвидация обрывов нити. Зрительная работа при этом осложнена однообразием трудового процесса, большой протяженностью рабочих поверхностей, наличием движущихся объектов наблюдения. Выполнение рабочих операций требует высокой точности и быстрых движений рук. Постоянным неблагоприятным профессиональным фактором является также статическое напряжение мышц спины и плечевого пояса, обусловленное вынужденной позой. Общая плотность рабочего дня 84,2%.

Методы психофизиологических исследований были выбраны, исходя из требований, которые предъявляет профессия ткача к организму работающего.

У юношей и девушек изучали функциональное состояние ЦНС с применением хронорефлексо-^метрии и корректурной пробы, сердечно-сосуди-Фстой системы по частоте сердечных сокращений

(ЧСС) и артериальному давлению (АД), мышечной системы по показателям мышечной выносливости к статическому усилию и тремора, состояние слухового анализатора методом тональной аудиометрии, тепловое состояние организма по температуре тела и температурному градиенту грудь — кисть.

Полученные данные обработаны методом вариационной статистики. Для определения степени физиологических сдвигов вычисляем процент изменения функций за смену.

Для оценки состояния нейродинамики использовали следующие показатели: время реакций на различные раздражители, подвижность тормозного процесса, оцениваемую по выраженности последовательного торможения, частоту нарушений дифференцировки.

Дневная динамика функционального состояния ЦНС, отраженная в показателях зрительно-моторной реакции, показала, что под влиянием профессиональной деятельности у юношей-ткачей происходило нарастание процесса возбуждения, проявляющееся в достоверном сокращении времени реакции на положительные раздражители после работы: на белый цвет на 15,9 % (Р< <0,05), на красный цвет на 21,2% (Я=0,01). Одновременно происходило достоверное снижение подвижности тормозного процесса, что выражалось в увеличении времени реакции на красный послетормозной раздражитель по сравнению с дотормозным на 22,2 % (Р<0,05; см. таблицу). Частота случаев нарушения дифференцировки уменьшалась к концу смены на 20%.

У девушек динамика функционального состояния ЦНС имела иной характер. К концу смены отмечалась тенденция к удлинению времени реакции на 9,3% (Р>0,05), что свидетельствует об ослаблении процесса возбуждения и преобладании тормозного процесса с одновременным повышением его подвижности на 11,4% (Р>0,05).

При этом число случаев нарушения днфферен-цировочной реакции к концу смены возросло в 3 раза. Нарушение динамики основных корковых процессов, преобладание торможения в коре головного мозга, увеличение количества ошибочных реакций свидетельствовали о развитии у девушек утомления.

Таким образом, динамика показателей функционального состояния ЦНС у юношей была более благоприятной, так как на фоне усиления возбуждения в коре головного мозга у них отмечалось уменьшение числа ошибок при дифферен-цировочной реакции, которая отражает качественную сторону реакции.

В динамике рабочей смены существенных изменений средних показателей АД у девушек не отмечалось. У юношей к концу смены достоверно повышалось минимальное давление в среднем на 8,3 мм рт. ст. по сравнению с исходным. Индивидуальный анализ минимального давления у юношей показал, что повышение его к концу смены на 11—20 мм рт. ст. имелось у 4 обследованных, на 21—30 мм рт. ст. — у 1. ЧСС у лиц обоего пола достоверно увеличивалось в конце смены: у юношей на 8,1, а у девушек на 9 в минуту.

Различная динамика минимального давления свидетельствует о более выраженном напряжении симпатического отдела вегетативной нервной системы у юношей, вызванном воздействием сложного комплекса профессионально-производственных факторов.

Под влиянием профессиональной деятельности пороги слуховой чувстительностн у юношей снижались на 3 дБ на частоте 250 Гц (Р>0,05), на остальных изучаемых частотах (500, 1000, 4000, 6000 Гц) наблюдалось повышение этого показателя. Наибольшие изменения отмечены на частотах 4000 и 6000 Гц. Пороги слуховой чувствительности возрастали и концу смены соответственно на 6,5 и 7 дБ (Р=0,1). Повышение порогов слуховой чувствительности на этих частотах установлено в 70 % случаев. У девушек к концу смены пороги слуховой чувствительности увеличивались на всех изученных частотах. Наибольшие изменения отмечались на частотах 1000 и 4000 Гц, пороги слышимости достоверно возрастали на 7,5—10 дБ (Р<0,05). Пороги слуховой чувствительности на этих частотах были повышены в 100% случаев. Снижение слуховой чувствительности у юношей и девушек в широком диапазоне частот к концу смены можно, очевидно, расценить как результат утомляющего действия шума на организм. Повышение порогов слуховой чувствительности на высоких частотах, как известно, характерно для ранних проявлений шумового воздействия.

Сравнительный анализ данных аудиометрии у ткачей показал, что у девушек, имеющих более низкие исходные показатели порогов слуховой чувствительности (особенно на высоких часто-

тах)', т. е. обладающие более высокой слуховой чувствительностью, процесс утомления слухового^?1 анализатора к концу смены более выражен.

Под воздействием одной и той же профессиональной нагрузки у юношей мышечная выносливость снижалась на 16,8% (Р = 0,1), у деву, шек — на 58,9% (/?<0,05) по сравнению с до-рабочим уровнем. Достоверных изменений физиологического тремора у обследованных обоего пола не выявлено. Сравнительный анализ изменения показателей мышечной выносливости в динамике смены показал, что у девушек, имеющих более высокую исходную мышечную выносливость, одна и та же производственная нагрузка вызывает более резкое снижение мышечной работоспособности к концу смены по сравнению с юношами, что свидетельствует о более выраженном утомлении у девушек, происходящем под влиянием профессионально-производственных условий. ^

Реакции терморегуляторной системы организ™ ма подростков на воздействие неблагоприятных производственных факторов выражались в повышении температуры кожи (кисти) до 33,4— 33,7 °С, сближении температуры кожи открытых и закрытых участков до 1,2—0,8 °С. У девушек отмечено достоверное снижение температурного градиента грудь — кисть на 85%, у юношей — на 40 % по сравнению с исходным уровнем. Однако повышение температуры кожи не сопровождалось изменением температуры тела, заметным увеличением потоотделения. Вероятно, реакции терморегуляторной системы явились не только результатом воздействия на организм подростков нагревающего микроклимата, а в большей степени и результатом влияния интенсивного широкополосного шума на вегетативную нервную систему, следствием чего, как указывает Е. Ц. Андреева-Галанина и соавт. [1], являются как расширение, так и сужение сосудов кожного покрова. ф

Динамика средних показателей информационно-пропускной способности зрительного анализатора свидетельствовала о том, что у юношей-ткачей к концу смены данный показатель достоверно снижался на 27,2 % (Р<0,01), у девушек отмечена лишь тенденция к его уменьшению (Р>0,05). Данный факт свидетельствовал о более выраженном утомлении зрительного анализатора у юношей по сравнению с девушками. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что, имея более высокие пороги тактильной чувствительности, юноши при выполнении основной рабочей операции (ликвидации обрывов нити) вынуждены больше напрягать зрение для контроля за качеством операции, чем девушки, имеющие более высокую тактильную чувствительность.

Таким образом, нами выявлены некоторые особенности динамики физиологических показателей организма юношей-ткачей в ответ на дей-^| ствие сложного комплекса профессионально-про-^

изводственных факторов по сравнению с девушками. На это указывают различная динамика времени реакции на световые раздражители, свидетельствующая о снижении процесса возбуждения у девушек и нарастании его у юношей, большая частота случаев нарушений дифференцировок у девушек, повышение минимального АД у юношей и стабильность его у девушек, большие сдвиги порогов слуховой чувствительности и на более широком диапазоне частот, мышечной выносливости, температурного градиента у девушек по сравнению с юношами, значительная разница в изменении показателей информационно-пропускной способности зрительного анализатора.

Очевидно, выявленную разницу в реакциях организма можно объяснить психофизиологическими различиями между юношами и девушками, определяющими реакцию организма на комплексное воздействие факторов окружающей среды. Динамика физиологических показателей сви-Ц*детельствует о наличии утомления, неодинаково проявляющегося в разных системах организма юношей и девушек.

Проведенный анализ если не дает основания полностью утверждать, что реакции организма юношей на комплекс воздействующих факторов ткацкого производства менее выражены, то о тенденции говорить можно и, следовательно, можно предположить, что процесс приспособления к работе у них будет сопровождаться меньшими физиологическими издержками для организма. Различный характер производственного

УДК 613.632-06:613.65|:3771-97:612.014.46

В настоящее время подготовка кадров в учебных заведениях профессионально-технического образования осуществляется на базовых предприятиях, где неблагоприятные факторы производственной среды в основном не превышают предельно-допустимые величины.

Данные литературы указывают на то, что одной из причин возникновения отрицательных сдвигов в организме работающих в условиях воздействия токсичных веществ малой интенсивности может быть комбинированное или сочетанное действие химических агентов с другими факторами (шумом, вибрацией, высокой или низкой температурой окружающего воздуха, напряженным трудом и т. д.), которое оказывает более выраженное отрицательное влияние, чем каждый из Л них в отдельности [1, 2, 4].

утомления позволяет сделать заключение о необходимости установления оптимального, дифференцированного режима труда и отдыха для юношей и девушек, работающих ткачами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева-Галанина Е. Ц., Алексеев С. В., Кадыскин А. В. и др. — В кн.: Всероссийская конф. на тему «Шум и шумовая болезнь, вопросы профилактики». Краткие тезисы докладов. Л., 1973, с. 13—16.

2. Горгаслидзе И. Г. Влияние процесса обучения на состояние здоровья учащихся средних ПТУ текстильной промышленности. Автореф. дис. канд. М„ 1980.

3. Депутатов В. П., Саркисова Г. И., Антипин Б. Н. — В кн.: Состояние здоровья н пути снижения заболеваемости рабочих текстильных предприятий. Иваново, 1977, с. 56—57.

4. Касиева И. Г. — В кн.: Материалы краевой эпидемиологии и гигиены. Фрунзе, 1977, т. 15, с. 97—99.

5. Касимов Т. — Здравоохр. Таджикистана, 1977, №5, с. 62—64.

6. Корнев В. Я., Балова А. Н. — В кн.: Актуальные вопросы профилактики неблагоприятного воздействия шума и вибрации. М., 1981, с. 152.

7. Крайнев Е. В., Мачарьянц J1. А. — В кн.: Физиология труда. Л., 1978, с. 206—207.

8. Михалев С. Ф. — Гиг. труда, 1982, № 4, с. 4—8.

9. Ростомбекова Н. В. — Гиг. и сан., 1973, № 4, с. 30—32. 10. Рутенбург Э. С.— В кн.: Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей. 16-й. Тезисы докладов. М., 1972, с. 422—424.

Поступила 16.12.83

Summary. A comparative study was made to identify certain characteristics of physiological responses in young men and women exposed occupationally at weaving plants.

Целью данной работы являлось определение влияния комплекса прозводственных факторов (монотонной работы в условиях воздействия токсичных веществ и шума ниже ПДК и ПДУ) на организм учащихся — клейщиц резиновой. обуви.

Под наблюдением находились девушки, обучающиеся профессии клейщиц резиновой обуви в одногодичном техническом училище (ТУ). Такой выбор обусловлен идентичностью условий труда и быта, одинаковыми характером работы и объемом дневной нагрузки. Изучены результаты обследования 40 девушек в возрасте 17—18 лет, окончивших общеобразовательную школу и не имевших отклонений в состоянии здоровья, препятствующих поступлению их в ТУ данного профиля.

И. И. Круглова

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ И МОНОТОНИИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.