Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ПОЛИМЕРНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ПЛЕНКОЙ В КОНСТРУКЦИЯХ ОСТЕКЛЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ПОЛИМЕРНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ПЛЕНКОЙ В КОНСТРУКЦИЯХ ОСТЕКЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the experimental data obtained in hygienic studies on assessing the indoor environment and the physiological responses in schoolchildren having classes in school premises equipped with the ordinary glass and with polymeric metallized film ПЭТФ-ОАД used in vitrification design made it possible to determine a correlation between the schoolchildren physiological function and the indoor environment conditions. The use of polymeric heat-insulation blinds was found to contribute to preserving heat in school premises of the 1 climatic zone in winter due to the increased heat release resistence to vitrification. The use of the blinds, however, reduces the illumination of school rooms (the emission coefficient of the blind being about 5 %), which decreases work capacity of schoolchildren. Therefore, heat-insulation blinds, with their emission coefficient being about 5 %, are not recommended for use in school premises during classes; they can be used only in the absence of children.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ПОЛИМЕРНОЙ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ПЛЕНКОЙ В КОНСТРУКЦИЯХ ОСТЕКЛЕНИЯ»

ческие игрушки с коррекцией зрения должны да-вать изображение предмета в фокусе высотой не менее 2,5 мм и иметь устойчивую фокусировку оптической системы без ее самопроизвольного изменения. Минимальное расстояние от глаз до рассматриваемого предмета в оптических игрушках без коррекции зрения должно быть 250 мм; бинокли без коррекции зрения должны иметь плоские параллельные стекла. Окуляр в фильмоскопе должен создавать увеличение в 6 раз и более, стереоскоп с подвижной оптической системой должен иметь меняющееся устройство с межцентровым расстоянием от 50 до 64 мм. В целях защиты второго глаза от света в фильмоскопах предусматривается специальная (матовая) заслонка, находящаяся на расстоянии не менее 15 и не более 30 мм от глаза.

Конструкция калейдоскопа должна исключать доступ детей к наполнителю, а светорассеиваю-w, щее стекло его иметь коэффициент светопропус-кания 0,5.

При изготовлении настольно-печатных игр должна использоваться бумага только белого цвета, текст должен печататься только контрастным цветом, высота букв — не менее 2,3 мм для детей до 10 лет и не менее 1,75 мм для детей старше 10 лет. Рисунки (рельефы) игры должны быть четкими.

В целях исключения поражения детей током ГОСТом лимитируется напряжение микроэлектродвигателей, применяемых в игрушках для детей до 7 лет, — не более 12 В, для детей старше 7 лет — не более 18 В. Напряжение питания игрушек, подключенных к сети переменного тока, должно быть в пределах 12 В и подаваться с понижающего трансформатора, установленного отдельно от игрушки. Не допускается применение автотрансформатора.

Применительно к нормативным требованиям ГОСТа были разработаны и включены в него ^ соответствующие методы испытания игрушек.

Надеемся, что ГОСТ № 25779—83 «Игрушки. Требования к безопасности и методы испытания» поможет предприятиям, учреждениям и органи-

зациям проектировать и выпускать более красочные, качественные и безопасные во всех отношениях игрушки, а органам и учреждениям государственного контроля проводить надзор за производством и продажей их на более высоком уровне.

Издание данного ГОСТа не исключает необходимости в санитарных правилах, в которых будут изложены не подлежащие гостированию материалы и требования, в частности общие требования по производству и продаже игрушек, инструкция о порядке согласования нормативно-технической документации на игрушки, список разрешенных сырья, красок, красителей, лаков, растворителей и др.

Требования, разработанные в основном для изготовителей игрушек, обеспечат конечно, большие гарантии безопасности последних. Однако указанные гарантии все же не будут полными, если родители, педагоги, воспитатели и медицинские работники организованных детских коллективов не будут строго выполнять всех требований как при покупке, так и при использовании игрушек. При этом в первую очередь должно обращаться внимание на то, для какого возраста предназначается данная игрушка. Игрушка или игра должна выбираться в соответствии с возрастом и развитием ребенка, а также с учетом его индивидуальных наклонностей. Особой предосторожности требует выбор игрушек для детей раннего и ясельного возраста.

Что касается предупредительных мер при обращении с игрушкой, то можно было бы сказать только одно: нельзя оставлять в руках ребенка ту игрушку, которая для него не предназначена и с которой он из-за своих физических и умственных способностей справиться не сможет.

На выполнение всех перечисленных требований должно быть направлено внимание и работников санэпидстанций, осуществляющих надзор за производством и продажей игрушек, а также за детскими дошкольными учреждениями.

Поступила I0.0I.S4

УДК 613.9:727.1:691.175

Б. 3. Воронова, Л. В. Дроботова, М. П. Ронжина, Ю. А. Мурашкина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ПОЛИМЕРНОИ МЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ ПЛЕНКОЙ В КОНСТРУКЦИЯХ ОСТЕКЛЕНИЯ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Многочисленными исследователями установлено, что на всех наружных ограждающих конструкциях наименьшими теплозащитными свойствами обладают светопрозрачные ограждения, что обусловливается их низким сопротивлением теплопередаче и высокой воздухопроницаемостью.

По данным Е. И. Семеновой [4], высокая воздухопроницаемость окон в холодное время года вызывает снижение температуры внутренней поверхности стекла {иногда до 2,7 °С) даже при тройном остеклении, резко уменьшая сопротивление тепловосприятию. С понижением темпера-

ч а

о ^ га из

Н >" я

X

с

I

а

о.

>>

2. V

с £

туры остекления даже при постоянной температуре воздуха в помещениях увеличиваются хо- ™ лодные конвективные токи возле ограждений, х усиливается лучистый теплообмен между наружным ограждением и людьми.

Создать комфортную тепловую обстановку в классе одним лишь регулированием температуры внутреннего воздуха с помощью отопительных приборов невозможно. Необходимо исключить отрицательное влияние холодного остекления на тепловой режим помещения, для чего в первую очередь следует повысить сопротивление теплопередаче остекления.

Одним из способов повышения сопротивления теплопередаче светопрозрачных ограждений, предложенным отделом внутренней среды ЦНИИ экспериментального проектирования (ЦНИИЭП) учебных зданий, явилось применение конструкций остекления с использованием полимерных металлизированных пленок с разным коэффициентом светопропускания.

Нами проведены исследования с целью проверить эффективность данного предложения и уточнить, не окажет ли вышеуказанное инженерно-техническое устройство отрицательное влияние на физиологические функции детского организма. ____

Исследования проведены в одной из/школ^ Воркуты. В экспериментальном классе свется прозрачные ограждения были защищены метал-лизированной пленкой ПЭТФ-ОАД (с коэффи- о-Н

циентом светопропускания около 5%)- С по-мощью технического устройства пленка при необходимости может автоматически подниматься на разную высоту, но на протяжении нашего £ эксперимента она постоянно находилась в меж- « рамном пространстве оконных переплетов. В те- ■ чение 2 нед на протяжении учебного дня при § температуре наружного воздуха от —12 до —35 °С в классном помещении систематически определяли температуру, влажность и подвижность воздуха в 6 точках по вертикали и гори- 3 зонтали, температуру стекла в 9 точках, а так- « же уровни естественного освещения. Одновременно изучали тепловое состояние и работоспособность учащихся. 8

В качестве контроля использованы результа- о

ты аналогичных исследований в классном поме- §

щеиии с незащищенными стеклами (контрольный класс). Классы имели одинаковую площадь £

остекления, юго-восточную ориентацию. Условия х

отопления и вентиляции в сравниваемых поме- 5

щениях были идентичны. ^

Расчетным путем, предложенным отделом *

внутренней среды ЦНИИЭП учебных зданий, с

установлено, что размещение металлизирован- £

ной пленки в межстекольном пространстве оказывает существенное влияние на перенос тепла излучением, уменьшая его в среднем в 5,9 раза. При размещении металлизированной пленки в межстекольном пространстве на долю лучи- °

00 о см « о> о # о еч • со • о еч сч со

X 9 2 о ■н 00 с -н о о 41 щ о 41 о о 41 сч О -Н <о о 41

ем со СО СО еч со сч со я N СО со

ш л со со СЧ Я о> о> ю

«I в в X о -н N о ■н о 41 00 о -II ст> о 41 о о 41 о о 41

а. с еч со еч со еч со сч со со СО я со

из КИСТЬ о о •н о * ю сч о 41 еч « о> о_ о 41 ю еч о 41 <о 00 о 41 о> 2 о 41 сч оо с? 41 из

я 3> СО 1? Я п з: со

а> о • о • СО о • еч а> сч » со о о> о

к а. и о -н ю о -н со о 41 00 о 41 00 о II щ о -И ю о 41 г»

ю 55 ю со со ю СО ю СО ю со ю со

со • 00 о> с • сч СО • сч со

лоб о НИ о о -н о о 41 со о 41 о 41 о> о 41 о 41 СО

т*. СО со со с«5 ^ СО СО ♦ со

цннпаоН •Э1/ЭЭИ ои'энь - о> Я о СТ) о» о

о <0 Г--СЧ 00 сч (О сч со

■олень 1 о -11 о О ■н о 41 о 41 N о 41 еч 1

сч со со СО сч СО со

2 ю со тГ 00

а) ч с < 1 о ■н о О 41 О) о щ ст> о 41 со О 41 сч 1

сь в сч СО еч со сч со я я

ю — со сч

< КИСТЬ 1 о" ■н ю о 41 со о 41 00 о 41 00 о 41 о> 1

со со со СО Я Я 3

о сч сч сч о> о N О

грудь 1 о 41 о 41 о о 41 еч о 41 сч о 41 1

Я Я ю со ю со Я

ю СЧ со сч а> о о

лоб 1 о 41 о 41 о 5 ю о ■II <о о -11 и> ]

?3 со со СО СО я со со

И-шеиой -Э1/ОЭИ 0[Г^К1, 1 о> еч еч 00 I

О НУ те д — О! о еч ёч сч сч СО еч »—25 со еч

и со X С К I к сч

Таблица 2

Средине уровни освещенности в экспериментальном и контрольном классах (М±т)

Урок Контрольный класс Экспериментальный класс

ряд у окна средний ряд ряд у окна средний ряд

1-й 2-й 4-й 391 .1 ±5.4 483,3± 17.4 781,7 ± 31 ,2 371 ,7±7.4 443.6 ±11,01 526,1±12.4 356,7 ±7,4 356,7 ± 7.4 356. 7 ±7. 4 402,0 ± 5,9 402,0 ± 5,9 402,0 ± 5,9

стой составляющей приходится от 20 до 30 % переносимого тепла, в то время как при обычном двуслойном остеклении его приходится от 60 до 70%. При этом с использованием металлизированной пленки общее сопротивление оконного заполнения теплопередаче увеличивается в среднем в 1,5 раза, что сокращает потери тепла из помещения. В результате при постоянной тепловой нагрузке на систему отопления температура воздуха в помещении должна повышаться, что нашло подтверждение в натурном эксперименте.

Исследования показали, что при температуре наружного воздуха от —12 до —35 °С температура воздуха в экспериментальном классе была в среднем на 1,5° выше, чем в контрольном. Максимальная разность температуры в экспериментальном и контрольном классах отмечена в прноконной зоне и составила на уровне дыхания учащихся 1,8 °С, минимальная разность температуры воздуха (0,6 °С) зарегистрирована в центре класса. Разность температуры на внутренней поверхности стекла в обоих классах при той же температуре воздуха изменялась по высоте окна. Так, максимальная разность температуры стекла (6—8,5 °С) в экспериментальном и контрольном классах установлена в верхней ча-*>ти окна, минимальная (2,5—6°С) — в нижней части окна; в средней части окна разность температур составляла 5,5—7,5 °С. Разность температур на поверхности стекла в экспериментальном и контрольном классах при разной температуре наружного воздуха неодинакова: при —12 °С она была 2—6,5°С, при — 24 °С возрастала до 3—7,5°С, а — 30 °С достигала 5—8,5СС.

Из изложенного видно, что при снижении температуры наружного воздуха увеличивается разность температуры внутреннего остекления, что свидетельствует о повышении эффективности теплозащиты.

В целом температура остекления в экспериментальном классе не опускалась ниже 12°С, в то время как в контрольном классе при температуре наружного воздуха — 30°С температура остекления равнялась 10 °С, а при —35 °С снижалась до 7,5 °С. ф Под влиянием метеорологических воздействий ^отмечается строгая закономерность изменений

температуры кожи в связи с увеличением или уменьшением кровенаполнения поверхностей тканей. Это позволяет считать температуру кожи одним из наиболее важных критериев теплового состояния как взрослого, так и детского организма [2, 5, 6]. Температура кожи достаточно четко отражает тепловое состояние организма лишь в близких к комфорту условиях и при охлаждении [3].

Критерием оценки микроклиматических параметров служило тепловое состояние учащихся в экспериментальном и контрольном классах. Под наблюдением находились дети 8—9 лет 1-й группы здоровья.

Как видно из табл. 1 температура воздуха, характеризующая зону теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции (21—22 и 18—23 °С) для детей холодного климатического района [3] и в контрольном, и в экспериментальном классах, регистрировалась примерно с одинаковой частотой. Температура воздуха, характеризующая зону сильного напряжения . терморегуляции (26 °С) и отрицательно сказывающаяся на состоянии здоровья ребенка, отмечена только в экспериментальном классе.

Анализ теплового состояния детей свидетельствует о том, что при одной и той же температуре воздуха и одинаковых теплозащитных свойствах одежды в экспериментальном классе по сравнению с контрольным температура кожи почти во всех точках (за исключением предплечья) была выше. Это подтверждает вывод о том, что в экспериментальном классе при наличии пленки отсутствует отрицательная радиация от стекол.

Занятия в изученных учебных помещениях проходили при искусственном освещении. Тем не менее уровни освещенности в течение недели (средние данные 72 измерений) оказались неодинаковыми (табл. 2).

В контрольном классе (без пленки) уровни освещенности оказались выше, чем в экспериментальном. Различия в уровнях освещенности в изученных помещениях (Р колебалось от 0,001 до 0,05) оказали влияние на работоспособность школьников.

Анализ результатов выполнения корректурных проб учащимися обоих классов в течение учебного дня показал, что в экспериментальном классе к концу дня скорость выполнения работ практически не менялась (140,5 знака на 1-м уроке, 142,9 — на последнем), а число ошибок за указанный период возросло в 2 раза, особенно у учащихся, сидящих за партами I и II рядов (от 6,6 до 14,1 и от 6,8 до 15 соответственно). Скорость выполнения заданий учащимися контрольного класса от 1-го к последнему уроку незначительно увеличивалась (от 170 до 183,5 знака), средняя точность выполнения работ улучшалась (число ошибок уменьшалось с 13,3 до 11,9). Коэффициент П (отношение числа хороших и отличных работ к числу неудовлетвори-

тельных и плохих) от начала к концу занятий в контрольном классе возрастал, особенно у сидящих за партами I и II рядов (от 1 до 2,3 и от 2,1 до 3 соответственно), в то время как в экспериментальном классе он снижался, особенно у сидящих за партами I и II рядов (от 6 до 0,7 и от 6,5 до 0,6 соответственно).

Ухудшение динамики умственной работоспособности у учащихся экспериментального класса, по-видимому, связано как с более низким уровнем освещенности, так и с отсутствием визуальной связи с улицей (из-за низкого коэффициента светопропускания), которая, по данным Е. М. Белостоцкой [1], является профилактикой утомления зрительного анализатора.

Выводы 1. Применение теплозащитной шторы из пленки ПЭТФ-ОАД способствует сохранению тепла в учебных помещениях школ I климатической зоны в зимний период за счет повышения сопротивления теплопередаче остекления.

2. Использование теплозащитной шторы из пленки ПЭТФ-ОАД (с коэффициентом светопропускания около 5 %) снижает уровни освещенности в учебных помещениях, ухудшая работоспособность школьников.

3. Теплозащитные шторы из пленки ПЭТФ-ОАД не рекомендуется использовать во время учебных занятий, применение ее возможно только в отсутствие в помещении детей.

ЛИТЕРАТУРА

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белостоцкая Е. М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема. Дне. докт. М., 1963.

2. Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. М., Киев, 1956.

3. Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дне. докт. М., 1969.

4. Семенова Е. И. — Архитектура СССР, 1956, № 3, с. 17.

5. Терентьева Г. В. Тепловое состояние детей дошкольного возраста как критерий оценки теплозащитных свойств зимней верхней одежды. Дне. канд. М., 1965.

6. Шахбазян Г. X. — В кн.: Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Сборник рефератов научных работ. М., Киев, 1947, с. 5.

Поступила 10.01.84

Summary. The analysis of the experimental data obtained in hygienic studies on assessing the indoor environment and the physiological responses in schoolchildren having classes in school premises equipped with the ordinary glass and with polymeric metallized film ПЭТФ-ОАД used in vitrification design made it possible to determine a correlation between the schoolchildren physiological functional and the indoor environment conditions. The use of polymeric heat-insulation blinds was found to contribute to preserving heat in school premises of the 1 climatic zone in winter due to the increased heat release resistence to vitrification. The use of the blinds, however, reduces the illumination of school rooms (the emission coefficient of the blind being about 5%), which decreases work capacity of schoolchildren. Therefore, heat-insulation blinds, with their emission coefficient being about 5 %, are not recommended for use in school premises during classes; they can be used only in the absence of children.

УДК 613.6:677.024]-055.1 /.2

Т. А. Родионова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В многочисленных работах последнего десятилетия в известной степени отражено влияние факторов прядильно-ткацкого производства на организм текстильщиц. По данным многих авторов [2, 3, 7,9, 10], постоянное воздействие профессионально-производственных факторов ткацкого производства на организм девушек в динамике профессионального обучения или на этапе последующей самостоятельной работы приводит к возникновению неблагоприятных функциональных сдвигов в организме вплоть до развития патологии.

В последнее время на ряде текстильных предприятий Московской области к обучению и работе по профессии «ткач» стали привлекаться и юноши. В литературе отсутствуют данные о влиянии факторов, характерных для профессии ткача, на организм юношей и об особенностях реакций организма юношей и девушек в сравнительном плане.

В связи с этим целью настоящей работы являлось изучение влияния факторов ткацкого произ-

водства на организм юношей и девушек-ткачей на начальном этапе их трудовой деятельности^

Первый год работы после окончания профтехучилища характеризуется резким увеличением профессиональной нагрузки, что обусловливает повышенные требования к организму молодых рабочих.

Под наблюдением находилось 30 юношей и девушек — выпускников профтехучилища. Обследованные были в возрасте 17 лет со стажем работы до 3 мес и по состоянию здоровья относились к 1-й группе по классификации Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Работали ои на одном производственном участке и имели одну и ту же зону обслуживания—8 станков. Работа выполнена в условиях естественного эксперимента на Монинском камвольном комбинате. Обследование проводили в течение смены дважды — до и после смены. Дневная динамика функционального состояния организма» позволяет судить о влиянии изучаемых факторов."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.