Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ПЕРЕРЫВОВ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ШУМА'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ПЕРЕРЫВОВ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ШУМА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC SUBSTANTIATION OF INTRODUCTION OF INTERVALS IN THE WORK UNDER CONDITIONS OF INTENSIVE NOISE

In case of a noise at a level of 91 to 93, 100 to 103 dBA and prevalence of working processes, peculiar for knitting and weaving workshops, a deterioration of a state of physio logical functions was noted to take place after 3 hr of work and 2 hr after the dinner break. On the basis of industrial and experimental data obtained the authors recommend to intro duce a rest interval of 10—15 min. 2 hr after the dinner break in workshops of light industry with noises of 91 to 103 dBA. At the time of the interval the works should be under acoustically favorable conditions, that may be provided in specially accommodated rest rooms.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ПЕРЕРЫВОВ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ШУМА»

UNIFICATION OF STANDARD REQUIREMENTS FOR CEASING OR RESTRICTING THE WORK IN THE OPEN AIR UNDER CONDITIONS OF INTENSE COLD

A. A. Prokhorov, I. S. Kandror, E. M. Ratner

On the basis of analysis of instructions in force at present, that specify the temperature and wind conditions, requiring complete cessation or restriction of work in a cold season of the year, and that of data of personal physiological investigations carried out for several years, the authors recommend to use similar criteria for fixing missed and partially written off days on all the territory of construction of the Baikal-Amur railway line.

УДК 613.644:613.

Канд. мед. наук Э. П. Орловская, В. В. Липовой

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ПЕРЕРЫВОВ ПРИ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО ШУМА

Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

Имеющиеся сведения об уменьшении неблагоприятного действия интенсивного производственного шума введением перерывов немногочисленны. Впервые 20-минутные перерывы через каждые 2 ч работы в шуме были предложены в 1962 г. в Методических указаниях № 390-62, затем рекомендовались 10—15-минутные перерывы (Л. Н. Шкаринов). Не изучен вопрос о зависимости длительности перерывов и их распределения в течение рабочего дня от характера трудового процесса и уровня шума. Определение оптимальной продолжительности перерывов и их распределения на протяжении рабочей смены с учетом уровня шума и характера трудовой деятельности явилось целью настоящей работы.

Физиолого-гигиенические исследования проводили в ткацком и осно-вовязальном цехах предприятий легкой промышленности и в экспериментальных условиях в звукоизолированной камере. На рабочих местах ткачих уровень шума составлял 100—103 дБА с преобладанием энергии 500—4000 Гц, на рабочих местах вязальщиц — 91—93 дБА с преобладанием энергии 250—500 Гц. Характер трудовой деятельности в обоих случаях был подобным. Исследования выполнены в три этапа: выяснение основных закономерностей развития утомления при работе в данных производственных условиях с учетом воздействия интенсивного шума, проверка и расширение наблюдений в эксперименте, определение эффективности рекомендуемых перерывов на производстве.

При изучении влияния шума на организм пользовались комплексом методик. Слуховую чувствительность изучали методом пороговой тональной аудиометрии на частотах 500, 1000 и 400 Гц. О состоянии высшей нервной деятельности судили по показателям условнорефлекторных реакций на световой раздражитель, критической частоте световых мельканий. Для оценки состояния организма определяли мышечную выносливость к статическому напряжению (по Розенблату) и частоту пульса. Результаты исследований, проведенных через каждый час работы у 6 основовязалыциц в течение 5 дней, свидетельствовали о том, что через 1 и 3 ч работы существенно (Р<0,05) увеличивался латентный период условнорефлекторных реакций на световой раздражитель (рис. 1). В то же время уменьшалась критическая частота световых мельканий, что говорило о понижении возбудимости коры головного мозга. Снижалась мышечная выносливость, урежался пульс. Во время обеденного перерыва изучаемые показатели практически восстанавливались. Во второй половине смены изменение их было также выраженным.

Было установлено, что комплексное воздействие труда, факторов производственной среды, в том числе и шума 91—93 дБА, вызывают утом-

Рис. 2. Изменение некоторых физиологических показателей у ткачих в конце смены до (1) и после (2) введения 15-минутного перерыва.

а — зрительно-моторная реакция (дифф.); б — внимание.

Рис. 1. Изменение физиологических показателей у вязальщиц в течение смены. / — зрительно-моторная реакция (дифф.); 2 — пульс; 3 — мышечная выносливость;

4 — частота световых мельканий. Здесь л на рис. 2: по оси абсцисс — часы работы; по оси ордииат — изменение показателей (в % по отношению к исходным).

ление вязальщиц, максимальное проявление которого комплексно по всем показателям характерно для 3-го и 6-го часов работы.

При проведении исследований у ткачих наряду с изучением слуховой чувствительности и латентного периода зрительно-моторной реакции определяли способность к концентрации внимания с помощью таблиц Шуль-те — Платонова. Эти показатели оказались наиболее информативными. Учитывая характер трудовой деятельности и изменения состояния организма работниц на протяжении смены, у ткачих проводили исследования 4 раза в смену: до работы, через 3 ч после ее начала, после обеденного перерыва и в конце смены (рис. 2). Изменения состояния физиологических функций в течение рабочего дня у ткачих более выражены. Особенностью выявленных сдвигов было отсутствие восстановления со стороны показателей зрительно-моторной реакции и внимания во время обеденного перерыва и сохранение выраженных сдвигов (Р<0,05) во второй половине рабочей смены. При стаже работы свыше 5 лет отмечено повышение порогов слуха на исследованных частотах порядка 40 дБ. В течение рабочего дня регистрировались временные сдвиги порогов слуха в пределах 10 дБ.

При проведении экспериментов работницы подвергались часовому воздействию шума. Для воспроизведения шума, идентичного производственному, использовали разработанный в лаборатории «частотный вариатор шума» (А. А. Меньшов и соавт.). Во время шумового воздействия обследуемые женщины на специально созданном устройстве производили перематывание и связывание нити.

Методологическая целесообразность часовой экспозиции при изучении влияния шума на организм подтверждена рядом работ. Учитывая необходимость определения значения времени отдыха для восстановления наблюдаемых сдвигов, сравнивали данные, полученные через 1 ч опыта и через 8 ч воздействий шума. Сравнение сделано при шуме 93 дБА (см. таблицу). Как видно из приведенных данных, такое сопоставление правомерно. Характеристика направленности изменений некоторых показателей и их глубины на производстве и в эксперименте представляет отдельный вопрос. Повышение порогов слуха в эксперименте, так же как и на производстве, составляло в среднем 10 дБ.

В условиях эксперимента изучалось влияние шума интенсивностью от 85 до 100 дБА. После его воздействия предоставлялся отдых от 5 до 20 мин. Установлено, что отдых целесообразен при уровнях шума начиная с 90 дБА. При сравнении 3 вариантов перерывов (5, 10 и 15 мин) посредством двухфакторного дисперсионного анализа установлено, что раз-

личия в изменениях показателей после отдыха достоверны. Наименьшие различия наблюдались между исследованиями при отдыхе 5 и 10 мин, а наибольшие — между показателями после 5 мин отдыха и после перерыва 10 и 15 мин. Исследование функции внимания показало снижение способности обследованных работниц к концентрированному вниманию после 5- и 10-минутного отдыха. Лишь при 15-минутном перерыве изменения этого показателя несу- ^ щественны (Р>0,05). Различия в изменениях данных мышечной выносливости и частоты 5 пульса после отдыха различной продолжи- „ тельности были недостоверны. =

Не установлено существенных различий с показателей при отдыхе 15 и 20 мин, что явилось основанием считать перерывы дли- « тельностью 20 мин нецелесообразными.

Наряду с оценкой физиологического со- х стояния на производстве и в эксперименте « изучалась профессиональная работоспособность по длительности ручных рабочих | операций. В настоящем сообщении мы не останавливаемся на описании этого исследования, укажем лишь, что на производстве я определялось время устранения обрыва нити \ основы, в эксперименте — время выполнения подобной операции на созданном в лабора- ^ тории стенде (до и после воздействия шума, а также предоставленного отдыха). |

Время введения перерывов определялось х на основании производственных исследований = с учетом характера изменения физиологиче- г ских показателей и профессиональной рабо-

о.

о

тоспособности. Учитывая, что после 3—4 ч ;

х

работы следовал обеденный перерыв и в первой половине смены работницы использовали 5-минутный перерыв, предоставляемый им на х личные потребности, 10—15-минутный пере- ^ рыв на отдых в зависимости от уровня шума / рекомендован во второй половине рабочей £ смены через 2 ч после обеденного перерыва. £ В это время наблюдалась тенденция к ухуд- | шению большинства показателей. =

Перерыв на отдых апробирован на Чер-касском шелковом комбинате. Во время 15- 5 минутного перерыва работницы находились в " специально оборудованной комнате отдыха. Сравнительная оценка изменений физиологических показателей ткачих, работавших с дополнительным 15-минутным перерывом и без него, показало, что это благотворно сказывается на общем состоянии работниц (см. рис. 2). О положительном результате 15-минутного перерыва свидетельствует и уменьшение длительности операции по ликвидации обрыва нити в последние 2 ч смены.

Производство а. ю ю ю Щ ©оо© ООО©" ДУУУ

разница 6,6 7,3 — 11,8 —3,9

абс. г-^о© —"<м" СЧ СО~ 1 1

после 3 ч воздействия шума 1ПООЮ1 о"—©"© +1 +1 +1 +1 «О «ООО |>* ЦЭ Г—" «О сч со — г-

исходные 1пю_ о со 11+1+1+1 о>-оо 10ео"о>оГ СЧ СО — с-

Эксперимент О. <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

разница о ■Ч" сч „-ю • «СО -С5СО — СМ 1

абс. 00 СЧ О! ©_ «"имя" 1

после 1 ч воздействия шума о» — ю о> о—*—"о" +1 +1 +1 +1 СО Ю СО СО см оо

исходные +1+1+1+1 05 10 10 о со см оо

Показатель Зрительно-моторная реакция, сотые с: простая дифференцировочная Мышечная выносливость, с Частота пульса, уд/мин

Для того чтобы рабочие могли с максимальным эффектом использовать перерыв для отдыха, предназначенные для этой цели комнаты должны отвечать определенным акустическим требованиям. Рекомендуется размещать их в непосредственной близости от цеха. Для обеспечения благоприятных акустических условий (уровень шума 55—65 дБА) в случаях, когда комнаты отдыха примыкают к шумным цехам, например ткацкому, в качестве ограждающих конструкций следует использовать оштукатуренную с двух сторон кирпичную кладку в полкирпича, гипсобетонные (гипсолитовые) плиты толщиной 95 мм, керамзитобетонные плиты толщиной 80 мм и т. п. Аналогичные ограждения можно применять и при шуме в цехе 95—97 дБА.

Большое внимание следует уделить устройству дверей. Необходимую степень звукоизоляции могут гарантировать специальные утяжеленные двери, двойные двери с тамбуром, облицованным звукопоглощающим материалом. Необходимо предусмотреть конструкцию запорных устройств, обеспечивающих прижатие полотна двери к уплотняющим прокладкам из резины мягких сортов (толщиной 1—2 см), укрепленным по периметру двери. Наши наблюдения показывают, что недостаточно продуманная конструкция дверей значительно ухудшает акустические условия в комнатах отдыха. Наиболее целесообразно вход из шумного помещения в комнаты отдыха делать через тамбур или промежуточное помещение, чтобы исключить увеличение шума, связанное с открыванием и закрыванием дверей. Для улучшения акустических условий в комнатах отдыха рекомендуется облицовывать потолок звукопоглощающим материалом. Аналогичную облицовку следует применять и в тамбурах. Комнаты отдыха должны быть обеспечены надлежащей вентиляцией. Следует принять меры к тому, чтобы шум из соседних помещений не проникал в комнаты отдыха через систему вентиляции.

Выводы

1. При уровнях шума 91—103 дБА и трудовых процессах, характерных для основовязальных и ткацких цехов, физиологическое состояние рабочих ухудшается после 3 ч работы и через 2 ч после обеденного перерыва. Степень ухудшения зависит от уровня шума.

2. В соответствии с динамикой физиологических сдвигов и учетом распорядка рабочего дня (обеденный перерыв, время на личные надобности) перерыв на отдых рекомендуется через 2 ч после обеденного перерыва.

3. При уровнях шума порядка 100—103 дБА оптимальная длительность перерыва 15 мин, при меньших уровнях — 10—15 мин. Увеличение перерыва до 20 мин нецелесообразно. Введение 15-минутного перерыва для отдыха сказывается благоприятно на состоянии физиологических функций и работоспособности к концу рабочей смены.

4. Во время перерыва на отдых рабочие должны находиться в акустически благоприятных условиях (55—65 дБА), которые могут быть обеспечены в комнатах отдыха, оборудованных с учетом требований технической акустики.

ЛИТЕРАТУРА. Меньшов А. А., Сегал А. С., Шлеймо-вич Б. М. — »Гиг. и сан.», 1976, № 1, с. 74—76. — Методические указания по проведению профилактических мероприятий, предупреждающих вредное воздействие на организм человека производственного шума. М., 1962. — Шкаринов Л. Н. Гигиеническая оценка производственного шума и основные пути профилактики его неблагоприятно!-» воздействия. М., 1964.

Поступила 6/VIII 1976 г.

PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC SUBSTANTIATION OF INTRODUCTION OF INTERVALS IN THE WORK UNDER CONDITIONS OF INTENSIVE NOISE

E. P. Orlovskaya, V. V. Lipovoy

In case of a noise at a level of 91 to 93, 100 to 103 dBA and prevalence of working processes, peculiar for knitting and weaving workshops, a deterioration of a state of physiological functions was noted to take place after 3 hr of work and 2 hr after the dinner break. On the basis of industrial and experimental data obtained the authors recommend to introduce a rest interval of 10—15 min. 2 hr after the dinner break in workshops of light industry with noises of 91 to 103 dBA. At the time of the interval the workes should be under acoustically favorable conditions, that may be provided in specially accommodated rest rooms.

УДК 613*648:[629.12:658.3 86*

Проф. О. П. Шепелин, А. Г. Филиппова, Л. Г. Дзизюра

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ОБУЧЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

Владивостокский медицинский институт

Цель настоящей работы в том, чтобы выявить влияние различных учебно-производственных режимов на функциональное состояние основных физиологических систем организма подростков на первом году обучения, так как требования, предъявляемые к этому периоду, должны быть особенно высоки в связи с перестройкой у учащихся среднего ПТУ «школьного» динамического стереотипа и выработкой нового условнорефлекторного динамического стереотипа (И. А. Арнольди и Л. Г. Груева; С. А. Коси-лов и Л. А. Леонова).

Анализ гигиенических условий обучения показал, что этот процесс осуществлялся в целом при удовлетворительном микроклимате учебно-производственных помещений. Так, температура воздуха за изученный период колебалась от 14 до 22,2°С, относительная влажность воздуха — от 54 до 72%, скорость движения воздуха составляла 0,04—0,12 м/с. Концентрация С02 в учебных комнатах и мастерских находилась в пределах нормы (0,03—0,04%) и за данный период существенно не изменялась. Освещенность на рабочих местах была 120—200 лк, что соответствует гигиеническим требованиям.

Для исследования динамики работоспособности учащихся использовали ряд современных физиологических методик: рефлексометрию, корректурный тест, определение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Кроме того, изучали заболеваемость на основе диагнозов, указанных в справках о временной утрате трудоспособности. Для физиологических исследований было отобрано 85 практически здоровых учащихся— юношей в возрасте 15—16 лет, обучавшихся по двум режимам. При первом режиме (по специальности слесарь-ремонтник) производственное обучение в первом полугодии велось в мастерских училища в конце недели (пятница и суббота); во втором полугодии теоретические и практические занятия чередовались понедельно. При втором режиме (по специальности судокор-пусник-ремонтник) производственные занятия на протяжении 2 полугодий проводились в середине недели (среда и четверг). Таким образом, 1-я группа в течение первого года обучения имела менее оптимальный, на наш взгляд, режим занятий.

При изучении режима учебного процесса выявлено следующее. В целом учебная нагрузка для обеих групп составляла 42 ч в неделю. В первом полугодии занятия начинались в 9 ч утра, фиксированный обеденный перерыв продолжался 50 мин после 4 ч занятий. Во втором полугодии занятия начинались в 8 ч 15 мин, обед предусматривался в конце учебного

2 Гнгяена и санитария № 6

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.