Научная статья на тему 'О РЕЖИМАХ ТРУДА И ОТДЫХА СТРОИТЕЛЕЙ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ'

О РЕЖИМАХ ТРУДА И ОТДЫХА СТРОИТЕЛЕЙ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
122
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK AND REST REGIMEN OF BUILDERS OF THE MAIN TYPES OF BUILDING-MOUNTING OPERATIONS

The existing intershift work and rest regimen of builders performing the main building-mounting work are physiologically irrational.The regimen suggested by the author is based on the principle of the favorable effect produced by rhythmic interchange of the periods work and rest on the working capacity of the body. An experimental test of the suggested regimen proved it to be efficient.

Текст научной работы на тему «О РЕЖИМАХ ТРУДА И ОТДЫХА СТРОИТЕЛЕЙ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ»

УДК 613:в:[в24.08+693

Э. Г. Xазовская

I

О РЕЖИМАХ ТРУДА И ОТДЫХА СТРОИТЕЛЕЙ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Отдел условий труда Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института труда в строительстве, Москва

Накопленные в литературе материалы позволяют утверждать, что научно обоснованные режимы работы и отдыха способствуют повышению производительности труда и сохранению высокой работоспособности организма (3. М. Золина, и др.). Режимы труда и отдыха, как известно, разрабатываются с учетом состояния работоспособности организма, критериями оценки которой могут быть как технико-экономические, так и психо-фи-зиологические показатели. Однако режимы труда и отдыха строителей до настоящего времени физиологически обоснованы недостаточно. Имеющиеся в литературе сведения относятся, как правило, к исследованиям, проведенным в экстремальных условиях (в жарком и холодном климате). Поэтому предлагаемые меры по рационализации режимов труда и отдыха строителей, работающих в этих условиях, направлены на защиту организма от основного неблагоприятного фактора: перегревания или переохлаждения (А. Бабаев; Э. Е. Блувштейн; В. К. Кузьмина, и др.).

В нашу задачу входило изучение функционального состояния организма строителей при существующих режимах труда и отдыха в умеренном климате с целью их оценки, и разработки рационального внутрисмен-ного режима труда и отдыха. Работу проводили в Невинномысске, Краснодаре и Ладыжине при температуре наружного воздуха в пределах 20— 25°, относительной влажности 30—70% и скорости движения воздуха 0,5—3,0 м1сек, т. е. при относительно благоприятных метеорологических условиях.

Под наблюдением находилось 89 человек в возрасте от 19 до 38 лет со стажем работы не менее 3 лет, занятых тяжелым и средним по тяжести физическим трудом. Тяжелым физическим трудом занимались каменщики, энерготраты которых в среднем в сутки колебались от 250 до 350 ккал/час. Средним по тяжести трудом занимались монтажники стальных и железобетонных конструкций, маляры, термоизолировщики и слесари-монтажни-ки по оборудованию котельных установок (энерготраты от 170 до 250 ккал/час). О функциональном состоянии организма судим по данным сердечно-сосудистой системы (частота пульса, артериальное давление, ударный и минутный объем крови), центральной нервной системы (латентный период простой зрительно- и слухо-моторной реакций, проба Грюнбаума— Косилова) и нервно-мышечного аппарата (сила, выносливость, тремор правой кисти). Наблюдения проводили в динамике дня и недели за бригадами, работающими в первую смену. При существующих режимах труда и отдыха исследования осуществляли до и после рабочего дня, до и после обеденного перерыва. Состояние сердечно-сосудистой системы изучали через каждый час работы. При экспериментальном режиме исследования выполняли до и после работы, а также до и после каждого регламентированного перерыва на отдых.

Наблюдения за рабочими проводили в течение 2—4 недель. Общее число исследований составило 384 человеко-дней; объем физиолого-гигиени-ческих исследований достиг 10 000. Материалы подвергнуты статистической обработке методами вариационной статистики. В настоящем сообщении приводятся средние данные. Для оценки функционального состояния организма строителей в динамике рабочей недели использовали среднесмен-ные данные соответствующих показателей, т. е. средние из всех наблюдений за каждый день недели. В зависимости от применяемой методики чис-

ло наблюдений в каждой исследуемой группе рабочих колебалось от 17

до 90.

При существующих режимах труда и отдыха у каменщиков и монтажников стальных и железобетонных конструкций наибольшее напряжение отмечалось со стороны сердечно-сосудистой системы. Уже в первой половине рабочего дня пульс у них учащался в среднем на 22—30% (Р<0,01 в обоих случаях), пульсовое давление снижалось на 5—11% (Р<0,01 и <0,02). Во второй половине смены неблагоприятные изменения гемодина-мических показателей продолжали нарастать. К концу рабочего дня пульс у каменщиков и монтажников по сравнению с дорабочим уровнем учащался соответственно на 45—58% (Р<0,05 в обоих случаях), ударный объем крови (УОК) снижался на 20—11% (Р<0,01 и <0,05), а минутный объем крови (МОК) увеличивался на 40—12% (Я<0,01 в обоих случаях).

Обращает на себя внимание то, что, несмотря на наибольшие энерготраты каменщиков, а следовательно и наибольшую потребность в обеспечении работающего организма кислородом, их сердечно-сосудистая система не справлялась полностью с повышенными требованиями, так как МОК увеличивался крайне незначительно (на 12%), а УОК даже снижался. Это свидетельствует о нарушении приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы каменщиков, о неадекватности ее реакции на производственную нагрузку. Увеличение МОК на фоне уменьшения ударного объема и учащения пульса, а также снижение пульсового давления по сравнению с соответствующими показателями до работы свидетельствуют о том, что состояние напряженности сердечно-сосудистой системы у каменщиков •и монтажников компенсируется в основном за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

У слесарей-монтажников, маляров и термоизолировщиц напряжение сердечно-сосудистой системы во время работы было менее значительным, чем у каменщиков и монтажников стальных и железобетонных конструкций. У маляров к концу рабочей смены пульс учащался лишь на 15% (Я<0,01), у термоизолировщиц— на 10% (Я<0,01), а у слесарей-монтажников— всего на 4% (0,05>Р<0,1). Более значительным было напряжение центральной нервной системы. Наблюдалось ухудшение функций внимания при выполнении теста Грюнбаума—Косилова: у маляров и слесарей-монтажников к концу смены возрастали ошибочные ответы в среднем на 45% (Р соответственно <0,05 и <0,02), у термоизолировщиц уменьшалась скорость выполнения задания в среднем на 13% (Р<0,02). Таким образом, на основании приведенных данных можно заключить, что при существующих внутрисменных режимах труда и отдыха у строителей указанных профессиональных групп к концу рабочего дня появляются выраженные признаки утомления организма.

Можно предполагать, что причиной этого является недостаточная организация рабочего времени. Результаты хронометражных наблюдений показали, что при существующих внутрисменных режимах у строителей не наблюдалось регулярного чередования периодов работы и отдыха. Длительность перерывов колебалась от 4 до 27 мин., включая время на отдых, личные надобности, технологические перерывы и простои. Плотность работы, по-видимому, также влияла на степень изменения физиологических функций организма строителей. Сравнительно небольшая плотность рабочего времени (71—72%) на фоне довольно значительных физических нагрузок у каменщиков и монтажников стальных и железобетонных конструкций и значительная плотность работы (87—92%) на фоне монотонности и статического напряжения у маляров и термоизолировщиц являются в большинстве случаев избыточной нагрузкой на организм строителей при существующей организации труда. Одной из наиболее эф})ективных мер профилактики производственного утомления служит механизация строительных работ и рационализация внутрисменных режимов труда и отдыха строителей.

При проектировании экспериментального режима мы стремились ввести определенное регулярное чередование периодов работы и отдыха, которое, как известно, может способствовать более полному выявлению физиологических возможностей организма на основе положительного влияния ритма труда (3. М. Золина; К. К. Платонов); установить максимально возможные с физиологической точки зрения периоды непрерывной работы для лиц, занятых тяжелым трудом и трудом средней тяжести, а также установить длительность

ш ю

16 17

Рис. I. Экспериментальный, внутри-сменный режим труда и отдыха строителей, выполняющих основные виды строительно-монтажных работ в условиях умеренного климата.

Белые столбики — периоды работы; заштрихованные столбики — периоды отдыха; цифры над рисунком и в белых столбиках»— продолжительность периодов работы и отдыха (в мин), цифры под рисунком — часы рабочей смены.

- г—ч

перерывов, достаточную для восстановления нарушенных функций, снятия производственного утомления и сохранения достигнутого уровня работоспособности; мы старались также приблизить экспериментальный режим к привычному ритму работы, так как известно, что значительное изменение режима может привести к ломке выработанного рабочего стереотипа у лиц с достаточным производственным стажем (т. е. у большинства испытуемых), что с учетом данных

литературы (С. А. Косилов; Г. Леман) небезразлично для организма; наконец, мы ставим своей задачей сохранить время на отдых в пределах установленных величин. Для наблюдавшихся нами профессиональных групп строителей это составляет 10— 15% рабочего времени.

Исходя из сказанного, а также учитывая довольно выраженные признаки утомления у обследованных нами групп рабочих уже в первую половину дня, мы считали целесообразным подвергнуть экспериментальной проверке режим труда и отдыха, предусматривающий 10-минутные перерывы на отдых после каждых 50 мин работы. Ввиду того что в начале каждой полусмены проводили

102 >00 эя

96 94 92 90 01

_

_1_

23 26

24 22 20 18 16 14 12 10

о\.

<1*

Г

о-

I <3-

I

1

V

Л-

Г

«9»

I ^

I ^

1

Рис. 2. Некоторые показатели функционального состояния организма каменщиков в динамике ра-бочей.недели (среднесмен-ные данные).

л —'пульс (в % по отношению к понедельнику); Б — тремор правой кисти (число касаний за 30 с); по горизонтали — дни недели; тонкая линия — при существующем режиме; толстая линия — при экспериментальном режиме.

Рис. 3. Некоторые показатели функционального состояния организма монтажников стальных и железобетонных конструкции в динамике рабочей недели (среднесменные данные).

А — пульс (в % по отношению к понедельнику); Б — максимальная сила правой кисти (си. рт. ст.), по горизонтали — дни недели; тонкая линия — при существующем режиме; толстая линия — при экспериментальном режиме.

2 Гигиена и санитария 1

33

подготовительные мероприятия, длительность периодов работы в это время была увеличена до 60 мин. Таким образом, при экспериментальном режиме труда и отдыха в течение смены допускают б регламентированных перерывов общей длительностью 60 мин и 60 мин отводили на обеденный перерыв после 4 часов работы (рис. 1). Форма проведения регламентированных перерывов на отдых была произвольной.

Как показали исследования, в условиях экспериментального режима работоспособность организма сохранялась на относительно постоянном уровне в течение смены, снижалась утомляемость и улучшалось функциональное состояние в динамике рабочей недели (рис. 2 и 3). Если к концу каждого 50-минутного периода работы у строителей, занятых тяжелым трудом (каменщики), наступало некоторое снижение функции внимания, учащение пульса и усиление тремора кисти, то за время регламентированных перерывов на отдых, как правило, происходило восстановление функций до исходных величин, наблюдаемых до работы. Более или менее полное восстановление нарушенных функций на протяжении смены способствовало значительному снижению напряженности отдельных функций организма к концу дня. У каменщиков, например, наблюдалось учащение пульса лишь на 10% (/><0,02) против 45% при существующем режиме труда, укорочение латентного периода зрительно-моторной реакции (Р<0,02) и увеличение силы мышц кисти (Р<0,05), а также не возрастает число ошибок при выполнении теста Грюнбаума. При существующем режиме отмечалось увеличение количества ошибок к концу смены в среднем на 30% (Р<0,05).

Положительное влияние экспериментального режима работы на функциональное состояние организма отмечено и в динамике недели. Как видно из рис. 2 И'З, у каменщиков и у монтажников стальных и железобетонных конструкций при экспериментальном режиме труда и отдыха от понедельника к пятнице снижалось напряжение сердечно-сосудистой системы (см. рис. 2, А, 3, Л), увеличивалась сила и выносливость мышц кисти (см. рис. 3, Б), уменьшалось количество ошибок и время выполнения задания при работе с таблицами Грюнбаума—Косилова, уменьшался тремор кисти (см. рис. 2, Б).

У маляров, занятых физическим трудом средней тяжести, в условиях экспериментального режима работы и отдыха каких-либо резких отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы к концу смены не наблюдалось. Это можно объяснить менее выраженными изменениями показателей функционального состояния к концу каждого 50-минутного периода работы и более полного восстановления за 10-минутный период отдыха, чем у лиц, занятых тяжелым трудом (рис. 4).

Менее значительные колебания физиологических функций в процессе труда, четкая периодизация циклов работы и отдыха способствовали лучшему использованию времени, что проявилось в увеличении занятости строителей выполнением основных производственных операций. Так, в течение смены у каменщиков время кладки увеличилось в среднем на 5,5%, а время, затрачиваемое на заготовку материалов и прочие трудоемкие про-

3 9 1011121314151617 8 9 10II /213/41516Г7

Рис. 4. Динамика частоты пульса у каменщиков (-4) и маляров (Б) в течение рабочей смены (средние данные). Тонкая линия — при существующем режиме; толстая линия — при экспериментальном режиме, в конце каждого 50-минутного периода работы: пунктирная линия — при экспериментальном режиме в конце каждого 10-минутного регламентированного перерыва на отдых.

цессы уменьшилось на 7%, простои снизились на 8%. У монтажников стальных и железобетонных конструкций время монтажа панелей возросло в среднем на 11%, а время, затрачиваемое на немеханизированные операции, снизилось на 12%, простои уменьшились на 7%.

Эти данные могут непосредственно указывать, за счет каких резервов возможно увеличение производительности труда строителей.

Учитывая некоторые признаки утомления обследованных к концу каждого 50-минутного цикла работы и более или менее полное восстановление нарушенных функций за 10 мин отдыха, можно заключить, что для строителей, занятых тяжелым трудом, продолжительность периода непрерывной работы в 50 мин следует считать максимально возможной с физиологической точки зрения, а длительность периода отдыха в 10 мин — достаточной для восстановления нарушенных функций.

Выводы

1. Существующие внутрисменные режимы труда и отдыха строителей, выполняющих основные виды строительно-монтажных работ, являются физиологически нерациональными и требуют соответствующей корректировки.

2. Введение ритмичного чередования периодов работы и отдыха в значительной мере способствует снижению производственного утомления в динамике дня и недели.

3. Для строителей, выполняющих тяжелую физическую работу при относительно благоприятных метеорологических условиях, длительность периода работы в 50 мин является максимально возможной, а длительность перерыва на отдых в 10 мин — минимальной; для строителей, выполняющих работу со средней физической нагрузкой, длительность перерывов на отдых в 10 мин после 50 мин работы является оптимальной.

ЛИТЕРАТУРА. Бабаев А. Гиг. труда, 1967, № 4, с. 45— Б л у в ш -т е й н Э. Е. Гигиеническая оценка режимов труда и отдыха строителей в условиях жаркого климата. Автореф. дисс. канд. Ташкент, 1972.— 3 о л и н а 3. М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., 1967.—К о с и л о в С. А. Очерки физиологии труда. М.,. 1965.— Он же. В кн.: Физиология мышечной деятельности труда и спорта. Л., 1969, с. 483.— Кузьмина В. К- Режим труда и обоснование мероприятий при работе в условиях холода. Автореф. дисс. докт. М., 1968.— Л е м а и Г. Практическая физиология труда. М., 1967.— Платонов К- К- Вопросы психологии труда. М., 1970, с. 220.

Поступила 10/VII 1972 г.

WORK AND REST REGIMEN OF BUILDERS OF THE MAIN TYPES OF BUILDING-MOUNTING OPERATIONS

E. G. Khazovskaya

The existing intershift work and rest regimen of builders performing the main building-mounting work are physiologically irrational.The regimen suggested by the author is based on the principle of the favorable effect produced by rhythmic interchange of the periods work and rest on the working capacity of the body. An experimental test of the suggested regimen proved it to be efficient.

УДК 628.31/33(47-22)

Доктор мед. наук В. А. Горбов, канд. техн. наук Э. С. Разумовский, В. В. Чупракова (Москва)

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Значение проблемы гигиены и эпидемиологии сельских населенных мест общеизвестно. В связи с этим несомненный интерес представляют разработанные научно-исследовательским институтом коммунального водо-

2*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.