составлял 10~3, отставая от контроля на 2 разведения; титр энтерококка через 3 недели в опытной и контрольной пробах сравнялся.
Многочисленные попытки обнаружить во всех исследованных пробах патогенных представителей кишечной группы не дали положительных результатов. Посевы на среды Вильсона—Блера, Плоскирева, на среды с различными ингибиторами, в среды Миллера, Кауфмана и др. не выявили бактерий кишечно-тифозной группы. Обильная гнилостная флора заглушала, вероятно, рост этих микроорганизмов, которые, конечно, должны были находиться в осадке сточной жидкости. Поэтому мы были лишены возможности определить эффективность данного метода в эпидемиологическом отношении. Однако ввиду крайней и далеко идущей изменчивости кишечной палочки, которая была обнаружена нами в коагулированных и обезвоженных осадках сточной жидкости, вряд ли можно опасаться сохранения жизнеспособности, а тем более вирулентности патогенных микробов. Предосторожности ради можно рекомендовать, как это делают Shook, Czarnecki и Periello, хранение обезвоженного осадка до вывоза его в поле под слоем земли, а на полях тщательное перекапывание этого осадка с землей.
Выводы
1. Обработка сырого осадка сточной жидкости, заключающаяся в коагуляции его известью и последующем обезвоживании на вакуум-фильтрах, приводит при активной реакции среды, превышающей рН 11,0, к резкому снижению содержания кишечной палочки и энтерококка; наибольший эффект достигается при доведении активной реакции среды до рН 12,0—12,2.
2. При хранении коагулированного и обезвоженного осадка сравнительно быстро начинается реактивация микроорганизмов (кишечной палочки — между 7—17-ми сутками, энтерококка — между 2—6-ми сутками); при этом их содержание в обработанном осадке возрастает. При длительном хранении (до 6 месяцев) содержание этих микроорганизмов вновь начинает снижаться.
3. Дополнительное прогревание коагулированного обезвоженного осадка эффективно лишь в течение первой недели его хранения. Через 2 недели это дополнительное воздействие не препятствует начинающейся реактивации кишечной палочки и энтерококка.
ЛИТЕРАТУРА
Туровский И. С. В кн.: Сборник научных работ Акад. коммун, хоз-ва. Городская канализация, 1961, стр. 199.—Shook W. М., Czarnecki R., Periello R-, Water and Sewage Works, 1962, Ref. N. 333.
Поступила 19/XII 1963 r.
УДК 613.6 + 612.766.1] : 693
Ф ИЗ И О Л ОГО-ГИГИЕНИЧЕС КАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ КАМЕНЩИКА НА ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Канд. мед. наук Е. Ф. Медведева, Г. Н. Репин Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
Кирпичная кладка все более вытесняется индустриальными методами возведения зданий. Тем не менее каменные работы составляют еще значительный удельные вес в общем объеме строительства.
Раньше труд каменщиков был физически тяжелым. В предвоенные и особенно послевоенные годы в строительстве произошли коренные изменения: осуществлена механизация наиболее тяжелых транспортных операций, ликвидирована сезонность основных работ, внедрена более совершенная технология кладки и организация труда.
Настоящее исследование проведено на строительстве жилого массива Юго-западного района Москвы в 1958—1960 гг. Кирпичная кладка осуществляется здесь, как правило, звеном каменщиков. Наиболее простое производственное звено состоит из 2 человек: каменщика-кладчика и подручного (звено «двойка»). Первый из них производит кладку кирпичей только в наружной части стен (верстовые ряды наружных граней). Подручный подает на стену кирпич и раствор, производит кладку внутренних рядов («забутку») и раешивку швов. В тех случаях, когда подручный не успевает укладывать «забутку», ему помогает каменщик-кладчик.
Стремление освободить каменщика-кладчика от участия в кладке «забутки» привело к организации звена, состоящего из одного каменщика и двух подручных (звено «тройка») или двух каменщиков и трех подручных (звено «пятерка»).
Рабочее место каменщика организуется с учетом максимальной экономии физических усилий.
Для сравнительной характеристики условий труда физиологические исследования проведены в зимний (февраль—март) и летний (июль—август) периоды. Под наблюдением находились 21 каменщик и 15 подручных. Исследуемые были в возрасте 20—35 лет, со стажем работы по специальности 2—5 лет. Каждого рабочего наблюдали по 2—3 дня как зимой, так и летом.
Загрузка у каменщиков-кладчиков и подручных зимой составляет в среднем 56—63,7% рабочего времени. Довольно продолжительны перерывы в работе по техническим и организационным причинам. На отдых и личные надобности у каменщиков-кладчиков уходит около 11% времени, у подручных—19,9%, т. е. почти в 2 раза больше.
При возведении толстых стен первых этажей зданий звеном «двойка» наблюдается более высокая уплотненность рабочего дня (до 82—94%) и перегрузка подручного. Каменщик-кладчик вынужден помогать подручному тратить до 33% рабочего времени на вспомогательную работу.
Распределение времени каменщиков и подручных по получасам рабочего дня (см. рисунок) свидетельствует о том, что загрузка оказывается минимальной в начале смены и резко понижается к концу ее. Низкая загрузка в начале смены объясняется техническими и организационными причинами. Понижение загрузки в .конце смены наряду с этими причинами в определенной степени может быть объяснено утомлением работающих. Так, время на отдых и личные надобности значительно выше во второй половине рабочего дня. При этом у подручных увеличение потребности в отдыхе во вторую половину смены более выражено, чем у каменщиков-кладчиков.
Минутный объем дыхания у каменщиков и подручных повышается до 16—28 л., потребление кислорода — до 700—1300 мл/мин,- а энерготраты — до 210—380 ккал/час. Газообмен и энерготраты по окончании рабочей смены у всех исследуемых быстро нормализуются и через 20 мин., как правило, соответствуют исходным данным.
Газообмен и энерготраты при выполнении аналогичных производственных операций зимой повышаются на 10—20% по сравнению с летом. Большие энерготраты во время работы в зимний период объясняются, по-видимому, сравнительно трудными условиями на рабочем месте (скользкие от льда и снега настилы) и ношением зимней одежды, стесняющей движения, а, возможно, также включением химической терморегуляции на охлаждение.
За смену энерготраты каменщиков и подручных составляют в среднем 1200—1500 ккал, а за сутки —около 2800—3100 ккал. Следовательно, физическая напряженность выполняемой каменщиками работы сейчас намного ниже, чем в прежние годы. Тем не менее в соответствии с существующими классификациями (Н. К. Витте и др.) труд каменщиков-кладчиков должен быть отнесен к категории работ средней тяжести. Труд подручных занимает пограничное положение между категориями работ средней тяжести и тяжелыми. •
Наряду с физическим напряжением организма мы оценивали выносливость мышц кисти рук к статическим усилиям с помощью динамометра конструкции В. В. Ро-зенблата.
В первую и вторую половину смены у каменщиков и подручных значительно понижается выносливость мышц кисти (на 20—50% по сравнению с исходными данными), причем зимой больше (в среднем на 15%), чем летом, хотя нагрузка, напротив, несколько выше в летнее время. По всей вероятности, выносливость мышц кисти определяется не только мышечным напряжением, но также температурными условиями внешней среды и возможным охлаждением дистальных отделов рук зимой. Температура воздуха при проведении исследований в зимнее время колебалась в основном от 1 до —10°, подвижность воздуха — от 0,5 до 4 м/сек, в летнее врем?! — соответственно от 15 до 25° и от 0,5 до 5 м/сек.
У всех рабочих зимой наблюдаются выраженные изменения температуры кожи. Наиболее значительно охлаждается кожный покров дистальных отделов конечностей (до 19,4—22,4"). Температура кожи открытых участков лица понижается (до 19—26°). Менее значительно изменяется тепловое состояние кожи туловища (груди). В дни с наиболее суровыми условиями погоды, когда морозы достигают 12—18°, а подвижность воздуха составляет 5—7 м/сек, температура кожи кисти и пальцев рук, а также лба и крыла носа у строителей понижается нередко до 10—15°.
Распределение рабочего времени каменщиков по получасам рабочего дня в зимний период года.
А—каменщикн; Б — подручные; / — время работы; // — перерывы для отдыха.
В результате понижения температуры кожи кисти происходит значительное нарушение теплового состояния и работоспособности рук, что имеет существенное значение в производственной деятельности каменщиков. Так, согласно литературным данным (Coles и Patterson; Gaydos; И. С. Кандрор и др.), работоспособность мышц кисти снижается с уменьшением их кровообращения и с понижением температуры кожи.
Наши исследования показали, что из-за охлаждения рук зимой время, затрачиваемое каменщиками на кладку одного кирпича, увеличивается через сравнительно короткий срок (l'/i—2 часа). В процессе последующей работы происходит дальнейшее повышение времени, затрачиваемого на кладку одного кирпича, достигая в конце концов 30—50%. При этом наблюдается значительное охлаждение кисти рук.
В летнее время увеличение затрат времени на кладку одного кирпича менее выражено (5—22%) и отличается лишь в конце первой и второй половины смены, что указывает на развитие процесса утомления. Температура кожи на различных участках летом не претерпевает существенных изменений.
Тепловое состояние тела у всех наблюдаемых рабочих как летом, так и зимой сохраняется в пределах нормы. Только в дни с наиболее неблагоприятными условиями погоды (от —12 до —18°) в отдельных случаях проявлялась тенденция к понижению температуры тела (на 0,1—0,2°).
После окончания работы в зимнее время восстановление теплового состояния организма носит затяжной характер. Особенно медленно восстанавливается температура кожи стопы. Так, за время часового обеденного перерыва она не нормализуется полностью и, как правило, на 1—3° ниже исходных данных. Температура кожи на других участках тела восстанавливается обычно за более короткий срок.
Эти особенности терморегуляторных реакций необходимо учитывать при разработке мероприятий по профилактике охлаждения рабочих, занятых на открытых стройплощадках.
Большое значение имеет механизация операций по перемещению строительных материалов на рабочих местах (малая механизация), изыскание более совершенных форм рабочих инструментов, мобильность в организации труда в зависимости от его характера (перестройка звеньев из «пятерки» в «тройку» или «двойку» по мере возведения здания).
Чтобы предупредить утомление и охлаждение организма каменщиков, необходимо практиковать периодические перерывы в работе.
В холодное время года перерывы для отдыха и обогревания следует устраивать \же при температуре воздуха —10° и подвижности воздуха 5 м/сек. С увеличением подвижности воздуха они должны организовываться и при более высокой температуре. Для ускорения нормализации теплового состояния организма рекомендуется во время кратких перерывов пользоваться быстрыми способами обогрева непосредственно на рабочих местах и в специально оборудованных помещениях (лучистый обогрев, контактное согревание рук и ног и др.).
ЛИТЕРАТУРА
Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. —• Кандрор И. С. В кн.: Физиология теплообмена и гигиена промышленного микроклимата. М.. 1961, стр. 118. — Coles D. R., Patterson Q. С., J. Physiol. (Lond.), 1957, v. 135, p. 163. — G a y d o s H. F, J. appl. Physiol., 1958, v. 12, p. 373,— <G a y d о s H. F., D u s e k E. R., Ibid., 1958, v. 12, p. 377.
Поступила 20/VI 1963 r.
УДК 616-001.11-07 : 6I6.12-073.97J-092.9
ИЗМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ У КРОЛИКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПОВЫШЕННОГО АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ
А. С. Солодков
Изучению влияния повышенного атмосферного давления на сердечно-сосудистую систему посвящено значительное число работ. Вместе с тем электрокардиографическим исследованиям при дыхании сжатым воздухом уделяется незаслуженно мало внимания. Материалы по этому вопросу немногочисленны и к тому же противоречивы. Так, Breu, Terranova, Jullien и Bouveyron не нашли каких-либо существенных изменений на ЭКГ после пребывания водолазов и животных под повышенным атмосферным давлением. Напротив, Seusing, обследуя 65 водолазов до и после погружения на глубину от 10 до 30 м, отмечает, что после спуска под воду наблюдается уширение зубца Р и интервалов P—Q, QRS и Q—T, смещение интервала S—Т во II и III стандартных отведе-