Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ И МОНОТОНИИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА'

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ И МОНОТОНИИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adverse effects of a number of low-intensity industrial factors, in combination with labor monotony, on the body of technical school students (working with rubber footwear glue) have been revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ И МОНОТОНИИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА»

изводственных факторов по сравнению с девушками. На это указывают различная динамика времени реакции на световые раздражители, свидетельствующая о снижении процесса возбуждения у девушек и нарастании его у юношей, большая частота случаев нарушений дифференцировок у девушек, повышение минимального АД у юношей и стабильность его у девушек, большие сдвиги порогов слуховой чувствительности и на более широком диапазоне частот, мышечной выносливости, температурного градиента у девушек по сравнению с юношами, значительная разница в изменении показателей информационно-пропускной способности зрительного анализатора.

Очевидно, выявленную разницу в реакциях организма можно объяснить психофизиологическими различиями между юношами и девушками, определяющими реакцию организма на комплексное воздействие факторов окружающей среды. Динамика физиологических показателей сви-Ц*детельствует о наличии утомления, неодинаково проявляющегося в разных системах организма юношей и девушек.

Проведенный анализ если не дает основания полностью утверждать, что реакции организма юношей на комплекс воздействующих факторов ткацкого производства менее выражены, то о тенденции говорить можно и, следовательно, можно предположить, что процесс приспособления к работе у них будет сопровождаться меньшими физиологическими издержками для организма. Различный характер производственного

УДК 613.632-06:613.65|:3771-97:612.014.46

В настоящее время подготовка кадров в учебных заведениях профессионально-технического образования осуществляется на базовых предприятиях, где неблагоприятные факторы производственной среды в основном не превышают предельно-допустимые величины.

Данные литературы указывают на то, что одной из причин возникновения отрицательных сдвигов в организме работающих в условиях воздействия токсичных веществ малой интенсивности может быть комбинированное или сочетанное действие химических агентов с другими факторами (шумом, вибрацией, высокой или низкой температурой окружающего воздуха, напряженным трудом и т. д.), которое оказывает более выраженное отрицательное влияние, чем каждый из Л них в отдельности [1, 2, 4].

утомления позволяет сделать заключение о необходимости установления оптимального, дифференцированного режима труда и отдыха для юношей и девушек, работающих ткачами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева-Галанина Е. Ц., Алексеев С. В., Кадыскин А. В. и др. — В кн.: Всероссийская конф. на тему «Шум и шумовая болезнь, вопросы профилактики». Краткие тезисы докладов. Л., 1973, с. 13—16.

2. Горгаслидзе И. Г. Влияние процесса обучения на состояние здоровья учащихся средних ПТУ текстильной промышленности. Автореф. дне. канд. М„ 1980.

3. Депутатов В. П., Саркисова Г. И., Антипин Б. Н. — В кн.: Состояние здоровья н пути снижения заболеваемости рабочих текстильных предприятий. Иваново, 1977, с. 56—57.

4. Касиева И. Г. — В кн.: Материалы краевой эпидемиологии и гигиены. Фрунзе, 1977, т. 15, с. 97—99.

5. Касимов Т. — Здравоохр. Таджикистана, 1977, №5, с. 62—64.

6. Корнев В. Я., Балова А. Н. — В кн.: Актуальные вопросы профилактики неблагоприятного воздействия шума и вибрации. М., 1981, с. 152.

7. Крайнев Е. В., Мачарьянц J1. А. — В кн.: Физиология труда. Л., 1978, с. 206—207.

8. Михалев С. Ф. — Гиг. труда, 1982, № 4, с. 4—8.

9. Ростомбекова Н. В. — Гиг. и сан., 1973, № 4, с. 30—32. 10. Рутенбург Э. С.— В кн.: Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей. 16-й. Тезисы докладов. М., 1972, с. 422—424.

Поступила 16.12.83

Summary. A comparative study was made to identify certain characteristics of physiological responses in young men and women exposed occupationally at weaving plants.

Целью данной работы являлось определение влияния комплекса прозводственных факторов (монотонной работы в условиях воздействия токсичных веществ и шума ниже ПДК и ПДУ) на организм учащихся — клейщиц резиновой обуви.

Под наблюдением находились девушки, обучающиеся профессии клейщиц резиновой обуви в одногодичном техническом училище (ТУ). Такой выбор обусловлен идентичностью условии труда и быта, одинаковыми характером работы и объемом дневной нагрузки. Изучены результаты обследования 40 девушек в возрасте 17—18 лет, окончивших общеобразовательную школу и не имевших отклонений в состоянии здоровья, препятствующих поступлению их в ТУ данного профиля.

И. И. Круглова

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ И МОНОТОНИИ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Динамика показателей функционального состояния организма учащихся в период обучения в ТУ

Показатель Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года Ч

М±т Р М±т Р М±т Р

Латентный период зрительно-моторной реакции, м/с 312±7.0 300±8,6 >0,05 365±9.3 335±8,7 <0,05 345±9,8 355±7,1 >0.05

Процент днфференцировочных реакций 2,5 >0,05 4,3 <0,05 6.5 <0,05

1.7 7,2 14,3

Число прослеженных знаков 330±9,0 346±8,1 >0,05 373±9,9 340±8,2 >0,05 322±7,1 324±6,2 >0,05

Число ошибок на 500 знаков 8,8±0,9 8,9±1,1 >0,05 6,0±0,8 9.3±0.7 <0,01 9,2±0,8 6,7±0.6 <0,01

Выносливость мышц кисти, с 35±2,3 37±2,0 >0,05 38± 1,6 34±2,3 >0,05 38±2,0 33±1,8 >0,05

Становая сила 78±3,1 81±3,9 >0,05 75±2,0 69±1,9 <0,05 71±2,0 63±1,9 <0,05

Частота пульса в минуту Артериальное давление, мм рт. ст.: максимальное 78±0,3 84 ±0,2 110±1,1 1 !2±1,1 <0,05 >0,05 70±0,9 67±0,9 106±0,6 107±0,6 <0,05 >0,05 70±0,1 68±0,1 106±0,6 104±0,7 <0,01 <0,01

минимальное 69± 1,1 70±0,9 >0,05 65±0,5 66±0,6 >0,05 61±0,5 65±0,6 <0,01

Примечание. В числителе показатели до работы, в знаменателе — после работы.

В соответствии с поставленной задачей проводились гигиенические, физиологические, клинико-статистические исследования, а также анкетный опрос учащихся, хронометраж рабочих операций, анализ учебных программ, производительности труда и успешности освоения профессии. Для оценки условий обучения применяли общепринятые гигиенические методы исследования. При этом использовали результаты собственных исследований, данные центральной заводской лаборатории и городской санэпидстанции. Всего проведено 154 исследования на рабочих местах учащихся.

Исследование воздуха рабочей зоны учащихся показало, что пары бензина обнаруживались практически во всех пробах в концентрации 10— 90 мг/м3 (ПДК 100 мг/м3). При исследовании шума с помощью акустической аппаратуры фирмы «Бюль и Кьер» (Дания) установлена, что интенсивность его не превышала нормы (81 — 83 дБ А). Освещенность рабочих мест и метеорологические условия в цехе соответствовали санитарно-гигиеническим нормативам.

Работа клейщиц резиновой обуви на конвейере с закрепленной колодкой связана с выполнением однотипных операций, повторяющихся с определенной частотой на протяжении всего рабочего дня. Освоение данных операций не требовало длительного обучения, поэтому с первых дней занятий учащиеся работали на учебном конвейере и выполняли определенное производственное задание — изготовляли резиновую обувь. Количество выпускаемых изделий постепенно увеличивалось. С начала штатной практики недельная нагрузка возрасла в 2,1 раза как за счет

повышения нормы почасовой выработки, так и за счет увеличения дней работы (с 3 до 5 дней в неделю).

Хронометраж показал, что на выполнение основных операций в первые месяцы обучения расходовалось в среднем от 5,3 до 4,7 с, в начале штатной практики —3,8—3,1 с, в конце ее —3,4— 3,1 с (Р<0,01). Это позволяет отнести работу клейщицы по классификации монотонных видов труда к 5-й группе, характеризующейся высокой степенью монотонности [3].

Для оценки функционального состояния организма использовали следующие физиологические методы исследования: хронорефлексометрию, аудиометрию, динамометрию, пульсо- и тономет- А? рию, корректурную пробу с таблицами Анфи-мова, хронометраж.

Каждый учащийся на всех этапах обучения, кроме первого (когда в течение 4 дней были проведены предварительные исследования), обследовался в течение 2 дней до и после рабочего дня. В работу вошли данные исследования, проведенного в первые дни производственного обучения в начале штатной производственной практики и в конце ее. Всего выполнено 5060 исследований физиологических показателей. Общий объем — 5357 исследований.

В начале обучения профессии клейщицы резиновой обуви к концу дня признаков снижения работоспособности у учащихся практически не наблюдалось (Я>0,05), что видно из данных таблицы, отмечались лишь учащение пульса и тенденция к повышению артериального давления, что, по-видимому, являлось реакцией организма ^

X

360 355

350 345 340

Ж

14 72 Ю в В 4

Ж

38 37 36 35 34 33

V

72 7О 66 66 64 6?

70 69 63 67 66

17

106 105 104 103 102

ш

64 63 62 61 60

Показатели функционального состояния организма клейщиц резиновой обуви в период штатной

производственной практики. I — латентный период зрктелыю-мо-торноЛ реакции, м/с; II — прсцент нарушенных дифференцированных реакций: III — выносливость мышц кисти, с; IV — становая сила, кг; V — частота пульса в минуту; VI — соответственно максимальное и минимальное артериальное давление; светлые столбики — до работы, заштрихованные — после работы.

на нагрузку, связанную с освоением первых трудовых навыков.

Иная картина выявлена в период штатной производственной практики, когда к концу работы отмечалось выраженное функциональное состояние организма. Это выражалось в значительном уменьшении латентного периода простой зритель-но-моторной реакции при одновременном увеличении числа ошибочных реакций (Р<0,05), что *хвидетельствовало о некотором усилении возбудительного процесса. О снижении работоспособности к концу работы свидетельствовало и уменьшение числа прослеженных знаков с одновременным увеличением числа ошибок в корректурной пробе (Р<0,01). К концу работы регистрировалось и снижение становой силы (Р<0,05) при незначительном уменьшении выносливости мышц кисти (Р>0,05). Со стороны сердечно-сосудистой системы выявлено урежение пульса (Р<0,05), тогда как артериальное давление оставалось без значительных изменений (Р>0,05).

Перед окончанием штатной производственной практики тенденция к увеличению длительности латентного периода простой зрительно-моторной реакции после работы сочеталась со значительным увеличением числа ошибочных реакций (Р<0,05), что отражало ослабление дифферен-цировочного торможения в условиях длительного воздействия тормозного фона, обусловленного ^монотонностью труда (см. рисунок). Количество прослеженных знаков в корректурных заданиях не изменялось, тогда как число ошибок уменьшалось к концу дня (Р<0,01). Последнее, по-видимому, можно связать с характером работы, требующей концентрации внимания. Выносливость мышц кисти и становая сила снижались (Р<0,05), что было обусловлено напряжением разных групп мышц, вызванным длительным пребыванием в вынужденной позе.

Характер работы отражался и на показателях сердечно-сосудистой системы: к концу смены снижалось максимальное артериальное давление и повышалось минимальное, уменьшалась частота сердечных сокращений (Р<0,01) (см. рисунок и таблицу).

Определенное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывал и шумовой фактор. Так, в начале года после 6 ч работы ^отмечалось снижение слуховой чувствительности

у 13 % учащихся, перед штатной производственной практикой — уже у 25%. а в последние ее дни —у 22%.

Очевидно, большая производственная нагрузка на фоне воздействия производственных вредностей даже малой интенсивности создавала предпосылки для возникновения стойких изменений функционального состояния организма, о чем свидетельствовало различие в дорабочих показателях.

Исследования, проведенные в динамике учебного года, показали, что к концу обучения уменьшилась скорость зрительно-моторной реакции (Р<0,05), увеличилось число нарушений диф-ференцировочных реакций (Р<0,05), снизились становая сила (Р<0,05) и артериальное давление (Р<0,01), замедлился ритм сердечных сокращений (Р<0,05), что видно из данных таблицы.

При повторном осмотре учащихся при направлении на работу не выявлено изменений в распределении по группам здоровья; как и в начале года, большинство (71,9%) относились к 1-й группе здоровья, остальные — к 2-й.

Однако лабораторные данные свидетельствовали о том, что к концу года имелось снижение числа лейкоцитов с (7,31 ±0,3) №в 1 мкл в начале обучения до (5,87±0,2) 103 в 1 мкл в конце (Р<0,01).

Обратило на себя внимание и то, что заболеваемость у клейщиц оказалась более высокой, чем у учащихся ТУ, осваивающих другие профессии химического профиля. Сравнительный анализ заболеваемости показал, что у клейщиц число болевших составляло 62,1, случаев — 92,2, дней нетрудоспособности — 450 на 100 человек, а учащихся других ТУ химического профиля — соответственно 53,4, 77,9 и 366,2.

Таким образом, изученный комплекс производственных факторов малой интенсивности в сочетании с монотонней при большой напряженности конвейерного вида труда приводит к отрицательным сдвигам в функциональном состоянии центральной нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, изменениям гемотологических показателей и относительно высокой заболеваемости с временной утратой трудоспособности у девушек, осваивающих профессию клейщиц резиновой обуви.

Для уменьшения степени неблагоприятных воздействий производственных факторов на организм клейщиц резиновой обуви необходимо внести коррективы в организацию работы во время штатной практики, обеспечив постепенное увеличение производственной нагрузки до нормы взрослого рабочего и усилить контроль за состоянием здоровья лиц этой профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алекперов И. И., Берщенский М. Л., Алиева Р. X.— Труди НИИ краевой патологии. Алма-Ата, 1977, т. 29, ч. 2, с. 164—166.

УДК 371.71:612.825.8

Одна из основных задач проекта «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», представленного ЦК КПСС для всенародного обсуждения, — усовершенствовать методы обучения, устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала. Этим объясняется большая актуальность для гигиены детей и подростков проблемы умственной работоспособности учащихся. Ведущим нейрофизиологическим механизмом умственной работоспобности человека является локализация и направленность функциональных межполушарных асимметрий (МПА), о которых судили по их электроэнцефалографическим проявлениям, в процессе решения мыслительных задач [1].

Механизм поддержания различного , уровня возбуждения — торможения в левом и правом полушарии [4], можно думать, связан с развитием речи и мышления, которые раздвоили познавательную деятельность человека на единичное и общее (специфичное только для человека).

Задачей данной работы явилось изучение межполушарных взаимодействий, характеризующих успешное решение мыслительных задач двух основных типов (словесно-логических и нагляд-но-конструктивных).

Планируя эксперимент, мы исходили из следующей рабочей гипотезы: преобразование информации при мыслительной деятельности происходит в двух основных формах — словесно-логической и наглядно-конструктивной. Отсюда были выделены два типа интеллектуальной работоспособности: лица с I типом лучше решали словес-но-логическне задачи, со II типом — наглядно-конструктивные задачи. В основе нейрофизиологических механизмов, определяющих разницу типов интеллектуальной работоспособности.

2. Алиева P. X. — Труды Ленинград, санитарно-гигиеннч. мед. ин-та, 1978, т. 124, с. 71—77.

3. Золина 3. М., Гамбашидзе Г. М., Я »польская Е. Г.-~Т* Гиг. труда, 1973, № 11, с. 8—11.

4. Ястребов Г. Г. — В кн.: Международный семинар по гигиене детей и подростков. 2-й. Тезисы докладов. М., 1981, с. 107.

Поступила 16.12.83

Summary-. Adverse effects of a number of low-intensity industrial factors, in combination with labor monotony, on the body of technical school students (working with rubber footwear glue) have been revealed.

должны быть различия в межполушарных взаимодействиях. Они обеспечивают интегративное взаимодействие полушарий как взаимодействие двух уровней обработки информации: чувственной (континуальной) и абстрактной (дискретной, кодовой). Второй уровень является одновременно уровнем произвольного управления функциональной организацией мозга, опирающегося на использование готовых мозговых второсигналь-ных кадров (языковых, логических, числовых) [2]. Мы обосновали отказ от прямого сопоставления элементарных физиологических процессов с психическими феноменами и сопоставляли психические явления лишь с системной нейродинамиче-ской организацией целостного мозга [3].

В соответствии с изложенной гипотезой и был организован автоматизированный психофизиологической эксперимент, методика которого была опубликована ранее [4]. Межполушарные* взаимоотношения были изучены у 34 здоровых учащихся 5—6-го класса, правшей. Каждому из них предъявлялось по 16 задач I и II типов. Для анализа была отобрана 721 безартефактная электроэнцефалографическая реализация при решении 721 задачи. В каждой реализации по 48 симметричным признакам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) выявляли статически достоверные (по критерию Вилкоксона) МПА и анализировали их локализацию, выраженность и направленность. МПА положительные (значение соответствующего признака ЭЭГ больше в правом полушарии) и отрицательные (значение признака ЭЭГ в левом полушарии больше, чем в правом) оказались неодинаковы и были связаны с типом интеллектуальной работоспособности испытуемых. Функциональное значение имели не отдельные асимметрии, а целостные структуры межполушарных взаимодействий. Их анализ проведен^

Ю. М. Пратусевич, О. Н. Минервин

ТИП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.