Научная статья на тему 'ТИП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА'

ТИП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ю.M. Пратусевич, О.H. Минервин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is very topical for the hygiene of children and adolescents — the nature of the interhemisphere relationships characteristic of the two major types of intellectual work capacity. Functional interhemisphere assymetry (IHA) was studied in children of the fifth ft and sixth forms by computerized electroencephalographic examination in the course of solving 721 abstract tasks using 48 pairs of symmetrical characteristics. The schoolchildren with better results in solving verbal-logical tasks were shown to belong to the I type group of intellectual work capacity, those who showed a better ability in graphic-design tasks belong to the II type. Each type of work capacity has its specific IHA structure. As far as a practical application is concerned, the research clearly showed a possibility of mass IHA examination by dichotomic hearing on the basis of the assymetric reproduction of words heard from the right and the left ear. The I type of intellectual work capacity had a pronounced "right ear effect" (on the average 29.4%), the II type had a less marked “right ear effect”, or “left ear effect" (on the average 3.3 %).

Текст научной работы на тему «ТИП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Для уменьшения степени неблагоприятных воздействий производственных факторов на организм клейщиц резиновой обуви необходимо внести коррективы в организацию работы во время штатной практики, обеспечив постепенное увеличение производственной нагрузки до нормы взрослого рабочего и усилить контроль за состоянием здоровья лиц этой профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алекперов И. И., Берщенский М. Л., Алиева Р. X.— Труди НИИ краевой патологии. Алма-Ата, 1977, т. 29, ч. 2, с. 164—166.

УДК 371.71:612.825.8

Одна из основных задач проекта «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», представленного ЦК КПСС для всенародного обсуждения, — усовершенствовать методы обучения, устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала. Этим объясняется большая актуальность для гигиены детей и подростков проблемы умственной работоспособности учащихся. Ведущим нейрофизиологическим механизмом умственной работоспобности человека является локализация и направленность функциональных межполушарных асимметрий (МПА), о которых судили по их электроэнцефалографическим проявлениям, в процессе решения мыслительных задач [1].

Механизм поддержания различного , уровня возбуждения — торможения в левом и правом полушарии [4], можно думать, связан с развитием речи и мышления, которые раздвоили познавательную деятельность человека на единичное и общее (специфичное только для человека).

Задачей данной работы явилось изучение межполушарных взаимодействии, характеризующих успешное решение мыслительных задач двух основных типов (словесно-логических и нагляд-но-конструктивных).

Планируя эксперимент, мы исходили из следующей рабочей гипотезы: преобразование информации при мыслительной деятельности происходит в двух основных формах — словесно-логической и наглядно-конструктивной. Отсюда были выделены два типа интеллектуальной работоспособности: лица с I типом лучше решали словес-но-логические задачи, со II типом — наглядно-конструктивные задачи. В основе нейрофизиологических механизмов, определяющих разницу типов интеллектуальной работоспособности.

2. Алиева P. X. — Труды Ленннград. санитарно-гнгиеннч. мед. ин-та, 1978, т. 124, с. 71—77.

3. Золина 3. М., Гамбашидзе Г. М., Я »польская Е. Г.-~Т* Гиг. труда, 1973, № 11, с. 8—11.

4. Ястребов Г. Г. — В кн.: Международный семинар по гигиене детей и подростков. 2-й. Тезисы докладов. М., 1981, с. 107.

Поступила 16.12.83

Summary-. Adverse effects of a number of low-intensity industrial factors, in combination with labor monotony, on the body of technical school students (working with rubber footwear glue) have been revealed.

должны быть различия в межполушарных взаимодействиях. Они обеспечивают интегративное взаимодействие полушарий как взаимодействие двух уровней обработки информации: чувственной (континуальной) и абстрактной (дискретной, кодовой). Второй уровень является одновременно уровнем произвольного управления функциональной организацией мозга, опирающегося на использование готовых мозговых второсигналь-ных кадров (языковых, логических, числовых) [2]. Мы обосновали отказ от прямого сопоставления элементарных физиологических процессов с психическими феноменами и сопоставляли психические явления лишь с системной нейродинамиче-ской организацией целостного мозга [3].

В соответствии с изложенной гипотезой и был организован автоматизированный психофизиологической эксперимент, методика которого была опубликована ранее [4]. Межполушарные* взаимоотношения были изучены у 34 здоровых учащихся 5—6-го класса, правшей. Каждому из них предъявлялось по 16 задач I и II типов. Для анализа была отобрана 721 безартефактная электроэнцефалографическая реализация при решении 721 задачи. В каждой реализации по 48 симметричным признакам электроэнцефалограммы (ЭЭГ) выявляли статически достоверные (по критерию Вилкоксона) МПА и анализировали их локализацию, выраженность и направленность. МПА положительные (значение соответствующего признака ЭЭГ больше в правом полушарии) и отрицательные (значение признака ЭЭГ в левом полушарии больше, чем в правом) оказались неодинаковы и были связаны с типом интеллектуальной работоспособности испытуемых. Функциональное значение имели не отдельные асимметрии, а целостные структуры межполушарных взаимодействий. Их анализ проведен^

Ю. М. Пратусевич, О. Н. Минервин

ТИП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

с помощью построенных нами на основе экспериментов карт функциональных межполушарных асимметрий. Анализ показал, что ведущая роль при решении задач всех типов принадлежит МПА в р-диапазонс частот (47,2—48 %). Распределение МПА очень динамично и зависит прежде всего от типа интеллектуальной работоспособности, а также от типа решаемых задач. Для обследованных каждого типа был характерен свой паттерн МПА. У школьников с I типом работоспособности при решении словесно-логических задач больше всего было отрицательных асимметрий (ОА) в лобных и височных областях, что указывало на преимущественную активацию лобных и височных структур левого полушария. У школьников с II типом работоспособности при решении наглядно-конструктивных задач, наоборот, больше всего было положительных асимметрий (ПА) в этих же областях мозга, что говорило о преимущественной активации лобных и височных структур правого полушария мозга.

У школьников с I типом работоспособности наиболее успешное решение задач на классификацию понятий было связано с большим количеством ОА в лобных областях. У них же при решении задач на пространственное вращение выделялась активация левой теменной области (ОА). Этот факт подводит нейрофизиологическую базу под представления о том, что в лобных структурах левого полушария осуществляется основная работа по управлению функциональной организацией мозга, обеспечивающей эффективное преобразование информации логического характера. У школьников с II типом работоспособности успешное решение задач на пространственное вращение было связано с активацией передней половины правого полушария, прежде всего лобной области в р-диапазоне и височной области в Р- и а-диапазонах частот (ПА).

При II типе работоспособности в процессе решения задач на классификацию понятий преимущественно активируется теменная область правого полушария (ПА) в р-диапазоне частот.

Таким образом, можно сделать вывод, что тип интеллектуальной работоспособности учащихся связан со своим специфическим паттерном функциональных МПА признаков ЭЭГ: при I типе успешное решение словесно-логических задач проявляется большим количеством ОА в лобных областях и относительно большим в височных, при II типе успешное решение наглядно-конст-руктивных задач связано с большим количеством ПА в лобных областях и относительно большим в височных.

В качестве простого и массового скрининг-метода, дающего экспресс-оценку функциональных МПА, мы применили надежный метод дихотиче-ского прослушивания (ДП) и сопоставили полученные результаты с результатами выявления

функциональных МПА по электроэнцефалографической активности в автоматизированных психофизиологических экспериментах, описанных выше. Сущность ДП состояла в том, что обследуемому с помощью стереофонического магнитофона через наушники в правое и левое ухо одновременно по раздельным каналам предъявляли два разных по содержанию набора односложных слов. Слова подавались сериями по 4 пары, интервал между сериями был 20 с, между отдельными парами слов внутри серии 0,5 с. В перерывах между сериями учащийся должен был воспроизводить максимально возможное число слов. Всего предъявлялось 32 серии слов.

В связи с тем что в мозге происходит перекрест слуховых проводящих путей, преимущественное воспроизведение слов, подаваемых на правое ухо, будет указывать на преимущественную активацию речевых центров в левом полушарии, которые воспринимают (височная область) и воспроизводят (лобная область) подаваемые к правому уху слова. Речевая информация, поступающая в левое ухо, сможет попасть в эти центры лишь через правое полушарие и мозолистое тело. Степень превосходства вопроиз-ведення слов, поданных одновременно в оба уха, определялась через «коэффициент правого уха» (КПУ), предложенный Д. Кимурой: КПУ= = (П—Л) : (П + Л) • 100 %, где П — числа правильно воспроизведенных слов с правого уха, Л— то же с левого. КПУ положителен, если больше слов вопроизводится с правого уха, и отрицателен, если больше слов воспроизводится с левого уха. В первом случае это «эффект правого уха», во втором — «эффект левого уха». Продуктивность вопроиз-ведения оценивали через процентное отношение числа вопроизведенных слов к общему количеству предъявленных слов.

При I типе работоспособности средняя эффективность воспроизведения была 41,5%, при II типе — 38,2%, т. е. различия в эффективности воспроизведения между средними разультатами школьников с I и II типами были очень незначительны.

У детей с I типом работоспособности выявлен выраженный эффект правого уха (КПУ от +15 до +50 %, средний 29,4 %), а у обследованных с II типом работоспособности имелся значительно менее выраженный эффект правого уха или эффект левого уха (КПУ от —26% до +20%, средний 3,3%).

Таким образом, тип интеллектуальной работоспособности школьников, имеющий непосредственное отношение к усвоению ими словесно-логической и наглядно-конструктивной информации, может успешно определяться в массовых исследованиях методом ДП. Знание особенностей межполушарных взаимоотношений поможет не только дифференцированному дозированию учебной нагрузки гигиенистами, но и усовершенство-

ванню методов обучения и устранению перегрузки учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пратусевич Ю. М. — В кн.: Всесоюзное физиологическое о-во им. И. П. Павлова. Съезд. 14-й. Материалы. Л., 1983, т. 1, с. 125—126.

2. Пратусевич Ю. М. — Ж. высш. нсрвн. деят., 1983, № 5, с. 813—818.

3. Пратусевич Ю. М., Квасов Г. И., Минервин О. Н. и др.— Гиг. и сан., 1981, № 7, с. 24—27.

4. Пратусевич Ю. М„ Минервин О. Н. — Нов. исслед. по возраст, физиологии, 1982, № 2 (19), с. 22—26.

Поступила 24.01.84

Summary. The subject of the article is very topical for

the hygiene of children and adolescents — the nature of the

interhemisphere relationships characteristic of the two major types of intellectual work capacity. Functional interhemi- . sphere assymetry (IHA) was studied in children of the fifth ft and sixth forms by computerized electroencephalographic examination in the course of solving 721 abstract tasks using 48 pairs of symmetrical characteristics. The schoolchildren with better results in solving verbal-logical tasks were shown to belong to the 1 type group of intellectual work capacity, those who showed a better ability in graphic-design tasks belong to the II type. Each type of work capacity has its specific IHA structure. As far as a practical application is concerned, the research clearly showed a possibility of mass IHA examination by dichotomic hearing on the basis of the assymetric reproduction of words heard from the right and the left ear. The I type of intellectual work capacity had a pronounced "right ear effect" (on the average 29.4%), the II type had a less marked "right ear effcct", or "left ear effect" (on the average 3.3 %).

УДК 613.73-07:617.741-004.1:313.131([47 +571-17)

А. И. Нижников, Г. И. Мирецкий, П. В. Рамзаев, М. Н. Троицкая

РАДИАЦИОННЫЙ ФОН И ЧАСТОТА ВЫЯВЛЕНИЯ КАТАРАКТ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР

К настоящему времени опубликован ряд работ [7—10], в которых приводятся данные, полученные в экспериментах на животных и наблюдениях за людьми, свидетельствующие о весьма высокой чувствительности хрусталика глаза ко всем видам ионизирующего излучения. В опытах на мышах, в частности, показано, что однократное облучение хрусталика глаза нейтронами с энергией 14,75 МэВ в дозе 1 сГр (1 рад) приводит к возникновению лучевой катаракты [10]. У этих животных появляется также помутнение хрусталика при облучении области головы рентгеновскими лучами в дозах порядка 16—32 Р [7]. Отмечена более ранняя физиологическая инволюция хрусталика у людей, подвергающихся в процессе трудовой деятельности лучевому воздействию в пределах действующих в нашей стране и за рубежом норм радиационной безопасности [1, 2, 3, 5].

Имеется также большой фактический материал о возникновении радиационных катаракт у переживших атомную бомбардировку в Хиросиме и Нагасаки ]8, 9[. Вместе с тем Международная комиссия по радиологической защите (МКРЗ) рекомендует считать катаракты пороговым эффектом, не наблюдающимся при дозах 15 сЗв/год (15 бэр/год) и 750 сЗв (750 бэр) за жинзь.

Анализ материалов литературы послужил основанием для изучения частоты старческих катаракт у коренного населения Крайнего Севера. В организм этих жителей, как известно из опубликованных документов [4, 6], преимущественно с олениной поступает повышенное количество естественных (2|0РЬ, 210Ро) и искусственых ('"Се 905г) радионуклидов. Эффективная эквивалентная доза за счет всех видов облучения (без учета

дозы от продуктов распада радона на легкие)" у этой группы населения достигает 0,5 сЗв/год (0,5 бэр/год). У приезжего населения, проживающего в этих районах, эффективная эквивалентная доза не превышает 0,15 сЗв/год (0,15 бэр/год).

Изучение распространения катаракт проведено среди сельского коренного и приезжего населения в Ловозерском районе Мурманской области и Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ), а также среди постоянного населения поселка городского типа Умбы Терского района Мурманской области. В Терском районе, граничащем с Ловозерским, население оленеводством не занимается и в пищи оленину не употребляет. Все население перечисленных районов проживает в сравнительно одинаковых климатогеографиче-ских условиях, но по уровням облучения различается примерно в 2 раза.

Таблица 1 Возрастной состав (в %) больных катарактой

Возрастная группа, годы Ловозерский район Нарьян-Мар Пос. Уыба (постоянное население)

А Б А Б

До 39 6,2 1,4

40—49 — _ _ 1,9 _

50—59 5,9 27,3 12,5 3.8 12, Г)

60—69 38,9 45,4 24,4 32,7 37,5

70 и старше 55,5 27,3 56,4 59,7 50,0

Примечание. Здесь и в табл. 2—5 А — коренное, Б — приезжее население. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.