Научная статья на тему 'Некоторые аспекты традиционной модели образования и архаичная культура'

Некоторые аспекты традиционной модели образования и архаичная культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
238
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПОСТФИГУРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АРХАИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дианова Н.Ф., Тлемешок В.Р.

В данной статье рассматриваются вопросы архаичной культуры, традиционной культуры, проблемы традиционной модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты традиционной модели образования и архаичная культура»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И АРХАИЧНАЯ КУЛЬТУРА

© Дианова Н.Ф.*, Тлемешок В.Р.Ф

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

г. Краснодар

В данной статье рассматриваются вопросы архаичной культуры, традиционной культуры, проблемы традиционной модели образования.

Ключевые слова культура, традиционная культура, постфигуративная культура, архаичная культура, образование, воспитание, семья, обычаи.

Архаичный тип культуры в квалификации «топос» имеет ряд синонимов: традиционная (одно из общепринятых и самых распространенных), постфигуративная (М. Мид), сельскохозяйственная или аграрная (О. Тоф-флер и др.), персистентная (Л.Н. Гумилев) и др. Различное номинирование в принципе не содержит в себе противоречий. Авторы используют тот или иной термин в соответствии с тем, какой классификационный атрибут они рассматривают в контексте своих исследований. Так М. Мид, называя этот тип культуры традиционным, отмечает ее постфигуративность, имея в виду тип передачи знания-опыта, которые в эту культуру передаются через традицию; О. Тоффлер использует термин сельскохозяйственная или аграрная, обращая внимание на основной пищевой ресурс, которым является земля [1]; А.С. Ахиезер, И.Г. Яковенко и другие квалифицируют этот тип культуры как архаичный, обращая внимание на культурный возраст доминирующего субъекта культуры - архаика. Наша классификация культурных эпох будет носить поликритериальный характер, т.е. к тем критериям, которые используют названные авторы, мы добавим еще ряд, связанных с формой социальной организации, с характером и содержанием труда и некоторых других. А поэтому, используя в качестве рабочего понятия термин «архаичная культура», остальные мы будем использовать как синонимы.

Архаичные культуры определяются тем, что основным жизнеобеспечивающим ресурсом для человека является природа: земля, природные ископаемые, дикие и домашние животные и пр. Деятельность носит добывающий характер. Условием социального выживания является собирательство продуктов земли и охота, а далее - обработка земли и уход за скотом. Поэтому образ и ритм социальной жизни диктуется природой и организуется

* Доцент кафедры Технологий сервиса и деловых коммуникаций, кандидат культурологии, доцент.

* Доцент кафедры Государственного и корпоративного управления, кандидат социологических наук, доцент.

по пути максимального соответствия ритму природно-климатических условий: смена времен года, дня и ночи, повадки животных, на которых он охотится или которых выращивает. Смысл социальной активности - вынужденный, безальтернативный, несвободный труд на земле, т.е. жизнь не мыслится вне контекста добычи непосредственного продукта питания.

У человека архаичной культуры выработался специфический генофонд, приспособленный к атмосфере определенных широт, к соответствующему рациону питания и ландшафту расселения и т.д. Это то, что Л.Н. Гумилев характеризовал как геобиоценоз - совокупность живых и неживых компонентов условий обитания, которые определяют не только антропо-биологи-ческие, но и антропо-социальные характеристики человека. Последние закрепляются в ряде культурных традиций, воспроизводство которых из поколения в поколение обеспечивает социальное функционирование традиционной, архаичной культуры. Следовательно, основной способ передачи со-циокодов - традиция и опыт [2, с. 240].

Основой, осью традиционной культуры является то, что смыслообра-зующим центром (оправданием бытия) является некое Божество или божества, которые рассматриваются в функциях демиурга, эталона, контролера, адресата (собеседника). Социально-психологическая и педагогическая интерпретация этого факта позволяет отметить такую характеристику сознания субъекта архаичной культуры как внешняя заданность активности, отсутствие способности к самоорганизации, объективное отсутствие потребности в свободе и в ситуации выбора и способности их реализовывать. Все это определяет тип сознания, который культурологи называют архаичным, а психологи - бытийным (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко).

Особый признак архаичной культуры - специфическое ощущение времени. Оно у архаики замкнуто, линейно-необратимо и зиждется на сакрализации прошлого. Это вытекает из синкретического мироощущения, которое позволяет фривольно распоряжаться категорией «пространство-время», т.е. превращать пространственный объем во временной отрезок и наоборот, что находит свое отражение в построении всех мифов. «Этнографы знают, как трудно объяснить первобытному человеку, что такое будущее и почему, например, лучше посадить зерно в землю, чем сразу его съесть. Зато дикарь лучше, чем европеец поймет теорию относительности, для этого не нужно придумывать словесный кентавр «пространство-время» и доказывать, что оно не существует помимо событий. Такие посылы изначально заложены в синкретическом мироощущении и языке» [2, с. 45-68]. Одним из проявлений синкретичности ощущения мироздания является отсутствие четких временных глагольных систем и поло-ролевой дифференциации существительных в языках представителей традиционной культуры.

Сакрализация прошлого выражается в неприятии новаторства в любой сфере бытия, с аргументацией «не нами заведено - не нам менять», в обра-

щении к тотему предков и отчете перед Божеством. «Перед богом отчитывались императоры раннего железного века, велевшие высекать на, камне хвастливые сведения о своих «подвигах», и мотивация средневековых монахов-летописцев - не столько информирование будущих поколений, сколько беседа с Господом» - пишет А.П. Назаретян [3, с. 64], подчеркивая, что у архаичного человека не было представления о будущем, т.к. оно было фатально обречено. Особенно ярко это выразилось в сознании человека после распространения идеи эсхатологии (конца света).

Доминирование культа предков позволило М. Мид номинировать этот тип культуры как постфигуративный, т.е. ориентирующийся на воспроизводство поведенческих и мыслительных стереотипов, отработанных в условиях прошлых культурных реалий. Доминирование старшего поколения объясняется отсутствием иных источников информации, нежели опыт, который, как известно, «дело наживное» и приходит с годами. Будучи носителями эмпирического опыта, старшие имели морально-объективные основы для такого положения дел. Проблема «отцов и детей» актуализируется лишь в отдельные переломные моменты, но в целом, на длительных исторических отрезках безусловная доблесть состоит в том, чтобы следовать освященным традициям и авторитетам [4, с. 94].

Статичность и строгая последовательность природных основ бытия обуславливала отсутствие социальной динамики. Образ жизни остается относительно неизменным на протяжении смены нескольких поколений. Человек, как и его предки, занимает отведенное ему место в семье, общине, сословии, ограничен ролью, соответствующей этому месту, и реализует по мере прохождения этапов жизненного цикла социальные функции, предписанные этой ролью. Любые изменения идут столь медленно, что, как писала М. Мид, «деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого другого будущего, отличного от их собственного прошлого» [5, с. 94].

В историческом аспекте это период догосударственного и раннегосударст-венного развития человечества, где только идет процесс образования нации, но доминирует этническая стратификация, это период «господства чисто локальных миров, где отношения основаны на эмоциях людей, чей кругозор ограничивается лично знакомыми членами локального сообщества, не знавшими развития как культурной ценности» [6, с. 54]. Социальным фактором организации выступает этнос. Если соотнести эту ветку дерева культурной эволюции с этапами развития человека, то можно условно соотнести ее с периодом детства, где в «качестве родителя» выступает этническая общность.

Итак, признаки архаичной культуры: сакрализация прошлого, зафиксированного в традициях и тотемах; синкретическое мироощущение; социальная стабильность; основной жизнеобеспечивающий ресурс - природа (земля, животные); доминанта старших как представителей сакрального

прошлого; строгая внешняя регламентация жизнедеятельности, способ передачи информации - традиция.

В соответствии с названными характеристиками складывается система социального наследования архаичной культуры. Она опирается на практику коллективного опыта, сосредоточенного в традициях, которые формулируются либо как мудрость предков, либо как божественные или идеологические установки. Смысл педагогики аграрного общества - интеграция индивидов в незыблемый социальный порядок с присущей ему извечной системой ценностей и «незыблемыми» общественными институтами, такими как семья, цех, церковь и пр.

Доминирование старших влекло за собой особое отношение к младшим. Историк культуры Ф. Арьес отмечает, что в архаичных культурах не существовало (и не существует) проблемы и ценности детства. Они - атрибут социобиологического существования человека, такое же стихийное явление, как дождь, зима, ураган и т.д. Будучи атрибутом биоценоза, они не представляют собой социальной ценности, а рассматриваются сначала как «источник хлопот» (не заботы, а вынужденного оттягивания времени от важных сельскохозяйственных работ, что, естественно, не умаляет нежного отношения самки-матери к своему детенышу), далее, как рабочая сила, а потом как средство обеспечения старости родителя [7, с. 249]. Такие факты как умерщвление или продажа детей, имевшие место во всех традиционных культурах, отсутствие детской одежды, детские игры в виде имитации труда взрослых, сюжеты в сказках типа: «пошла Машенька в лес и заблудилась» - это результат предоставления детей самим себе с самого раннего возраста, отражение отношения к детям как к биологическому атрибуту. Именно поэтому во всех традиционных культурах была высокой рождаемость и очень высок процент детской смертности, а также много калек детства как следствие невнимательного отношения к ребенку: упал - нелеченый вывих - калека и т.п.

Социально-педагогический идеал как цель образования фиксируется в фольклоре; субъектами обучения выступает семья, община или цех, а организованной системы образования, как правило, не существует. Социальное наследование осуществляется посредством повторения сценария детства и традиционных воспитательных мер, не поддающихся анализу и рефлексии.

Такую модель образования можно квалифицировать как традиционную, не просто потому, что основным способом передачи знания является традиция, а потому, что господство традиции в архаичной культуре - это квинтэссенция всех остальных ее признаков (синкретизм, сакрализация прошлого и др.).

Резюмируя характеристики архаичной культуры и адекватной ей образовательной модели, которые подтверждают принципы изоморфности культуры и образования, можно выделить признаки традиционной модели образования.

Содержание образования - опыт социальной жизнедеятельности, которая максимально сопрягалась с геобиоценозными категориями. Кстати имен-

но поэтому некоторые педагоги квалифицируют эту модель как катехизическую. Основной способ передачи - традиция. Форма обучения - совместный труд по принципу «делай, как я». Цель обучения - нерефлексивное формирование навыков трудовой активности, обеспечивающих выживание в конкретном биохоре и интеграцию индивида в статичный социум.

Таким образом, в модели образования изоморфно представлены все признаки той культуры, в которой она создается и функционирует.

Список литературы:

1. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - С. 557.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 2007. - С. 310.

3. Креймер М.Д., Барабин В.В., Владимиров А.И., Социальная деятельность: государственно-правовое регулирование. - М., 1999.

4. Назаретян А.П., Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии. - М., 2008. - 256 с.

5. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.

6. Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в XXI век // Общественные науки и современность. - 1997. - № 5. - С. 44-67.

7. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 45-68.

8. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург, 1999. - С. 416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.