Научная статья на тему 'Некоторые аспекты становления и развития отечественного юридического образования'

Некоторые аспекты становления и развития отечественного юридического образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL EDUCATION / TRADITIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / JURIDICAL CLINIC / INTERNET JURIDICAL CLINIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина Анна Валентиновна

Статья обращает наше внимание на процесс становления и функционирования юридического образования в настоящее время, его доступность в разные периоды существования российской государственности, преимущества практической составляющей в процессе обучения студентов-юристов. Автор делает вывод, что создание электронных юридических клиник, в рамках компетентностного подхода, является необходимым условием эффективного обучения юристов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ESTABLISHING AND FUNCTIONING OF NATIONAL LEGAL EDUCATION

The article draws attention to the establishing and functioning of the current legal education, its availability at different periods of the Russian state existence, the advantages of a practical component in the process of Law students training. It suggests creating Internet Juridical clinics, in the competence approach frame, that is a necessary condition of effective lawyers training in the modern world.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты становления и развития отечественного юридического образования»

теория и методика подготовки юристов в вузе

Дружинина A.B.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юридическое образование, юридическая профессия в целом, начинают складываться в России в середине XIX века - в эпоху реформирования всей системы государственной и общественной жизни, включая и сферу образования [6].

18 июня 1863 году появился Университетский устав, вводивший выборность ректора, деканов факультетов, профессоров. С.А. Муромцев считал, что Устав содержал «в себе условия для правильного развития высшего образования в России. Университетам .. .обеспечена, хотя отчасти, истинная свобода и независимость высшего преподавания.. .Учащиеся поставлены в стенах университета в исключительную зависимость от университетского начальства. Этим обеспечено отношение начальства к студентам, сопряженное с нужной мягкостью, с одной стороны, доверием и податливостью, с другой стороны, - качества, которые всегда будут отсутствовать при руководительстве студентами властью, посторонней университету» [16, с. 508].

В 1864 году были утверждены Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий. Согласно Положению, образованием народа должны совместно заниматься государство, церковь и общество. Устав же провозглашал доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий [19].

Несмотря на большую часть теоретического обучения в середине XIX века, приобретению у обучающихся юридической направленности практических умений и навыков отводилось определенное место. Мейер Д.И. консультировал социально незащищенных граждан по правовым проблемам. По мнению Д.И. Мейера, правовая сфера деятельности, как и врачебная, прежде всего, практическая, и врач, и юрист должны приобретать практические навыки и умения в высшей школе [15, с. 42]. Д.И. Мейер применял термин «юридическая клиника» для приобретения практических навыков и умений, полагая, что он в полной мере характеризует практическую составляющую процесса [15, с.42]. Юридическая клиника Д.И. Мейера функционировала следующим образом: малообеспеченные лица обращались за оказанием юридической помощи к заведующему клиникой, который в присутствии студентов консультировал их. При необходимости здесь же составлялись разного рода заявления, жалобы и запросы [8]. Однако деятельность юридической клиники, по мнению ученого, исключает действий, несовместимых с целями процесса обучения, поэтому такую помощь можно оказывать только в помещениях учебного заведения, а не за его пределами [7].

Долгое время получение полноценного юридического образования в России

было доступно исключительно мужчинам. Введение же в действие университетского устава 1863 года закрыло женщинам доступ в университеты. Когда разрабатывался проект устава, в ответ на запрос министра народного просвещения о возможности допуска женщин к занятиям только Московский и Дерптский университеты дали отрицательные ответы. Советы Петербургского, Киевского, Харьковского и Казанского университетов высказались и за обучение женщин, и за их допуск к испытаниям на ученые степени и звания. В тоже время, юридический факультет Киевского университета сделал оговорку, что считает нецелесообразным производить такие испытания, поскольку правомочия, вытекавшие из ученой степени, все равно являлись недоступными для женщин [11, с. 520-526].

Сам устав 1863 года не содержал прямого запрета на посещение женщинами университетских занятий в качестве посторонних слушателей, так как даже четко не прописывал пол студентов: «в студенты университета принимаются молодые люди». Министерство народного просвещения циркуляром установило запрет университетам на посещение занятий женщинам в качестве студентов и слушателей. Женское движение в последующие годы активно боролось за право обучаться в университете. Постоянно составлялись петиции, адресованные ректорам университетов и министру народного просвещения [20].

Заметим, что до начала XX века в России в целом отсутствовало равноправие женщин [5, с. 52]. Борьба за последнее велась и в органах печати, в которых говорилось, что «женщинам должно открыть доступ к государственной службе, в которой они не только не уступают, но и с выгодою для службы могут заменить мужчин» [21, Л.2]. Противоположной точки зрения придерживался В.И. Орловский. Он считал, что «не следовало бы радоваться «заместительству» мужчины женщиною, которое в редких случаях может осуществляться вполне удовлетворительно, а следовало бы почаще напоминать женщинам, что воспитание моральное и физическое подрастающих поколений в качестве матери, учительницы, даже бонны и няни, более соответствует назначению женщины, чем это «заместительство» [17, с. 2].

Бороться за равноправие женщин в России, по мнению Петражицкого Л.И., «ввиду распространенных предрассудков, значило жертвовать репутацией серьезного политика и даже подвергаться насмешкам» [18, с. 11]. Однако ученый был убежден в том, что решение задачи устранения только одного из многочисленных факторов неравенства, «формально - юридических препятствий для приближения в будущем к равенству и справедливости», будет важным шагом в сторону равенства.

Борьба за право обучения у женщин вскоре дала свои плоды: повышенным интересом у лиц женского пола пользовался юридический факультет Бестужевских курсов, открытый в 1906 году в Петербурге. Программа юридического факультета включала для изучения такие обязательные курсы, как: энциклопедия права, история философии права, общее государственное право, русское государственное право, история русского права, полицейское право, статистика, финансовое право, римское право (история и догма), гражданское право, гражданское судопроиз-

водство, уголовное право, уголовное судопроизводство, церковное право, международное право, политическая экономия. Так же читались спецкурсы: история экономических учений, римское семейное право, римское наследственное право, децентрализация и автономия, самоуправление, история германского права, гражданское право прибалтийских губерний, история демократических доктрин и др.

В 1915 году был открыт частный Московский юридический институт, предполагающий возможность совместного обучения мужчин и женщин по программе юридического факультета.

Специалистов внешнеполитического профиля готовил Новороссийский высший международный институт, открытый в 1914 году в Одессе. Его программа включала циклы юридических, политических и исторических дисциплин, а выпускникам было предоставлено право сдачи государственных экзаменов в юридических испытательных комиссиях при университетах.

Слушательницы хорошо осваивали правовые науки, однако найти достойную работу по специальности им было сложно [9]. Однако даже после сдачи государственных экзаменов большинству выпускниц юридического факультета предлагали лишь работу секретаря с небольшим жалованием. Верховная власть того времени считала, что существовало «две стороны женского вопроса: 1. Влияние хорошее или дурное, которое поступление женщины на государственную службу будет иметь на домашнюю жизнь нашего общества, на семью и на нее саму. 2. Степень необходимости для самой службы в привлечении к ней лиц женского пола». Поэтому «в России женщины, в виде опыта, официально были допущены только в телеграфном отделении ведомств и счетной части IV Отделения Собственной Его Императорской Величества Канцелярии. Неофициально же они встречались и на судебных канцелярских местах...в должностях письмоводителей» [21, Л. 3 об. - 4 об.].

Вплоть до 1917 года для женщин оставались недоступными судейские и прокурорские должности, а также государственная служба по ведомству Министерства юстиции.

В настоящее время доля практического обучения при подготовке студентов-юристов (бакалавров, магистров) существенно увеличилась. Компетентостная модель юридического образования предполагает подготовку конкурентоспособного выпускника, обладающего всеми необходимыми компетенциями. Поэтому функционирование юридических клиник при вузах является весьма распространенным. В связи с чем, правовые, имущественные, организационные и иные аспекты в деятельности современных юридических клиник являются предметом детального рассмотрения ряда современных ученых, таких как: Кляченкова И.С. [12], Купцова О.В. [13], Мартынов А.В. [14] и др.

Как правило, обучение в юридической клинике начинается с аудиторных занятий по русскому языку и культуре речи, деловому общению, профессиональной этике и этикету. Со студентами проводятся различные поведенческие тренинги и тренинги личностного и профессионального роста. Именно здесь у студента формируются общекультурные и профессиональные компетенции, формируется

правовая культура (как феномен развитого правосознания), устойчивое понимание основ своей будущей профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется юридической технике, способности применять общенаучные и частнонаучные методы познания правовой действительности. Тренинги, деловые игры, «метод мозгового штурма» позволяют сформировать у студента необходимые практические умения и навыки.

Данному этапу обучения в юридической клинике отводится 2-3 месяца.

Далее студенты под руководством опытного преподавателя (желательно преподавателя-практика) начинают оказывать правовую помощь населению по наиболее простым вопросам частноправовой сферы жизнедеятельности. Здесь наиболее в полной мере начинают формироваться профессиональные компетенции и теория вопроса увязываться с практикой. Далее, лучшие студенты, хорошо освоившие теорию и практику вопроса, ведут личный прием граждан, осуществляют делопроизводство. Руководитель проверяет подготовленную обучающимися документацию (проекты ответов на запросы, проекты претензий и др.), разъясняет спорные позиции по наиболее сложным вопросам.

Современная юридическая клиника - это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных электронных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн консультирование, электронное делопроизводство, ситуацию «одного окна». Поэтому представляется действенным организовать следующим образом деятельность электронной юридической клиники (юридической клиники онлайн): на официальном сайте вуза (желательно с главной страницы) создается рубрика (раздел) «Электронная юридическая клиника» (или юридическая клиника онлайн)», действующая для зарегистрированных пользователей в режиме и открытого форума, и форума, действующего на условиях анонимности.

Желая получить юридическую помощь, пользователю необходимо зарегистрироваться, заключать договор об оказании правовой помощи на безвозмездной основе и выбрать сферу защиты своих прав (защита семейных прав, защита прав потребителей, защита трудовых прав, защита прав в жилищной сфере и др.).

После выбранной операции, пользователю присваивается индивидуальный номер, и он становится в электронную очередь, после наступления которой, ему предлагается в электронной форме в режиме онлайн изложить суть дела. В случае необходимости сотрудник клиники связывается в дальнейшем с пользователем по электронной почте, скайпу.

После оказания правовой помощи (получением пользователем необходимой юридической помощи по электронной почте) договор считается исполненным.

Ежегодно сотрудники электронной юридической клиники должны подготавливать обзор дел, по которым в отчетном периоде была оказана правовая помощь. В условиях информационной открытости деятельности вуза (не разглашая конфиденциальных сведений о пользователях в силу законодательства, условий договора

и профессиональной этики) обзор должен содержать статистические данные о том, защита каких прав является наиболее востребованной. Данный обзор дел должен выставляться на официальном сайте вуза, он может не совпадать с отчетом юридической клиники за год, так как помимо различных статистических сведений включает и разъяснения по наиболее популярным запросам и вопросам [8].

Говоря о важности клинического обучения в развитии юридического образования, важно осознавать, что независимо от выбранного профиля студентом-бакалавром (общего, гражданско-правового, государственно-правового, уголовно-правового и др.) и программы студентом-магистром, юридическая клиника обучает в широком смысле профессии юриста - от понимания сущности и ценности права к его толкованию и принятию юридически грамотных решений.

В большинстве вузов России, осуществляющих подготовку юристов, функционируют традиционные юридические клиники (с личным приемом малоимущих граждан, дачей им консультаций, составлением проектов различного рода договоров, претензий, актов и др.). Электронные же юридические клиники выступают в качестве инновационной составляющей электронного образовательного пространства организации высшего образования, дополняющей традиционные образовательные технологии в способах формирования профессиональных и общекультурных компетенций у студентов-юристов.

В Международном инновационном университете в учебный процесс по направлениям «Юриспруденция» (бакалавриат, магистратура) широко внедрены электронные образовательные технологии [1], [3], одним из проявлений которых является деятельность электронного профессионального клуба юристов, функционирующего на сайте вуза (http// www.miu-sochi.ru) в качестве инновационной формы самостоятельной работы студентов-юристов в режиме онлайн в рамках реализации теории сетевого образования [2],[4].

Отличительными чертами электронного профессионального клуба юристов являются:

- возможность в режиме онлайн обсудить с преподавателями, практическими работниками, с другими студентами-юристами проблемы и перспективы развития российского, международного законодательства;

- возможность стать полноправным участником профессионального сообщества юристов: самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на заданные вопросы другими, давать консультации участникам дискуссии и др.

Таким образом, юридическое образование вчера - это, прежде всего, теория и небольшая доля практики. А сегодня - невозможно стать высококвалифицированным специалистом в сфере юриспруденции с комплексом необходимых общекультурных и профессиональных компетенций без апробирования полученных теоретических знаний на практике. Безусловно, в процессе учебной и производственной практик студенты-юристы (бакалавры, магистры) приобретают практические умения и навыки. Однако практика в вузе (даже рассредоточенная) не позволяет в полной мере обучающимся стать профессионалами, ведь только постоянное разрешение юридических вопросов, коллизий может способствовать

этому. Для решения этой непростой задачи в вузах и создаются юридические клиники. В настоящее время основной задачей клинического обучения является оказание социально незащищенным слоям населения квалифицированной правовой помощи на безвозмездной основе. Юридические клиники государство закрепило в качестве участников бесплатной юридической помощи населению. Электронные юридические клиники при вузах способны сделать процесс оказания населению правовой помощи населению более мобильным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 10.

2. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 11.

3. Берулава Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К. // Гуманизация образования. - 2015. - № 2.

4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. - 2015. - № 3.

5. Дружинина А.В. Некоторые аспекты права российских женщин на получение юридического образования в середине XIX - начале XX века // В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях, Тамбов, 2014.

6. Дружинина А.В. Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России // Государство и право в XXI веке. - 2015. - № 2.

7. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 4.

8. Дружинина А.В. Формирование компетенций в процессе обучения сту-

дентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 8 (12).

9. Дружинина А.В. Эволюция юридического статуса подданного Российского Империи (1762-1906 гг.). - Монография. - Сочи, Издательство «Стерх», 2007.

10. Ефремова Н.П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию // Вопросы истории. - 1983. - № 5.

11. Замечания на проект общего устава Императорских российских университетов. Ч. II.- СПб.,1862.

12. Кляченкова И.С. Электронная юридическая клиника: за и против / В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по Материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. - 2015.

13. Купцова О.В. Нравственные начала клинической юридической практики // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 1 (46).

14. Мартынов А.В. Правовые основы деятельности юридических клиник в современной России: исторические этапы, современное состояние и проблемные вопросы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.

- 2015. - № 1.

15. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. - Казань, 1855.

16. Муромцев С.А. Записка М.Т. Лорис-Меликову // Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.-сост.: А.В. Гоголевский. - М., 2000.

17. Орловский Вл.Ив. Несколько слов о женщинах-чиновниках // Юридическая газета.- 1901. - № 21. - 18 марта.

18. Петражицкий Л.И. О женском равноправии. - Пг., 1915.

19. Пищулина А.Р. Некоторые аспекты формирования системы начального и среднего образования в 60-х годах XIX века // Вестник научных конференций.

- 2015.- № 3-1(3

20. ПСЗРИ -II. Т. XXXVIII. - Отд. 1. - № 39752.

21. РГИА. Ф. 1275. Оп. 1. Д. 85 (По вопросу о допущении женщин на службу в общественные учреждения). - 1871 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.