Научная статья на тему 'Возможности инновационной образовательной среды вуза при компетентностном подходе в высшем образовании'

Возможности инновационной образовательной среды вуза при компетентностном подходе в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ЮРИСТОВ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INTERNET EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / INNOVATIVE FORMS OF EDUCATION / CLINICAL JURIDICAL TRAINING / JURIDICAL CLINIC / INTERNET JURIDICAL CLINIC / INTERNET EDUCATIONAL SPACE / INTERNET PROFESSIONAL CLUB OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анна Валентиновна

В статье исследуются инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода в высшем образовании. В качестве примера реально действующей инновационной образовательной среды в данной статье выступает ОЧУВО «Международный инновационный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of innovative education in higher education environment in the framework of the competence approach in higher education

The article studies innovative educational technologies in the framework of competence approach in higher education. It gives an example of existing education innovative space in The International Innovative University

Текст научной работы на тему «Возможности инновационной образовательной среды вуза при компетентностном подходе в высшем образовании»

Дружинина А.В.

возможности инновационной образовательной среды вуза при компетентностном подходе в высшем образовании

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами». В связи с чем, первостепенной для современных вузов является задача подготовки бакалавров с достаточным уровнем компетенций и с необходимыми обществу социальными и личностными качествами [1].

Образовательная деятельность современного вуза должна строиться на основе инновационных технологий, в основе которых находится интеграция традиционного и электронного образовательного пространства. Особенностью образовательного процесса сегодня является ориентация на построение индивидуальных образовательных траекторий на основе учета индивидуальной мотивации доминирующего когнитивного стиля.

Концепции образовательных программ вуза должны быть основаны на компетентностном подходе к ожидаемым результатам высшего образования и содержать следующие идеи: направленность ее на многоуровневую систему образования; выбор обучающимися индивидуальных образовательных траекторий; практико-ориентированное обучение, позволяющее сочетать фундаментальные знания с практическими навыками по направлению подготовки; использование принципов модульной организации образовательной программы; формирование готовности выпускников вуза к активной профессиональной и социальной деятельности; международное признание образовательной программы по направлению и профилю подготовки.

Целями образовательных программ высшего образования являются: - в сфере обучения: формирование необходимых компетенций у выпускника, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, а также компетентностей в предметных областях, составляющих направление подготовки, в том числе знаний и умений в области гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественных наук;

- в сфере воспитания: укрепление нравственности, развитие общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости и физической культуре.

Задачи образовательных программ высшего образования должны быть направлены на достижение целей в области обучения и воспитания и связаны с методическим обеспечением реализации ФГОС ВО по реализуемым направлениям подготовки.

Компетентностная модель выпускника должна формироваться с учетом потребностей заинтересованных работодателей.

В качестве примера реально действующей инновационной образовательной среды можно рассмотреть ОЧУВО «Международный инновационный университет» (далее - Международный инновационный университет, МИУ) (официальный сайт: http//www.miu-sochi.ru), где все занятия обеспечены необходимыми методическими рекомендациями и проводятся с опорой на дискуссионные формы, деловые игры, электронные образовательные технологии. Применение данных форм занятий позволяет создать комфортные условия обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [2].

Образовательный процесс в МИУ в значительной степени ориентирован на формирование у обучающихся механизмов самообучения и творческой активности. Основополагающее внимание здесь уделяется формированию исследовательских умений. С этой целью используются структуры (с которыми у вуза имеются соответствующие договоры), выступающие в качестве бизнес-инкубаторов. На базе данных структур проводятся бизнес-семинары, бизнес-практикумы [3].

В организации учебной работы в МИУ особое внимание уделяется созданию условий для формирования навыков работы обучающихся в глобальных сетях. В процессе обучения ннтернет-технологиям обучающиеся знакомятся с механизмом функционирования Интернет-сетей и их применению при изучении предметов и самостоятельной работы. Обучение новым информационным технологиям осуществляется как по дисциплинам: «Информатика», «Информационные технологии», «Мультимедийные средства», так и во внеаудиторной работе [8].

Организация самостоятельной работы обучающегося в МИУ - это сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, а также интеграцию самостоятельной работы обучающегося с опытом использования современных компьютерных технологий.

Основой функционирования полноценной самостоятельной работы обучающихся и главным элементом в сетевой инфраструктуре в МИУ являются электронные образовательные ресурсы: создан и успешно функционирует иннова-

ционный студенческий образовательный портал, включающий: видеоресурсы, задания для индивидуальной самостоятельной работы, электронную библиотеку [7]. Инновационной формой организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся в МИУ являются электронные клубы по профессиям, созданные на сайте университета в качестве инновационной формы самостоятельной работы в режиме онлайн в рамках реализации теории сетевого образования. Электронные клубы создают мотивацию к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, позволяют приобщиться к решению реальных практических проблем [5].

Одной из инновационных форм самостоятельной работы обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) является юридическое консультирование граждан по различным правовым вопросам, для чего в вузах может создаваться Центр (служба, клиника) правового консультирования [4]. Представляется целесообразным организовать на официальном сайте вуза электронную юридическую клинику, действующую в режиме открытого форума [6]. Электронная юридическая клиника выступает в качестве инновационной составляющей электронного образовательного пространства вуза, дополняющей традиционные образовательные технологии в способах формирования компетенций у обучающихся юристов.

В МИУ функционирует внешняя система оценки качества образования. С этой целью проводятся: опросы работодателей по выяснению потребности в специалистах и структуры их компетентностей, дискуссии в рамках совместных мероприятий - конференций, «круглых столов», деловых встреч, практик обучающихся, встреч представителей работодателей с обучающимися, анализа отзывов о работе выпускников. В структуре университета также созданы хозрасчетные научно-исследовательские институты, в которых аспиранты и студенты могут получить навыки профессиональной деятельности [9].

Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса осуществляется библиотекой МИУ, которая удовлетворяет всем современным нормативным требованиям. Библиотека МИУ обеспечивает широкий доступ обучающихся к отечественным и зарубежным газетам, журналам и изданиям научно-технической информации (НТИ).

Для эффективной организации образовательного процесса на кафедрах МИУ по всем дисциплинам направлений подготовки бакалавриата созданы каталоги электронных ресурсов, которые включают в себя: перечень Ц^-адресов электронных библиотек, электронных журналов, электронных учебных пособий, порталов, на которых размещены учебные видеофильмы, мультимедиапрезента-ции, компьютерные (обучающие и контролирующие) программы и др.

В университете создан отдел масс медиа и издательской деятельности, осуществляющий выпуск необходимой учебной и учебно-методической литературы. На базе МИУ издается журнал «Гуманизация образования», входящий в список изданий, рецензируемых ВАК, а также выпускаются журналы: «Государство

и право в XXI веке», «Управление и экономика в XXI веке», «Новые исследования в разработке техники и технологий», «Патриот: наше время», «Литературное творчество» и т.д. [3].

Также значительное внимание в современных условиях в МИУ уделяется научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава и обучающихся: участию в конкурсах, конференциях, круглых столах, симпозиумах, семинарах и т.п. научно-исследовательских мероприятиях различного уровня и значения [10].

Таким образом, инновационные технологии, используемые в высшей школе в организации образовательного процесса при подготовке бакалавров, должны быть основаны на компетентностном подходе, закрепленном в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (бакалавриат), что будет являться подтверждением высокого качества подготовки выпускников, востребованных на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

2. Берулава, М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества / М.Н. Берулава, Г. А. Берулава // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - №4. - С. 8-11.

3. Дружинина А.В. Инновационная образовательная среда вуза как основа формирования компетенций у студентов-бакалавров / А.В. Дружинина, Р.А. Устинов // Сборник трудов II Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики», Уфа, 10 ноября 2014 г. - Уфа, 2015. - С. 18-35.

4. Дружинина А.В. Роль юридической клиники в подготовке востребованных специалистов-юристов на рынке труда/В сборнике: Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технических сферах: материалы внутривузовской научно-практической конференции для препо-даваьелей и аспирантов. Международный инновационный университет. 2016. С. 187-192

5. Дружинина А.В. Юридическое образование: вчера и сегодня // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 18-24

6. Кагосян А.С., Дружинина А.В. Инновационные подходы к обучению юристов в гуманитарном вузе // Научные исследования и образование. 2015. № 19. С. 140-143.

7. Сплавская Н.В. Активизация самостоятельной работы студентов сред-

ствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 19-23.

8. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.

9. Яковлева-Чернышева А.Ю., Якунина И.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете // Гуманизация образования. 2015. №3. С. 153-158.

10. Яковлева-Чернышева А.Ю., Беляева Е.В., Якунина И.Ю. Инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности вуза // Управление и экономика в XXI веке. 2014. № 1. С. 51-58.

11. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Алексеев В.П. Инновационные подходы к организации научно-исследовательской деятельности университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №4. С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.