Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении'

Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
775
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRADITIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENT APPROACH IN EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE FORMS OF EDUCATION / КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / CLINICAL JURIDICAL TRAINING / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / JURIDICAL CLINIC / ЭЛЕКТРОННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / INTERNET JURIDICAL CLINIC / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTERNET EDUCATIONAL SPACE / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ЮРИСТОВ / INTERNET EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INTERNET PROFESSIONAL CLUB OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина А.В.

В статье исследуются традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при обучении студентов-юристов практическим навыкам и умениям в юридических клиниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and innovative educational technologies in the context of realization of competence-based approach at the clinical juridical training

There is a research in the article of traditional and innovative educational technologies in the context of realization of competence-based approach during the training of law students practical skills and abilities in juridical clinics

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дружинина А.В.

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ КЛИНИЧЕСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

В основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (далее ФГОС ВПО) находится компетентостный подход, цель которого заключается в подготовке востребованного, конкурентоспособного, готового к эффективной профессиональной деятельности выпускника, обладающего необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями.

С введением в действие ФГОС ВПО, доля практического обучения в российской модели юридического образования существенно увеличилась. В связи с чем, актуальной является проблема поиска и применения инновационных форм обучения, сочетая их с традиционными, которые позволили бы наряду с теоретическим обучением, эффективно проводить обучение еще и в плоскости формирования практических умений и навыков у студентов. Одной из таких форм является юридическая клиника.

Юридическая клиника в качестве действенного способа практической подготовки студентов-юристов применялась еще в дореволюционной России. Так, в середине XIX века Д.И. Мейер проводил консультации малоимущих граждан по правовым вопросам. По мнению Д.И. Мейера, юридическая сфера деятельности, как и врачебная, прежде всего, практическая, и врач, и юрист должны приобретать практические навыки и умения в высшей школе [6, с. 42]. Юридическая клиника Мейера функционировала следующим образом: малообеспеченные граждане обращались за оказанием правовой помощи к заведующему клиникой, который в присутствии студентов-юристов консультировал их. При необходимости составлялись различного рода заявления, жалобы и запросы. Однако деятельность юридической клиники, по мнению Мейера, исключает действия, несовместимые с целями учебного заведения, поэтому помощь можно оказывать только в его стенах, а не за его пределами. Термин «юридическая клиника» Д.И. Мейер исполь—зовал потому, что он характеризует практическую составляющую процесса [6, с. 42].

В других вузах юридическая клиника как практическая составляющая учебного процесса распространения в дореволюционной России не получила, так как главным считалось теоретическое обучение по основным юридических наукам.

Современный период развития государственности и права характеризуется открытием в 1995 году в Петрозаводском государственном университете юридической клиники.

В настоящее время в России действуют более ста юридических клиник, что является недостаточным, учитывая количество высших учебных заведений, осуществляющих

24

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014

подготовку юристов разного уровня (бакалавров, специалистов, магистров).

В качестве традиционной образовательной технологии, клиническое юридическое обучение складывается из следующих этапов:

1. Первый этап предполагает лекции, в ходе которых студенты изучают историю правозащитного движения, основные правила юридической этики и этикета: здесь формируются, прежде всего, общекультурные компетенции. Студенты осознают значимость будущей профессии. Лекции включают также и правила по выработке навыков интервьюирования, консультирования клиентов, анализа материалов дела, юридическую технику письма и др. Практические умения и навыки формируются в процессе деловых игр, решения различных практических ситуаций и с использованием других педагогических приемов. Этот этап обучения, как правило, занимает 3 месяца.

2. На втором этапе студенты уже оказывают юридическую помощь по несложным делам совместно с руководителем. Занятия на этом этапе проводятся с целью закрепления полученных теоретических знаний. Именно здесь наиболее четко прослеживается связь теории и практики с учетом профильной направленности.

3. На третьем этапе обучения студенты самостоятельно под руководством наставников осуществляют прием граждан, ведут делопроизводство. Руководитель знакомится с делом, проверяет план работы и подготовленные студентами разъяснения; консультирует по наиболее сложным вопросам [5]. Именно здесь в полной мере формируются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО.

Традиционная практика в юридической клинике способствует одновременному решению двух задач:

а) обеспечение условий для формирования у каждого студента-юриста надежных практических умений и навыков в области защиты прав человека, устойчивых ориентиров профессиональной этики, воспитания уважения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы людей и порученное дело;

б) защита прав социально незащищенных граждан, формирование правовой культуры граждан, правовое просвещение населения.

Правовая помощь населению в юридических клиниках может оказываться в различных сферах общественной жизни, в том числе, в актуальной для города-курорта Сочи рекреационной сфере [7].

До 2012 года перед юридическими клиниками государством ставилась задача обеспечения доступа малоимущим слоям населения к получению правовой помощи. С 2012 года ситуация начинает кардинально меняться. 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [1], где государство ставит задачу обеспечения качества юридических услуг при оказании бесплатной юридической помощи. Законодателем юридические клиники включены в число участников системы бесплатной юридической помощи (в негосударственном секторе этой системы).

Современная реальность такова, что традиционная деятельность юридических клиник уже не может в полной мере удовлетворять потребностям компетентностного подхода в высшем юридическом образовании. Современная юридическая клиника - это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан

25

ISSN 1029-3388

по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн консультирование, электронное делопроизводство, ситуацию «одного окна».

Функционирование юридических клиник на основе электронных технологий полностью отвечает ожидаемым результатам реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля № 31: «осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; развитие сервисов на основе информационных технологий в сфере образования и т.д. [3].

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [2].

Представляется целесообразным организовать следующим образом деятельность электронной юридической клиники (юридической клиники онлайн): на официальном сайте вуза создается раздел «Электронная юридическая клиника» (или юридическая клиника онлайн)», действующая для зарегистрированных пользователей в режиме, как открытого форума, так и форума, функционирующего на условиях анонимности.

Электронная юридическая клиника (или юридическая клиника онлайн)

Желая получить правовую помощь, пользователю необходимо зарегистрироваться, заключать договор об оказании правовой помощи на безвозмездной основе и выбрать сферу жизнедеятельности, в которой необходимо получение помощи:

После выбранной операции, пользователю присваивается индивидуальный номер, и он становится в электронную очередь, после наступления которой ему предлагается в электронной форме в режиме онлайн изложить суть дела. В случае необходимости сотрудник клиники связывается в дальнейшем с пользователем по электронной почте.

После оказания правовой помощи (получением пользователем необходимой юридической помощи по электронной почте) в надлежащие сроки или в сроки,

26

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 2/2014

оговорённые сторонами, договор считается исполненным.

Ежегодно сотрудники электронной юридической клиники должны подготавливать обзор дел, по которым в отчетном периоде была оказана правовая помощь. В условиях информационной открытости детальности вуза (не разглашая конфиденциальных сведений о пользователях в силу законодательства, условий договора и профессиональной этики) обзор должен содержать статистические данные о том, какая из сфер жизнедеятельности, наиболее востребована пользователями. Данный обзор дел должен выставляться на официальном сайте вуза, он не совпадает с отчетом юридической клиники за год, так как помимо различных статистических сведений включает разъяснения по наиболее популярным запросам.

Электронная юридическая клиника выступает в качестве инновационной составляющей электронного образовательного пространства вуза, дополняющей традиционные образовательные технологии в способах формирования практических знаний и умений у студентов-юристов.

Уникальным способом внедрения электронных образовательных технологий в учебный процесс является деятельность электронного профессионального клуба юристов, созданного на сайте Международного инновационного университета (http// www.miu-sochi.ru) в качестве инновационной формы самостоятельной работы студентов в режиме онлайн в рамках реализации теории сетевого образования[4]. Электронный профессиональный клуб юристов создан специально, чтобы подготовить студентов к дальнейшей практической и научной деятельности, сформировать у него необходимые общекультурные и профессиональные компетенции в рамках реализации компетентностного подхода в высшем юридическом образовании.

Преимуществами работы студентов в электронном профессиональном клубе юристов на сайте Международного инновационного университета являются:

1. Возможность получения квалифицированной юридической помощи по интересующей проблеме от профессорско-преподавательского состава, практических работников; возможность узнать мнения однокурсников - будущих коллег.

Если обсуждение заявленной темы происходит на семинарских занятиях, то в режиме онлайн существует возможность обсудить происходящие именно в это время события, как в России, так и в мире в целом.

2. Подходящий студентам график работы, так как задать свой вопрос или ответить на уже поставленный, возможно в любое удобное время.

3. При обсуждении вопросов по предложенной тематике студент получает неограниченную возможность использования всех доступных интернет-ресурсов.

4. Возможность самостоятельного заявления студентом темы по любым правовым вопросам.

5. Неоценимая помощь студенту в подготовке к зачетно-экзаменационной сессии, так как на обсуждения выносятся действительно актуальные вопросы, как из российской, так и из зарубежной правовой теории и практики.

6. Подготовка студента к практической деятельности: в дискуссиях по заявленным темам участвуют практикующие специалисты, занимающие руководящие должности в различных сферах общественной жизни города Сочи. Постоянно расширяется круг субъектов правового консультирования в зависимости от категории рассматриваемого

27

ISSN 1029-3388

дела.

7. Возможность вступления студенту во внутривузовское профессиональное сообщество юристов, так как, выступая в электронном клубе активным участником дискуссии, студент становится частью данного сообщества.

Сочетая традиционные и инновационные подходы в обучении студентов-юристов, вузы реализуют предложенный государством во ФГОС ВПО компетентностный подход, а также подтверждают статус участников системы в сфере правового просвещения граждан и партнеров государства в деле реализации конституционных гарантий граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 2.11.2013) // Собрание законодательства РФ.28.11.2011. № 48. Ст. 6725.

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

4. Концепция развития современного университета/М.Н. Берулава, Г.А. Берула-ва. - Сочи, 2013.

5. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 16-18.

6. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.