ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дружинина А.В.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ-ЮРИСТОВ В НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Компетентностный подход, применяемый в НОУ ВПО «Международный инновационный университет» при обучении студентов-юристов, заключается в подготовке востребованного выпускника, обладающего необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями [8].
Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Доля занятий, проводимых в таких формах, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (далее ФГОС ВПО) должна составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.
ФГОС ВПО закрепляет перечень активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги.
Все вышеперечисленные формы проведения занятий широко используются при организации образовательной деятельности в Международном инновационном университете [3].
В настоящей статье речь, прежде всего, пойдет об активных и интерактивных формах проведения занятий, не закрепленных во ФГОС ВПО, которые, однако, являются незаменимыми при реализации компетентностного подхода в подготовке бакалавров-юристов [9].
Одной из таких форм является юридическое консультирование граждан по правовым вопросам, для чего в Международном инновационном университете функционирует Центр правового консультирования.
В качестве инновационной образовательной технологии юридическое консультирование складывается из следующих этапов:
1. Первый этап предполагает лекционные занятия (проводимые в рамках следующих дисциплин: «Основы саморазвития личности», «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Тренинги делового общения», «Профессиональная этика» и др.) в ходе которых студенты изучают историю правозащитного движения, основные правила профессиональной этики: здесь формируются общекультурные компетенции и начинают закрепляться профессиональные компетенции. Студенты осознают значимость будущей профессии. Лекции включают также и правила по выработке навыков интервьюирования, консультирования клиентов, анализа материалов дела, юридическую технику письма и др. Практические умения и навыки формируются в процессе деловых игр,
решения различных практических ситуаций и с использованием других педагогических приемов. Этот этап обучения, как правило, занимает 3 месяца.
2. На втором этапе студенты уже оказывают юридическую помощь по несложным делам совместно с руководителем. Занятия на этом этапе проводятся с целью закрепления полученных теоретических знаний. Именно здесь наиболее четко прослеживается связь теории и практики.
3. На третьем этапе обучения студенты самостоятельно под руководством наставников осуществляют прием граждан, ведут делопроизводство. Руководитель знакомится с делом, проверяет план работы и подготовленные студентами разъяснения; консультирует по наиболее сложным вопросам. Именно здесь в полной мере формируются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО.
В процессе юридического консультирования обеспечиваются условия для формирования у каждого студента-юриста профессиональных компетенций в области защиты прав человека, устойчивых ориентиров профессиональной этики, воспитания уважения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы; происходит защита прав социально незащищенных граждан, формирование правовой культуры граждан, правовое просвещение населения [7].
Отметим, что правовая помощь населению может оказываться в различных сферах общественной жизни, в том числе, в актуальной для города-курорта Сочи рекреационной сфере [11].
Современная реальность такова, что традиционное юридическое консультирование уже не может в полной мере удовлетворять потребностям компетентностного подхода в высшем юридическом образовании. Современное юридическое консультирование - это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн-консультирование, электронное делопроизводство, ситуацию «одного окна».
Юридическое консультирование на основе электронных технологий полностью отвечает ожидаемым результатам реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 № 31: «осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; развитие сервисов на основе информационных технологий в сфере образования» и т.д. [2].
Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [1].
Постоянно в рамках практических занятий проводятся мастер-классы, где профессионалы в сфере юриспруденции делятся своими знаниями, умениями, навыками
со студентами-юристами, вовлекая их в процесс создания и/или исследования вещей, процессов. Наиболее интересные мастер-классы в 2014 году были проведены 24 марта и 15 мая экспертами экспертно-криминалистического центра МВД города Сочи.
Уникальной активной и интерактивной формой проведения занятий является деятельность электронного профессионального клуба юристов, созданного на сайте Международного инновационного университета (http//www.mш-socЫ.ru) в качестве инновационной формы самостоятельной работы студентов в режиме онлайн в рамках реализации теории сетевого образования [4], [5], [6].
Электронные профессиональные клубы создают мотивацию к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, позволяют приобщиться к решению реальных практических проблем [10].
Преимуществами работы студентов в электронном профессиональном клубе являются:
1. Возможность получения квалифицированной юридической помощи по интересующей проблеме от профессорско-преподавательского состава, практических работников; возможность узнать мнения однокурсников - будущих коллег.
Если обсуждение заявленной темы происходит на семинарских занятиях, то в режиме онлайн существует возможность обсудить происходящие именно в это время события, как в России, так и в мире в целом.
2. Подходящий студентам график работы, так как задать свой вопрос или ответить на уже поставленный, возможно в любое удобное время.
3. При обсуждении вопросов по предложенной тематике студент получает неограниченную возможность использования всех доступных интернет-ресурсов.
4. Возможность самостоятельного заявления студентом темы по любым правовым вопросам.
5. Неоценимая помощь студенту в подготовке к зачетно-экзаменационной сессии, так как на обсуждения выносятся действительно актуальные вопросы, как из российской, так и из зарубежной правовой теории и практики.
6. Подготовка студента к практической деятельности: в дискуссиях по заявленным темам участвуют практикующие специалисты, занимающие руководящие должности в различных сферах общественной жизни города Сочи. Постоянно расширяется круг субъектов правового консультирования в зависимости от категории рассматриваемого дела.
7. Возможность вступления студента во внутривузовское профессиональное сообщество юристов, так как, выступая в электронном клубе активным участником дискуссии, студент становится частью данного сообщества.
При реализации компетентностного подхода юридическим факультетом и выпускающими кафедрами юридического профиля организуются и проводятся в рамках практических занятий онлайн-конференции по актуальным вопросам теории и практики юриспруденции.
Наиболее интересными и обширными по числу участников в 2014 году явились онлайн-конференции, состоявшиеся в НОУ ВПО «Международный инновационный университет»:
1) 17 января 2014 года на тему: «Конституции России 20 лет», на которой обсуждались закономерности развития Конституции России; проблемы конституционного развития; права российского народа;
2) 01 февраля 2014 года на тему: «Олимпиада глазами студентов-юристов», на которой обсуждались нормативные требования Международного олимпийского комитета к странам-организаторам и странам-участницам Олимпийских игр; правовые аспекты использования олимпийской символики; законодательные ограничения прав и свобод граждан в период подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи; особенности деятельности правоохранительных органов в условиях проведения Олимпийских игр в Сочи;
3) 12 апреля 2014 года на тему: «Принципы международного права и правовая действительность», на которой обсуждались принципы международного права как основа существования мирового правопорядка; реализация принципов международного права в правовой действительности.
Применяя инновационные образовательные технологии, НОУ ВПО «Международный инновационный университет» в полной мере реализует компетентностный подход, закрепленный во ФГОС ВПО.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».
3. Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В. и др. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2014. № 12. С.83-89.
4. Берулава Г.А., Довгаль Л.С., Яковлева-Чернышева А.Ю. и др. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 10. С. 21-28.
5. Берулава Г.А., Довгаль Л.С., Яковлева-Чернышева А.Ю. и др. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 51-56.
6. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете // Вестник
СевКавГТИ. 2014. № 18. С. 126-129.
7. Дружинина А.В. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении // Гуманизация образования. 2014. № 2. С. 24-28.
8. Дружинина А.В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации: Общество и цивилизация в XXI веке: тенденции и перспективы развития: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции (27 мая 2014 г. Воронеж). Воронеж, 2014. № 8 (12). С. 78-82.
9. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации компетентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 46-47.
10. Яковлева-Чернышева А.Ю., Беляева Е.В., Якунина И.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 12.С. 90-97.
11. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические подходы к формированию рекреационного кластера // Российское предпринимательство. 2011. № 1 (1). С. 130-134.