Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития института международно-правовой защиты прав ребенка'

Некоторые аспекты развития института международно-правовой защиты прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
836
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА / ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ДЕТСКИЙ ФОНД ООН (ЮНИСЕФ)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Настюк Ю. Н.

Статья посвящена проблемам в области законодательного регулирования международной защиты прав ребенка, акцентирует внимание на наиболее существенных этапах становления института международно-правовой защиты прав ребенка. Автор рассматривает различные международные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, а также созданные в соответствии с ними международные органы, наделенными полномочиями в области защиты прав ребенка. В заключении автор статьи предлагает возможные пути разрешения данной проблемы и совершенствования механизма защиты прав ребенка на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития института международно-правовой защиты прав ребенка»

УДК 341.43

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Ю.Н. Настюк

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Аннотация: Статья посвящена проблемам в области законодательного регулирования международной защиты прав ребенка, акцентирует внимание на наиболее существенных этапах становления института международно-правовой защиты прав ребенка. Автор рассматривает различные международные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, а также созданные в соответствии с ними международные органы, наделенными полномочиями в области защиты прав ребенка. В заключении автор статьи предлагает возможные пути разрешения данной проблемы и совершенствования механизма защиты прав ребенка на международном уровне.

Ключевые слова: международное право, институт международно-правовой защиты прав ребенка, правовой статус несовершеннолетнего. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Комитет по правам ребенка. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Общеизвестно, что «на протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ребенком не теряют актуальности и злободневности»1. Озабоченность по поводу реализации прав ребенка проявляется на всех уровнях, в том числе международном. И это понятно, т. к. человечество обеспокоено способностью будущих поколений гарантировать жизнеспособность общества и его будущее процветание.

Дети составляют особую категорию населения, которая нуждается в предоставлении особых прав и дополнительной защиты в силу физической и умственной незрелости, в четко регламентированном правовом статусе, т. к. дети в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов. Такая специфика прав ребенка является основанием выделения их в отдельный институт права.

Необходимо отметить, что ни одно государство в мире не является образцовым в области соблюдения прав ребенка. Даже в самых высокоразвитых странах наблюдается рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким уровнем жизни, детская смертность в результате недостаточного медицинского обслуживания, рост социальных сирот и беспризорных детей. Все эти показатели указывают на невозможность разрешения рассматриваемой проблемы только на национальном уровне и доказывают необходимость объединения усилий мирового сообщества, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Институт международно-правовой защиты прав ребенка «представляет собой комплекс международно-правовых норм и принципов, регулирующих правовой статус ребенка в международном праве, как общий, так и специальные правовые статусы отдельных категорий детей, защиту и поощрение прав ребенка, контроль за соблюдением этих прав, а также сотрудничество субъектов международного права в сфере международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка»2.

Обеспечение прав ребенка на международном уровне проходит в несколько этапов. Первый этап связан с нормотворческой деятельностью, т. е. на данной стадии разрабатываются декларации, конвенции, резолюции с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка. На втором - создаются специальные контрольные органы по защите прав ребенка, которые содействуют приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами. И, наконец, нуждающимся детям оказывается международная помощь.

Следует отметить, что нормотворческая деятельность по обеспечению прав ребенка ведется

1 Веретенников, А.В. Некоторые актуальные вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Юридическая библиотека ЮРИСТЛИБ, 2010. URL: www.juristlib.ru

2 Никонов К. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребенка: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.10 / МГИМО. - М., 2010._

по двум направлениям. Во-первых, права ребенка закрепляются в декларациях и конвенциях по правам человека, а также в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп. К таким нормативным актам можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. и др.

Во-вторых, разрабатываются декларации и конвенции, специально регулирующие права ребенка.

Международно-правовая защита детства и юношества в целом берет свое начало от Женевской декларации прав ребенка 1924 года, принятой еще Лигой наций на своей 5-й сессии. В рассматриваемом договоре не содержалось обязательных нормативных предписаний для стран-участниц, но все же он являет собой большое достижение, так как ребенок стал объектом международно-правовой защиты. В Декларации изложены пять принципов, касающихся защиты и благополучия детей:

- Ребенку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.

- Голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребенок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребенок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

- Ребенок должен в первую очередь получать помощь в тяжелое время испытаний.

- Ребенок должен расти в атмосфере любви и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

- Ребенок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям.

Текст Декларации явно указывает на необходимость выделения отдельных категорий детей, находящихся в различных ситуациях, для наиболее полного обеспечения эффективной защиты их прав. К таковым можно отнести детей, затронутых вооруженными конфликтами; детей-беженцев; детей, в отношении которых совершаются насильственные действия; детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, находящихся в конфликте с законом.

Следующим этапом развития института международно-правовой защиты прав ребенка стало принятие 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН в ходе своей 14 -й сессии на 841-м пленарном заседании Декларации прав ребенка, в которой 5 принципов предшествующей декларации расширены до 10. В декларации идет речь о недопущении дискриминации в отношении детей (пр. 1), о праве ребенка на благоприятные для его нормального развития условия (пр. 2, 4, 5), о праве на имя и гражданство с момента рождения (пр. 3), о праве воспитываться своими родителями (пр. 6), о праве на получение бесплатного на начальных этапах образования (пр. 7). А также, согласно Декларации, «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли...» .

Декларация прав ребенка 1959 г. дополнила перечень принципов, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. Следует отметить, что данный документ является примечательным тем, что в нем начинается зарождение тенденции изменения правового статуса ребенка с объекта права на субъект права. Данный факт указан в преамбуле Декларации, которая провозглашена «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами» .

Но на определенном этапе развития общества снова назрела необходимость привести существующее законодательство в рассматриваемой сфере в адекватное тому времени состояние, выработать новые подходы к пониманию прав ребенка и методам их обеспечения. Таким образом, требовалось создание единого международного документа, в котором синтезировался бы весь предшест-

1 См.: ЮНЕСКО - Учим и учимся во имя устойчивого будущего // URL: www.unesco.kz

2 См.: Декларация прав ребенка. Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // URL: www.base.consultant.ru

3 Декларация прав ребенка. Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // URL: www.base.consultant.ru

вующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, которая была принята и открыта для подписания, присоединения и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г.1

В соответствии со ст. 2 Конвенции основное ее назначением заключается в том, чтобы все государства-участники разработали специальный механизм наиболее полного обеспечения и уважения прав ребенка, как полноценного субъекта права, но с учетом его физической и умственной незрелости. Конвенцию прав ребенка по праву можно назвать гуманистическим документом. Она в объеме 54 статей охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права несовершеннолетнего, которым в соответствии со ст. 1 признается каждое человеческое существо до достижения 18 лет.

С принятием Конвенции к перечню прав ребенка добавились такие права, как право сохранения индивидуальности (ст. 8); право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), мнение (ст. 13); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14); право не принимать прямое участие в военных действиях (ст. 38); право на социальную реинтеграцию (ст. 39 и 40) и т.д.

Итак, Конвенция о правах ребенка стала первым правовым документом международного стандарта, признающим ребенка полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

Нормотворческая деятельность является только одной стороной медали, с другой же стороны находится проблема создания эффективного механизма контроля реализации данных норм. Таким образом, в соответствии со ст. 43 Конвенции был учрежден Комитет по правам ребенка, специальный механизм контроля мониторинга и имплементации положений данного документа. Его деятельность заключается в изучении докладов государств, вынесений замечаний (ст. 44), проведении исследований по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка, а также внесении рекомендаций и предложений (ст. 45) с целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции.

Комитет по правам ребенка, равно как и другие договорные органы, имеет «компетенцию рассматривать жалобы, представленные индивидами, в которых государство-участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. По настоящий момент эти органы получили совсем небольшое количество сообщений, касающихся прав ребенка. Причин тому несколько: это в числе прочего и чрезмерная длительность процедуры рассмотрения и необязательность принимаемых решений» . Но саму идею предоставления права обращаться в подобные органы можно считать неплохим достижением, которое нужно развивать.

Помимо Комитета по правам ребенка в систему договорных (или конвенционных) органов входят Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

К внедоговорным контрольным механизмам относятся органы ООН. Среди них вопросами обеспечения прав ребенка занимаются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет, Комиссия ООН по правам человека.

Все вышеперечисленные органы, как договорные, так и внедоговорные, действуют на универсальном уровне, т. е. в рамках ООН. Это такая сеть международных процедур и механизмов, регламентирующая максимально возможные случаи, в которых нарушаются или могут быть нарушены их права. Для повышения эффективности данных структур также в рамках ООН созданы специализированные учреждения, такие, например, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который занимается исключительно детскими проблемами.

Задача ЮНИСЕФ заключается в оказании помощи национальному правительству в процессе выполнения обязательств по реализации положений Конвенции о правах ребенка. «Подобные объединения должны играть роль своего рода «катализатора», добиваясь от правительств, общественных институтов и возможных доноров мобилизации ресурсов и действий, направленных на обеспечение положения, в котором права детей находились бы в центре внимания» .

1 Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // URL: www.base.garant.ru

2 Абрамов, В. И. Международная защита прав ребенка // Международное публичное и частное право, 2006. № 3. С. 30 - 34.

3 Робул, А. А. Международная защита прав ребенка в современном мире // Белорусский журнал международного права и отношений, 2002. № 2. URL: www.evolutio.info

Проанализировав основные аспекты института международно-правовой защиты прав ребенка, становится очевидным, что при достаточно разветвленной, развитой нормативной базе и системе контрольных органов в данной области основная причина недостаточной эффективности заключается в том, что большинство принимаемых решений носит рекомендательный характер. Однако нарастающее внимание общественности к проблемам обеспечения прав человека в целом и прав ребенка в частности способно сыграть роль приводного механизма, нацеленного на повышение результативности существующих средств международной защиты прав детей.

В качестве возможных путей разрешения данной проблемы можно предложить развитие деятельность по таким направлениям, как, во-первых, организация информационно-пропагандистской работы на международном, а также национальном уровнях. Во -вторых, усилить контроль за исполнением действующих международно-правовых актов. Для этого необходимо активизировать деятельность контрольных органов ООН, расширив перечень их полномочий с целью более тщательного мониторинга правоохранительной деятельности и подготовки дополнительных докладов; использовать все методы контроля, в том числе и индивидуальные жалобы; организовать регулярные международные встречи тех специалистов, которые занимаются проблемами детей в своем государстве, при участии всех компетентных организаций.

Каждое государство и все мировое сообщество должны прийти к пониманию того, что защита прав и свобод детей, удовлетворение их нужд является первым и самым главным шагом на пути к демократическому государству, развитому гражданскому обществу и нации в целом.

УДК 34.03

ПРИМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Я.Ф. Шишлевская

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Аннотация: статья посвящена применению Конституции РФ в деятельности судов общей юрисдикции. Автор рассматривает роль и место конституционных норм в судебной системе России. В работе представлена информация о современном состоянии правоприменения в судах различных инстанций, проблема полномерного разграничения полномочий между судебными органами, входящими в систему судопроизводства РФ. Применение судами общей юрисдикции конституционных норм, как специфической формы реализации права. В работе также указаны основные аспекты, на основании которых, отстаивается позиция обязательного применения конституционных норм судами общей юрисдикции, без запроса в Конституционный суд РФ.

Ключевые слова: право, судебная система России, Конституция Российской Федерации, суд общей юрисдикции. Конституционный Суд РФ, правоприменение, правовой акт, юридическая сила, правотворческая деятельность, судебная практика.

Двадцатилетие Конституции РФ способствовало изучению эффективности главного нормативно-правового акта страны, в различных правовых аспектах. В том числе и рассмотрению вопроса о правоприменения норм Конституции в деятельности судов общей юрисдикции. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, активный нормотворческий процесс, происходящий в настоящее время в Российской Федерации. Во-вторых, противоречивость, неточность формулировок, «объемность» нормативно-правовых актов способствовавших увеличению количества обращений правоприменителей к нормам Конституции. Все это создало проблемы в применении конституционных норм судами общей юрисдикции, что определяется постоянным ростом количества обращений граждан в суды общей юрисдикции. Согласно ст.46 Конституции РФ гражданин, независимо от его роли и места в судебном процессе (истец, ответчик и т.д.), имеет право на правосудие и ст.2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.