Научная статья на тему 'Семья как объект международно-правовой защиты'

Семья как объект международно-правовой защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2830
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ / ЗАЩИТА СЕМЬИ / ПРАВА СЕМЬИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ / ЕДИНСТВО СЕМЬИ / МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ООН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / КОНВЕНЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гущина Кристина Александровна, Спицына Елизавета Борисовна, Ерина Елена Сергеевна, Айба Эсма Артемовна

В статье рассмотрен институт семьи как объект международно-правовой защиты. На основе анализа и проведенного научного исследования определены и описаны механизмы защиты семьи на международном уровне, приведены положения международных договоров по правам человека, затрагивающие вопросы защиты семьи, практика контрольных механизмов договорных органов. А также выявлены актуальные проблемы в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY AS AN OBJECT OF INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION

The article describes the institution of the family as an object of international legal protection. Based on the analysis and research identified and described the mechanisms of family protection at the international level, given the provisions of international treaties on human rights concerning the protection of the family, the practice of monitoring mechanisms of the Treaty bodies. And also identified current problems in this area.

Текст научной работы на тему «Семья как объект международно-правовой защиты»

10.2. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Гущина Кристина Александровна, помощник юриста Место работы: ГК «КЭЭС»

Gka01081992@ya.ru

Спицына Елизавета Борисовна, помощник юриста Место работы: ООО «Мадрок»

elizabeth_sp@mail.ru

Ерина Елена Сергеевна, главный специалист-эксперт Место работы: Федеральная Антимонопольная Служба России

erinahelen@mail.ru

Айба Эсма Артемовна, сотрудник аппарата

Место работы: Администрация Президента Республики Абхазия

aipxa-esma@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрен институт семьи как объект международно-правовой защиты. На основе анализа и проведенного научного исследования определены и описаны механизмы защиты семьи на международном уровне, приведены положения международных договоров по правам человека, затрагивающие вопросы защиты семьи, практика контрольных механизмов договорных органов. А также выявлены актуальные проблемы в данной области.

Ключевые слова: международное право, международно-правовая защита семьи, защита семьи, права семьи, семья, семейная жизнь, единство семьи, механизмы защиты ООН, международные договоры, конвенции, международные конференции.

THE FAMILY AS AN OBJECT OF INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION

Gushchina Kristina A. paralegal Place of employment: SC «KEES»

Gka01081992@ya.ru

Spitsyna Elizaveta B., paralegal Place of employment: LLC «Madrok»

elizabeth_sp@mail.ru

Erina Elena S., Chief Expert

Place of employment: The Federal Antimonopoly Service of Russia

erinahelen@mail.ru

Aiba Esma A., aide

Place of employment: Republic of Abkhazia Presidential Administration

aipxa-esma@mail.ru

Abstract: The article describes the institution of the family as an object of international legal protection. Based on the analysis and research identified and described the mechanisms of family protection at the international level, given the provisions of international treaties on human rights concerning the protection of the family, the practice of monitoring mechanisms of the Treaty bodies. And also identified current problems in this area.

Keywords: international law, international legal protection of the family, protection of the family, rights of the family, family, family life, family unity, the UN protection mechanisms, international treaties, conventions, international conferences.

Семья является важнейшим столпом как общества, так и государства, призванным играть решающую роль в социальном развитии. Она является основой человеческого общества, каждой культуры и всех цивилизаций истории. Роль семьи в любой стране мира едина и заключается в том, чтобы нести ответственность за воспитание детей и их подготовку к жизни в обществе, привитие им чувства социальной ответственности.

За последние 50 лет семья претерпела значительные изменения в результате тенденций в области ми-

грации, феномена старения населения, пандемического распространения ВИЧ/СПИДа и последствий глобализации. Ввиду изменений образа жизни и размера семьи, а также в связи со стремительными социально-экономическими преобразованиями семьям все труднее выполнять свои социальные функции. Все это в сочетании с неспособностью государства оградить домашние хозяйства от их негативных последствий с помощью мер социальной политики приводит к тому, что большое число семей оказываются в нищенском

положении и становятся уязвимыми[8].

В современном обществе так же остро стоит проблема разделения семьи. Это, как правило, касается беженцев, иностранных граждан и апатридов.

Между тем, единство семьи является одним из основополагающих принципов международного права. Право на единство семьи - неотъемлемый элемент всеобщего признания семьи как основной ячейки общества, имеющей право на защиту и помощь. Это право закреплено в универсальных и региональных документах о правах человека и в международном гуманитарном праве; оно имеется у всех людей, независимо от их статуса. Поэтому оно действует и в ситуациях, связанных с беженцами. Малое меньшинство участников, признавая значение семьи, все же говорило о единстве семьи не как о праве, а как о принципе[19].

В данном контексте вопрос о международно-правовой защите семьи приобретает особую актуальность.

Как указывает социолог А.Г. Харчев, «семья представляет собой малую социальную группу с исторически определенной организацией, отношения которой складываются на основе брака или родства, а также члены, которой обладают взаимной ответственностью по отношению друг к другу и целью ее является воспроизводство населения»[20].

Ни международным правом, ни законодательством Российской Федерации понятие семьи четко не определено. По мнению Комитета по правам человека ООН, «концепция семьи может отличаться в некоторых отношениях от государства к государству, и даже от региона к региону в пределах государства, и именно поэтому «не представляется возможным дать стандартное определение этому понятию»[22].

Кроме того, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что концепция должна быть понята «в широком смысле» и «в соответствии с действующим местным употреблением»[22]. Другие международные правозащитные механизмы выразили аналогичные мнения. Понятие семьи также может отличаться в зависимости от конкретных прав и обязанностей. Государства сохраняют усмотрение в определении концепции семьи в национальном законодательстве с учетом различных правовых систем, религий, обычаев и традиций в стране, в том числе культур коренных народов и меньшинств[13]. Однако наиболее часто семью в правовом аспекте рассматривают как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью на воспитание[3].

Появление принципов международного права в отношении семьи является относительно новым явлением. До середины XX века международное право было направлено на защиту семьи лишь в рамках дел в национальных судах в отношении семей мигрантов и семей, некоторые члены которых являлись гражданами других государств. В настоящее же время семья выступает важным объектом не только внутригосударственного, но и международного права. Международное сообщество признает необходимость семьи в жизни общества и предоставления ей защиты не только на национальном уровне, но и на международном. Свидетельством о принятии мер по защите прав института семьи является вовлечение в процесс такой организации как ООН. Именно на решение вопросов и проблем, связанных с защитой семьи, и направлена

деятельность механизмов защиты ООН, в данном случае Совета ООН по правам человека, специальных процедур Совета ООН по правам человека, Универсального периодического обзора и договорных органов по правам человека системы ООН.

Особого внимания в вопросе защиты и поддержки семьи заслуживают международные договоры по правам человека, закрепляющие в своих положениях обязательства государств осуществлять защиту семьи и ее членов. Одним из наиболее важных таких международных документов выступает первый правозащитный акт ООН, а именно Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Защите семьи посвящены статьи 12, 16, 25 Всеобщей декларации прав человека. Так, в пункте 3 статьи 16 Декларации говорится, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и госу-дарства»[4]. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью (п. 1 ст. 16)[4]. Статья 12 Всеобщей декларации прав человека провозглашает невмешательство в семейную жизнь, а статья 25 устанавливает право каждого человека «на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»[4]. А также подчеркивается право на особое попечение и помощь материнства и младенчества.

Положения Всеобщей декларации нашли свое отражение в Международном пакте о международных гражданских и политических правах 1966 года (статьи 17, 23) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 10).

Наряду с признанием семьи в качестве «естественной и основной ячейки общества», семье предоставляется «самая широкая охрана и помощь» со стороны государства. Кроме того, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, закреплено положение о том, что «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (статья 11 )[16].

Однако не трудно заметить, что между Всеобщей декларацией, Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах существует отличие, которое заключается в том, что если в двух вышеуказанных документах речь идет исключительно о защите семьи, то в Международном пакте об экономических и социальных правах сделан акцент и на поддержку, помощь семье со стороны государства. Добавление слова «помощь» к обязательству государства «защищать» усиливает концептуальную и нормативную основу обязательства государств-участников Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[2].

Защита института семьи предоставляется также региональными конвенциями, которые подчеркивают особую значимость семьи. Это, прежде всего, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение семейной жизни.

Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека в области защиты семьи в

рамках данной Конвенции, которая включает в себя вопросы защиты прав незаконнорожденных детей, разведенных родителей по отношению к ребенку, вопросы развода, опеки, депортации и экстрадиции. Последняя категория дел является одной из самых распространенных, поскольку связана с вопросами разлучения семей в результате выдворения или депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. Как правило, практика суда исходила из того, что право на уважение семейной жизни во многих случаях приоритетнее, безопасности страны, если у выдворяемого лица сложились постоянные семейные отношения на территории страны. В настоящее же время ввиду неспокойной обстановки в мировом сообществе, проблем с терроризмом и беженцами, Суд стал более жестко относиться к вопросам признания нарушения ст. 8 Конвенции по данной категории дел, в большей степени признавая свободу усмотрения за государствами.

Суд также признает за государствами большую свободу усмотрения в установлении контроля над неблагополучными семьями, процедурой передачи ребенка на государственное попечение или в приемную семью, а также процессом усыновления[18].

Необходимо также отметить, что семейная жизнь в понимании Европейского суда по правам человека включает в себя не только отношения в браке, но и фактические отношения, которые могут быть признаны в качестве семейных в зависимости от фактических обстоятельств таких, как, например, наличие или отсутствие совместного проживания, длительность отношений и пр.

При этом по делу Леббинк против Нидерландов Европейский суд указал, что простое биологическое родство, не подкрепленное какими-либо дополняющими его правовыми и фактическими элементами, указывающими на существование тесных личных связей между родителем и ребенком, не может считаться достаточным, для того чтобы на него распространялось действие гарантий ст. 8 Конвенции. При проживании супругов вместе со своими детьми в отсутствие регистрации брака Суд обычно считает их семьей, обращая внимание на устойчивый характер взаимоотношений и тот факт, что они не отличались от семьи, основанной на браке[17].

Европейская социальная хартия 1996 г. закрепляет «в целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества» право на экономическую, правовую и социальную защиту семьи со стороны стран-участниц, «в частности посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, предоставления жилья семье, помощи молодым семьям и других соответствующих мер» (ст. 16)[7].

Большое значение также имеют международные документы специализированного характера, предметом которых является регулирование и защита прав отдельных членов семьи.

Так, Декларацией прав ребенка 1959 г. регламентируется статус ребенка[5]. В Преамбуле указывается, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе вследствие своего физического и умственного состояния, ему также должна быть обеспечена надлежащая правовая защиты как до, так и после его рождения. Декларация устанавливает десять принципов, в соответствии с которыми должны признаваться и соблюдаться права ребенка. К их числу относятся:

- признание за ребенком прав и свобод без исключений и

без различий (принцип 1);

- обеспечение специальной защиты с предоставлением возможности и благоприятных условий развития (принцип 2);

- право на имя и гражданство (принцип 3) и др.

Немаловажным документом в области защиты прав

семьи является Конвенция о правах ребенка 1989 года, где уже в преамбуле закреплено: «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Следовательно, на родителей возлагается определенный круг обязанностей по воспитанию, заботе, управлению и руководству ребенком, «в осуществлении ими признанных настоящей Конвенцией прав» и «в соответствии с развивающимися способностями ребенка»[11].

Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. была разработана Советом Европы и непосредственным образом связана с Конвенцией о правах ребенка 1989 г., является дополнением Конвенции и предоставляет процессуальные права детям, направлена на обеспечение их участия в судопроизводстве, а также в разрешении семейно-правовых споров в административном порядке.

В соответствии с ней ребенок имеет право быть информированным и выражать свое мнение в процессе судопроизводства; право на обращение лично либо через других лиц, органы; право на учет выраженного мнения и др.[6]

Аналогичным образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. включает в себя положения, которые предоставляют комплексную защиту женщинам в контексте семьи с учетом значения «вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания»[9], социального значения материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей.

Наряду с вышеперечисленными международными документами особое место занимает Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, где содержится требование к государствам-участникам принимать надлежащие меры для обеспечения защиты единства семей трудящихся-мигрантов и содействовать их воссоединению, поскольку трудящиеся-мигранты и члены их семей в силу, в частности, того, что они не находятся в государстве происхождения занимают уязвимое положение среди местного населения.

Вопросы защиты семьи также закреплены и в Конвенции о правах инвалидов 2006 года, в которой указано, что «инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов»[10].

Это основной перечень международных документов, связанных с защитой семьи. Вообще положения о защите и помощи семье могут дополняться различными контекстами в виде «семейных связей», «роли обоих родителей в семье», «семейных пособий», «благосостояния семьи» и многими другими. Как уже было отмечено ранее положения о защите семьи нашли отражение во многих международных документах, но особое внимание нужно уделить статье 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, так как именно она несет наиболее концептуальную и нормативную нагрузку, а также наиболее полно охватывает сферу обсуждаемого вопроса.

Статья 10 Пакта вызывала большую полемику в связи с тем, что она предоставляет семье «широкую охрану и помощь», то есть устанавливает своего рода автономных характер из чего следует, что его осуществление не зависит от реализации других прав, закрепленных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах или же в других основных международных договорах по правам человека. Вместе с тем этот пункт в неисчерпывающем виде указывает на случаи, когда «широкая охрана и помощь» нужна семьям, а именно: при образовании семьи и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании[2].

Важно отметить и тот факт, что помимо множества международно-правовых документов регулярно проводятся различные международные конференции, совещания международных органов, принимаются резолюции, которые также оказывают влияние на защиту прав семьи.

Интересным представляется документ, принятый на встрече, организованной Папским Советом по делам семьи по случаю 50-летней годовщины Всеобщей декларации прав человека в 1998 году, по теме: «Права человека и права семьи». В рамках данной встречи Советом был признан универсальный характер Всеобщей декларации прав человека, ее огромное значение, в том числе, и для христианского сообщества, а также подчеркнута особая роль семьи: «Семья и брак нуждаются в защите и поддержке не только со стороны государства, но и общества в целом. Человек берет свое начало в браке и семье, поэтому требуются решительные действия от каждого, которые станут ответом на вызовы современности и угрозы будущего. Такие проблемы, как угроза выживанию, «культура смерти», насилие, отсутствие безопасности, низкий уровень развития, безработица, миграция, искажения в средствах массовой коммуникации и т.д., могут быть решены успешно только на основе концепции прав человека, которые разрабатываются в рамках семьи, тем самым трансформируя общество, которое формируется в семье и семьей»[21].

В итоговом документе было выдвинуто ряд идей по совершенствованию международно-правовой защиты семьи. В частности, в отношении прав нерожденного ребенка, которыми он должен обладать, как говорится в документе, в зависимости от стадии его развития. Указывается, что такой ребенок имеет право на жизнь и безопасность, на идентификацию и защиту своей идентичности, на наследство и уровень жизни, достаточный для его психо-физического, духовного, нравственного и социального развития, на законодательство, которое бы гарантировало его выживание и развитие в максимально возможной степени, а также является ребенком в том смысле и с теми атрибутами, которые изложены в Конвенции о правах ребенка. Отдельно освещаются обязанности семьи и государства по отношению к ребенку в чреве, которые во многом схожи с обязанностями по отношению к рожденному ребенку. Несмотря на свою противоречивость, эти идеи имеют особую актуальность в настоящее время в свете развития концепции международно-правовой защиты семьи.

В рамках Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в 2001 г. было проведено Совещание экспертов за круглым столом в Женеве по вопросу единства семьи, в рамках которой было подчеркнуто,

что «хотя в Конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протоколе к ней 1967 года нет конкретного положения о единстве семьи, решительные формулировки Рекомендации, содержащейся в Заключительном акте Конференции полномочных представителей, вновь подтверждают «существенное право» беженцев на единство семьи»[19].

Право на единство семьи имеет особое значение в ситуации, связанной с беженцами - не в последнюю очередь потому, что служит главным средством защиты для отдельных членов семейной ячейки. Сохранение единства семей и содействие их воссоединению помогают обеспечить отдельным беженцам и их общинам физическую заботу, защиту, эмоциональное благополучие и экономическую поддержку. Защита, которую члены семьи могут обеспечить друг другу, многократно усиливает эффект от помощи извне. В принимающих странах единство семей облегчает беженцам самообеспечение и снижает социальные и экономические издержки в долгосрочной перспективе. Кроме того, реализация права на единство семьи путем воссоединения семей помогает сократить число беженцев, прибывающих без разрешения или стихийно, уменьшить связанные с этим опасности, а также сократить число ненужных ходатайств о предоставлении статуса беженца. Единство семьи может сделать более устойчивыми долговременные решения, предлагаемые беженцам (то есть добровольную репатриацию, интеграцию на месте или переселение)[19].

Из последних документов, посвященных международно-правовой защите семьи, можно назвать доклад Управления Комиссара по правам человека ООН от 15 января 2016 г. на тему: «Защита семьи: вклад семьи в реализацию права на достойный уровень жизни для членов семьи, в частности, благодаря своей роли в деле искоренения нищеты и обеспечения устойчивого развития»[22], в котором обращается внимание на аспекты эволюции существующего международного консенсуса относительно роли семьи в обеспечении устойчивого развития, включая политику в области сокращения масштабов нищеты, дается обзор стандартов в области прав человека, касающихся семейной жизни, приводятся примеры мер при реализации государствами своих международных обязательств в области защиты семьи. На повестку ставится вопрос развития статуса семьи к 2030 году, широкий круг задач по защите семьи и ее членов, реализации права на достойный уровень жизни для всех семей. Подчеркивается ключевая роль семьи в передаче ценностей в обществе, которые имеют важное значение для создания программы устойчивого развития[14].

Нельзя обойти стороной событие июня 2014 года, когда в ходе 26-й сессии Совета ООН по правам человека по инициативе межрегиональной группы государств, в том числе и Российская Федерация, приняли резолюцию о защите семьи, в рамках которой, в частности, было поддержано предложение России не принимать решение по поправке, касающейся разнообразия форм семьи.

Такое особое внимание к существующим проблемам семьи вызвано мандатом Международного года семьи, провозглашенного в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 44/82 от 8 декабря 1989 г. и отмечавшегося в 1994 году. Была сформулирована и провозглашена тема «Семья: ресурсы и ответственность в изменяющемся мире», что очевидно подчеркивало и придавало осо-

бое значение вопросу семьи в международном праве. Генеральная Ассамблея приняла целый ряд резолюций, касающихся проведения его десяти- и двадцатилетнего юбилеев Международного года семьи.

В принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи четко отмечена роль положений, которые относятся к вопросам семьи в выборе укрепления путей, ориентированных на семью, стратегий и программ в рамках комплексного и всеобъемлющего подхода к развитию, был намечен ряд Конференций.

К числу таких конференций следует отнести Всемирную конференцию по правам человека, которая прошла в 1993 году в Вене, Международную конференцию по народонаселению и развитию 1994 года, вторую Конференцию ООН по населенным пунктам (Ха-битат II), Международная конференция в городе Дохе 2004 год (принята Дохинская Декларация). Вопросы семьи были затронуты на каждой из конференций где-то в области социального развития, где-то в области проблем старения и др. Как отметил Генеральный секретарь ООН, «достичь большинства целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия... будет трудно, пока стратегии по их достижению не будут направлены на поддержку семьи»[1].

Согласованные на международном уровне тексты, принятые на этих саммитах и конференциях способствовали кристаллизации международного консенсуса по вопросу о роли семьи, который до сих пор считается действительным сегодня. Этот консенсус включает (а) необходимость семьецентристских мер и семейных подходов в рамках политики в области развития; (б) признание различных форм семьи в зависимости от различных культурных, политических и социальных систем, а также изменения, которые претерпевают семьи как социальный институт; (с) признание принципа равенства мужчин и женщин и что семейная политика должна быть основана на уважении и поощрении равенства между мужчинами и женщинами; необходимость специальной защиты для членов семьи, которые могут находиться в уязвимом положении, в том числе детей, молодежи, пожилых людей или людей с ограниченными возможностями; и (е) интеграция всеобщего доступа к услугам по охране репродуктивного здоровья, включая планирование семьи и сексуальное здоровье, в рамках усилий по развитию[22].

Таким образом, международное сообщество в ходе многочисленных конференций, принятии резолюций, Конвенций, Деклараций и иных документов признало важную роль семьи в достижении целей в области развития, трудности, с которыми сталкивается семья, а также тот факт, что семья нуждается в помощи для их преодоления.

Также на сегодняшний день имеется достаточная международно-правовая база и институционный механизм, концептуальное, научно обоснованное видение существующих проблем для того, чтобы на универсальном уровне успешно решать поставленные задачи по защите семьи. Необходимо наличие воли со стороны государств-участников, чтобы справиться с существующими и потенциальными вызовами в деле защиты семьи.

Однако находясь на современном этапе развития нельзя не заметить, что открывается множество возможностей для обмена передовым опытом в области семейной политики, а именно ее защиты и поддержки, на международном, региональном, национальном уровнях с целью, чтобы появилась возможность обес-

печить прогресс укрепления обязательств государств в этой области. Ведь такой обмен может способствовать более результативному развитию стратегий различных государств в сфере защиты и поддержки семьи. Ориентиром положительного развития в данной области для других государств может послужить Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность текста 86,73%

Список литературы:

1. Абашидзе, А. Х. Договорные органы по правам человека. Учебное пособие. М.: Норма: Инфра-М, 2012. 389 с.

2. Абашидзе А.Х., Клишас А.А. Защита семьи по международному праву в свете современных реалий // Журнал: Правовое государство: теория и практика, изд.: научно-исследовательский институт проблем правового государства. Уфа, 2014. С. 151-156.

3. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и пере-раб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2010. 598 с.

4. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. 1995. 5 апр.

5. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385-388.

6. Европейская конвенция об осуществлении прав детей ETS № 160. (Заключена в Страсбурге 25.01.1996 г.) //Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 733-740.

7. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (Вместе со «Сферой действия Европейской социальной хартии (пересмотренной) в отношении лиц, находящихся под ее защитой»: принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. С. 17-67.

8. Кабанов В. Л. Защита семьи на повестке дня международного сообщества / Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: юриспруденция, изд.: Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2015: [электронный ресурс]: http://elibrary.ru /item.asp?id=23139115 (дата обращения: 15.05.2016 г.)

9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. заключена 18.12.1979) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. М., 1983. С. 26-36.

__ 10. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г.) Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45-67.

11. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

12. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

13. Лоторев Е.Н. Конституционная ответственность органов государственной власти субъектов РФ: современные реалии и перспективы законодательного регулирования // Сборник трудов конференции «Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации». Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (Саратов, 24 ноября 2011 г.). Саратов: Издательство: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина -филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2012. С. 75-77.

14. Макеева И.В. О поводах к возбуждению уголовного дела (в свете дополнений уголовно-процессуального законодательства) // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 26. С. 190-195.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень международных договоров. 1993. № 1. С. 3-6.

16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право: сб. документов : в 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 464-470.

17. Постановление Европейского суда по правам человека от 18 декабря 1986 г. по делу «Джонстон и другие против Ирландии» (Johnston и Others v. Ireland) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 228.

18. Туманова Л.В., Владимирова И.А. Защита семейных прав в Европейском суде по правам человека. М.: Горо-дец, 2007.

19. УВКБ ООН. Краткие выводы по вопросу единства семьи на Совещании экспертов за круглым столом в Женеве 8-9 ноября 2001 года.[электронный ресурс]: http://unhcr.org.ua/img/uploads/docs/korotki-vusnovku.pdf (дата обращения: 15.05.2016 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Харчев А.Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. 2-е изд.: М., 1979. 364 с.

21. Pontifical council for the family. The family and human rights [электронный ресурс]:http://www.vatican.va /roman_curia/pontifical_councils/family/documents/rc_pc_fam ily_doc_20001115_family-human-rights_en.html (дата обращения: 15.05.2016 г.)

22. Protection of the family: contribution of the family to the realization of the right to an adequate standard of living for its members, particularly through its role in poverty eradication and achieving sustainable development. Annual report of the United Nations High Commissioner for Human Rights and Reports of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights and the secretary-General. // [электронный ресурс]: http://www.ohchr.org/Documents /HRBodies/HRCouncil/ProtectionFamily/A-HRC-31-37_en.doc (дата обращения: 15.05.2016 г.)

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассмотрен институт семьи как объект международно-правовой защиты. На основе анализа и проведенного научного исследования определены и описаны механизмы защиты семьи на международном уровне, приведены положения международных договоров по правам человека, затрагивающие вопросы защиты семьи, практика контрольных механизмов договорных органов. А также выявлены актуальные проблемы в данной области.

Следует отметить, что авторы статьи провели глубокий сравнительно-правовой анализ широкого спектра международных актов, касающихся института семьи и прав ребенка, а именно: Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт о международных гражданских и политических правах 1966 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Европейская социальная хартия 1996 г.

Особый интерес представляет, приведенная в статье практика Европейского суда по правам человека в области защиты семьи в рамках данной Конвенции, которая включает в себя вопросы защиты прав незаконнорожденных детей, разведенных родителей по отношению к ребенку, вопросы развода, опеки, депортации и экстрадиции.

Таким образом, благодаря исследованию авторов рассматриваемой статьи можно сделать вывод, что имеется достаточная международно-правовая база и институционный механизм, концептуальное, научно обоснованное видение существующих проблем для того, чтобы на универсальном уровне успешно решать поставленные задачи по защите семьи.

Вместе с тем, авторы справедливо отметили, что на современном этапе развития открывается множество возможностей для обмена передовым опытом в области семейной политики, чтобы появилась возможность обеспечить прогресс укрепления обязательств государств в этой области.

В целом статья Гущиной Кристины Александровны, Спици-ной Елизаветы Борисовны, Ериной Елены Сергеевны Айба Эсмы Атемовны рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент,

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Юридического факультета Российского государственного

социального университета, кандидат юридических наук

Н.Б. Слюсарь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.