DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10770
Д.Х. Джабраилов - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»; [email protected],
D.K. Dzhabrailov - Assistant of the Department of State and Municipal Administration, "Chechen State University";
М.В. Кашукоев - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Агрономия» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,
M.V. Kashukoev - Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department "Agronomy" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova".
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АПК В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ НАДЛЕЖАЩЕЙ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN THE ABSENCE OF AN APPROPRIATE SYSTEM OF STATE SUPPORT
Аннотация. Сегодня уже очевидно для всех, что инновации являются ключевым фактором обеспечения конкурентного развития хозяйствующих субъектов АПК и всей экономики национального хозяйства в целом. Однако, в условиях априори ограниченных ресурсов развитие национальной деятельности имеет множество барьеров. Тем не менее, необходимо решать множество краеугольных проблем обеспечения жизнедеятельности и безопасности страны. Касательно АПК здесь можно отметить такие проблемы инновационного характера как необходимость наращивания объемов производства высококачественных конкурентоспособных продуктов, разработки и внедрения российских ресурсосберегающих технологий, обеспечение природоохранной деятельности и др.
Из-за отсутствия надлежащих объемов инвестиций в сельском хозяйстве РФ прекратилось осуществление простого производства основного капитала, объемы реальных вложений за последние 20 лет не превышали 27-30% от начисленной амортизации. Следствием этого стал недопустимый уровень физического и морального износа основных производственных фондов.
Также надо отметить нарастающую тенденцию разобщения науки и агропромышленного производства, что, естественно, привело к острой нехватке востребованных современных технологий и инвестиций для их масштабного задействования, и трансферта. Этот процесс усугубляется отсутствием надлежащей системы госрегулирования и господдержки. Все это, безусловно, существенно усугубило конечные результаты хозяйствования в отраслях АПК и, особенно, в сельском хозяйстве, деятельность которого сопряжена со множеством значимых рисков и подвержена воздействию большого количества объективных факторов экономической и природной среды.
Все это и стало мотивом выбора темы нашего исследования.
Abstract. Today it is already obvious to everyone that innovations are a key factor in ensuring the competitive development of economic entities in the agro-industrial complex and the entire economy of the national economy as a whole. However, in the conditions of a priori limited resources, the development of national activities has many barriers. Nevertheless, it is necessary to solve many fundamental problems of ensuring the life and security of the country. Regarding the agro-industrial complex, one can note such innovative problems as the need to increase the production of high-quality competitive products, develop and introduce Russian resource-saving technologies, ensure environmental protection, etc.
Due to the lack of adequate investment in agriculture in the Russian Federation, the implementation of simple production of fixed capital has ceased, the volume of real investments over the past 20 years did not exceed 27 -30% of the accrued depreciation. The consequence of this was an unacceptable level of physical and moral wear and tear of fixed assets.
It should also be noted the growing trend of separation of science and agroindustrial production, which, naturally, led to an acute shortage of demanded modern technologies and investments for their large-scale use and transfer. This process is aggravated by the lack of a proper system of state regulation and state support. All this, of course, significantly aggravated the final results of management in the agro-industrial complex and, especially, in agriculture, the activity of which is associated with many significant risks and is exposed to a large number of objective factors of the economic and natural environment.
All this became the motive for choosing the topic of our research.
Ключевые слова: экономический кризис, санкции, АПК, сельское хозяйство, государственная поддержка, конкуренция.
Keywords: economic crisis, sanctions, agro-industrial complex, agriculture, government support, competition.
Одним из ключевых положений современной государственной социально-экономической политики выступает инновационная направленность формируемых траекторий развития отраслей экономики национального хозяйства.
Особенностью развития посткризисной экономики является необходимость непрерывного обращения общества и бизнес-структур к инновационной проблематике в связи с потребностью перманентного предложения рынку инновационной продукции, активизации внедрения современных подходов к реализации прорывных тех-нологичеких процесов и выстраиванию бизнес-структур для обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ.
Анализ и обобщение специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяют нам под инновационно-инвестиционной деятельностью рассматривать цикл долгосрочного использования собственных и привлеченных инвестресурсов предприятий для занятия инновационной деятельностью с целью наращивания экономического и имиджевого капитала. Инновационной деятельности должны быть подвержены все иерархические уровни, начиная от хозяйствующих продуктов, отраслей, муниципальных и региональных структур до государства и международного сообщества.
Очередной мировой экономический кризис, экономические и технологические санкции, отягощенные затянувшейся пандемией серьезно сковали финансовые возможности РФ, вследствие чего большинство разнопрофильных предприятий АПК (особенно, сельскохозяйственных) остались сами по себе в условиях жесткой конкуренции. Но, тем не менее, проблем обеспечения устойчивого развития инновационно-инвестиционных процессов требуют своего безотлагательного решения, ибо это единственный и безальтернативный путь выхода из затянувшегося кризисного положения.[1,5,10]
Для решения этой комплексной проблемы в условиях отсутствия надлежащей господдержки предприятия должны осознать, что надо первым начать попытки сглаживания и нейтрализации нарастающих экономических угроз.
На наш взгляд, в первую очередь, необходимо разработать и проанализировать финансово-экономическую аналитическую информацию, чтобы осмыслить и оценить свое реальное положение. Это в ближайшем будущем станет основой разработки и принятия необходимых управленческих решений, регулярного мониторинга и контроллинга. Здесь очень важно научиться использовать прагматичный и конструктивный подход для обеспечения достижения заданных целей.
Другим фактором успешного решения имеющихся проблем выступает ситуационное управление технологическим развитием предприятия. Оно являет собой активизацию влияния прогрессивных факторов, формирующих инвествложения на цели научно-технологического развития и довольно строго сопряжено с необходимостью взаимодействия двух сфер инновационной активности - государственной и частной.
Необходимость постоянного поиска оптимального соотношения между масштабами и формами государственного вмешательства в производственно-финансовую деятельность предпринимателей и рыночного регулирования являет собой один из важнейших источников повышения их конкурентоспособности и платежеспособности, совершенствования производственных, рыночных и иных отношений. [3,9,19]
Другим самостоятельным аспектом выступает поиск путей обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Это достигается путем выстраивания как ретроспективных управленческих решений касательно процессов формирования денежных ресурсов и их эффективного использования, так и намечаемых перспективных решений. Здесь необходимо решать комплекс разноплановых задач, начиная с определения объемов, необходимых для реализации научно-технических программ финансовых средств, освоения ресурсосберегающих технологий до определения соотношения между госсредствами и вкладываемыми собственными ресурсами и т.д.
Большим надежным подспорьем в этом контексте может выступить финансово-экономический анализ, составными элементами которого выступают эффективное планирование, организация и контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта. Все это в совокупности обеспечивает эффективность разрабатываемых и принимаемых управленческих решений и позволяет в дальнейшем обозначить первоочередные задачи инновационно-инвестиционного развития и осуществить обоснованное прогнозирование долговременной политики формирования и задействования собственных ресурсов. Для этого используется группа целевых ориентиров, полученных с помощью специальной матрицы результатов инновационно-инвестиционной деятельности.
Прежде, чем выйти на платформу инновационно ориентированого развития, предприятие в рамках планируемой инновационно-инвестиционной деятельности должно учесть результативность подобного внедрения инноваций, чтобы убедиться в целесообразности ожидаемых расходов в данном направлении. Безусловно, это также сопряжено с оптимизацией платежной политики, с расчетом возможностей роста оборачиваемости капитала и т.д.
Предприятие, которое задалось переходом на вектор инновационного развития, должно кардинально пересмотреть «идеологию» стратегического управления и выработать новую систему стратегического управления, способную обеспечить реализацию выбранных инновационно-инвестиционных проектов. Речь идет о том, что в данном случае главенствующая роль в системе управления отводится проектно-целевой составляющей. Отсюда, можно утверждать, что традиционные подходы построения целей, исходя из имеющихся ресурсов, необходимо пересмотреть в пользу приоритета целей и соответствующего им поиска ресурсов. Т.е., реализуемый процесс должен не просто сохранять первоначально присущие ему свойства, а быть адаптивным к новым условиям (воздействиям) и использовать их для наращивания эффективности... [2,7,16]
Выше мы уже отмечали, что инновационно-инвестиционный процесс позиционирует в виде комбинации всевозможных видов экономической деятельности. В мировой практике используются различные формы подобных комбинаций. Так называемая, американская модель управления зиждется на рациональном подходе при мотивации к инновационной деятельности сотрудником фирмы. Здесь упор делается на зависимость размеров получаемого дохода от конечных результатов инновационно-инвестиционного процесса. [14,6,13]
В японской модели управления инновационно-инвестиционной деятельностью оплата труда имеет меньшую значимость при мотивации персонала. Здесь превалирует принцип старшинства, т.е. система роста зарплаты и поощрений коррелирует со сроком работы на одном предприятии. [15]
Касательно их возможного использования в условиях российского АПК, надо отметить, что здесь присутствует масса типично «российских проблем», ибо в большинстве случаев довольно значимые базисные разработки так и не реализуются в агропромышленном и сельскохозяйственном производстве.
На наш взгляд, основная причина - отсутствие надлежащей стратегии совместного сотрудничества госструктур, бизнес-структур, производителей, инвесторов и науки.
В этих условиях необходимо осуществить обоснованное управляющее воздействие, увязывающее в единое целое комплекс инновационных и инвестиционных процессов, ориентированных на долгосрочную перспективу, учитывающих перманентно дестабилизируемые условия и факторы среды функционирования, предусматривающие построение инновационно ориентированной оргструктуры с обязательным наличием стратегичности и инновационности мышления всех уровней управления. Речь идет о том, что каждое предприятие, желающее успешно выступать в конкурентной борьбе за рынки, должны научиться вырабатывать собственные подходы к ведению инновационной деятельности и предвидеть возможности ее инвестирования для обеспечения своего будущего развития. [4,12,17]
В ходе нашего исследования регионального АПК аграрно-ориентированных республик СКФО мы более подробно остановились на их инновационной активности и возможностях привлечения дополнительных инвестиций для активизации инновационной деятельности в аграрный сектор. [2,11,18]
Надо отметить, что в АПК рассматриваемых республик положения относительно других отраслей (строительство, промышленность) несколько стабилизировалось. Даже в условиях пандемии наблюдается стабильная ситуация касательно сельскохозяйственного и агропромышленного производства.
Региональный АПК депрессивных республик оказался менее подверженным падению объемов производства на фоне общей стагнации региональной экономической системы. В первую очередь, это, видимо, из-за постоянной необходимости удовлетворения физиологических потребностей и стратегической значимости, сельскохозяйственной и агропромышленной продукции для нужд населения страны.
Вместе с тем, надо указать ничтожность доли инновационной продукции в рассматриваемом сегменте -мене 1%. Основная причина традиционно банальна - источниками финансирования технологических инноваций в предприятиях АПК выступают, в основном, внутренние (собственные) средства хозяйствующих субъектов.
Региональные бюджеты высокодотационных депрессивных республик не в состоянии значимо облегчить финансовое бремя даже для инновационно ориентированных предприятий. Нам также надо признать, что в регионе отсутствуют статистические данные о структуре затрат на технологические инновации в АПК северокавказских республик, что лишает нас возможности проведения факторного анализа. Вместе с тем, на основе имеющихся сведений о наличии недопустимо существенной и по размерам, и по нормативам, и непрерывно нарастающей кредиторской задолженности разнопрофильных предприятий АПК, и в первую очередь, сельхозпредприятий (речь идет о кратном превышении задолженности над объемами выручки от реализации) приходится делать печальный вывод об однозначной невозможности финансирования технологических инноваций из внутренних источников. Речь идет о том, что без незамедлительной существенной (необходимости) государственной (федеральной) поддержки мы можем потерять агропромышленное производство в одном из ключевых аграрных регионов России, обладающих выраженной экономической неопределенностью и сложной геополитической обстановкой.
Исходя из того, что большинство предприятий АПК переживает определенный структурный застой и практически лишено каких-либо инвестиций, на наш взгляд, целесообразно в республиках СКФО создать единый территориальный высокотехнологичный кластер в формате государственно-частного партнерства.
Источники:
1. Алтухов А.И. Рекомендации по госрегулированию зернового рынка РФ. - М.: РАСХИ,2000. - 85 с.
2. Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона //Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера //Вестник СГУ. - 2008. - №4. - С.8-14
3. Биткова И.В. Участие государства в инновационном процессе //Патенты и лицензии. - 2011. - №9. - С.29-34
4. Бунин М.С. Управление инновационными процессами в агропромышленном комплексе. - М.: Росинформагро-тех,2015. - 296 с.
5. Верещагин В.П. Проблемы стратегического управления инновационным развитием регионального АПК //Вестник Алтайского госуниверситета. - 2019. - №12. - С.116-120
6. Геращенкова Т.М. Взаимовыгодное сотрудничество внутри инновационных систем как фактор экономического роста АПК //Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. - 2012. - №1. - С.89-96
7. Завьялова Ф.И. Системная асимметричность экономики //Экономист. - 2014. - №3. - С. 19-51
8. Ильин С.С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК РФ: история, теория и практика: монография. - М.: Социум,2009. - 533 с.
9. Карпенко Г. Эффективность господдержки АПК через меры «зеленой корзины» //АПК: экономика и управление. -2011. - №1. - С.54-59
10. Литвиненко И.Л. о необходимости реализации государственной инновационно-инвестиционной политики в России //Креативная экономика. - 2014. - №1. - с.34-46
11. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167
12. Михайлов А.И. Формирование и развитие конкурентоспособных отраслевых кластеров АПК регионов //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - №12. - С.7-9
13. Обухова И.А. Методологические аспекты оценки инновационно-инвестиционных проектов предприятий АПК //Вестник Алтайского гос. аграрного ун-та. - 2018. - №12. - С.137-141
14. Шахмаев А.С. Анализ инновационной политики развитых стран //Креативная экономика. - 2012. - №6. - С.65-69
15. Японская модель: возможности применения в возрождающейся России. - М.: ВИМИ,1992. - 142 с.
16. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.
17. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.
18. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.
19. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.
References:
1. Altukhov A.I. Recommendations for state regulation of the grain market of the Russian Federation. - M .: RASKHI, 2000. - 85 p.
2. Arutyunov Yu.A. Formation of a regional innovation system based on a cluster model of the regional economy // Corporate governance and innovative development of the economy of the North // Bulletin of SSU. - 2008. - No. 4. - S.8-14
3. Bitkova I.V. State participation in the innovation process // Patents and licenses. - 2011. - No. 9. - P.29-34
4. Bunin M.S. Management of innovative processes in the agro-industrial complex. - M .: Rosinformagrotech, 2015. - 296 p.
5. Vereshchagin V.P. Problems of strategic management of innovative development of the regional agro-industrial complex // Bulletin of the Altai State University. - 2019. - No. 12. - S.116-120
6. Gerashenkova T.M. Mutually beneficial cooperation within innovation systems as a factor of economic growth of the agro-industrial complex // Scientific Bulletin of the Belgorod State. un-that. - 2012. - No. 1. - S.89-96
7. Zavyalova F.I. Systemic asymmetry of the economy // The Economist. - 2014. - No. 3. - S.19-51
8. Ilyin S.S. State economic regulation of the agrarian sector of the agro-industrial complex of the Russian Federation: history, theory and practice: monograph. - M .: Socium, 2009. - 533 p.
9. Karpenko G. Efficiency of state support for the agro-industrial complex through measures of the "green box" // APK: economics and management. - 2011. - No. 1. - S.54-59
10. Litvinenko I.L. on the need to implement state innovation and investment policy in Russia // Creative Economy. - 2014. -No. 1. - p. 34-46
11. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of systemic research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - P. 167
12. Mikhailov A.I. Formation and development of competitive industrial clusters of the agro-industrial complex of the regions // Economy of agricultural and processing enterprises. - 2009. - No. 12. - P.7-9
13. Obukhova I.A. Methodological aspects of assessing innovation and investment projects of agricultural enterprises // Bulletin of the Altai State. agrarian un-that. - 2018. - No. 12. - S.137-141
14. Shakhmaev A.S. Analysis of Innovation Policy of Developed Countries // Creative Economy. - 2012. - No. 6. - S.65-69
15. The Japanese model: possibilities of application in a resurgent Russia. - M .: VIMI, 1992. - 142 p.
16. Misakov V.S., Khamzatov V.A., Temrokova A.Kh., Misakov A.V., Dikareva I.A. Strategic management of innovative agroindustrial projects //Amazonia Investiga. -2018. - Т. 7. - № 14. - С. 16-23.
17. Misakov V.S., Misakov A.V., Tsurova L.A., Adzhieva A.Yu., Eskiev M.A. Ways of improving the economic mechanism for the social development of rural settlements of mountainous areas //International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 964-972.
18. Misakov V.S., Tsurova L.A., Yandarbieva L.A., Tkhamadokova I.Kh., Goigova M.G. Certification of a regional economic complex as a highly effective tool for analysis and diagnostics of its development //Amazonia Investiga. - 2019. - Т. 8. -№ 20. - С. 451-458.
19. Yandarbaeva L.A., Adzhieva A.Yu., Tsurova L.A., Misakov A.V., Molamusov Z.Kh. Theoretical and methodological foundations of the regional social-ecological-economic system polyfactor monitoring //The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. -2018. - Т. 8. - № S-MRCHSPCL. - С.39-44.