Некоторые аспекты проведения проектного управления на основе применения современных бизнес-технологий
Шульмин Сергей Алексеевич
кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Тульский филиал, [email protected]
Лутфуллин Юнир Рифович
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», [email protected]
В статье представлены некоторые итоги по образовательной программе «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов». Рассмотрены различные ситуации, возникшие в процессе проектной работы с командами. Стратегическое мышление и экономическое сознание связаны между собой, как объект и субъект (при этом постоянно происходит непрерывный переход объективного в субъективное и наоборот). Кроме того, стратегическое мышление питается экономической культурой. И в этом плане оно представляет собой иную сущность, наполняясь иным социально-экономическим содержанием. В проектной работе важен не только взгляд на известные объекты как бы со стороны, но и масштаб взгляда. Проектное управление - это, в первую очередь, применение систем и методов для изменения мышления и поведения людей в самые кратчайшие сроки для изменения их склада ума и их ценностей. В статье представлен пример разработанной программы социально-экономического развития моногорода Ковдор Мурманской области, включающей три взаимосвязанных проекта. Особенностью данной программы является то, что, несмотря на поставленную задачу перед проектными командами на снижение зависимости моногорода от деятельности градообразующего предприятия, проектная команда смогла разработать свое уникальное видение, использовав имеющиеся и перспективные возможности. Ключевые слова: проектное управление, образовательная программа, проектные команды, модераторы моногорода, бизнес-технологии.
В ноябре 2017 года завершила свою работу программа «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов» - единственная образовательная программа, реализуемая в рамках государственного стратегического приоритета. Данная программа, начавшаяся с ноября 2016 г. осуществлялась одновременно на двух площадках - на базе Высшей школе государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ВШГУ РАНХ и ГС) и в Сколково.
Напомним, что в моногородах проживает около 10 % населения Российской Федерации, при этом 100 моногородов отнесены к категории муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением, в которых такие проблемы, как отток населения и высокий уровень безработицы, стоят наиболее остро. В связи с этим, возникает острая необходимость в создании в муниципальных образованиях бизнес-проектов, которые создавали бы ресурсы для их развития.
Основной задачей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и программы «Комплексное развитие моногородов» является снижение зависимости от деятельности градообразующих предприятий и улучшение качества городской среды являются определяющими задачами для развития всех 319 монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Российской Федерации [1].
Данная программа включает 5 модулей с межмодульным периодом, во время которого команды муниципальных образований (моногородов), выполняли во время проектной работы задания модераторов и старших по потокам, непосредственно на местах. В межмодульный период к проектам активно привлекались городские сообщества и население. [9].
За полтора года в Академии прошли обучение 142 управленческие команды моногородов из 50 субъектов Российской Федерации. В каждую команду входили представители региональной администрации, органов исполнительной власти, главы муниципалитетов, представители местного бизнеса. Списки команд были заранее согласованы. Но имело место и некоторая внутрикомандная замена или несвоевременное прибытие команды к началу обучения. Всего закончили обучение 667 участников, которые уже во время программы перешли к реализации проектов. [10].
За пять образовательных модулей команды разработали программы развития своих моногородов, которые должны помочь в развитии малого и среднего предпринимательства и постепенном преодолении монозависимости от градообразующих предприятий. Команды изучили основы стратегического и проектного управления, а также прошли тренинги по лидерству, командообразованию, управлению в период изменений. В итоговых презентациях отдельное внимание было уделено проектам создания комфортной городской среды для населения города. Эксперты РАНХиГС будут сопровождать реализацию программ развития в течение года и уже оказывают необходимую помощь. Это группы мониторинга, которые выезжают в моногорода для экспертизы реализации разработанных командами проектов и контроля работы проектных офисов на местах.
Первый заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Максим Акимов отметил, «что «полученные новые знания, наиболее эффективные инструменты и методы управления дают конкурентное преимущество при реализации самых амбициозных проектов с соблюдением сроков, бюджетов и грамотным использованием всех ресурсов».[8]
Над образовательной программой работали 130 лучших международных и российских профессоров и экспертов, 40 профессиональных модераторов вели работу над проектами вместе с командами; и их труд был высоко оценен участниками».
О £
Я
3
Г
со
2 е
8
сч
СП £
Б
а
2 о
Научный руководитель программы Елена Дугина отметила, что «команды прошли обучение по новым и самым современным стандартам, которое включило лучшие практики обучения государственных служащих и бизнес-школ».[8]
Проректор РАНХиГС Дмитрий Бута-шин, подводя итоги прошедшего обучения отметил, что «учеба в Академии оказала однозначно положительный результат на каждого из участников команд. Это была бесценная возможность обменяться опытом и изменить подход к развитию муниципалитетов».[8]
Одним из мощных и апробированных инструментов в этом является применение проектного управления. Проектное управление - это способ организации деятельности, при котором выполнение важных стратегических задач структурируется на отдельные программы и проекты, и для управления ими применяется комплекс соответствующих инструментов и методов.
Анализируя работу команд в течение 2016-2017 гг. в хронологии прохождения модулей, можно отметить следующее.
Во-первых, в состав команд были включены участники разного уровня образования. Кто-то обучался очень давно, а кто-то совсем недавно прошел проф-переподготовку (иногда в стенах того же РАНХиГС). Для определенной части слушателей программы такие понятия и определения, как «гринфилд», «браун-филд», «краудфандинг» и др. прозвучали впервые.
Также от участников программы прозвучало пожелание, что неплохо было бы составить некое портфолио участников программы, чтобы легче наладить коммуникации. Надо сказать, что в последующем такая информация появилась. Также руководители программы уделяли внимание проведению неформальных встреч после окончания очередного модуля.
Во-вторых, зачастую, на первом модуле при анализе экономики и социальной среды муниципального образования, по мнению команд, складывалась следующая картина по моногороду: «У нас все хорошо. Нам ничего не надо». Или же устойчивая позиция с требованием денежных средств для решения текущих проблем. По-другому говоря, представители муниципальных образований не видели потенциала для их развития. Также нередки были случаи, когда некоторые модераторы с целью подыграть командам, подтверждали: «Да-да, у вас все хо-
Экономическое сознание (1)
Культура управления
(2)
Стратегическое мышление
Рисунок 1.Схема взаимосвязи экономического сознания и стратегического мышления (1) - культура управления как трансформатор связи; (2)-предполагаемые варианты действий
рошо!», вводя и команду и экспертов в заблуждение. Это приводило к следующему. Если на первом модуле было знакомство с командами и городами, то после защиты на втором модуле было видно, кто их команд понял, «что же от них хотят», сориентировался и «вырвался вперед». Обычно лидеры определялись практически сразу. Те, кто приехал с «домашними заготовками» - обычными типовыми отчетами перед вышестоящим руководством региона - потом долго не могли определиться с правильным направлением в проектной работе. [2].
В-третьих, несмотря на имеющуюся структуру образовательной программы с подробным описание модулей программы, в последующих модулях нередко складывалась ситуация, когда команды не знали «куда двигаться дальше». Обычно это было после промежуточных защит презентаций, т.к. члены комиссии не имели единого мнения и преследовали каждый свои цели: руководители потоков, представители фРМ, ВЭБа, спикеры учебной программы. Последних, например, интересовало применение лекционных материалов в презентациях. Несогласованность интересов и целей членов комиссии приводило к разногласиям в командах.
Вышеперечисленные ситуации в проектном управлении определены, на наш взгляд, низким уровнем культуры управления, как со стороны организаторов, так и со стороны участников обучения.
И здесь уместно будет привести примеры установления контакта с аудиторией (членами проектных команд моногородов) посредством «раскрепощения мышления».
Так, при опросе модераторов - участников проектной работы образовательной программы «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов» [9], проходившей на базе ВШГУ РАНХиГС в 2016-2017 гг. были зафиксированы различные ситуации, способствовавшие в последующем разработке теоретико-методологического обеспечения эффективного развития экономики муниципальных образований регионов на основе применения проектного управления.
По мнению Ж.Фреско: «Надо быть многопрофильным не только в сфере производства, а в мышлении». [2]. Эта и есть основная задача проектного управления с позиций теоретико-методологического обеспечения. Поэтому проектным командам, разрабатывающим стратегии развития муниципальных образований (в которые в обязательном порядке должны входить представители администрации и бизнес-сообщества) необходимо наличие в активе экономического сознания и стратегического мышления при соответствующем уровне культуры управления. По-другому говоря, необходимо владеть не только экономическими знаниями в вопросах государственно-муниципального управления, но и предпринимательскими компетенциями с использованием творческого потенциала.
Схематично связь рассматриваемых понятий, входящих в модель функционирования культуры управления, показана на рис. 1. Как следует из него, стратегическое мышление и экономическое сознание связаны между собой, как объект и субъект (при этом постоянно происходит непрерывный переход объективного в субъективное и наоборот). Кроме того, стратегическое мышление питается экономической культурой. И в этом плане оно представляет собой иную сущность, наполняясь иным социально-экономическим содержанием.
Например, команда г. Красновишерск (Пермский край) первоначально прибыла в неполном составе - из пяти заявленных человек только трое - глава муниципального образования, директора предприятия и замминистра министерства по природопользованию и экологии. Два первых дня из пяти первого модуля (на каждый модуль отводилось по пять дней) не позволили прийти к общему мнению: «Какой проект и программу нужно готовить?». Тем более, что закрепленный за командой модератор занял отстраненную позицию.
Третий день мог также пройти «впустую», если бы не приглашение одного из модераторов из этого же потока (от г. Ковдор). Первоначальный ознакомительный разговор ни к чему также не привел. Команда была в «ступоре»: «Все про го-
род рассказали. Что же от них хотят?» Тогда замещающий модератор решил применить своеобразный способ «раскрепощения мышления». На предложенный им команде вопрос: «Как бы вы использовали кирпич?» поступил практически один ответ - «как строительный материал». Тогда модератор привел ответы детей на этот же вопрос, делая соответствующие пояснения:
- «Я могу на него встать и стану выше» (фактор высоты)
- «Я могу заткнуть им дырку в стене» (фактор площади)
- «Я положу его в бочку с водой и вода польется через край» (фактор веса)
- «Я могу его бросить и что-то разбить» (фактор ударной силы)
- «Я могу приставить его к двери, чтобы она не открывалась» (фактор массы).
На данном примере модератор хотел показать, что есть разное видение одного и того же объекта. И использовать можно его разные характеристики. В данном случае команде требовался новый взгляд на свой родной город. Модератор из г.Дорогобуж (Смоленская область) был приглашен неслучайно, поскольку вся администрация этого города постоянно проживает в соседнем городе Сафоново и соответственно имела свое видение развития как бы «со стороны». [7]
Примеры видения «со стороны» также были приведены замещающим модератором. Напр., когда в детском саду на предложение нарисовать какое-нибудь животное, один ребенок целый день рисовал полностью или частично заштрихованные черные листы, это вызвало переполох среди персонала. И только догадавшись сложить их вместе в виде паз-ла, воспитатели поняли, что это рисунок кита. По-другому говоря, ребенок рисовал его, что называется «в натуральную величину».
Такие примеры, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с проектным управлением, на самом деле были и в истории человечества. В период первых исследований небесного пространства с помощью первых примитивных телескопов одно время считалось, что на Марсе есть каналы. И действительно, в телескоп был виден четкий рисунок прямых линий на планете, названный «марсианскими каналами». Были предположения, что это магистрали, ирригационные сооружения и т.п. Когда же технический прогресс шагнул вперед и были построены мощные телескопы, то исследователи космоса на планете вообще ничего не обнаружили.
В последующем был проведен эксперимент в одной из школ. В классе повесили на стене карту планеты Марс и попросили участников перерисовать ее. Те, кто сидел на передних рядах, вырисовывали изгибы линий, а те, кто сидел на задних, линии спрямляли и они становились похожими на «марсианские каналы».
По-другому говоря, в проектной работе важен не только взгляд на известные объекты как бы со стороны, но и масштаб взгляда. Так, перечисляя имеющие объекты муниципального образования - детсады, школы, больницы, предприятия, ТРК и пр., никто из команд не упомянул кладбище, видимо считая, что это само собой разумеется. Хотя таких объектов в городе, как правило, несколько, потому что в любом населенном пункте живут люди разных вероисповеданий.
Или же наоборот, команды забывают при SWOT-анализе такие факторы как «северное удорожание», возможный переизбыток энергомощностей и пр. Одни факторы могут быть использованы как потенциальные возможности, другие характеризуют слабые стороны муниципального образования.
Или же при брендировании города могут быть упущены различные детали. Так, г. Дорогобуж Смоленской области изображен на десятирублевой монете коллекции «Древние города России», что в начале было упущено командой. [7].
Нередки были случаи некомпетентности модераторов, что приводило к их замене. В случае с командой г.Краснови-шерск, проведенная в течение одного дня работа приглашенного модератора позволила «раскачать» команду и прийти к мнению о разработке проекта завода пластиковой посуды. Обоснованием послужили необходимость обеспечения расположенного неподалеку крупного промышленного предприятия, наличие сырья и транспортной инфраструктуры. Данный проект был успешно защищен командой, с целью создания в городе новых рабочих мест и привлечения инвестиций [2].
По словам заместителя директора Института ВШГУ РАНХиГС Алексей Колесников: «Участникам пришлось нелегко в процессе подготовки презентаций по развитию города, так как им пришлось учиться по 12 часов в день, однако результат работы уже налицо: это новые проекты и новые управленцы, готовые работать в современных условиях нестабильности. А именно на создание новых команд, развитие человеческого капита-
ла делается сегодня ставка в реформе государственного управления». [8].
Действительно, в условиях плотного расписания занятий по программе и крайней загруженности, время, отведенное на проектную работу, необходимо было использовать очень эффективно, поскольку после каждого модуля была предзащита, на которой команды показывали результаты работы в виде презентации. Сложилась тенденция, что те команды, которые работали слаженно - сразу же «вырывались вперед», в то время как другие не знали «куда двигаться дальше». Это приводило к внутрикомандным конфликтам, необходимости задерживаться на дополнительное время или даже (из-за нехватки времени или творческих способностей) обращаться к сторонним лицам за подготовкой презентации. В связи с этим каждый час практической проектной работы был ценен.
В связи с этим следует упомянуть и другие моменты установления взаимодействия с командой. Таким примером может послужить случай с командой г. Ковдор (Мурманская область), также принимавшим участие в обучение по программе моногородов. Обычно первый день обучения давался командам тяжело. Люди попадали в другую обстановку образовательной среды под строгим контролем модераторов и волонтеров, а с учетом переезда (порой из очень отдаленных регионов), размещения и обучения с 8.30 до 21.30, приступать к проектной работе в первый же день было весьма затруднительно. Некоторые модераторы «шли на поводу» команд, отпуская их или завершая работу гораздо раньше срока, что было запрещено. Модератор, закрепленный за г. Ковдор также столкнулся с этим, но понимая, что время дорого изыскал в себе творческие способности и на примере героев из известных кинофильмов пояснил, что все они работают в одной упряжке и никто просто так уйти не может. В процессе проектной работы с командой этого города творческие способности модератору пришлось применять не раз. Например, в ходе подготовке главы муниципального образования к докладу, в ходе которой много времени уделялось индивидуальному обучению ораторскому искусству. К слову сказать, данная команда работала в едином мнении и, несмотря на неоднократные попытки экспертов и спикеров внести изменения в проект команды, смогла не только отстоять свое видение развития города, но и успешно защитить данный проект, заняв второе место на
О £
Я
3
Г
со
2 е
8
своем потоке из 11 моногородов [2].
Надо отметить, что и сами команды не раз демонстрировали творческие наклонности в ходе проектной работы - это проявлялось и при знакомстве с командами других городов и при подготовке и защите презентаций.
Все это также подчеркивает, что проектное управление - это, в первую очередь, применение систем и методов для изменения мышления и поведения людей в самые кратчайшие сроки для изменения их склада ума и их ценностей.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
2. Галикееев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г. М. Применение проектного управления для реализации программы развития муниципальных образований региона / Р.Н. Галикееев, Ю.Р. Лутфуллин, Г.М. Мурзагалина // Вестник БИСТ - №4(37) -декабрь 2017 г. - С.61-70.
3. Киреев А., Аитов С. Региональный аспект стратегии развития моногородов // Экономика и управление. Научно-практический журнал - 2012.- №1. - С.72-77.
4. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Е.Г.Анимица, В.С.Бочко, Э.В.Пешина и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2010. - 81 с.
5. Лыткин А. Инновационное развитие моногородов // Экономика и управление / Научно-практический журнал -2012. - №1. - С.88-91.
6. Мурзагалина Г. М Организация и оэ оценка проектной работы команд, управ-
о
см
СП £
Б
а
2 ©
ляющих проектами развития моногородов / Г.М. Мурзагалина // Инновации и инвестиции, октябрь 2017 года, г. Москва - типография ООО «Русайнс» - С. 97 -101.
7. Мурзагалина Г.М. Особенности создания программы комплексного развития моногорода на примере города Дорогобуж Смоленской области // Инновации и инвестиции, ноябрь 2017 года, г. Москва - типография ООО «Русайнс» -С. 101 - 104.
8. Нормативные документы и материалы ВШГУ РАНХиГС.
9. Образовательная программа «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов».
10. Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
11. Фреско Ж. Проектирование будущего. www.TheVenusProject.com
Some aspects of project management based on the use of modern business technologies Shulmin S.A., Lutfullin Yu.R.
Russian University of Economics. G. V. Plekhanov, Bashkir state University
The article presents some results of the educational program « training of teams managing projects for the development of single-industry towns.» Various situations arising in the course of project work with teams are considered. Strategic thinking and economic consciousness are interconnected as an object and a subject (at the same time there is a continuous transition of the objective into the subjective and Vice versa). In addition, strategic thinking feeds on economic culture. And in this regard, it is a different entity, filled with a different socio-economic content. In the project work, it is important not only to look at the known objects from the outside, but also the scale of the view. Project management is, first of all, the use of systems and methods to change the thinking and behavior of people in the shortest possible time to change their mindset and their values. The article presents an example of the developed program of socio-
economic development of the single-industry town Kovdor of the Murmansk region, which includes three interrelated projects. The peculiarity of this program is that, despite the task set before the project teams to reduce the dependence of the monotown on the activities of the city-forming enterprise, the project team was able to develop its unique vision, using the available and promising opportunities. Keyword: project management, educational program, project teams, monotown moderators, business technologies References
1. The resolution of the Government of the Russian
Federation of October 15, 2016 No. 1050 «About the organization of design activity in the Government of the Russian Federation».
2. Galikeeev R.N., Lutfullin Yu.R., Murzagalina G.
M. Application of project management for implementation of the program of development of municipal units of the region / R.N. Galikeeev, Yu.R. Lutfullin, G.M. Murzagalina/ /the Messenger of BIST - No. 4(37) -December, 2017 - Page 61-70.
3. Kireev A., Aitov S. Regional aspect of the strategy
of development for monotowns//Economy and management. The scientific and practical magazine - 2012. - No. 1. - Page 72-77.
4. Conceptual approaches to development of the
strategy of development for the monoprofile city / E.G. Animitsa, V.S. Bochko, E.V. Peshina, etc. - Yekaterinburg: Publishing house of the Ural state economic university, 2010. - 81 pages.
5. Lytkin A. Innovative development of monotowns/
/Economy and management / the Scientific and practical magazine - 2012. - No. 1. -Page 88-91.
6. Murzagalina G.M the Organization and assessment of project work of teams, project managers of development of monotowns / G.M. Murzagalina//Innovations and investments, October, 2017, Moscow - LLC Rusayns printing house - Page 97 - 101.
7. Murzagalina G.M. Features of creation of the
program of complex development of the monotown on the example of the city of Dorogobuzh of the Smolensk region// Innovation and investment, November, 2017, Moscow - LLC Rusayns printing house - Page 101 - 104.
8. Normative documents and materials VShGU
RANEPA.
9. Educational program «Training of teams, project
managers of development of monotowns».
10. Passport of the priority program «Complex Development of Monotowns».
11. Fresco Zh. Design of the future. www.TheVenusProject.com