Применение современных бизнес-технологий при разработке программы развития предпринимательства в муниципальных образованиях
Мурзагалина Гульназ Миннуловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», gulnazmur@yandex.ru
В статье представлен порядок применения современных бизнес-технологий в организации проектной работы на примере проведения программы профессиональной подготовки по обучению команд, управляющих проектами развития муниципальных образований (моногородов). Непосредственно показана организация проектной работы с подробным описанием модулей. Особое внимание уделено вопросам функциональной (ролевой) организации в команде, а также оценке компетенций и личного участия каждого участника команды в проектной работе. Применение перспективных бизнес-технологий при разработке программы развития предпринимательства наиболее наглядно можно рассмотреть на примере проектной работы команд в рамках реализации программы профессиональной переподготовки. Организация проектной работы носит практико-ориентированный характер и включает в ходе прохождения модулей. В ходе проектной работы важным моментом, на который было обращено постоянное внимание и наибольшее количество активного времени, являлось обеспечение фиксации и оформления результатов работы проектных команд. Ключевые слова: Бизнес-технологии, проектное управление, проектная работа, муниципальное образование, проект, образовательная программа, модуль, модератор, спикеры, эксперты, оценка.
Методологическое обеспечение эффективного развития муниципальных образований в регионах и, в первую очередь, предпринимательской деятельности в них является современной актуальной задачей. Применение перспективных бизнес-технологий при разработке программы развития предпринимательства наиболее наглядно можно рассмотреть на примере проектной работы команд в рамках реализации программы профессиональной переподготовки «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов», проходившей с ноября 2016 г. в г. Москва одновременно на базе Высшей школе государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ВШГУ РАНХ и ГС) и в Сколково.
Напомним, что в моногородах проживает около 10 % населения Российской Федерации, при этом 100 моногородов отнесены к категории муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением, в которых указанные проблемы стоят наиболее остро.
Основной задачей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и программы «Комплексное развитие моногородов» является снижение зависимости от деятельности градообразующих предприятий и улучшение качества городской среды являются определяющими задачами для развития всех 319 монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Российской Федерации [1].
Необходимо отметить, что не все муниципальные образования, команды которых прошли обучение, являлись в «чистом виде» моногородами. Как правило, к последним, относились такие, как г. Учалы (Республика Башкортостан), г. Ковдор (Мурманская область). Экономика их напрямую зависела от деятельности горно-обогатительных комбинатов (ГОКов). Но и среди таких ярко выраженных монопрофильных муниципальных образований, была дифференциация. Так, по проведенным опросам более половины населения г. Учалы готовы покинуть его в связи с отсутствием работы как на ГОК, так и в целом в городе. В г. Ковдор, напротив, Ковдорский ГОК, входящий в группу компаний МХК «Еврохим» имеет утвержденную Стратегию развития аж до 2049 г. При этом средняя заработная плата работников ГОК составляла в 2016 г. - 52,5 тыс. руб.
Отметим, что организация современных бизнес-технологий на основе проектного управления при разработке программы развития предпринимательских структур в муниципальном образовании (моногороде) в рамках проведения программы профессиональной подготовки по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов проходила в соответствии с учебным планом программы [7]. Основные элементы обучения включали три составляющие: проектная (разработка проектов развития); экспертная (выступления экспертов-практиков); академическая (с привлечением международного и российского профессорско-преподавательского состава).
Данная программа (рис. 1) включает 5 модулей с межмодульным периодом, во время которого команды муниципальных образований (моногородов), выполняли во время проектной работы задания модераторов и старших по потокам, непосредственно на местах. В команды, прибывшие на обучение, включены глава муниципального образования, представители руководства области (края, республики), представитель градообразующего предприятии, бизнесмены. Списки команд были заранее согласованы. Но имело место и некоторая внутрикомандная замена или несвоевременное прибытие команды к началу обучения. Были нередки случаи, когда практически все участники команды одного города были не знакомы друг с другом. Также были случаи, когда практически все члены команды были из другого населенного пункта, располо-
© £
Ю
5
2
сч
1Л £
Б
а
2 ©
женного рядом. Так, все члены команды г. Дорогобуж Смоленской области, включая мэра, проживали в г. Сафоново, что находится в 20 км от г. Дорогобуж, где они работали. Сказались ли указанные факты на эффективность работы и полученные результаты? Несомненно. Например, в тех случаях, когда в команде оказывались и глава муниципального образования, и его заместители, это приводило к тому, что участники команды просто ждали, что скажет мэр и сами активного участия не принимали. В связи с этим, модераторами проводилась после каждого модуля оценка компетенций и индивидуальная оценка каждого участника команды. Поэтому командообразо-вание на основе доверительности отношений являлось важной составляющей в организации проектного управления. С командами работали профессиональные модераторы, прошедшие отбор и школу обучения на базе РАНХ и ГС, в т.ч. из Центра научного сотрудничества «Свет науки» (г. Москва, руководитель - д.э.н., проф. Лутфуллин Ю.Р.) и Агентства стратегических инициатив (АСИ, г. Москва).
В задачи, стоящие перед модераторами команд муниципальных образований (моногородов), входило следующее:
- организовать работы проектной команды муниципального образования (моногорода) на очных сессиях и в межмодульный период;
- определить способы и форматы работы проектной команды, обеспечивающих выполнение задач, поставленных на сессию и межмодульный период в соответствии с техническим заданием (регламентом) проектных работ);
- содействовать формированию деловой сети участников Программы.
В целом, организация проектной работы носит практико-ориентирован-ный характер и включает в ходе прохождения модулей выполнение следующих мероприятий:
Модуль 1. Контексты развития муниципальных образований (моногородов).
Модуль 2. Стратегия развития муниципального образования (моногорода) и региона: барьеры и требования.
Модуль 3. Привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности в муниципальном образовании (моногороде).
Модуль 4. Инструменты и программы государственной поддержки муниципальных образований (моногородов).
Модуль 5. Создание условий для реализации новых проектов развития му-
Рис. 1. Модель реализации обучения проектных команд [8].
ниципальных образований (моногородов).
Итоговый результат работы отражался в презентации концепции развития муниципального образования (моногорода), пояснительной записки к ней и в Паспорте программы [7] с конкретным указанием этапов и контрольных точек, описание проектов, сформированным полном обоснованием программы, разработкой плана внедрения системы управления проектной деятельностью
(супд).
В соответствие с программой в начале 1-го модуля была работа над темами проектов. Они представляют собой идеи или инициативы, направленные на изменение социальной и/или предпринимательской среды в муниципальном образовании, комплексно представленные в виде программы развития моногорода.
В частности, предлагались следующие направления сквозной проектной работы [5]:
1. Разработка проекта по развитию инфраструктуры муниципального образования (моногорода);
2. Разработка проекта по обеспечению реализации ранее утверждённых инвестиционных проектов;
3. Разработка проекта по повышению потенциала территорий (улучшению городской среды);
4. Разработка проекта по улучшению инвестиционного климата в муниципальном образовании (моногороде);
5. Разработка (инициация) комплексного инвестиционного проекта / комплексного проекта развития муниципального образования (моногорода) для его дальнейшего представления в Фонд развития моногородов;
6. Разработка проекта по развитию непрофильного бизнеса;
7. Разработка совместного проекта интеграции в региональные кластеры;
8. Разработка проекта по созданию в моногороде Территории опережающего социально-экономического развития (ТО-СЭР или сокращенно ТОР).
9. Другие темы на выбор команды [3]
Выбор и формирование тем для
проектной работы осуществляла проектная команда при непосредственном участии модераторов проектной работы и экспертов и при согласовании Фонда. Ограничения по количеству тем (проектов) в рамках разработки программы развития муниципального образования (моногорода) отсутствовали.
Одним из важных моментов в ходе обучения было включение знаний экспертной панели в нужной функции, точно в срок в проектную работу команды, так называемое «управление знаниями», которое включало в себя следующие основные моменты:
1. Анализ содержания экспертных выступлений (по основному предмету модуля, международный и российский опыт (кейсы), бизнес-эксперты, практики государственного управления и т.д.), выделение значимых для работы проектной команды моментов.
2. Организация и проведение совместного анализа в проектной команде содержания экспертных выступлений.
3. Организация и проведение сессий проектного консультирования с экспертами в дистанционном формате [2].
Необходимо отметить, что в обратной связи, получаемой от команд, в обязательном порядке была оценка спикеров по выступлениям экспертов и в целом по результативности обучения на предыдущем модуле. Так, последняя, оценивалась участниками по пятибалльной
Таблица 1
Структура описания проекта муниципального образования (моногорода)
№
10
Наименование раздела
Название программы развития. Описание решаемых проблем (вызовов).
Цели проектной работы. Целевые показатели. Задачи. Описание моделей и механизмов реализации.
Анализ ситуации, вызовы проблемы, которые решаем. Возможности и уел они я, которые позволяют решить основные проблемы
Заинтересованные лица (стейююдцеры), их характеристики. Основные участники (население, российские и зарубежные бизнес компании, предприниматели. ФОИВы, РОИВы, научно -исследовательские и образовательные организации, общественные организации, и т.д.)
Ожидаемые рез ультаты (социально -экономические эффекты либо иные Критерии ПО которым ВОЗМОЖНО ОЦеНИТЬ эффект заявленных проектов) Каких целевых показателей достигаем
Результаты реализации краткосрочные (1 год) и долгосрочные Влияние результатов на показатели, приведенные в п.4
Основные риски/препятствия реализации и меры реагирования
Необходимые ресурсы (Необходимый О бьем финансиронаиия. Источник финансирования; Административные ресурсы; Человеческие ресурсы)
Дорожная карга / план мероприятий: этапы, сроки, ответственные.
Дополнительные документы (при наличии): Бизнес -план. Финансовая модель, Проектно -сметная документация, 'Заключение государственной экспертизы, Заключение профильного министерства, Поручение (Губернатора Субъекта РФ. Правительства РФ и т. д.), Иное
шкале (5 - максимальное значение) по следующим параметрам:
- соответствие содержания заявленной программы ожиданиям участников команд;
- актуальность полученных знаний и навыков;
- насколько модуль представляет ценность для личностного развития участников;
- возможность использования в работе материалов и идей программы;
- общая оценка содержания модуля обучения [9].
В ходе проектной работы важным моментом, на который было обращено постоянное внимание и наибольшее количество активного времени, являлось обеспечение фиксации и оформления результатов работы проектных команд, включающей:
- организацию фиксации и оформления результатов дискуссий, командной работы (в соответствии с техническим заданием (регламентом) на проектирование), вопросов и замечаний на предварительных защитах;
- обсуждение в команде результатов работ межмодульного периода;
- организацию рефлексии (обратной связи) в начале каждой очной сессии командной работы по восстановлению и уточнению результатов, полученных командой на очных модулях и в межмодульных периодах.
После каждого модуля была защита презентации с докладом главы моногорода. В ходе защиты можно было использовать «ресурсы» команды для ответов на вопросы. В комиссию входили, как правило: представитель от ФРМ (от руководителя до линейных менеджеров), научный руководитель программы обучения (представитель ВШГУ РАНХиГС), представитель от руководства ВШГУ, спикеры (профессорско-преподавательский состав по программе обучения). Описание проекта, выполненного командой муниципального образования, включает следующие пункты (табл.1) [4].
Как мы уже указывали, важной составляющей в организации проектной работы является командообразование. В связи с этим особое значение имеет функ-циональная(ролевая)организация как в команде, так и в ходе проектной работы. На наш взгляд, она должна включать следующее:
1. Оценка опыта и компетенций участников проектной команды по отношению к теме проекта и возможным ролям, функциям в проектной работе;
2. Формирование кооперации в работах проектной команды, фиксация вкладов участников проектной работы;
3. Выделение функций в проектной работе и ролевого распределения участников в ходе выполнения проектных работ очных модулей и межмодульных периодах;
4. Подготовка с командой сценариев выступлений на пленарных заседаниях, защитах, работы на коммуникативных мероприятиях;
5. Поддержка освоения индивидуальных навыков, фиксация индивидуальных достижений в проектной работе;
6. Поддержка ролевых и функциональных изменений в работе проектной команды.
В связи с этим модераторами постоянно проводилась оценка работы групп, включающая персональную квалификацию, групповую и индивидуальную динамику. Оценка основывается на использовании организационно-деятельност-ных технологий и является их частью.
Предметом оценки являются компетенции, понимаемые определенным образом, а именно как подтвержденная опытом реального действия способность человека включаться в определенную деятельность (в данном случае - в разработку и реализацию проектов стратегических изменений), не сводящаяся исключительно ни к знаниям, умениям или навыкам, ни к общим абстрактным способностям, ни к качествам личности, а являющаяся их комплексом.
Предлагаемый способ оценки опирается на следующую модель ключевых компетенций:
1. Системное мышление (См);
2. Самоопределение в позиции и самоорганизация в команде (Са);
3. Проработка проблем в коллективной коммуникации (проблемная коммуникация (Пк));
4. Организационное проектирование (Оп).
Предлагаемая модель позволяет на каждом из отдельных этапов (модулей) оценивать отдельные компетенции в ходе обучения (табл.2 и табл.3) [6].
Также модератор оценивает каждого участника команды по следующим показателям (табл.4), каждый из которых показывает активность участника в рамках командной работы (по шкале от 1 - минимальные проявления, до 3 - макси-
© £
Ю
I
2
сч
1Л £
Б
а
2 е
мальная выраженность указанных индикаторов). Могут также быть представлены отдельные комментарии. Например, в отчетах указывалась пассивная позиция участников команд при обсуждения проектов, учитывались пропуски занятий, отсутствие на проектной работе, конфликтное поведение и т.п.
Как правило, вышеуказанная система оценок, помогала сориентироваться в командном управлении. Анализируя работу команд в хронологии прохождения модулей, можно отметить следующее. Так, зачастую, складывалась картина у команд: «У нас все хорошо. Нам ничего не надо». Или же устойчивая позиция «Дайте нам денег!». Нередки случаи, когда некоторые модераторы с целью подыграть командам поддакивали и кивали головами: «Да-да, у вас все хорошо!» Особенно это было выражено на первом модуле.
После защиты на втором модуле было видно, кто их команд понял, «что же от них хотят», сориентировался и «вырвался вперед». Обычно лидеры определялись практически сразу. Те, кто приехал с «домашними заготовками» -обычными типовыми отчетами перед вышестоящим руководством региона - потом долго не могли определиться с правильным направлением в проектной работе.
Несмотря на имеющуюся структуру образовательной программы с подробным описание модулей программы, в последующих модулях нередко складывалась ситуация, когда команды не знали «куда двигаться дальше». Обычно это было после промежуточных защит презентаций, т.к. члены комиссии не имели единого мнения и преследовали каждый свои цели: руководители потоков, представители ФРМ, ВЭБа, спикеры учебной программы. Последних, например, интересовало применение лекционных материалов в презентациях. Несогласованность интересов и целей членов комиссии приводило к разногласиям в командах и нередко выливалось в определенные конфликты.
Вышеперечисленные ситуации при организации бизнес-технологий определены, на наш взгляд, низким уровнем культуры управления со стороны организаторов и культуры предпринимательства со стороны участников обучения.
По завершению 5-го модуля проводилась итоговая защита с представлением доклада, презентации, аннотации и аналитической записки. Необходимо отметить, что комплексная оценка экспер-
Таблица 2
Оценка компетенций
Этап Содержание этапа Оценинаемые компетенции
Модуль 1 Анали з ситуации 1 [ел со пределен и с (Са) Системное мышление (См)
Модуль 2 Структурирование проблем Системное мышление (См) Проблемная коммуникация (Пк)
Модуль 3 Создание модели проекта Проблемная коммуникация (Пк) Системное мышление(См) 35
Модуль 4 Разработка орг. проекта Системное мышление Организационное проектирование (Оп) К щ я = « g 3
Модуль 5 11одготовка проекта к защите и последующей реализации Организационное проектирование (Оп) FÍ 9. 8- * О у О С S СЗ й) и Ни
Таблица 3 Оценка компетенций модераторами групп Примечание: Са - самоопределение (целеполагание) См - системное мышление Пк - проблемная коммуникация Оп - организационное проектирование
ФИО Должность 1 [родемонстриронянные компетенции
Иванов В.А. Глава муниципального образования Са
1 le трое И М Представитель региона См, Са
Сидоров П.Е. п редп р и и и матсл ь См, Са
Семенов В.В. Директор градообразующего предприятия присутствовал в качестве наблюдателя и активного слушателя, :иметных вкладов в групповую работу не сделал
Федорова Е.А. Директор предприятия не присутствовала на модуле
Таблица 4
Индивидуальная оценка участников команды модераторами групп [6].
Участник проектной команды (Фамилия инициалы) Наименование муниципального образования (го юда), области
Высказывает С НОЮ ШУШЦМЮ в групповом обсуждении Активно обосновывает СВОЮ точку зрения коллегам и транслирует свои идеи другим Корректирует свою позицию С учетом аргументов других участников Целенаправленно управляет дискуссией с целью всестороннего обсуждения проблемы Активно участвует в командной работе Целенаправленно формирует рабочую атмосферу в команде, поддерживает других участников
Иванов В.А.
ПетровИ.М-
Сидоров П.Е.
Семенов В.В.
Федорова Е.А.
тной комиссии на итоговой защите проектов, представленных командами, определялась как средневзвешенная величина от средних величин индивидуальных оценок экспертов, включающей следующие показатели:
1. Наличие проектной цели (анализ ситуации, амбициозность идеи, влияние на развитие города.)
2. Умение презентовать предпринимательский проект (идею).
3. Наличие проектного решения.
4. Уровень проработки проекта [8].
На основании полученных оценок
определялся рейтинг среди команд, прошедших обучение. Проекты, одобренные
Минэкономразвития России, Внешэкономбанком, НКО «Фонд развития моногородов» получили статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
В заключение отметим, что показатели и результаты Программы обучения, предусматривали:
- формирование новых возможностей и ниш для предпринимательства в моногородах;
- обеспечение координации мер поддержки, в том числе по приоритетным проектам в области здравоохранения, образования, повышения качества и безопасности дорог, ЖКХ и городской сре-
ды, развития ИМП, развития промышленности;
- формирование управленческих компетенций и их развитие, а также регулярную оценку.
Тем самым внедрение лучших практик современных бизнес-технологий на основе применения проектного управления в процесс обучения команд, способствовало разработке ими качественных предпринимательских проектов, отвечающих, заявленным ключевых показателям по привлечению инвестиций, открытию новых рабочих мест и благоустройству муниципальных образований (моногородов).
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
2. Дьяконов А.С., Мурзагалина Г.М. Экономико-социологическое исследование уровня доверия населения к государственным институтам: программа и результаты / Г.М. Мурзагалина, А.С. Дьяконов// Агропродовольственная политика России - 2015 - №4. - С.54-58.
3. Киреев А., Аитов С. Региональный аспект стратегии развития моногородов // Экономика и управление. Научно-практический журнал - 2012.- №1. - С.72-77.
4. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Е.Г.Анимица, В.С.Бочко, Э.В.Пешина и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2010. - 81 с.
5. Лыткин А. Инновационное развитие моногородов // Экономика и управление / Научно-практический журнал -2012. - №1. - С.88-91.
6. Мурзагалина Г.М. Оценка эффективности управления трансакционными издержками промышленных предприятий / Г.М. Мурзагалина // Экономика и управление. Научно-практический журнал. №3 - 2015- С.57-61.
7. Нормативные документы и материалы ВШГУ РАНХиГС.
8. Образовательная программа «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов».
9. Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
The use of modern business
technologies when developing the program of
entrepreneurship development in the municipalities Mursagalina G.M.
Bashkir state University The article presents the order of application of modern business technologies in the organization of project work on the example of the training program for training teams, project managers development of municipalities (monotowns). The organization of project work with a detailed description of the modules is directly shown. Special attention is paid to the issues of functional (role) organization in the team, as well as assessment of competencies and personal participation of each team member in the project work. The application of advanced business technologies in the development of business development programs can be most clearly seen on the example of the project work of teams in the framework of the program of professional retraining. The organization of project work is practice-oriented and includes modules during the passage. During the project work, an important point, which was paid constant attention and the greatest amount of active time, was to
ensure the fixation and registration of the results of the project teams.
Keyword: Business technologies, project management, project work, municipal education, project, educational program, module, moderator, speakers, experts, evaluation.
References
1. The resolution of the Government of
the Russian Federation of October 15, 2016 No. 1050 «About the organization of design activity in the Government of the Russian Federation».
2. Dyakonov A S., Murzagalina G.M.
Economical and sociological research of level of credibility of the population to the state institutes: the program and results / G.M. Murzagalina, AS. Dyakonov// Agrofood policy of Russia - 2015 -No. 4. - Page 54-58.
3. Kireev A., Aitov S. Regional aspect of
the strategy of development for monotowns//Economy and management. The scientific and practical magazine - 2012. - No. 1. -Page 72-77.
4. Conceptual approaches to development of the strategy of development for the monoprofile city / E.G. Animitsa, V.S. Bochko, E.V. Peshina, etc. - Yekaterinburg: Publishing house of the Ural state economic university, 2010. - 81 pages.
5. Lytkin A Innovative development of
monotowns//Economy and management / the Scientific and practical magazine - 2012. - No. 1. - Page 88-91.
6. Murzagalina G.M. Assessment of effective management of transactional expenses of the industrial enterprises / G.M. Murzagalina//Economy and management. Scientific and practical magazine. No. 3 - 2015 Pages 57-61.
7. Normative documents and materials
VShGU RANEPA
8. Educational program «Training of teams, project managers of development of monotowns».
9. Passport of the priority program «Complex Development of Monotowns».
О À
es
S
i? 2