Применение проектного управления на примере программы комплексного развития моногорода Ковдор
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Мурзагалина Гульназ Миннуловна
кандидат экономических наук, доцентом кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» , Стерлитамак-ский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», gulnazmur@yandex.ru
Лутфуллин Юнир Рифович
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление», Стерлитамакс-кий филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», aen-ufa@mail.ru
В статье представлен пример разработанной программы социально-экономического развития моногорода Ковдор Мурманской области, включающей три взаимосвязанных проекта. Методологическое обеспечение эффективного развития муниципальных образований и, в первую очередь, предпринимательской деятельности в них является приоритетной задачей регионов. Особенностью данной программы является то, что, несмотря на поставленную задачу перед проектными командами на снижение зависимости моногорода от деятельности градообразующего предприятия, проектная команда смогла разработать свое уникальное видение, использовав имеющиеся и перспективные возможности. Целью проекта является повышение доходов жителей Ковдора за счет создания нового производства. Мероприятия, направленные на повышение качества городской среды будут реализованы за счет бюджетных средств, привлечения средств градообразующего предприятия в рамках реализации соглашения о социально-экономическом партнерстве, и за счет жителей города. Приоритетными направлениями являются благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха населения, а также модернизация уличного освещения. Ключевые слова: Муниципальное образование, проект, моногород, градообразующее предприятие, программа развития, карта рисков, ЭШТ-анализ.
Методологическое обеспечение эффективного развития муниципальных образований и, в первую очередь, предпринимательской деятельности в них является приоритетной задачей регионов [2,3,4]. Подробно и наглядно можно рассмотреть этот вопрос на примере проектной работы команд в рамках реализации программы профессиональной переподготовки «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов». Данная программа, проходила с января 2017 г. в г. Москва на базе Высшей школе государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ВШГУ РАНХ и ГС) [5,6,7].
На текущий момент в моногородах на проживает почти 10 % населения Российской Федерации, при этом сто моногородов отнесены к категории муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением, в которых указанные проблемы стоят наиболее остро.
Основной задачей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и программы «Комплексное развитие моногородов» является снижение зависимости от деятельности градообразующих предприятий и улучшение качества городской среды являются определяющими задачами для развития всех 319 монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Российской Федерации [1].
В период обучения в рамках проектной работы команды (под руководством модераторов) подготовили программы развития своих муниципальных образований, используя знания, полученные от спикеров.
От города Ковдор Мурманской области принимали непосредственное участие в разработке проектов в команде проектного управления:
1. Врио главы муниципального образования Дурягин Р.В - формирование направление и развитие моногорода.
2. Министр экономического развития Мурманской области Тихонова Е.М. - общая концепция развития моногорода в рамках развития региона.
3. Административный директор АО «Ковдорский ГОК» Фомин И.И. - формирование концепции развития ГРоП.
4. Генеральный директор АО «Слюдяная фабрика» Кузенков П.П. - инвестор проекта «Слюдяная фабрика».
5. Заместитель генерального директора АО «Слюдяная фабрика» Трушков Е.В. -руководитель проекта «Слюдяная фабрика».
Модератором команды был д.э.н., профессор Лутфуллин Ю.Р.
Проведенный анализ показал, что не все муниципальные образования, команды которых прошли обучение, являлись в «чистом виде» моногородами. К числу последних, относились такие моногорода, как Учалы (Башкортостан) и Ковдор (Мурманская область). Экономика их напрямую зависела от деятельности горно-обогатительных комбинатов (ГОКов). Но и среди таких ярко выраженных монопрофильных муниципальных образований, была дифференциация. Так, по проведенным опросам более половины населения г. Учалы готовы покинуть его в связи с отсутствием работы как на ГОК, так и в целом в городе. В г. Ковдор, напротив, Ковдорский ГОК, входящий в группу компаний МХК «Еврохим» имеет утвержденную Стратегию развития аж до 2049 г. При этом средняя заработная плата работников ГОК составляла в 2016 г. - 52,5 тыс. руб. Обращая внимание на особенности территориального положения, а главное, экономической ситуации на градообразующем предприятия, проектная команда Ковдора представила свое видение развития моногорода.
Несмотря на неоднократные замечания и пожелания обратить внимание в большой степени только на развитие МСП, проектная команда смогла отстоять свое мнение, что в данном случае при разработке программы социально-экономического развития моногорода на перспективу, необходимо использовать имеющие и перспективные возможности, предоставляемые градообразующим предприятием бюджету города. Результатом стало второе место в общем рейтинге на итоговой защите проектов.
Таблица 1
SWOT- анализ моногорода Ковдор
SWOT- анализ территории
Сильные стороны Слабые стороны
I 1аличие уникальных богатейших комплексных месторождений полезных ископаемых «Северное удорожание»
Утвержденная стратегия развития 1 Poll Отдаленное месторасположение
Платежеспособность работников ГРо11 Узкая профессиональная направленность населения
Наличие избыточных эвергомощностей Зависимость МСП от платежеспособности ГРоП
Наличие йодных ресурсов 11сразвит],!с сферы услуг и досуга населения
Наличие биоресурсного материала Отток трудоспособного населения
Возможности Угрозы
Стабильный спрос на внутреннем рынке Ухудшение конъюнктуры рынка
Им портозамещение Создание альтернативных синтезированных продуктов
Новые запросы современной '.ЭКОНОМИКИ (IT) Обострение геополитической остановки
Рассмотрим данный пример подробнее. Ковдорский район - монопрофильное муниципальное образование, с наиболее сложным социально-экономическим положением. Город Ковдор имеет «тупиковое» расположение, находясь на удалении от Мурманска - 300 км, от Санкт
- Петербурга - 1245 км, от Москвы -1775 км, от российско-финской границы
- 20 км. Основные исторические вехи развития города:
- 1933 год - открыто месторождение железной руды и флогопита
- 1953 год - начало строительства ГОКа, дата основания Ковдора
- 1965 год - Ковдор получил статус города
Градообразующим предприятием (ГРоП) города является Ковдорский горно-обогатительный комбинат (группа компаний МХК «ЕвроХим»). Это единственный в мире производитель природного бадделеитового концентрата и производитель железорудного и апатитового концентрата. Наличие уникального богатейшего месторождения комплексных руд определяют устойчивое положение градообразующего предприятия, имеющего утвержденную стратегию развития до 2049 года.
Город в 19 тыс. чел. характеризуется стабильным оттоком населения, которому способствуют удаленное расположение города, отсутствие комфортной среды проживания, неразвитая сфера услуг и досуга населения (271 чел. в 2015 г., 191 чел. в 2016 г.). Численность, занятых на малых предприятиях составляет - 0,8
тыс. чел.; на средних предприятиях - 0,4 тыс. чел.; в ИП - 0,6 тыс. чел. Уровень безработицы составляет 3,4%. Фактором, сдерживающим диверсификацию экономики района, является «северное удорожание», характерное для арктических территорий России.
Проведенный SWOT-анализ моногорода показал, что к сильным сторонам относится следующие:
- наличие богатейших уникальных месторождений полезных ископаемых используемых в химической промышленности, металлургии, для изготовления промышленных, строительных материалов, а также минеральных удобрений
- невысокая доля земель, вовлеченных в хозяйственный оборот,
- рост числа родившихся, уменьшение числа умерших.
- дуальное образование
К слабым сторонам относится следующие:
- «тупиковое» расположение города (нет сетевых представителей, напр. «Матрица»),
- негативное воздействие на окружающую природную среду от деятельности градообразующего предприятия
- значительная доля, занятых на градообразующем предприятии - 37%
- узкая профессиональная направленность населения
- неразвитая сфера услуг
- отсутствие современных культурно-досуговых и развлекательных объектов, благоустроенных парков и скверов (из трех кинотеатров остался один)
- снижение численности и старение населения
- зависимость МСП от платежеспособности градообразующего предприятия
- проблемы в ЖКХ и здравоохранении
- низкая социальная активность горожан
SWOT-анализ позволил определить следующие возможности:
- развитие добывающих и обогатительных производств,
- создание новых производств и увеличение численности занятых в МСП,
- развитие малых форм сельского хозяйства,
- вовлечение свободных земельных участков в хозяйственный оборот
- наличие свободных производственных площадей,
- создание зон рекреации,
SWOT-анализ позволил выявить определить имеющиеся угрозы:
- техногенные аварии и катастрофы
- рост конкуренции и снижение спроса на продукцию градообразующего предприятия
- отток квалифицированных кадров и молодежи 271
- ухудшение конъюнктуры рынка и высвобождение работников
- снижение платежеспособности населения
В целях снижения зависимости моногорода от градообразующего предприятия, снижения оттока населения и повышения качества городской среды разработана программа «Комплексное развитие моногорода Ковдор». Срок реализации: 12.2016 - 12.2025 гг. Программа «Комплексное развитие моногорода Ков-дор» предусматривает реализацию трех проектов:
- «Слюдяная фабрика» - строительство комплекса по обогащению флогопита и вермикулита;
- «Развитие городской среды и благоустройство»;
- «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Выполнение мероприятий программы позволит уже в 2018 году создать 219 новых рабочих мест и привлечь 8 миллиардов инвестиций.
Приоритетами развития по этой программе являются:
1. Использование мер государственной поддержки развития бизнеса:
- для открытия новых производств на основе уникальной сырьевой базы (вермикулит, флогопит)
О
3
в
S
9
2 е
8
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
- для развития малого и среднего бизнеса
2. Использование возможностей градообразующего предприятия для социально-экономического развития города.
3. Повышение качества предоставляемых услуг для всех социальных групп в сферах:
- социального, бытового, культурного обслуживания
- здравоохранения
- общественного питания
- ФКиС
4. Создание современной комфортной городской среды
- модернизация системы ЖКХ
- вовлечение заброшенных пространств
- повышение уровня использования существующих рекреационных зон
- формирование единой системы зеленых насаждений
- новых общественных пространств различной типологии
- установка, замена и восстановление элементов благоустройства
- оптимизация использования объектов социальной инфраструктуры
5. Активизация участия горожан в жизни общества
Ожидаемые результаты от реализации программы следующие:
- диверсификация экономики моногорода
- обеспечение стабильной занятости населения
- создание продукции импортозаме-щения
- создание комфортной городской среды проживания
- развитие современных форм сферы услуг
- благоустройство общественных пространств и придомовых территорий
- формирование городской идентичности и сопричастности
В основе реализации первого проекта «Слюдяная фабрика» - строительство комплекса по обогащению флогопита и вермикулита лежит слюда - уникальный материал, который используется во всех сферах жизни человека. Это все бытовые приборы (в каждом чайнике, тостере, фене, электрической плите есть слюда). Это блеск для губ, лак для ногтей, краска «ме-таллик». Слюда используется в самых ответственных узлах при сборке всех видов военной техники, поездов и самолетов. Сегодня слюда ввозится в Россию с Мадагаскара, Индии, Африки, Южной Америка.
Проведенный анализ рынка сбыта флогопита и вермикулита позволил оп-
Таблица 2
Программа комплексного развития моногорода
Показатели 2018 г. 2025 г.
Развитие АО «КовдорСКИЙ ГОК» (утвержденная стратегия различ ия до 2049 года)
Объем инвестиций, млрд. руб 7,8 >50
] ¡роект «Слюдяная фабрика» - строительство комплекса по обогащению флогопита и вермикулита»
Объем инвестиций, млрд. руб 0,5 1,0
Количество новых рабочих мест, тыс, сд. 0,0 0,200
Проект «Развитие городской среды и благоустройство»
Объем финансирования, млн. руб. 17.2 905,7
Количество новых рабочих мест, тыс. ед. ,139 0,139
Проект «Развитие МСП»
Количество новых рабочих мест, тыс. ед. ,080 0,080
Результаты:
(Хуъем инвестиций, млрд. руб. 8,35 >50
Количество созданных рабочих мест. тыс. ед. ,219 0,419
Таблица 3
Основные показатели проекта «Слюдяная фабрика»
Наименование Флогопит / Вермикулит
Численность рабочих мест, чел. 200
Средняя з/п, тыс. руб. / месяц 60
Инвестиции, млрд. руб., из ¡¡их: 1.0
- собственные 0,3
- привлеченные 0,7
Налоги, млн. руб./год 250
Объем производства, тыс. тонн/год 20/50
NPV 85 662 924
IRR 17,3%
DPP 10 лет
ределить следующее. В Ковдоре расположено одно из крупнейших в мире месторождений слюды высочайшего качества. Слюдяная фабрика профессионально работает со слюдой с 1925 года. Исторически это предприятие работало с ковдорс-кой слюдой. В настоящее время слюдяная фабрика - крупнейший в России производитель изделий из слюды и потребитель слюдяного сырья. Реализация проекта позволит обеспечить Россию отечественной слюдой. В перспективе - экспорт продукции в Азию и Европу.
Целью проекта является повышение доходов жителей Ковдора за счет созда-
ния нового производства. Результатом проекта с объемом инвестиций 1 млрд. рублей будет:
- введенный в эксплуатацию комплекс по обогащению слюды, который выйдет на полную мощность в 2021 г.;
- 200 новых рабочих мест уже в 2018 году со средней зарплатой 60 тыс. руб.
Результат проекта - ввод в эксплуатацию комплекса по обогащению флогопита и вермикулита в 2021 г.
По проекту «Слюдяная фабрика» были определены риски, построена карта рисков (таблица 4) и определены заинтересованные лица.
Таблица 4
Карта рисков по проекту «Слюдяная фабрика»
Слабое Существенное Критическое
влияние влияние влияние
Скорее не его Резкий рост цен
произойдет (высокая) на энергорееурсы
Может Срыв Отказ в кредите. Отказ от
произойти запланированных Получение результатов с реализации
(среднее) сроков низким качеством сырья. проекта из-за
из-за Получение результатов неполучении
недобро со вестност внедрения нерелевантной лицензии но
и подрядчиков. технологии. причине не
Рост таможенных Увеличение себестоимости проведения
пошлин. из-за отсутствия ж.д. тупика торгов
Скорее всего Выход на рынок
произойдет (низкие) альтернативного продукта
Таблица 5
Основные показатели проекта «Развитие городской среды»
Мероприятия Срок реализации Стоимость реализации (млн. руб.) Источ ники финансирова ния
2018 2025 2018 2025
6л а гоустрой стео дворовых территорий, ед. 2 20 6,3 160, 0 Областной бюджет Местный бюджет Средства ГРоП Средства жителей
Модернизация уличного освещения, тыс. м 1,2 7,5 4,5 29,0
Благоустройство мсет массово со отдыха населения, ед. I 3 2,7 137. 0
Модернизация учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта, ед. 3 14 3,4 191, 0
Модернизация системы ЖКХ (водовод сырой воды), тыс. м. 0 17,5 0,18 562, 5
В целях поддержки реализации проекта планируется использование действующих инструментов государственной поддержки. Так, примеру планируется привлечение Фонда развития моногородов, Фонда развития промышленности, Корпорации развития Мурманской области.
Второй проект «Развитие городской среды и благоустройство» будет реализован в соответствии с Мастер - планом развития города Ковдор, разработанного Конструкторским бюро Высотных и подземных сооружений по заказу АО «МХК «ЕвроХим». Мастер - план являет-
ся описанием перспективного развития города, определяющим его основные пространственные параметры, показатели и принципы развития. Включает в себя все аспекты использования земли и регламентирует ключевые градостроительные вопросы. Это проект развития территории, позволяющий совместить ожидания жителей, власти и бизнеса, связанные с развитием города, средой обитания, качеством жизни, привлечением ресурсов, инвестиций.
Мероприятия, направленные на повышение качества городской среды бу-
дут реализованы за счет бюджетных средств, привлечения средств градообразующего предприятия в рамках реализации соглашения о социально-экономическом партнерстве, и за счет жителей города. Приоритетными направлениями являются благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха населения, а также модернизация уличного освещения.
По проекту «Развитие городской среды» были определены риски, построена карта рисков (таблица 5), а также определены заинтересованные лица и составлен график реализации.
По третьему проекту «Развитие МСП» были определены следующие направления: открытие кинотеатра, фитнес - центра, перепрофилирование ТЦ в ТРЦ, создание сервисного предпринимательства, легализация такси. Основные мероприятия проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», реализация которого позволит, прежде всего, диверсифицировать экономику района и развить сферу услуг и досуга.
Для поддержки малого и среднего бизнеса планируем привлекать Корпорацию МСП, региональные ФОРМаП и Центр поддержки предпринимательства, а также финансирование в рамках государственных и муниципальных программ.
Итогами реализации программы развития моногорода станут: диверсификация экономики, обеспечение стабильной занятости населения, создание продукции импортозамещения, создание комфортной городской среды проживания.
В целом по всей программе «Комплексное развитие моногорода Ковдор» были определены риски:
- смещение сроков реализации из-за бюджетных и внебюджетных ограничений,
- отказ финасирования плана ГРоП,
- остановка ГРоП,
- отказ от реализации 2-го этапа проекта «Слюдяная фабрика» из-за неполучения лицензии.
Также был определен план мероприятий по контрольным точкам.
В целях реализации программы утвержден Управляющий совет, в который вошли все члены команды, прошедшей обучение, линейный менеджер ФРМ, эксперты и представители общественности.
В заключении отметим, что внедрение лучших практик проектного управления в ходе обучения команд, способствовало разработке ими качественных проектов развития, отвечающих, заявлен-
0 3
в
S
ff
2 е
8
00
сэ
см
£
ным ключевых показателям по привлечению инвестиций, открытию новых рабочих мест и благоустройству муниципальных образований (моногородов). Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
2. Галикееев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г. М. Применение проектного управления для реализации программы развития муниципальных образований региона / Р.Н. Галикееев, Ю.Р. Лутфуллин, Г.М. Мурзагалина // Вестник БИСТ - №4(37) -декабрь 2017 г. - С.61-70.
3. Мурзагалина Г. М Организация и оценка проектной работы команд, управляющих проектами развития моногородов /Г.М. Мурзагалина // Инновации и инвестиции, октябрь 2017 года, г. Москва - типография ООО «Русайнс» - С. 97 -101.
4. Мурзагалина Г.М. Особенности создания программы комплексного развития моногорода на примере города Дорогобуж Смоленской области // Инновации и инвестиции, ноябрь 2017 года, г. Москва - типография ООО «Русайнс» -С. 101 - 104.
5. Нормативные документы и материалы ВШГУ РАНХиГС.
6. Образовательная программа «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов».
7. Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
Application of project management on the example of the comprehensive development programme for single-industry towns Kovdor Mursagalina G.M., Lutfullin Yu.R.
PhD in economics, associate Professor of Accounting and audit Department» Sterlitamak branch Of the «Bashkir state University»
Таблица 6
Карта рисков по проекту «Развитие городской среды»
Слабое влияние Существенное влияние Критическое влияние
Скорее всего Произойдет (высокая) Смещение сроков реализации из-за бюджетных и внеб юджетны х ограничений
Может произойти (среднее) Срыв сроков (из-за недопонимания принципов очередности, недобросовестное ти подрядчиков, ногодпых условий). Негативная публикация в СМИ из-за непонимания. ^зорожапие проекта из-за инфляции, превышающей таргст. Отказ ф и нас иро ван ия плана ГРоП
Скорее всего произойдет (низкие) Отказ от реализации отдельных мероприятий I ¡схватка квалифицированных исполнителей Остановка деятельности ГРоП
The article presents an example of the developed program of socio-economic development of the single-industry town Kovdor of Murmansk region, which includes three interrelated projects. Methodological support of effective development of municipalities and, first of all, entrepreneurial activity in them is a priority task of the regions. The peculiarity of this program is that, despite the task set before the project teams to reduce the dependence of the single-industry town on the activities of the city-forming enterprise, the project team was able to develop its own unique vision, using the available and promising opportunities. The aim of the project is to increase the incomes of the residents of Kovdor by creating a new production. Measures aimed at improving the quality of the urban environment will be implemented at the expense of budget funds, raising funds of the city-forming enterprise in the framework of the agreement on socio-economic partnership, and at the expense of the city's residents.
Keyword: Municipal education, project, single-industry town, city-forming enterprise, development program, risk map, SWOT analysis.
References
1. The resolution of the Government of the Russian Federation of October 15, 2016 No. 1050
«About the organization of design activity in the Government of the Russian Federation».
2. Galikeeev R.N., Lutfullin Yu.R., Murzagalina G.
M. Application of project management for implementation of the program of development of municipal units of the region / R.N. Galikeeev, Yu.R. Lutfullin, G.M. Murzagalina/ /the Messenger of BIST - No. 4(37) -December, 2017 - Page 61-70.
3. Murzagalina G.M the Organization and assessment of project work of teams, project managers of development of monotowns / G.M. Murzagalina//Innovations and investments, October, 2017, Moscow - LLC Rusayns printing house - Page 97 - 101.
4. Murzagalina G.M. Features of creation of the
program of complex development of the monotown on the example of the city of Dorogobuzh of the Smolensk region// Innovation and investment, November, 2017, Moscow - LLC Rusayns printing house - Page 101 - 104.
5. Normative documents and materials VShGU
RANEPA.
6. Educational program «Training of teams, project
managers of development of monotowns».
7. Passport of the priority program «Complex
Development of Monotowns».
6 a
2 о