Особенности создания программы комплексного развития моногорода на примере города Дорогобуж Смоленской области
Мурзагалина Гульназ Миннуловна,
кандидат экономических наук, доцент, Стерли-тамакский филиал, Башкирский государственный университет, gulnazmur@yandex.ru
В статье представлен порядок организации проектной работы в рамках разработки программы развития моногорода. Проведен анализ особенностей исторического и социально-экономического развития города Дорогобуж Смоленской области. Анализ текущей ситуации в социальной сфере города показал, что ключевыми угрозами являются снижение численности жителей города и снижение деловой активности в МСП. Предлагается программа развития моногорода До-рогобуж под названием «Центр притяжения», состоящая из 4 модулей: анализ текущей ситуации; Дорогобуж как территория пилотных проектов; Дорогобуж как территория инвестиций; проектная команда. Была выведена формула развития моногорода: город комфортен для проживания + инвестиции в город + рост численности населения = развитие Дорогобужа. Анализ ситуации в муниципальном образовании позволил определить мероприятия по развитию комфортной городской среды, а также выявить негативные стороны. Разработанная программа развития моногорода Дорогобуж Смоленской области позволила получить муниципальному образованию статус ТОСЭР - территории опережающего социально-экономического развития.
Ключевые слова: проектная работа, проектное управление, модуль, программа, модератор, спикеры, эксперты, оценка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и программы «Комплексное развитие моногородов» основной задачей, стоящей перед муниципальной властью, является снижение зависимости от деятельности градообразующих предприятий и улучшение качества городской среды [1].
Нами была подготовлена программа развития моногорода Дорогобуж «Центр притяжения», состоящая из 4 частей:
1. Анализ текущей ситуации
2. Дорогобуж - территория пилотных проектов
3. Дорогобуж - территория инвестиций
4. Проектная команда
В 1-й части программы содержится краткое описание местоположение и анализ текущей ситуации в муниципальном образовании. Так, город Дорогобуж является административным центром Дорогобужского района Смоленской области. Город основан в 1150 году на реке Днепр, расположен вблизи трассы М-1 «Беларусь» и на Старой Смоленской дороге. Город основан в 1150 году на реке Днепр, расположен вблизи трассы М-1 «Беларусь» и на Старой Смоленской дороге.
Экономика города на текущий момент была представлена производством минеральных удобрений (ПАО «Дорогобуж», группа «Акрон»); предприятиями малого бизнеса.
Проведенный анализ текущей ситуации в социальной сфере города (таблица 1) показал, что ключевыми угрозами являются снижение численности жителей города и снижение деловой активности в МСП. Как положительную тенденцию необходимо отметить, что в планах градообразующего предприятия уменьшение сокращение персонала с 60 чел. в 2016 г. до 20 чел. в 2020 г. Ключевыми угрозами в экономике моногорода являются сжатие сектора малых предприятий, уменьшение количества рабочих мест, рост зависимости экономики от градообразующего предприятия.
Была выведена следующая формула развития моногорода: город комфортен для проживания + инвестиции в город + рост численности населения = развитие Дорогобужа.
Поясним, что город привлекателен как для инвесторов, так и для квалифицированных специалистов. Так, инвестиции в город помогут развитию городской инфраструктуры и малого предпринимательства, созданию новых рабочих мест [2].
Во 2-й части была представлена цель программы: сделать город Дорогобуж центром притяжения не только для жителей Дорогобужского района, но и соседних территорий в условиях нарастающей урбанизации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи [3]:
- достижение высокого уровня безопасности в городе
- улучшение качества услуг ЖКХ
- повышение качества медицинских услуг
- повышения качества услуг дошкольного и школьного образования
- развитие общественной городской инфраструктуры
- «зеленый» рост и устойчивое развитие
- сохранение городских традиций и проведение городских праздников
О £
Я
3
9
2 а
7
г-
CS
сч £
Б
а
2 ©
- создание доступного и качественного жилья
- создание новых рабочих мест
- повышение благосостояния населения
Следует отметить, что анализ ситуации в муниципальном образовании позволил определить мероприятия по развитию комфортной городской среды, а также выявить негативные стороны. Так, например, требовалось развития медицинской инфраструктуры для оказания услуг населению, а именно создание медицинского центра.
Цель данного проекта заключалась в создании медицинского центра для повышения доступности качественных медицинских услуг населению Дорогобужа и Смоленской области с помощью механизмов государственного - частного партнерства.
Данный медицинский центр позволил бы решить следующие задачи:
- организацию реабилитационного центра травматологии ортопедии, эндоп-ротезирования,неврологии и кардиологии II и III этапов;
- оказание качественной первичной медицинской помощи для населения
- оказание платных медицинских услуг
- развитие сопутствующей инфраструктуры (комбинат питания, прачечный комплекс, туристическая инфраструктура, транспортная инфраструктура, жилой фонд, сфера услуги и торговли) [7].
Рассматривая актуальность проекта медицинского центра, мы исходили из двух условий: обоснование потребности региона в данном центре и потребности моногорода в качественных медицинских услугах.
Во-первых, в г. Смоленске осуществляется более 5 000 высокотехнологичных операций в год в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Министерства здравоохранения РФ (Центр травматологии). Для проведения травматологических операций в центр направляются граждане РФ более чем из б7 регионов России. После выполнения оперативного лечения в центре пациент выписывается на 6-9 сутки и в подавляющем большинстве случаев нуждается в реабилитационных мероприятиях II и III этапов, при этом региональная инфраструктура здравоохранения не обеспечивает потребность в реабилитации для такого количества операций.
Во-вторых, требовалась необходимость замещения медсанчасти градооб-
Таблица 1
Анализ текущей ситуации в муниципальном образовании
1 Указатели 2013 1 2014i. 2015 г 2015 г. к 2013 г.
Население, чел. 10393 10242 10168 -225
Доля молодого населения, % 14.4 14.8 15,0 + 0.6
1>е:фаботица, % К8 2,1 2,9 + 1,1
Миграция (убытие/приток). -115 -44 27 142
чел.
Естественная убыль -36 -30 -60 24
населения, чел.
Индекс промышленного 95,7 97,6 92,9 -2,8
производства, %
Таблица 2
Мероприятия по развитию комфортной городской среды
Ни именование | Сроки выполнения | Примечание
Безопасность
- Система АПК «Безопасный город» - Системы видео наблюдения В школах Сгарг реализации проекта в 2017 ]. достигнуто соглашение с ПАО «Ростелеком»
Образование
- Энергосервис в теплоснабжении шкил - Патриотическое воспитание (военно -патриотический спортивный клуб ВДВ. Гагаршщы Смоленщины, Всероссийское патриотическое движение - Юнармия) - Профамма раннего выявления одаренных детей ноябрь 2016 Г Проект реализован
Качество услуг ЖКХ
Концессия систем водоснабжения и водоотведепия Реализация проекта 1 кв. 2017 г
Реализация проекта I кв. 2017 г
- Памятники истории - Военно-исторические реконструкции и фестивали («Битва на Ведрошс», «День партизанской славы») Шоу «Голос» на Дне юрода 2016 Разработана концепция но сохранению памяти и ков истори и Проведен отборочный конкуре 13 мая 2017 г.
1 ородскан иен фяструктуря
* Уличное освещение - БлагоустройСТВО юродского парка - Реабилитация реки Днепр - Строительство набережной - «Летопись города» - Текущий капитальный ремонт дорог - Ремонт придомовых 'герриюрий * Установка детских площадок - Строительство пришкольных спортивных площадок и стадионов - Строительство ФОК Сгарг реализации проекта н 1 ки. 2017 1. объявление конкурса 27 декабря 2016 г. Ввод в эксплуатацию 1 октября 2017 г выполнено август 2017 г.
Доступное жилье
- Доходные дома (совместно е АИЖК) | |
разующего предприятия (более 1000 посещений в месяц) городской инфраструктурой. Устарела материальная база: год постройки ОГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ» поликлиника №2 - 1969 г. Имеется дефицит врачей и среднего медперсонала. Проявилась острая необходимость привлечения квалифицированных медицинских работников, которую мог бы удовлетворить Смоленский государственный медицинский университет. Решение этих вопросов было возможно с привлечением внебюджетных инвестиций, т.е. реализации проекта с помощью механизмов государственно-частного партнерства.
Также, в части обоснования по созданию медицинского центра именно в г.До-рогобуж приводились следующие аргументы:
- лечение в Центре травматологии в Смоленске осуществляется в основном для жителей других регионов, поэтому размещение центра реабилитации в До-рогобуже позволит снизить транспортное плечо;
- имеется острая потребность в наличии центра экстренной помощи при травмах в центральной части региона ввиду большого количества ДТП (в 2016 году произошло 910 ДТП с 1156 ранеными);
Таблица 3 SWOT - анализ
Сильные стороны Слабые стороны
- Стабильно высокий спрос на услуги реабилитации (>7000 операций в год) - Выгодное географическое положение (центр Смоленской области, близость Мо скопе кой агломерации) - 11изкая себестоимость оказания услуг - Возможность привлечения внебюджетных источников (государстве!шо-частное партнерство) - Благоприятные природные уел опия, кул ьту рно-истори ческое простра нство - Отсутствие необходимых кадров в м оно ГО роде - Отсутствие свободного жилья - Отсутствие сопутствующей инфрастру кту р 1.1
Возможности Угрозы
- Дополнительная точка роста для моногорода и сопутствующих секторов (комбинат питание, прачечный комплекс, сфера обслуживания) - Положительный эффектна демографическую ситуацию - Развитие первичной медицинской помощи (ввиду перенаправления объема фонда ОМС с мед .сап. части градообразующего предприятия) - Изменение Федерального законодательства в части регулирования ОМС - Риски, связанные с участием частного партнера (финансирование, валютные, налоговые и др.)
Таблица 4
Итоги реализации программы развития моногорода Дорогобужа
Наименование проекта Сумма инвестиций, млн. руб. Количество новых рабочих мест, чел. Сроки реализации
Создан ие медицинскою центра 300 100
Созданию кролиководческого комплекса 4 487 222 2017-2018 гг.
Создание производства фанеры и ламинированного напольного покрытия 5 052 312 2018-2020 гг.
Создание промышленного прачечного комплекса 1 262 200 2017-2018 гг.
Создание комплекса производства крем-сыров 655 50 2017-2018 гг.
ИТОГО 11 756 884
- размещение крупнеиших предприятий региона (в т.ч. травмоопасных) на прилегающих территориях;
- наличие в районе гоночной трассы международного уровня, предназначенной для проведения кольцевых гонок в классе «Формула 2» (подана заявка на получение класса «Формулы 1»);
- благоприятные экологические условия, располагающая к выздоровлению природа.
Были определены следующие характеристики проекта. Так, на настоящий момент в реабилитационных мероприятиях II и III этапов нуждаются:
- 5 000 пациентов центра по профилю травматология и ортопедия
- 1 000 пациентов - жителей Смоленской области по профилю кардиология
- 1 000 пациентов - жителей Смоленской области по профилю неврология.
Итого 7000 пациентов Центра травматологии в год.
Стоимость реализации проекта: 300 млн. руб.
Срок реализации: 18-24 мес.
Количество пациентов медицинского центра : 4 000 в год
Себестоимость услуги: 18 000 руб. Количество койко-мест: 200 Площадь медицинского центра: 2 500
м2
Тариф ОМС: 50 000 руб. Новые рабочие места: 100 Был проведен SWOT- анализ по проекту «Медицинский центр» (табл. 3)
По проекту была составлена карта рисков и определены заинтересованные лица (составлена карта стейкхолдеров).
В 3-й части программы «Дорогобуж - территория инвестиций» представлены 4 бизнес-проекта со сроками реализации 2017-2020 гг. Рассмотрим каждый в отдельности.
I. Проект по созданию кролиководческого комплекса
Цель проекта: создание животноводческого хозяйства по выращиванию кроликов и производству мяса кролика с применением передовых европейских технологий интенсивного разведения кроликов.
Объем инвестиций: 4 487 млн. руб. Количество новых рабочих мест: 222 Период реализации проекта: 20172020 г.
Инициатор проекта: ООО «УК РОЯЛ-АГРО»
II. Проект по производству фанеры и ламинированного напольного покрытия
Цель проекта: создание высокотехнологичного производства фанеры и ламинированного напольного покрытия. Планируемый объем производства: фанера 60 тыс. куб. м, ламинированное напольное покрытие 8 млн. кв. м в год.
Объем инвестиций: 5 052 млн. руб. Количество новых рабочих мест: 312 Период реализации проекта: 20172020 г.
Инициатор проекта: ГК «Русский ла-минат»
III. Проект промышленно - прачечного комплекса
Цель проекта: строительство современного прачечного комплекса с полной автоматизацией и наличием дезинфекционного блока, а также предоставление в аренду белья и спецодежды для социальных и лечебных заведений Смоленской области и г. Москвы
Объем инвестиций: 1 262 млн. руб. Количество новых рабочих мест: 200 Период реализации проекта: 20172020 г.
Инициатор проекта: ООО «Баланс Белого»
IV. Проект по созданию комплекса производства крем-сыров
О
3
в
S
ff
2 е
7
г-
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Цель проекта: Организация производства на основе отечественного сырья высококачественных творожных сыров, получаемых путем переработки цельного молока по технологии ультрафильтрации
Объем инвестиций: 655 млн. руб.
Количество новых рабочих мест: 50
Период реализации проекта: 20172019 г.
Инициатор проекта: ООО «Мил Тайм»
По каждому представленному проекту были определены потенциальные риски:
- Отказ банка в финансировании проекта
- Негативные экологические последствия
- Сжатие рынков сбыта
- Увеличение стоимости проекта вследствие удешевления рубля
- Некачественное сырье
- Доступность сырья
Также были определены заинтересованные лица и составлена карта стейк-холдеров.
Проектные решения и ожидаемые результаты реализации программы комплексное развитие моногорода Дорого-бужа представлены в таблице 4.
В целях реализации программы «Комплексное развитие моногорода Дорого-бужа» на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 9 декабря 2016 г. № 1960-р/адм сформирован состав проектного комитета по направлению «Моногорода». Порядок его работы следующий:
1. Совещание комитета - 19 января 2017 г., далее - ежемесячно в г. Дорого-буже.
2. Встреча с представителями образовательной программы (руководители потока, модератор)
3. Работа в рамках реализации программы с представителями «ФРМ».
В заключении отметим, что осуществление данных вышеприведенных проектов позволит, по нашему мнению, достичь цели по обеспечению комплексного развития моногорода Дорогобужа. В частности [10]:
- создать к концу 2018 года 414 новых рабочих мест;
- привлечь к концу 2018 года суммы инвестиций в размере 3276,6 млн. рублей;
- улучшить качество городской среды в моногороде, в том числе и путем
реализации до конца 2018 года мероприятий «Пять шагов благоустройства»;
- снизить зависимость моногорода от деятельности градообразующего предприятия.
В дальнейшем, по итогам, представленная к защите программа развития моногорода Дорогобуж Смоленской области позволила получить муниципальному образованию статус ТОСЭР - территории опережающего социально-экономического развития.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
2. Киреев А., Аитов С. Региональный аспект стратегии развития моногородов // Экономика и управление. Научно-практический журнал - 2012.- №1. - С.72-77.
3. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Е.Г.Анимица, В.С.Бочко, Э.В.Пешина и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2010. - 81 с.
4. Лутфуллин Ю.Р., Кислицкий М.М., Авакумова Г.В., Краснов А.А.Обеспечение устойчивости развития предпринимательских структур: теория и практика. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2015. - 138 с.
5. Лутфуллин Ю.Р. Социокультурная направленность государственного регулирования инновационной предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Челябинск: УралГУФК, 2010. - 84 с.
6. Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г.М. Формирование инструментов развития социальной сферы муниципального образования. Монография./ Ю.Р.Лутфул-лин, Г.М.Мурзагалина. - Челябинск: УралГУФК, 2016. - 85 с.
7. Лыткин А. Инновационное развитие моногородов // Экономика и управление / Научно-практический журнал -2012. - №1. - С.88-91.
8. Нормативные документы и материалы ВШГУ РАНХиГС.
9. Образовательная программа «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов».
10. Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
The peculiarities of the creation of the comprehensive development programme company towns on the example of the city of Dorogobuzh, Smolensk region
Mursagalina G.M.
Bashkir state University
The order of the organization of project work within development of the program of development of the monotown is presented in article. The analysis of features of historical and social and economic development of the city of Dorogobuzh of the Smolensk region is carried out. The analysis of the current situation in the social sphere of the city has shown that key threats are decrease in number of residents and decrease in business activity in MSP. The program of development of the monotown of Dorogobuzh under the name «Centre of gravity» consisting of 4 modules is offered: analysis of the current situation; floporo6yx as territory of pilot projects; floporo6yx as territory of investments; design team. The formula of development of the monotown has been removed: the city is comfortable for accommodation + investments into the city + growth of population = development of Dorogobuzha. The analysis of a situation in municipal unit has allowed to define actions for development of the comfortable urban environment and also to reveal negative sides. The developed program of development of the monotown of Dorogobuzh of the Smolensk region has allowed to receive to municipal unit the status of TOSER - the territory of the advancing social and economic development.
Keywords: project work, project management, module, program, moderator, speakers, experts, assessment.
References
1. The resolution of the Government of the Russian
Federation of October 15, 2016 No. 1050 «About the organization of design activity in the Government of the Russian Federation».
2. Kireev A., Aitov S. Regional aspect of the strategy
of development for monotowns//Economy and management. The scientific and practical magazine - 2012. - No. 1. - Page 72-77.
3. Conceptual approaches to development of the
strategy of development for the monoprofile city / E.G. Animitsa, V.S. Bochko, E.V. Peshina, etc. - Yekaterinburg: Publishing house of the Ural state economic university, 2010. - 81 pages.
4. Lutfullin Yu.R., Kislitsky M.M., Avakumova G.
V., Krasnov A.A. Ensuring stability of development of enterprise structures: theory and practice. Chelyabinsk: Publishing house of URALGUFK, 2015. - 138 pages.
5. Lutfullin Yu.R. Sociocultural orientation of state
regulation of innovative business activity. Manual. Chelyabinsk: ypanrWK, 2010. - 84 pages.
6. Lutfullin Yu.R., Murzagalina G.M. Formation of
instruments of development of the social sphere of municipal unit. Monograph. / Yu.R. Lutfullin, G.M. Murzagalina. - Chelyabinsk: ypaflrWK, 2016. - 85 pages.
7. Lytkin A. Innovative development of monotowns/
/Economy and management / the Scientific and practical magazine - 2012. - No. 1. -Page 88-91.
8. Normative documents and materials VShGU
RANEPA.
9. Educational program «Training of teams, project
managers of development of monotowns».
10. Passport of the priority program «Complex Development of Monotowns».