Научная статья на тему 'Организация и оценка проектной работы команд, управляющих проектами развития моногородов'

Организация и оценка проектной работы команд, управляющих проектами развития моногородов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДУЛЬ / ПРОГРАММА / МОДЕРАТОР / СПИКЕРЫ / ЭКСПЕРТЫ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

В статье представлен порядок организации проектной работы в рамках проведения программы профессиональной подготовки по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов. Представленный материал включает: работу над определениями тем проектов; оценку знаний и материалов, представленных экспертами в ходе учебной программы; качественное обеспечение оформления результатов работы проектных команд. Непосредственно показана организация проектной работы с подробным описанием модулей. Особое внимание уделено вопросам функциональной (ролевой) организация в команде, а также оценке компетенций и личного участия каждого участника команды в проектной работе. Кроме того, представлены формы и способы оценки ключевых компетенций в проектной работе: целеопределение, системное мышление, проблемная коммуникация, организационное проектирование. Также подробно представлены требования к итоговым материалам по результатам работы проектных групп: аннотация, презентация, аналитическая записка (описание проекта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и оценка проектной работы команд, управляющих проектами развития моногородов»

Организация и оценка проектной работы команд, управляющих проектами развития моногородов

Мурзагалина Гульназ Миннуловна,

кандидат экономических наук, доцент, Башкирский государственный университет, Стер-литамакский филиал, gulnazmur@yandex.ru

В статье представлен порядок организации проектной работы в рамках проведения программы профессиональной подготовки по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов. Представленный материал включает: работу над определениями тем проектов; оценку знаний и материалов, представленных экспертами в ходе учебной программы; качественное обеспечение оформления результатов работы проектных команд. Непосредственно показана организация проектной работы с подробным описанием модулей. Особое внимание уделено вопросам функциональной (ролевой) организация в команде, а также оценке компетенций и личного участия каждого участника команды в проектной работе.

Кроме того, представлены формы и способы оценки ключевых компетенций в проектной работе: целеопределение, системное мышление, проблемная коммуникация, организационное проектирование. Также подробно представлены требования к итоговым материалам по результатам работы проектных групп: аннотация, презентация, аналитическая записка (описание проекта).

Ключевые слова: проектная работа, проектное управление, модуль, программа, модератор, спикеры, эксперты, оценка.

Озвученная в названии статьи тема весьма актуальна. Наиболее наглядно можно рассмотреть этот вопрос на примере проектной работы команд в рамках реализации программы профессиональной переподготовки «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов», проходящей с ноября 2016 г. в г. Москва одновременно в ВШГУ РАНХиГС и в Сколково.

Напомним, что в моногородах проживает около 10 % населения Российской Федерации, при этом 100 моногородов отнесены к категории муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением, в которых указанные проблемы стоят наиболее остро.

Основной задачей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и программы «Комплексное развитие моногородов» является снижение зависимости от деятельности градообразующих предприятий и улучшение качества городской среды являются определяющими задачами для развития всех 319 монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Российской Федерации [1].

Отметим, что организация проектных работ при разработке программы развития моногорода в рамках проведения программы профессиональной подготовки по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов проходит в соответствии с учебным планом программы [7]. Основные элементы обучения включали три составляющие: проектная (разработка проектов развития); экспертная (выступления экспертов-практиков); академическая (международная и российская профессура).

Данная программа включает 5 модулей с межмодульным периодом, во время которого команды моногородов, выполняли задание модераторов и старших по потокам, непосредственно на местах. В команды, прибывшие на обучение, включены глава муниципального образования, представители руководства области (края, республики), представитель градообразующего предприятии, бизнесмены.

С командами работают профессиональные модераторы, прошедшие школу обучения и отбор, в т.ч. из Агентства стратегических инициатив (аСи, г. Москва).

В задачи, стоящие перед модераторами команд моногородов, входит следующее:

Рис.1 Модель реализации обучения проектных команд [6].

О £

Ю

5

V

а

2 а

7

г-

сэ

сч

сэ £

а

2 о

- организовать работы проектной команды моногорода на очных сессиях и в межмодульный период;

- определить способы и форматы работы проектной команды, обеспечивающих выполнение задач, поставленных на сессию и межмодульный период в соответствии с техническим заданием (регламентом) проектных работ);

- содействовать формированию деловой сети участников Программы.

В целом, организация проектной работы носит практико-ориентирован-ный характер и включает в ходе прохождения модулей выполнение следующих мероприятий:

Модуль 1. Контексты развития моногородов

Анализ ситуации в моногороде. Формирование обоснования программы развития моногорода в части описания проблем и их негативных последствий. Постановка и ранжирование основных проблем, препятствующих возможности развития. Определение основных содержательных направлений развития моногорода. Формирование проектных намерений. Согласование принятых направлений развития со стратегией развития Субъекта Российской Федерации.

Результат работы должен быть отражен в Паспорте программы в основном разделе обоснования программы.

Модуль 2. Стратегия развития моногорода и региона: барьеры и требования.

Постановка целей программы развития моногорода. Определение целевых показателей возможных проектов. Анализ заинтересованных сторон программы развития моногорода. Разработка карты заинтересованных сторон.

Результат работы должен быть отражен в Паспорте программы. Конкретно указать цели, целевые показатели, результаты проектов, участников программы.

Модуль 3. Привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности в моногороде.

Проектные решения, основные и, возможно, дополнительные. Идентификация, анализ и ранжирование рисков проекта. Разработка планов реагирования на возникновение риска.

Результат работы должен быть отражен в Паспорте программы в разделе ключевые риски и возможности.

Модуль 4. Инструменты и программы государственной поддержки моногородов.

Организационный проект реализации программы развития моногорода. Формирование полной организационно-ро-

левой структуры проектов. Разработка матрицы ответственности. Формирование структуры и перечня проектов и мероприятий программы.

Результат работы должен быть отражен в Паспорте программы. Конкретно подготовить перечень проектов и мероприятий программы, основные положения программы (в части ролей), расписать бюджет программы.

Модуль 5. Создание условий для реализации новых проектов развития моногородов.

Общая сборка содержательных элементов программы развития моногорода. Формирование презентации концепции развития моногорода и пояснительной записки к ней. Определение основных этапов жизненного цикла программы. Разработка плана реализации программы по ключевым событиям. Формирование бюджета программы. Разработка плана внедрения СУПД (системы управления проектной деятельностью) в моногороде. Итоговая защита программы.

Результат работы должен быть отражен в Паспорте программы [8]. Конкретно указать этапы и контрольные точки, описать проекты, сформировать полное обоснование программы, разработать план внедрения СУПД.

В соответствие с программой в начале 1-го модуля была работа над темами проектов. Они представляют собой идеи или инициативы, направленные на изменение социальной или предпринимательской среды в моногороде, комплексно представленные в виде программы развития моногорода.

В частности, предлагались следующие направления сквозной проектной работы:

1. Разработка проекта по развитию инфраструктуры моногорода;

2. Разработка проекта по обеспечению реализации ранее утверждённых инвестиционных проектов;

3. Разработка проекта по повышению потенциала территорий (улучшению городской среды);

4. Разработка проекта по улучшению инвестиционного климата в моногороде;

5. Разработка (инициация) комплексного инвестиционного проекта / комплексного проекта развития моногорода для его дальнейшего представления в Фонд развития моногородов;

6. Разработка проекта по развитию непрофильного бизнеса;

7. Разработка совместного проекта интеграции в региональные кластеры;

8. Разработка проекта по созданию в моногороде Территории опережающего социально-экономического развития (ТО-СЭР или сокращенно ТОР).

9. Другие темы на выбор команды

Выбор и формирование тем для проектной работы осуществляла проектная команда при непосредственном участии модераторов проектной работы и экспертов и при согласовании Фонда. Ограничения по количеству тем (проектов) в рамках разработки программы развития моногорода отсутствуют.

Одним из важных моментов в ходе обучения было включение знаний экспертной панели в нужной функции, точно в срок в проектную работу команды, так называемое «управление знаниями», которое включало в себя следующие основные моменты:

1. Анализ содержания экспертных выступлений (по основному предмету модуля, международный и российский опыт (кейсы), бизнес-эксперты, практики государственного управления и т.д.), выделение значимых для работы проектной команды моментов;

2. Организация и проведение совместного анализа в проектной команде содержания экспертных выступлений;

3. Организация и проведение сессий проектного консультирования с экспертами в дистанционном формате.

Необходимо отметить, что в обратной связи, получаемой от команд, в обязательном порядке была оценка спикеров по выступлениям экспертов и в целом по результативности обучения на прошедшем модуле. Так, последняя, оценивалась участниками по пятибалльной шкале (5 - максимальное значение) по следующим параметрам:

- соответствие содержания заявленной программы ожиданиям участников команд;

- актуальность полученных знаний и навыков;

- насколько модуль представляет ценность для личностного развития участников;

- возможность использования в работе материалов и идей программы;

- общая оценка содержания модуля обучения.

В ходе проектной работы важным моментом, на который было обращено постоянное внимание и наибольшее количество активного времени, являлось обеспечение фиксации и оформления результатов работы проектных команд, включающей:

Таблица 1

Структура описания проекта моногорода

И)

Наименование раздела

[ [азваиие программы развития. Описание решаемых проблем (вызовов).

Цели проектной работы. Целевые показатели. Задачи. Описание моделей и механизмов реализации.

Анализоигуации, вызовы/проблемы, которые решаем. Возможности и условия, которые позволяют решить основные проблемы

Заинтересованные лица (етейкхолдеры), их характеристики. Основные участники (население, российские и зарубежные бизнес компании, предприниматели, ФОИВы, РОИВы, научно исследовательские и образовательны е организации, общественные организации, и т.д.)

Ожидаемые результаты (социально-экономические эффекты либо иные критерии по которым возможно оценить эффект заявленных проектов) Каких целевых показателей достигаем

Результаты реализации ■ краткосрочные (1 год) я долгосрочные Влияние результатов на показатели, приведенные в п.4

Основные риеки/нренятствия реализации и меры реагирования

Необходимые ресурсы (Необходимый объем финансирования. Источник финансирования; Административные ресурсы; Чсловече скис ресурсы)

Дорожная карга / план мероприятий: этапы,сроки, ответственные.

Дополнительные документы (при наличии): Бизнес -план. Финансовая модель, Проект но-сметная документация. Заключение государственной экспертизы, Заключение профильного минист срства. Поручение (Губернатора Субъекта РФ. Правительства РФ и т.д.), Иное

- организацию фиксации и оформления результатов дискуссий, командной работы (в соответствии с техническим заданием (регламентом) на проектирование), вопросов и замечаний на предварительных защитах;

- обсуждение в команде результатов работ межмодульного периода;

- организацию рефлексии (обратной связи) в начале каждой очной сессии командной работы по восстановлению и уточнению результатов, полученных командой на очных модулях и в межмодульных периодах.

После каждого модуля была защита презентации с докладом главы моногорода. В ходе защиты можно было использовать «ресурсы» команды для ответов на вопросы. В комиссию входили, как правило: представитель от ФРМ, научный руководитель программы обучения, представитель от руководства ВШГУ, спикеры.

Рассмотрим требования к итоговым материалам по результатам работы проектных групп по аннотации, презентации и аналитической записке.

1. Аннотация (резюме) проекта моногорода включает следующие пункты:

- название (тема)

- участники (состав команды)

- вызов(ы), на который(-е) отвечает программа развития города

- цели и целевые показатели

- проект(ы), включенные в программу развития моногорода

- дорожная карта с контрольными точками

- ожидаемые результаты реализации проектов

2. Рекомендуемая структура презентации включает следующее:

- сведения о городе;

- ключевой вызов/проблема, которую надо решить. Существующие возможности/необходимые условия для решения проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мета-слайд, представляющий всю информацию о проектах/программе развития

- направления развития при наличии и описание ключевых проектов в каждом направлении, с указанием инвестора, ус-

ловий финансирования, количества рабочих мест и запроса в ФРМ (при необходимости), либо другие меры поддержки

- изменения городской среды/5 шагов благоустройства

- дорожная карта реализации программы с контрольными точками достижения целевых показателей

- ключевые риски и меры реагирования

- структура управляющего совета

- перспективы развития/образ будущего моногорода

- состав команды

Количество страниц в аннотации и слайдов в презентации могли варьироваться. Также был строго регламентирован тайминг при выступлении с докладом главы муниципального образования.

Описание проекта, выполненного командой моногорода и оформленное в виде аналитической записки, по требованиям имеет оптимальный объем 20-30 стр. (но не более 40) и включает следующие пункты (табл.1).

Важной составляющей в организации проектной работы является командооб-разование. В связи с этим особое значение имеет функциональная (ролевая) организация как в команде, так и в ходе проектной работы. На наш взгляд, она должна включать следующее:

1. Оценка опыта и компетенций участников проектной команды по отношению к теме проекта и возможным ролям, функциям в проектной работе;

2. Формирование кооперации в работах проектной команды, фиксация вкладов участников проектной работы;

3. Выделение функций в проектной работе и ролевого распределения участников в ходе выполнения проектных работ очных модулей и межмодульных периодах;

4. Подготовка с командой сценариев выступлений на пленарных заседаниях, защитах, работы на коммуникативных мероприятиях;

5. Поддержка освоения индивидуальных навыков, фиксация индивидуальных достижений в проектной работе;

6. Поддержка ролевых и функциональных изменений в работе проектной команды.

В связи с этим постоянно проводилась оценка работы групп модераторами, включающая персональную квалификацию, групповую и индивидуальную динамику. Оценка основывается на использовании организационно-деятельностных технологий и является их частью.

О £

ю

I

V

а

2 а

7

г-

CS

сч о

£

а

2 о

Предметом оценки являются компетенции, понимаемые определенным образом, а именно как подтвержденная опытом реального действия способность человека включаться в определенную деятельность (в данном случае - в разработку и реализацию проектов стратегических изменений), не сводящаяся исключительно ни к знаниям, умениям или навыкам, ни к общим абстрактным способностям, ни к качествам личности, а являющаяся их комплексом.

Предлагаемый способ оценки опирается на следующую модель ключевых компетенций:

1. Системное мышление;

2. Самоопределение в позиции и самоорганизация в команде;

3. Целеопределение и целеустремленность;

4. Проработка проблем в коллективной коммуникации (проблемная коммуникация);

5. Организационное проектирование.

Приведенная модель является целевой, т.е. она содержит те компетенции, которые важны именно с точки зрения возможности включения человека в деятельность по разработке и реализации проектов стратегических изменений в контексте развития моногорода. Рассмотрим внутреннее содержание (структура) компетенций подробнее:

1. Системное мышление:

a. последовательный анализ текущей ситуации;

b. анализ больших (глобальных) систем, в которые включена деятельность объекта;

c. анализ тенденций в развитии знаний, технологий, стандартов и управленческих практик;

^ определение проблемных областей для развития.

2. Самоопределение в позиции и самоорганизация в команде:

. определение (анализ) своего места и роли в развитии моногорода;

. занятие рабочей позиции (роли) в группе для разработки проектов;

. определение процедуры и правил работы в группе, распределение обязанностей;

. определение этапов работы группы, способов контроля работы,времен-ной ответственности.

3. Целеопределение и целеустремленность:

. переход от общей темы проекта к целям и задачам конкретного проекта;

. формулирование целей в ситуации как "образа конечного результата деятельности";

Таблица 2

Оценка компетенций

Этап Содержание этапа Оцениваемые компетенции

Модуль 1 Анализ ситуации Целеопределение (Ca) Системное мышление (См) Самоорганизация Рефлексия

Модуль 2 Структурирование проблем Системное мышление (См) Проблемная коммуникация (Пк)

Модуль 3 Создание модели проекта Проблемная коммуникация (Пк) Сис темное мышление (См)

Модуль 4 Ра зработка орг. проекта Системное мышление Организационное проектирование (Оп)

Модуль 5 Подготовка проекта к защи те и последующей реализации Организационное проектирование (Оп)

Таблица 3

Оценка компетенций модераторами групп Примечание: Са - самоопределение (целеполагание) См - системное мышление Пк - проблемная коммуникация Оп - организационное проектирование

ФИО Должность I ¡родемонстрирован и ме комп етенци и

Иванов В.А. Глава города Ca

Петров И.М. Представитель региона См, Ca

Сидоров П.Е. г I ред г I ри н и м ател ь См? Ca

Семенов В.В. Директор градоо бра зу юще го предприятия присутствовал в качестве наблюдателя и активного слушателя, заме тных вкладов в групповую работу не сделал

Федорова ЕЛ. Директор предприятия не присутствовала на модуле

Таблица 4

Индивидуальная оценка участников команды модераторами групп

Участник 1 ipOCKTEKHE команды (Фамилия инициалы) Наименование города, области

Вы сказы вает СВОЮ ПОЗИЦИЮ в групповом обсуждении Активно обосновывае т свою точку зрения коллегам и транслирует свои идеи другим Корректирует свою позицию с учетом аргументов других участников Целенапра вленно управляет дискуссией с целью всесторонн его обсуждени я проблемы Активно участвует в командной работе Целенапра вленно формирует рабочую атмосферу в команде, поддержив ает других участников

И ил! юн В.А.

Петров И.М.

Сидоров П.Е.

Семенов В. В.

Федорова H.A.

. фиксация и публикация собственных целей, увязывание с целями других позиций;

. корректировка целей в связи с возникающими трудностями и выявлением проблемы.

4. Проработка проблем в коллективной коммуникации (проблемная коммуникация):

. понимание и фиксация различных точек зрения и позиций в коммуникации;

. схематическое оформление различий в суждениях;

. сопоставление противоречий и трудностей в коммуникации с масштабом проекта;

. критический анализ «на равных» собственных и «чужих» суждений.

5. Организационное проектирование: . анализ ресурсов проекта; . построение графика проекта; . конструирование организационных машин как набора функций проекта;

. актуальная со-организация участников.

Предлагаемая модель позволяет на каждом из отдельных этапов (модулей) оценивать отдельные компетенции в ходе (табл.2 и табл.3).

Также модератор оценивает каждого участника команды по следующим показателям (табл.4), каждый из которых показывает активность участника в рамках командной работы (по шкале от 1 - минимальные проявления, до 3 - максимальная выраженность указанных инди-

каторов). Могут также быть представлены отдельные комментарии.

По завершению 5-го модуля проводилась итоговая защита с представлением доклада, презентации, аннотации и аналитической записки (о чем указывалось выше). Необходимо отметить, что комплексная оценка экспертной комиссии на итоговой защите проектов, представленных командами, определялась как средневзвешенная величина от средних величин индивидуальных оценок экспертов, включающей следующие показатели:

1. Наличие проектной цели (анализ ситуации, амбициозность идеи, влияние на развитие города.)

2. Умение презентовать проект (идею).

3. Наличие проектного решения.

4. Уровень проработки проекта.

На основании полученных оценок определялся рейтинг среди команд, прошедших обучение. Проекты, одобренные Минэкономразвития России, Внешэкономбанком, НКО «Фонд развития моногородов» получили статус ТОСЭР.

В заключение отметим, что показатели и результаты Программы обучения, предусматривали:

- формирование новых возможностей и ниш для бизнеса в моногородах;

- обеспечение координации мер поддержки, в том числе по приоритетным проектам в области здравоохранения, образования, повышения качества и безопасности дорог, ЖКХ и городской среды, развития ИМП, развития промышленности;

- формирование управленческих компетенций и их развитие, а также регулярную оценку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем самым это, а также внедрение лучших практик проектного управления в процесс обучения команд, способство-

вало разработке ими качественных проектов развития, отвечающих, заявленным ключевых показателям по привлечению инвестиций, открытию новых рабочих мест и благоустройству моногородов.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

2. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. - М.: 2005. - 265 с.

3. Киреев А., Аитов С. Региональный аспект стратегии развития моногородов Научно-практический журнал - 2012.-№1. - С.72-77.

4. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Е.Г.Анимица, В.С.Бочко, Э.В.Пешина и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2010. - 81 с.

5. Лыткин А. Инновационное развитие моногородов // Экономика и управление / Научно-практический журнал -2012.- №1. - С.88-91.

6. Нормативные документы и материалы ВШГУ РАНХиГС.

7. Образовательная программа «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов».

8. Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».

9. Управление изменениями: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Т.Ю.Ивановой. - М.: КНРУС, 2014. -2014. - 352.

10. Управленческое консультирование. В 2-х томах. (пер с англ. Под ред. Кубра). Т.1 и Т.2 - 1992. Т.1 - 319с., Т.2 - 348с.

Organization and evaluation of project teams, project managers development of single-industry towns Mursagalina G.M.

Bashkir state University

The order of the organization of project work within carrying out the program of vocational training for training of teams, project managers of development of monotowns is presented in article. The presented material includes: work on definitions of subjects of projects; assessment of knowledge and materials presented by experts during the training program; high-quality ensuring registration of results of work of design teams. The organization of project work with the detailed description of modules is directly shown. Special attention is paid to questions functional (role) the organization in team and also assessment of competences and personal participation of each participant of team in project work. Besides, forms and ways of assessment of key competences of project work are presented: tseleopredeleniye, system thinking, problem communication, organizational design. Requirements to total materials by results of work of design groups are also in detail submitted: summary, presentation, analytical note (description of the project). Keywords: project work, project management, module, program, moderator, speakers, experts, assessment.

References

1. Decree of the Government of the Russian

Federation of October 15, 2016 No. 1050 «On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation».

2. Kapustin P.A. Management consulting for

managers. - Moscow: 2005. - 265 p.

3. Kireev A., Aitov S. Regional aspect of the strategy

of single-industry development. Scientific and practical journal - 2012.- №1. - P.72-77.

4. Conceptual approaches to the development of a

strategy for the development of a mono-profile city / EG Animitsa, VS.Bochko, E.V.Peshina, etc. - Ekaterinburg: Ural State University of Economics, 2010. - 81 p.

5. Lytkin A. Innovative development of single-

industry towns // Economics and management / Scientific and practical journal - 2012.-? 1. -P.88-91.

6. Normative documents and materials of the

VShGU RANHiGS.

7. Educational program «Training of teams managing

projects for the development of single-industry towns».

8. Passport of the priority program «Integrated

development of single-industry towns».

9. Change Management: a tutorial / team of

authors; Ed. T.Yu. Ivanova. - Moscow: KNRUS, 2014. - 2014. - 352.

10. Management consulting. In 2 volumes. (a translation from English, edited by Kubra). T.1 and T.2 - 1992. T.1 - 319p., T.2 - 348p.

О À

es

S

i?

го е

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.