УДК 343.972
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ
В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
БАЙДАУЛЕТОВ РУСЛАН МУРАТБЕКОВИЧ
магистрант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, Республика Казахстан, г. Астана
Аннотация. В статье обсуждаются способы совершения хищений бюджетных средств в сфере дорожного строительства. Отмечается, что мошенничество в этой отрасли можно классифицировать на четыре основных типа: завышение затрат в проектной документации; нарушение технологических процессов; несоответствие проведённых работ требованиям документации; незаконное списание материалов и оборудования. Независимо от метода, использованного для совершения хищений бюджетных средств, преступления такого рода характеризуются различными действиями, нацеленными как на планирование, так и на скрытие преступления.
Автор отмечает, что часто возникают проблемы с качественным раскрытием и расследованием преступлений в дорожном строительстве. Не всегда удаётся полностью выявить ход событий и привлечь виновных к ответственности. Причиной этому служат различные факторы. С одной стороны, для успешного ведения уголовных дел необходимы специализированные знания в области законодательства и нормативных актов, регулирующих строительную деятельность. С другой стороны, в процессе заключения договоров на строительство присутствуют корпоративные практики и элементы коррупции, а также активное противодействие со стороны определённых структур следствия.
Ключевые слова: дорожное строительство, хищение бюджетных средств, раскрытие и расследование преступлений в дорожном строительстве
Аннотация. Мацалада жол цурылысы саласында бюджет царажатын урлау тэсыдерг талцыланады. Бул саладагы алаяцтыцты терт нег1зг1 турге жжтеуге болатындыгы атап етшдг. жобалыц цужаттамадагы шыгындарды асыра багалау; технологиялыц процестердг бузу; жург1зшген жумыстардыц цужаттама талаптарына сэйкес келмеу1; материалдар мен жабдыцтарды зацсыз есептен шыгару. Бюджет царажатын урлау уш1н цолданылатын эд1ске царамастан, мундай цылмыстар цылмысты жоспарлауга да, жасыруга да багытталган эртурл1 эрекеттермен сипатталады.
Автор жол цурылысындагы цылмыстарды сапалы ашу мен тергеуде жиг проблемалар туындайтынын атап еттг. Оцигалардыц барысын толыгымен аныцтау жэне ктэлтерд1 жауапца тарту эрдайым мумтн емес. Муныц себеб1-эртурл1 факторлар. Б1р жагынан, цылмыстыц гстердг ойдагыдай журггзу ушгн цурылыс цызметгн реттейтт зацнамалар мен нормативтж акттер саласында мамандандырылган Бглгм цажет. Ектш1 жагынан, цурылыс шарттарын жасасу процестде корпоративтт тэж1рибелер мен сыбайлас жемцорлыц элементтер1, сондай-ац белгш б1р тергеу цурылымдары тарапынан белсенд1 царсылыц бар.
ТYйiндi свздер: жол цурылысы, бюджет царажатын урлау, жол цурылысындагы цылмыстарды ашу жэне тергеу
Annotation. The article discusses ways of committing embezzlement of budgetfunds in the field of road construction. It is noted that fraud in this industry can be classified into four main types: overstatement of costs in project documentation; violation of technological processes; noncompliance of the work performed with documentation requirements; illegal write-off of materials
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
and equipment. Regardless of the method used to commit embezzlement of budgetary funds, crimes of this kind are characterized by various actions aimed at both planning and concealing the crime.
The author notes that problems often arise with the qualitative disclosure and investigation of crimes in road construction. It is not always possible to fully identify the course of events and bring the perpetrators to justice. The reason for this is various factors. On the one hand, the successful conduct of criminal cases requires specialized knowledge in the field of legislation and regulations governing construction activities. On the other hand, in the process of concluding construction contracts, there are corporate practices and elements of corruption, as well as active opposition from certain investigative structures.
Keywords: road construction, embezzlement of budget funds, disclosure and investigation of crimes in road construction
Введение. В послании Главы государства К. К. Токаева народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» от 1 сентября 2022 года отмечается, что «отдельное внимание нужно уделить качеству строительства автомобильных дорог, в том числе местного значения. Несмотря на огромные бюджетные вливания, эта проблема не сходит с повестки дня. Ранее Глава государства поручал к 2025 году довести долю местных дорог, находящихся в хорошем состоянии, до 95%. Правительству нужно взять данный вопрос под прямой контроль. Необходимы конкретные результаты в работе по выявлению нарушений при строительстве дорог».
К сожалению, несмотря на значительные вложения в дорожную инфраструктуру, Республика Казахстан сталкивается с серьёзными проблемами в этой области. Высокие финансовые затраты в размере 4 трлн. тенге не принесли ожидаемых результатов, судя по международным рейтингам и качеству дорог.
Мало того, что Республика Казахстан занимает 93 место из 141, так ещё и выявленные нарушения в процессе строительных работ указывают на проблемы с контролем качества и соблюдением стандартов. Это может говорить о недостаточной ответственности подрядчиков, неэффективном контроле со стороны государственных органов, а также возможных коррупционных схемах.
Для решения этой проблемы необходимо:
1. Ужесточить контроль за качеством работ и соблюдением норм.
2. Применять современные технологии и методы в строительстве.
3. Оптимизировать процессы тендеров, чтобы привлечь более надёжных подрядчиков.
4. Повысить прозрачность финансирования и расходования средств на дорожные проекты.
5. Более активно вовлекать общественность и экспертов для мониторинга состояния дорог и качества выполненных работ.
Эти шаги могут помочь улучшить ситуацию с дорожной инфраструктурой в Казахстане и повысить его позиции в международных рейтингах.
Основная часть. Анализ научных источников казахстанских авторов по исследуемой проблематике показал, что отдельные вопросы противодействия преступным посягательствам на бюджетные средства неоднократно выступали предметом исследований. Здесь необходимо отметить таких авторов, как Каражанов М. Д., Каражанова Ж. К., Жампеисов Д. А. [1], Уканова К. Ш. [2], Балуева Е В. [3], Шарпекова Р.К., Саттар М.Р. [4].
Признавая несомненную научную ценность указанных работ, необходимо отметить, что в них не исследованы ключевые вопросы обозначенной темы, в том числе новеллы казахстанского уголовного законодательства и современная правоприменительная практика по противодействию хищениям бюджетных средств. Это свидетельствует о необходимости проведения углублённого и расширенного исследования отмеченной проблемы.
Хищение бюджетных средств, особенно в сфере строительства автомобильных дорог, представляет собой серьёзную проблему для экономического и социального развития страны.
Хищения бюджетных средств в сфере строительства дорог включают в себя различные формы коррупционных действий, которые могут проявляться в виде завышения сметной стоимости работ, откатов, подделки документов или использования некачественных материалов. В результате таких действий государственные средства, выделенные на строительство и ремонт дорог, расходуются неэффективно, что приводит к снижению качества инфраструктуры и увеличению затрат.
На наш взгляд, основными причинами возникновения данного явления, являются:
1. Недостаток контроля и прозрачности. Часто в процессе реализации строительных проектов отсутствует достаточный уровень контроля со стороны государственных органов и независимых экспертов. Это создаёт условия для коррупции.
2. Сложность законодательных норм. Множество нормативных документов, регулирующих строительство, могут быть неясными или противоречивыми.
3. Отсутствие ответственности. Низкий уровень ответственности за совершенные коррупционные нарушения могут способствовать распространению практики хищений.
4. Экономические факторы. Ограниченные финансовые ресурсы и высокая конкуренция за государственные контракты могут побуждать компании выискивать способы незаконного обогащения.
Существуют следующие формы проявления хищений:
1.Завышение сметной стоимости работ. Подрядчики могут завышать расценки на работы или использовать подмену материалов, чтобы получить большую прибыль.
2.Откаты и взятки. Взаимовыгодные соглашения между подрядчиками и должностными лицами, включающие передачу денежных средств в качестве взяток за получение контрактов или создание условий для успешной реализации проекта.
3.Фиктивные компании и схемы. Создание «компаний-призраков», которые выигрывают тендеры, но не способных качественно выполнить работы.
4.Некачественное выполнение работ. Использование старых технологий и не качественных материалов, что со временем приводит к разрушению объектов инфраструктуры и необходимости дополнительных затрат на их восстановление.
Среди основных нарушений, совершаемых при освоении и использовании бюджетных средств в сфере строительства, реконструкции и ремонта дорожного покрытия, стоит выделить: производство работ с нарушением технологий строительства и технических норм; подмена качественных материалов более дешёвыми; использование неполного объёма материалов, требуемых для качественного строительства или ремонта; завышение фактической стоимости выполнения отдельных видов работ; фактическое невыполнение работ; привлечение к выполнению работ субподрядных организаций. Большинство из вышеперечисленных преступлений носят глубоко латентный характер. В большинстве случаев организациям удаётся замаскировать хищение денежных средств под видом ведения нормальной ФХД.
Действительно, проблема хищения бюджетных средств в дорожном строительстве является системной и требует комплексного подхода для её решения. Необходимость глубокого анализа этого вопроса обусловлена не только экономическими последствиями, но и социальной значимостью объектов инфраструктуры, которые зависимы от своевременного и качественного их возведения.
Процесс хищения бюджетных средств в этой сфере часто включает в себя несколько этапов и участников. Это может быть как неэффективное управление проектами, так и коррупционные схемы, связанные с участниками тендеров и подрядными организациями. Заблуждения могут начинаться уже на этапе планирования, когда завышаются сметы или не учитываются реальные потребности региона. В дальнейшем, на этапе выполнения работ,
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
могут возникать ситуации недобросовестного исполнения обязательств, использования некачественных материалов или завышения объёмов выполненных работ.
Все эти факторы не только ухудшают качество дорог, но и увеличивают финансовые потери государства. А общество, в свою очередь, страдает от такой неэффективности: ухудшается безопасность дорожного движения, увеличивается время в пути, растёт степень износа транспортных средств.
Для борьбы с подобными преступлениями необходимы комплексные меры, включая:
1. Ужесточение контроля. Установление строгих и эффективных механизмов мониторинга за расходами и проведением работ. Это может включать в себя обязательное использование систем электронного документооборота и цифровых технологий.
2. Прозрачность тендеров. Повышение открытости тендерных процедур, что позволит минимизировать коррупционные риски и повысить конкурентоспособность.
3. Правовая грамотность. Обучение и повышение квалификации кадров, работающих в данной сфере, для обеспечения более ответственного подхода и осознания серьёзности последствий нарушений.
4. Системные реформы. Проведение реформ в области государственного управления, направленных на улучшение эффективности расходования бюджета, с учётом лучших международных практик.
5. Социальный контроль. Вовлечение общественности в процесс контроля за выполнением дорожных работ и расходованием бюджетных средств.
Только комплексный подход позволит минимизировать хищения бюджетных средств в сфере дорожного строительства и гарантировать целевое использование ресурсов для развития инфраструктуры страны.
Хазиев Г. А. отмечает: «Преступления в сфере дорожного строительства отличаются разнообразием и изощрённостью способов их совершения. Наиболее часто хищения в сфере дорожного строительства совершаются путём: хищения строительных материалов; хищения денежных средств путём завышения стоимости строительных материалов, техники и др.; хищения денежных средств путём завышения физических объёмов работ и т. д.» [5]
Способы осуществления преступных деяний в сфере дорожного строительства в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут изменяться. Их отличает не только сам процесс реализации преступных действий, но и совершаемые подготовительные действия, а также действия по сокрытию следов преступления.
«Приготовление к совершению хищений в сфере дорожного строительства включает в себя: приискание соучастников; определение предмета и способа хищения; приискание или изготовление обеспечивающих совершение хищения документов, в том числе их фальсификацию; участие в электронных аукционах с нарушением принципа конкуренции; создание фирм-однодневок; установление контакта с руководителями организаций -заказчиков, подрядчиков, субподрядчиков; установление контакта с сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов и т.д.» [5].
Семак В.Г. правильно указывает на то, что «достаточно разнообразны способы непосредственного совершения хищения в сфере дорожного строительства» [6].
1. Составление ПСД с завышением объёма работ - это серьёзное нарушение, которое может иметь негативные последствия как для подрядчиков, таки для заказчиков. В соответствии с действующим законодательством проектная документация действительно должна обеспечивать точное представление объёмов работ, необходимых для реализации строительного проекта [6].
Основные аспекты:
Определение объёмов работ: согласно законодательству, проектная документация должна обеспечивать чёткое определение объёмов работ. Завышение объёмов может привести к избыточным расходам, а также нарушению принципа прозрачности расходов.
Ответственность за составление документации: заказчик и проектировщик несут ответственность за достоверность и полноту проектной документации. Завышение объёма работ может рассматриваться как мошенничество.
Проверка и контроль: важно осуществлять проверку проектно-сметной документации контрольными органами. Это помогает выявить несоответствия и предотвратить завышение объёмов работ.
В свою очередь завышение объёма имеют следующие последствия:
- финансовые потери для заказчика;
- правовые последствия для застройщика (штрафы, гражданская ответственность);
- ухудшение репутации компании;
- альтернативные подходы: для минимизации рисков, связанных с завышением объёмов работ, можно использовать технологии и подходы, такие как: моделирование информации о здании (BIM); применение стандартов и норм, которые помогают контролировать объёмы работ и устранять субъективные оценки.
Таким образом, составление ПСД должно основываться на действующих нормативных документах. Завышение объёмов недопустимо и может повлечь за собой серьёзные правовые, финансовые и репутационные последствия.
2. Производство строительных работ с нарушением технологического процесса. Автомобильные дороги строятся в соответствии с техническими требованиями, указываемыми в строительной документации [6].
Автомобильная дорога состоит из нескольких технологических слоёв. Укладка каждого слоя регламентируется требованиями ГОСТов, СНИПов и т.д. Отступление от предусмотренных норм влечёт нарушение технологии строительства. При указанном способе может происходить замена видов работ. К примеру, должна быть произведена укладка одного слоя с уплотнением техникой, а затем укладка следующего с дальнейшим уплотнением. Хищение может быть произведено путём смешивания материалов, предназначенных для укладки двух разных слоёв, и их совместного уплотнения. В ходе реализации такой схемы происходит экономия времени и затраченных ресурсов.
3. Производство строительных работ с нарушением требований проектно-сметной документации [6].
3.1. Невыполнение работ, предусмотренных ПСД. В данном случае требуемые работы не производятся, в результате чего образуются излишки, которые в дальнейшем похищаются. К примеру, в ходе строительства автомобильной дороги на определённых этапах требуется полив водой отдельных слоёв для обеспечения необходимого уровня плотности. Указанные работы включены в смету, соответственно, их невыполнение позволит сэкономить денежные средства, но в дальнейшем качество конструкции ухудшится. Аналогичной может быть ситуация с битумом (битумной эмульсией), который обеспечивает связь между щебёночным и последующими слоями. При рассматриваемом способе хищения в сфере дорожного строительства происходит подписание актов выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ (КС-3) без фактического их выполнения.
3.2. Выполнение работ, предусмотренных ПСД, в меньшем объёме. Это может быть выражено в уменьшении толщины слоя дорожного полотна, сокращении площади покрытия и т.п. При рассматриваемом способе хищения в сфере дорожного строительства происходит подписание отчётных документов (КС-2, КС-3), в которые заведомо вносятся ложные сведения о завышенном объёме работ.
3.3. Производство строительных работ с использованием материалов, не соответствующих проектной документации, с более низкими эксплуатационными характеристиками (физико-механическими свойствами). Данный способ является достаточно распространенным. Хищения в рассматриваемой ситуации осуществляются путём подмены материалов, предусмотренных ПСД, на более дешёвые и (или) менее
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
качественные. Таким образом, строительство ведётся с использованием низкокачественных материалов, что негативным образом сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог и существенно снижает срок эксплуатации дорожного покрытия. В сам акт выполненных работ вносятся ложные сведения о якобы произведённых работах и использовании материалов, соответствующих ПСД, т.е. происходит завышение размера оплаты фактически выполненных работ. Разница, получаемая в процессе экономии материалов, в дальнейшем похищается преступниками.
4. Необоснованное списание материалов и техники. Существует несколько возможных вариантов совершения хищения указанным способом [6]:
4.1. Растрата материалов и оборудования. Подобное действие фактически означает хищение оборудования и материалов, которые все ещё имеют рабочие характеристики, но по «вымышленным» причинам списываются подрядчиком. Например, материалы могут быть списаны под предлогом наличия у них дефекта, изменения свойств из -за различных условий (дождь, морозы и прочее), порчи и т.д.
4.2. Списание материалов при фактической экономии. В таком случае происходит скрытие неиспользованных материалов от учёта.
4.3. Списание сверх установленных стандартов. Например, проектной документацией установлено, что для строительства дорожного основания понадобится 5 тонн грунта. Но исполнительная документация подтверждает использование 5,3 тонн грунта.
4.4. Списание новых материалов и оборудования при использовании уже имеющихся. При получении нового оборудования используется старое, подлежащее списанию. Новое оборудование фактически выдаётся за старое, формально списывается и передаётся третьим лицам за определённое вознаграждение.
4.5. Использование оборудования в целях, не предусмотренных проектной документацией. Например, в документации указано, что для строительства используется определённое количество оборудования, но на деле часть оборудования используется для других целей, а другая часть сдаётся в аренду. В такой ситуации подрядчики получают дополнительную прибыль за счёт недостаточного использования оборудования, которая впоследствии изымается.
Необходимо отметить, что хищения при строительстве автомобильных дорог могут происходить различными способами, не ограничиваясь только перечисленными выше. Часто преступные деяния совершаются путём сочетания нескольких методов, что приводит к значительному увеличению размера ущерба.
Один из аспектов таких хищений в сфере дорожного строительства - это сокрытие следов преступления. Методы сокрытия следов могут быть разнообразными и зависеть от использованного способа кражи.
Наиболее распространёнными способами сокрытия следов при хищениях в области дорожного строительства являются следующие:
- трансферт денежных средств на фиктивные банковские счета;
- уничтожение или скрытие документов, содержащих улики преступной деятельности;
- изготовление и использование поддельных документов для обмана следствия;
- ликвидация или реструктуризация компаний, основанных для совершения преступлений;
- осуществление действий по банкротству контрагентов и субподрядных организаций.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
1. Способы совершения хищений в сфере дорожного строительства являются важной частью криминалистической характеристики этого вида преступлений. Знание типичных методов необходимо для разработки соответствующих рекомендаций по расследованию таких преступлений.
2. Хищения в области дорожного строительства можно разделить на четыре основные категории: завышение стоимости работ в проектно-сметной документации; нарушение
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
технологических процессов при строительстве; несоответствие выполненных работ требованиям документации; неоправданное списание материалов и оборудования.
3. Независимо от выбранного метода хищения, специфика таких преступлений включает разнообразные действия, направленные как на планирование преступления, так и на скрытие его совершения.
Следует также отметить, что зачастую возникают препятствия при качественном и результативном раскрытии и расследовании преступлений, связанных с дорожным строительством. Не всегда удаётся установить точную картину событий и привлечь виновных к ответственности. Этому мешают различные факторы. С одной стороны, для оперативного сопровождения уголовных дел необходимы специализированные знания в области законодательства и нормативных документов, регулирующих отношения в сфере строительства. С другой стороны, присутствует корпоративная практика и коррупционные элементы при заключении контрактов на строительные работы, а также активное противодействие со стороны некоторых структур следствия.
Выводы. Для борьбы с хищениями бюджетных средств в строительстве необходимо внедрять механизмы повышения прозрачности государственных закупок, улучшения контроля и ответственности, а также проводить регулярные проверки и аудиты. Только комплексный подход к решению этой проблемы может привести к реальному улучшению ситуации в сфере строительства и развитию транспортной инфраструктуры.
Среди основных нарушений, совершаемых при распределении бюджетных средств в сфере строительства, реконструкции и ремонта дорожного покрытия, стоит выделить:
1. Мошенничество с тендерами: участие в тендерах со стороны компаний, которые связаны с заказчиками, а также манипуляции с условиями тендеров в пользу определённых участников.
2. Завышение сметной стоимости: умышленное завышение стоимости строительных работ и материалов, что приводит к нецелевому использованию бюджетных средств.
3. Ненадлежащее выполнение контрактных обязательств: выполнение работ с нарушением технологий, использованием низкокачественных материалов и в срок, не соответствующий условиям контракта.
4. Отсутствие адекватного контроля за выполнением работ: недостаточность аудиторов и инспекторов, что приводит к невозможности своевременно выявлять нарушения.
5. Нерегулярные и необъективные проверки: проведение проверок и аудитов без необходимой глубины и объективности, что может скрыть фактические нарушения.
6. Лоббирование интересов отдельных компаний: влияние на распределение бюджетных средств через коррупционные схемы или взаимовыгодные соглашения.
7. Неэффективное использование подрядчиков: заключение контрактов с недостаточно квалифицированными подрядчиками, что приводит к низкому качеству работ и несоответствиям стандартам.
8. Недостаточная прозрачность в использовании бюджетных средств: Отсутствие открытых данных по расходам и выполненным работам, что затрудняет мониторинг со стороны общественности.
Для решения этих проблем и повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо внедрять и развивать электронные закупки, проводить независимые проверки, а также обучать сотрудников, занимающихся контролем за использованием бюджетных средств. Подобные меры помогут снизить уровень хищений и повысить доверие к системе государственных закупок и строительству в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Каражанов М. Д., Каражанова Ж. К., Жампеисов Д. А. Меры противодействия коррупционной преступности в квазигосударственном и частном секторах Республики Казахстан // Всероссийский криминологический журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-protivodeystviya-korruptsionnoy-prestupnosti-v-kvazigosudarstvennom-i-chastnom-sektorah-respubliki-kazahstan (дата обращения 20.10.2024)
2. Уканов К. Ш. Предупреждение хищений в Республике Казахстан (Уголовно-правовые и криминологические аспекты) : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 : Москва, 2003 391 с. РГБ ОД, 71:04-12/51 http://www.dslib.net/kriminal-pravo/preduprezhdenie-hiwenij-v-respublike-kazahstan.html (дата обращения 20.10.2024)
3. Балуева Е.В. Уголовно-правовые меры противодействия хищениям бюджетных средств. http://synergy-journal.ru/archive/article7540 (дата обращения 20.10.2024)
4. Sarpekov Р. К., & Rakhmetov С. М. (2021). УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК. Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан», 2(65). https://doi.org/10.52026/2788-5291 2021 65 2 86 (дата обращения 20.10.2024)
5. Хазиев, Г. А. Отдельные вопросы борьбы с преступлениями в сфере дорожного строительства / Г. А. Хазиев // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты: сборник тезисов выступлений участников международной научно-теоретической конференции, Санкт-Петербург, 13 декабря 2018 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 561-565. - EDN APWNUN. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46238131 (дата обращения 20.10.2024)
6. Семак В. Г. Способы совершения хищений в сфере дорожного строительства // Вестник КРУ МВД России. 2024. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-soversheniya-hischeniy-v-sfere-dorozhnogo-stroitelstva (дата обращения 20.10.2024)
7. Жидкова Е.В. Способ хищения в сфере строительства дорог как основной элемент в структуре криминалистической характеристики преступления // Государственная служба и кадры. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposob-hischeniya-v-sfere-stroitelstva-dorog-kak-osnovnoy-element-v-strukture-kriminalisticheskoy-harakteristiki-prestupleniya (дата обращения 20.10.2024)