Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габоев Николай Викторович

Введение. Отражено экономическое состояние дорожно-хозяйственного комплекса, в том числе объемы финансирования отрасли, а также дана оценка криминализации этого направления экономики с аргументацией причин высокой латентности противоправных механизмов, действующих в указанной сфере. Методы и результаты. Рассматриваются и изучаются возможности использования бухгалтерского учета, первичных и учетно-отчетных документов, а также технической документации в поисковой деятельности, направленной на выявление экономических преступлений в дорожном хозяйстве, в том числе при строительстве и реконструкции автодорог общего пользования. Исследуется специфика механизма следообразования. В ходе анализа судебной практики в отношении должностных лиц органов управления дорожной отраслью и руководителей дорожных компаний выделены современные и наиболее распространенные способы совершения экономических преступлений. Выводы. Теоретическое обоснование практической значимости и эффективности использования документальных и виртуальных информационных источников первичного и бухгалтерского учета дорожно-строительных предприятий в процессе поисковой деятельности оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габоев Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME POSSIBILITIES OF USING ACCOUNTING IN ORDER TO DETECT CRIMES COMMITTED DURING THE CONSTRUCTION AND RECONSTRUCTION OF PUBLIC HIGHWAYS

Introduction. The economic state of the road-economic complex, including the volume of financing of the industry, is reflected, as well as an assessment of the criminalization of this direction of the economy is given, with argumentation of the reasons for the high latency of illegal mechanisms operating in this area. Methods and Results. The possibilities of using accounting, primary and accounting and reporting documents, as well as technical documentation in search activities aimed at identifying economic crimes in the road sector, including during the construction and reconstruction of public roads, are considered and studied. The specificity of the mechanism of trace formation is investigated. In the course of the analysis of judicial practice in relation to officials of the road industry authorities and heads of road companies, the modern and most common methods of committing economic crimes were highlighted. Conclusions. The study are the theoretical substantiation of the practical significance and effectiveness of the use of documentary and virtual information sources of primary and accounting of road construction enterprises in the process of search activities of operational units of economic security and anti-corruption.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ»

УДК 343.98 Н. В. Габоев

УМВД России по г. Липецку

Некоторые возможности использования бухгалтерского учета в целях выявления преступлений, совершаемых при строительстве и реконструкции автодорог общего пользования

АННОТАЦИЯ. Введение. Отражено экономическое состояние дорожно-хозяйственного комплекса, в том числе объемы финансирования отрасли, а также дана оценка криминализации этого направления экономики с аргументацией причин высокой латентности противоправных механизмов, действующих в указанной сфере.

Методы и результаты. Рассматриваются и изучаются возможности использования бухгалтерского учета, первичных и учетно-отчетных документов, а также технической документации в поисковой деятельности, направленной на выявление экономических преступлений в дорожном хозяйстве, в том числе при строительстве и реконструкции автодорог общего пользования. Исследуется специфика механизма следообразования. В ходе анализа судебной практики в отношении должностных лиц органов управления дорожной отраслью и руководителей дорожных компаний выделены современные и наиболее распространенные способы совершения экономических преступлений.

Выводы. Теоретическое обоснование практической значимости и эффективности использования документальных и виртуальных информационных источников первичного и бухгалтерского учета дорожно-строительных предприятий в процессе поисковой деятельности оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преступные механизмы в дорожном хозяйстве, поисковая деятельность в дорожном хозяйстве, выявление экономических преступлений при строительстве дорог, использование бухгалтерского учета в поисковой деятельности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Габоев Н. В. Некоторые возможности использования бухгалтерского учета в целях выявления преступлений, совершаемых при строительстве и реконструкции автодорог общего пользования // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53). С. 96-102.

N. V. Gaboev

Ministry of Internal Affairs of Russia in Lipetsk

Some possibilities of using accounting in order to detect crimes committed during the construction and reconstruction of public highways

ABSTRACT. Introduction. The economic state of the road-economic complex, including the volume of financing of the industry, is reflected, as well as an assessment of the criminalization of this direction of the economy is given, with argumentation of the reasons for the high latency of illegal mechanisms operating in this area.

Methods and Results. The possibilities of using accounting, primary and accounting and reporting documents, as well as technical documentation in search activities aimed at identifying economic crimes in the road sector, including during the construction and reconstruction of public roads, are considered and studied. The specificity of the mechanism of trace formation is investigated. In the course of the analysis of judicial practice in relation to officials of the road industry authorities and heads of road companies, the modern and most common methods of committing economic crimes were highlighted.

Conclusions. The study are the theoretical substantiation of the practical significance and effectiveness of the use of documentary and virtual information sources of primary and accounting of road construction enterprises in the process of search activities of operational units of economic security and anti-corruption.

KEYWORDS: criminal mechanisms in the road sector, search activities in the road sector, detection of economic crimes in road construction, the use of accounting in search activities.

FOR CITATION: Gaboev N. V. Some possibilities of using accounting in order to detect crimes committed during the construction and reconstruction of public highways // Scientific portal of the Ministry of the interior. 2021. № 1 (53). P. 96-102 (in Russ.).

Дорожно-хозяйственный комплекс пред- защитные дорожные сооружения, элементы обставляет собой единую систему, включающую устройства автомобильных дорог, а также орга-автомобильные дороги общего пользования, низации, выполняющие работы по проектирова-

нию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию указанных объектов, с целью удовлетворения потребностей в автомобильных перевозках1.

Важнейшим элементом дорожного хозяйства является финансово-экономический процесс, связанный с формированием и расходованием средств, направляемых на развитие дорожной инфраструктуры. Эффективное и полноценное осуществление дорожной деятельности зависит от объемов денежных вливаний, которые ежегодно увеличиваются2. Только на федеральном уровне за последние пять лет израсходовано более 4 трлн рублей на расширение автодорожной сети и поддержание ее эксплуатационного состояния, из них 1,6 трлн рублей - на ремонт и обслуживание дорог, 2,4 трлн - на реконструкцию и строительство. Вместе с тем на региональном уровне объем средств дорожных фондов, вложенных в осуществление дорожной деятельности, имеет сопоставимое значение, которое по средней оценке составило не менее 3,5 трлн рублей.

Колоссальное финансирование дорожного хозяйства представляется «благоприятной средой» для совершения противоправных деяний со стороны должностных лиц органов управления дорожной отраслью и руководителей дорожных компаний.

Криминализация исследуемой сферы деятельности имеет свое отражение в судебной практике по экономическим и налоговым преступлениям в отношении вышеуказанной категории лиц3. Автором замечено, что среди уголовных дел, по которым вынесены обвинительные приговоры, преобладает широкий спектр таких преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ); уклонение от

1 См.: Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» : распоряжение Федерального дорожного агентства от 9 июня 2010 г. № 384-р // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: Сводные годовые отчеты об использовании бюджетных ассигнований за 2015-2019 гг. Ш_ : ИПрву/тШтапв. gov.ru

3 Автором изучено более 60 обвинительных приговоров, вынесенных судами общей юрисдикции первой инстанции в 2015-2019 гг., в отношении должностных лиц органов управления дорожной отраслью и руководителей дорожных компаний.

уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). При этом сумма причиненного ущерба по некоторым делам доходит до 500 млн рублей4, что сравнимо с размером годовых затрат на дорожную деятельность отдельных городов регионального значения.

В то же время, обращаясь к имеющимся статистическим данным5 с учетом анализа полученных материалов из территориальных органов МВД России в рамках обмена положительным опытом, стоит указать, что в 2019 г. из общей массы резонансных экономических преступлений, совершенных в крупном (особо крупном) размере либо причинивших крупный (особо крупный) ущерб, на дорожно-хозяйственную сферу приходится менее 1 %, что в среднем по регионам составляет 1-2 уголовных дела. Распределение является неоднородным в связи с тем, что в некоторых субъектах РФ указанная категория преступлений не выявлялась.

Данные обстоятельства иллюстрируют высокую латентность противоправных механизмов, действующих в дорожной отрасли, для обнаружения которых требуются определенные познания в выявлении и раскрытии такого рода преступных деяний.

Ключевым фактором, влияющим на прозрачность функционирования дорожного хозяйства, является своевременное отражение хозяйственных операций и правильного ведения бухгалтерского учета, который играет огромную роль в деятельности дорожно-строительных организаций.

В соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерский учет является процессом формирования документированной систематизированной информации о доходах, расходах, активах, источниках финансирования предприятий, на основе которых составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность6.

Согласно экономическому словарю бухгалтерский учет представляет собой фиксацию, сбор и накопление сведений об экономических процессах и объектах, которые отражаются в учетных ведомостях7.

4 См.: Уголовное дело № 1-390/2016, рассмотренное Куйбышевским районным судом г. Омска, с вынесением обвинительного приговора по п. «б» ч. 2 ст. 199, ч. 3 ст. 159.4 УК РФ.

5 См.: Состояние преступности в России за январь - декабрь 2019 г. : сб. ФКУ «ГИАЦ МВД России». М., 2020. С. 43. URL : Ь|Прв://мвд.рф

6 См.: О бухгалтерском учете : Федер. закон от 6 дек. 2011 г. № 402-ФЗ : ред. от 26 июля 2019 г. // СПС КонсультантПлюс.

7 См.: Борисов А. Б. Большой экономический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Книжный мир, 2006. С. 769.

Более лаконичное и вместе с тем широкое понятие дано в экономической литературе, где бухгалтерский учет выражен процессом формирования информации о состоянии средств и их эффективном использовании в управлении орга-низации8.

Описанные выше дефиниции показывают, что именно сведения, отражаемые в бухгалтерском учете, являются основным источником информации о финансовой деятельности экономического субъекта. При этом следует отметить, что каждый факт хозяйственной жизни организации подлежит оформлению первичным учетным документом.

Значительное финансирование дорожного хозяйства и его сложная структура породили скрытые преступные механизмы. Такая преступная деятельность, согласно криминалистической науке, имеет свойство отражать свои следы, из которых возможно получить информацию об особенностях и обстоятельствах противоправного факта9. Основываясь на научных постулатах, важно подчеркнуть, что процесс выявления преступлений связан с добыванием и использованием не только значимой доказательственной информации, но и ее носителей10. Вследствие этого необходимо учитывать, что любые уголовно наказуемые отклонения в дорожно-строительном производстве отражаются в первичной бухгалтерской документации.

Зачастую такие следы проявляются не в виде бесспорных фактов преступной деятельности, а лишь как незначительные на первый взгляд нарушения порядка проведения бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что экономические преступления в дорожно-хозяйственной сфере совершаются путем придания легальности хозяйственным операциям посредством использования приемов, затрудняющих выявление преступных событий. Несмотря на это, непосредственно процесс маскировки преступных действий оставляет следы, на поиск которых должны быть направлены усилия подразделений ЭБиПК.

В основе поиска противоправных деяний в дорожном хозяйстве с использованием данных бухгалтерского учета лежит процесс глубокого изучения и анализа оперативным работником ЭБиПК первичных учетных документов, а также компьютерной информации, находящейся

8 См.: Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : учебник. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 4.

9 См.: Яблоков Н. П. Криминалистика : учебник. М., 2009. С. 27.

10 См.: Образцов В. А. Криминалистика : учебник. М., 2002. С. 81.

в электронно-цифровой форме. Обозначенные объекты поисковой деятельности не случайны, поскольку современные технологии, применяемые в том числе при ведении бухгалтерского учета, позволяют фиксировать необходимую информацию и на бумажных, и на электронно-магнитных носителях.

Их отличие выражается в механизме следо-образования, который профессор Р. С. Белкин довольно кратко и содержательно определил как специфическую конкретную форму протекания процесса, конечная фаза которого представляет собой образование следоотображения [1, с. 61].

При этом нельзя не согласиться с мнением Т. Л. Сергеевой о том, что документы являются предметом подлога, удостоверяющего ложные факты и события, имеющие юридическое значение [3, с. 33]. Иными словами, представляются осязаемыми и отражают материальные следы.

В то время как согласно версии В. А. Мещерякова компьютерная информация занимает промежуточную позицию между материальными и идеальными следами [2, с. 94]. Это согласуется с позицией А. Б. Смушкина, который рассматривает компьютерную информацию через призму «виртуальных следов», представляющих собой следы совершения любых действий в информационном пространстве компьютерных и иных цифровых устройств, их систем и сетей [4, с. 43-45].

Для оперативно-розыскной деятельности наиболее существенно то, что данные объекты выступают носителями информации, которая может содержать конкретные признаки, имеющие значение для выявления экономических преступлений.

Признаки документальных и «виртуальных» следов, указывающие на возможное совершение экономических преступлений в дорожном хозяйстве, достаточно разнообразны. К данным признакам целесообразно отнести:

отсутствие первичных учетных документов (журналов учета выполненных работ, общих журналов работ, актов о приемке законченного строительства объекта, журналов учета товарно-материальных ценностей, счетов-фактур и т. д.) вследствие произошедших непредвиденных событий (пожар, затопление, кража и др.), требующих проведения дополнительных проверочных мероприятий;

несоответствие сведений, отраженных в первичных документах, данным бухгалтерского учета, в том числе содержащимся на электронно-магнитных носителях;

наличие материальных подлогов в документах (исправления, замена страниц, дописки, подчистки и т. д.);

искажение первичных данных в электронных документах бухгалтерского учета;

несоответствие реальной объективной обстановки на дорожно-строительных объектах ее документальному отражению;

несоответствие рыночной стоимости используемых материальных ресурсов в дорожном строительстве (щебень, асфальтобетонные смеси, битум и т. д.) ценам, отраженным в учетно-от-четной документации;

несоответствие сметных нормативов (федеральных единичных расценок, территориальных единичных расценок) фактически выполненным видам работ в дорожном строительстве;

нарушения складского учета товарно-материальных ценностей.

Продемонстрированные признаки могут выступать сигналами налоговых преступлений и замаскированных хищений, совершаемых в ходе дорожно-строительного процесса. Разберем несколько устоявшихся преступных механизмов, действующих в дорожном строительстве.

Среди дорожно-строительных предприятий широко распространена схема уклонения от уплаты НДС путем привлечения аффилированных юридических лиц, имеющих признаки фирм-однодневок. Так, фактическое выполнение работ осуществляется с использованием своих сотрудников либо с привлечением дешевой рабочей силы (в основном из стран ближнего зарубежья), однако в документах бухгалтерского учета и налоговой отчетности отражаются фиктивные сведения о выполнении данных работ подконтрольными сторонними организациями, которые формально легитимны (наличие номинального директора и отсутствие в штате работников).

В случае поступления информации о реализации данной преступной схемы наиболее практичным является получение и проведение анализа счета 20 «Основное производство», на котором учитываются все виды материальных и денежных затрат по отдельным дорожным объектам. Особое внимание целесообразно уделить корреспонденции счетов по дебету счета 20 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которые отражают стоимость выполненных субподрядных работ. Изучение указанных счетов необходимо для установления фиктивности соответствующих записей бухгалтерского учета и последующего обнаружения бестоварных счетов-фактур. Важно отметить, что такому анализу должна предшество-

вать фиксация объективных данных, относящихся к дорожно-строительному объекту.

Другие укоренившиеся преступные схемы связаны с замаскированными хищениями путем внесения в акты выполненных работ (форма КС-2), в которых указываются виды выполненных работ и их стоимость11, сведений с завышенными показателями затрат либо увеличенными расценками сметных нормативов в ходе выполнения дорожного строительства.

Процесс строительства, в том числе дорог общего пользования, осуществляется с обязательным соблюдением соответствующих норм12, согласно которым подрядчик в ходе проведения работ обязан руководствоваться технической документацией, определяющей содержание работ, их объем и иные требования к объекту дорожного строительства (качество материалов, сложность конструкции и другие параметры).

Зачастую должностные лица дорожно-строительных предприятий злоупотребляют действующими требованиями с целью незаконного обогащения. Наглядной иллюстрацией служит применение более дешевых строительных материалов (асфальтобетонных смесей, щебня, бордюров и т. д.), не соответствующих техническим заданиям, условиям контрактов (договоров) и ГОСТам. При этом в акты выполненных работ вносятся фиктивные сведения о цене, качестве и характеристиках используемой в дорожном строительстве продукции.

Поисковыми индикаторами выступают акты выполненных работ (формы КС-2), товарные накладные, данные бухгалтерского учета, отраженные на счете 10 «Материалы», которые содержат информацию о наличии и движении сырья, материалов и т. д., а также операции по дебету счета 10 и кредиту счета 60, дебету счета 20 и кредиту счета 10. Указанные бухгалтерские операции отображают сведения о наименовании, количестве и цене приобретенных строительных материалов в сторонних организациях и их списании в производство соответственно.

Кроме того, немаловажными источниками информации являются инвентаризационные документы и исполнительная документация, включающая графические и текстовые сведения, от-

11 См.: Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ : постановление Госкомстата Рос. Федерации от 11 нояб. 1999 г. № 100 // СПС КонсультантПлюс.

12 См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ : ред. от 28 авг. 2020 г. // СПС КонсультантПлюс.

ражающие фактическое исполнение проектных решений, в том числе данные, подтверждающие качество применяемых строительных материалов13.

Наличие несоответствия сведений, отраженных в актах выполненных работ, с вышеназванными источниками в части цен и характеристик используемых материалов является существенным импульсом для дальнейшей фиксации преступных механизмов.

Схожая схема хищения связана с завышением объемов работ путем уменьшения параметров дорожного полотна. В данной ситуации должностные лица дорожно-строительной организации игнорируют технические требования, связанные с физическими характеристиками дорожного покрытия (ширина, длина и толщина асфальтобетонной одежды и ее основания). Тем самым подрядчик умышленно уменьшает фактические затраты на дорожный объект, одновременно указывая в актах выполненных работ (формы КС-2) подложные сведения, не соответствующие объективной картине.

Указанная противоправная деятельность, как и ранее рассмотренные преступные механизмы, оставляет документальные следы, процесс обнаружения которых имеет определенную специфику. Описываемые обстоятельства предполагают первоначальное осуществление контрольных замеров для дальнейшего сопоставления полученных данных с учетными бухгалтерскими документами и технической документацией.

Прежде всего источниками сопоставления выступают акты формы КС-2 и проектно-сметная документация в части проверки общих данных (характеристики дороги (участка), подлежащей ремонту или строительству, в том числе фотоматериалы, сведения, указанные в паспорте дороги, данные состояния диагностики и т. д.) и строительных решений (перечня чертежей, плана дороги и дорожной одежды, объемов работ и т. д.).

Наряду с указанными документами, существенная сличительная информация содержится в журнале производства работ (формы КС-6), отражающем перечень производимых работ и сроки их проведения14, а также исполнительных схемах,

13 См.: Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них : распоряжение Росавтодора от 23 мая 2002 г. № ИС-478-р. // СПС КонсультантПлюс.

14 См.: Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ : постановление Госкомстата России от 11 нояб. 1999 г. № 100 // СПС КонсультантПлюс.

включающих съемки законченных конструктивных элементов, схему устройства асфальтобетонного покрытия, схему фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия и т. д.

Разница между наименованиями работ в актах формы КС-2 и журнале КС-6 может свидетельствовать об искажении их объемов. Соответственно различия в сметной документации, исполнительных схемах и актах выполненных работ, вероятно, указывают на изменения проектных решений и фальсификацию расценок и объемов.

Проиллюстрированные преступные модели являются наиболее укоренившимися. Однако субъекты противоправной деятельности в сфере дорожного хозяйства используют разнообразные механизмы незаконного получения материальных выгод, которые на современном этапе постоянно совершенствуются и усложняются. В рамках данной статьи хотелось бы выделить несколько способов совершения экономических преступлений, которые в настоящее время распространены в органах управления дорожной отраслью и на дорожных предприятиях.

1. Завышение начальной стоимости дорожно-строительных работ путем внесения в проектную документацию ложных сведений о необходимых затратах с последующим составлением фиктивного положительного заключения государственной экспертизы данных проектов с целью придания легитимности преступным действиям. Такая процедура позволяет увеличить начальную цену контракта, что создает условия для формирования «необоснованного финансового резерва», который впоследствии похищается и используется в виде «откатов».

2. Подписание актов о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (формы КС-3) дорожных объектов, не допустимых к эксплуатации. Преступность настоящих действий заключается в том, что должностные лица заказчика по предварительному сговору с подрядчиком в рамках исполнения дорожно-строительных контрактов подписывают вышеуказанные документы без проведения строительно-технической экспертизы либо с использованием заведомо фиктивного заключения, являющихся обязательным условием приемки работ. Умышленное игнорирование требований контракта позволяет подрядчику совершить незаконные действия путем уменьшения необходимого объема асфальта, а также количественных и качественных характеристик дорожного объекта с целью получения материальных выгод субъектами указанной преступной деятельности.

3. Незаконное использование асфальтогра-нулята (асфальтобетонной крошки), получаемого в результате фрезерования дорожного покрытия, путем нарушения порядка его транспортировки, учета, хранения и применения. В данной ситуации должностные лица заказчика и представители подрядчика, имея сговор, в рамках выполнения договорных обязательств по реконструкции существующих дорожных объектов игнорируют этап приемки-передачи асфальтной крошки. Впоследствии неучтенный асфальтогранулят используется подрядчиком в ходе исполнения иных контрактов, заключенных с этим же заказчиком, на выполнение работ по отсыпке дорог. Полученные бюджетные денежные средства распределяются между участниками преступной схемы.

Лапидарно описанные противоправные механизмы показывают важность технического и бухгалтерского документооборота в дорожном хозяйстве, используя который злоумышленники тщательно маскируют свои следы. В связи с этим требуется усиленная поисковая активность оперативных подразделений ЭБиПК.

Необходимо учесть, что сотрудник подразделения ЭБиПК должен использовать специальные познания в бухгалтерском учете или дорожном строительстве для подтверждения информации о реализации вышеописанных преступных схем, однако дальнейший сбор доказательственной базы целесообразно осуществлять с привлечением соответствующих специалистов (экспертов) в области документальных ревизий и строительно-технических исследований.

Следует добавить, что некоторые первичные бухгалтерские документы и техническая документация в дорожном хозяйстве отражаются в информационном пространстве Интернета. Возвращаясь к исследованию «виртуальных следов», целесообразно обратить внимание на функционирование единой информационной системы в сфере закупок, которая имеет широкие возмож-

ности для осуществления поисковой деятельности в дорожно-хозяйственной сфере. Учитывая, что дорожное хозяйство финансируется за счет бюджетных ассигнований и заказчиками подрядных работ в основном выступают государственные и муниципальные учреждения, на дорожно-строительную отрасль распространяются требования контрактной системы. В частности, согласно действующему законодательству15 на указанном интернет-ресурсе размещаются электронные образы (сканированные копии оригинальных документов) контрактов, актов выполненных работ (формы КС-2), проектно-сметной документации и т. д.

Автор разделяет мнение профессора А. С. Халикова, который указывает на своевременную корректировку оперативно-розыскной деятельности с учетом динамичности развития общества и технологий [5, с. 314]. В связи с этим, прежде чем «погружаться» в анализ технических документов и документов бухгалтерского учета дорожной организации, целесообразно направить поисковый процесс на получение виртуальной информации для формирования первоначальной объективной картины на соответствующем объекте дорожного строительства.

Таким образом, получение и глубокий анализ данных бухгалтерского учета, первичных документов, технической документации дорожно-строительных предприятий с использованием как традиционных способов путем направления письменных запросов, так и виртуальной передачи информации являются важными элементами поисковой работы, направленной на выявление экономических преступлений в дорожном хозяйстве.

15 См.: О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ : ред. от 1 сент. 2020 г. // СПС КонсультантПлюс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкин Р. С. Курс криминалистики : в 3 т. Т. 2 : Частные криминалистические теории. - М. : Юристъ, 1997. - 464 с.

2. Мещеряков В. А. Преступления в сфере компьютерной информации: основы теории и практики расследования. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2002. - 408 с.

3. Сергеева Т. Л. Борьба с подлогами документов по советскому уголовному праву. - М. ; Л. : АН СССР, 1949. -148 с.

4. Смушкин А. Б. Виртуальные следы в криминалистике // Законность. 2012. Вып. 8. С. 43-45.

5. Халиков А. С. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти : монография. - М. : РИОР, 2011. - 342 с.

REFERENCES

1. Belkin R. S. Kurs kriminalistiki: v 3 t. T. 2 : Chastnye kriminalisticheskie teorii (Forensic course: in 3 volumes. Vol. 2: Private forensic theories), Moscow: Yurist, 1997, 464 p.

2. Meshheryakov V. A. Prestupleniya v sfere komp'yuternoj informatsii: osnovy teorii i praktiki rassledo-vaniya (Crimes in the field of computer information: the foundations of the theory and practice of investigation), Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2002, 408 p.

3. Sergeeva T. L. Bor'ba s podlogami dokumentov po sovetskomu ugolovnomupravu (Fight against forgery of documents under Soviet criminal law), Moscow; Leningrad: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1949, 148 p.

4. Smushkin A. B. Zakonnost' (Legality), 2012, Issue 8, pp. 43-45.

5. Khalikov A. S. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' po bor'be s korruptsionnymi prestupleniyami, sovershaemymi dolzhnostnymilitsami organov vlasti : monografiya (Operational-search activity to combat corruption crimes committed by officials of government bodies: monograph), Moscow: RIOR, 2011, 342 p.

Рукопись поступила в редакцию 11.01.2021, принята к публикации 15.02.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Николай Викторович Габоев, заместитель начальника ОЭБиПК УМВД России по г. Липецку. (Российская Федерация, 398017, г. Липетск, ул. Талалихина, д. 9) E-mail: uebip4.lipetsk@bk.ru Тел.: +7 (4742) 25-91-71

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Nikolay V. Gaboev, Deputy head of the Department of economic security and anti-corruption Ministry of Internal Affairs of Russia in Lipetsk. (Talalikhina str., 9, Lipetsk, 398017, Russian Federation)

E-mail: uebip4.lipetsk@bk.ru Те!.: +7 (4742) 25-91-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.