Семак Виктория Григорьевна
Способы совершения хищений в сфере дорожного строительства
Обосновываются актуальность совершенствования методики расследования хищений в сфере дорожного строительства, необходимость детального изучения наиболее распространенных способов совершения данных преступлений. Автором выделяются действия, входящие в приготовление к преступлениям рассматриваемой категории, раскрываются способы совершения хищений в сфере дорожного строительства и действия, позволяющие скрыть следы преступления.
Ключевые слова: криминалистика, расследование преступлений, криминалистическая характеристика преступления, хищение, дорожное строительство, приготовление к преступлению, способы совершения преступления, сокрытие следов преступления.
Methods of committing embezzlement in the field of road construction
The article describes the relevance of improving the methodology for investigating embezzlement in the field of road construction, the need for a detailed study of the most common ways of committing these crimes is noted. The author highlights the actions included in the preparation for crimes of the category under consideration, describes the ways of committing embezzlement in the field of road construction and indicates actions to hide the traces of the crime.
Keywords: forensic science, crime investigation, forensic characteristics of a crime, embezzlement, road construction, preparation for a crime, methods of committing a crime, hiding traces of a crime.
В Российской Федерации ведется масштабная работа по расширению дорожной сети, направленная на строительство новых и реконструкцию имеющихся автомобильных дорог.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе торжественного запуска движения по трассе М-12, проведенного 8 сентября 2023 г. в г. Арзамасе Нижегородской области, указал на важность и необходимость дальнейшего развития сферы строительства автомобильных дорог, отметив, что от качества современных дорог зависит не только комфорт граждан, но и укрепление национальной экономики и промышленности [1].
Сфера дорожного строительства сосредоточивает в себе существенные материальные ресурсы, что привлекает внимание криминалитета. Преступления в сфере дорожного строительства отличаются разнообразием и изощренностью способов их совершения. Особое место здесь занимают хищения, выраженные в виде кражи, мошенничества, присвоения и растраты. Анализ судебно-следственной практики показал, что указанные преступления достаточно распространены, а вред, наносимый ими, исчисляется миллионами рублей.
До настоящего времени отсутствует частная методика расследования хищений, соверша-
емых в сфере дорожного строительства, однако потребность в ней уже давно назрела. Первостепенной задачей на пути ее формирования выступает разработка криминалистической характеристики данного вида преступлений. Одним из ключевых структурных элементов криминалистической характеристики является способ совершения общественно опасного деяния.
Изучению способа совершения преступления всегда уделялось особое внимание. Р.С. Белкин указал, что «способ совершения и сокрытия преступления, точнее знание о нем, определяет путь познания истины по делу, т.е. метод раскрытия и расследования» [2, с. 805]. Действительно, трудно переоценить значимость данного структурного элемента, поскольку обладание сведениями о его составляющих позволяет лицам, производящим предварительное расследование, разобраться в сущности совершенного общественно опасного деяния, выдвинуть следственные версии и определить эффективный алгоритм следственных и процессуальных действий.
В криминалистической науке существуют различные подходы к определению содержания способа преступления. Так, А.Н. Колесни-ченко, Г.Г. Зуйков, И.А. Возгрин и некоторые другие авторитетные ученые полагали, что способ преступления включает в себя процесс
71
подготовки к преступлению, непосредственно совершение преступления и действия по сокрытию следов преступления. Полагаем целесообразным рассматривать способ совершения хищений в сфере дорожного строительства как полноструктурный, уделяя внимание всем трем указанным составляющим.
На сегодняшний день существуют различные способы осуществления преступных деяний в сфере дорожного строительства, которые в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут изменяться. Их отличает не только сам процесс реализации преступных действий, но и совершаемые подготовительные действия, а также действия по сокрытию следов преступления.
Приготовление к совершению хищений в сфере дорожного строительства включает в себя: приискание соучастников; определение предмета и способа хищения; приискание или изготовление обеспечивающих совершение хищения документов, в том числе их фальсификацию; участие в электронных аукционах с нарушением принципа конкуренции; создание фирм-однодневок; установление контакта с руководителями организаций - заказчиков, подрядчиков, субподрядчиков; установление контакта с сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов и т.д.
Достаточно разнообразны способы непосредственного совершения хищения в сфере дорожного строительства.
1. Составление проектно-сметной документации с завышением объема работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта». В п. 4 ч. 13 ст. 48 этого же нормативного правового акта указано, что проектная документация должна содержать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» [3].
В локальных сметных расчетах указываются наименования планируемых работ и товаров, единицы измерения, количество, сметная стоимость в текущих ценах и др. Данный способ хи-
щения может быть реализован путем внесения заведомо ложной информации в указанные показатели посредством их завышения, в результате чего образуются так называемые «излишки», которые в дальнейшем будут похищены.
В зависимости от периода можно выделить два варианта реализации данного способа:
1.1. Завышение сметы на этапе планирования строительных работ. Сюда относятся те случаи, когда при планировании строительства составляется проектно-сметная документация, в которую внесены заведомо ложные сведения, фактически увеличившие объем работ и, как следствие, затраты на строительство.
1.2. Завышение сметы в процессе строительства. Возможна ситуация, когда в ходе выполнения строительных работ выясняется, что для реализации намеченного проекта строительства недостаточно имеющихся материалов или техники. В соответствии с ч. 3 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ в случае обнаружения подрядчиком не учтенных в технической документации работ, необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства он обязан сообщить об этом заказчику [4]. В дальнейшем составляется дополнительная смета, которая также проходит государственную экспертизу. Указанная схема может быть использована преступниками для выделения дополнительного финансирования.
Завышения в проектно-сметной документации могут реализовываться посредством:
включения более дорогостоящих материалов и техники;
включения большего объема работ;
включения усложненных условий или увеличения трудоемкости работ.
2. Производство строительных работ с нарушением технологического процесса.
Автомобильные дороги строятся в соответствии с техническими требованиями, указываемыми в строительной документации. В приказе Минстроя России от 9 февраля 2021 г. № 53/ пр «Об утверждении СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"» [5] подробно изложены технические требования, в соответствии с которыми должно производиться строительство автомобильной дороги.
Автомобильная дорога состоит из нескольких технологических слоев. Укладка каждого слоя регламентируется требованиями ГОСТов, СНИПов и т.д. Отступление от предусмотренных норм влечет нарушение технологии строи-
72
тельства. При указанном способе может происходить замена видов работ. К примеру, должна быть произведена укладка одного слоя с уплотнением техникой, а затем укладка следующего с дальнейшим уплотнением. Хищение может быть произведено путем смешивания материалов, предназначенных для укладки двух разных слоев, и их совместного уплотнения. В ходе реализации такой схемы происходит экономия времени и затраченных ресурсов.
3. Производство строительных работ с нарушением требований проектно-сметной документации.
3.1. Невыполнение работ, предусмотренных проектно-сметной документацией. В данном случае требуемые работы не производятся, в результате чего образуются излишки, которые в дальнейшем похищаются. К примеру, в ходе строительства автомобильной дороги на определенных этапах требуется полив водой отдельных слоев для обеспечения необходимого уровня плотности. Указанные работы включены в смету, соответственно, их невыполнение позволит сэкономить денежные средства, но в дальнейшем качество конструкции ухудшится. Аналогичной может быть ситуация с битумом (битумной эмульсией), который обеспечивает связь между щебеночным и последующими слоями.
При рассматриваемом способе хищения в сфере дорожного строительства происходит подписание актов выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ (КС-3) без фактического их выполнения [6].
Так, в ходе исполнения государственного контракта на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильной дороги Махачкала -Красноармейское на участке 0-2,62 км с ценой контракта 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей директор ООО «Вымпел», обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, умышленно не выполнил работы, предусмотренные проектно-сметной документацией, а именно не установил все указанные в документации дорожные знаки, обратив сэкономленные денежные средства в свое пользование. В результате преступных действий подсудимого Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан причинен имущественный вред на сумму 124 541,56 рублей [7].
3.2. Выполнение работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, в меньшем объеме. Это может быть выражено в уменьшении толщины слоя дорожного полотна, сокращении площади покрытия и т.п.
При рассматриваемом способе хищения в сфере дорожного строительства происходит подписание отчетных документов (КС-2, КС-3), в которые заведомо вносятся ложные сведения о завышенном объеме работ.
Так, Щучанский районный суд Курганской области вынес обвинительный приговор в отношении исполняющего обязанности генерального директора Т., который, используя свое положение лица, фактически выполняющего управленческие функции, дал указания подчиненным работникам осуществить укладку защитного слоя из щебня и щебеночного основания дорожной одежды объекта в объеме, заведомо заниженном по сравнению с предусмотренным проектно-сметной документацией. В результате указанных действий разница в сметной стоимости и фактической стоимости по устройству дорожной одежды при строительстве автомобильной дороги составила 1 683 898,39 рублей [8].
3.3. Производство строительных работ с использованием материалов, не соответствующих проектной документации, с более низкими эксплуатационными характеристиками (физико-механическими свойствами). Данный способ является достаточно распространенным. Хищения в рассматриваемой ситуации осуществляются путем подмены материалов, предусмотренных проектно-сметной документацией, на более дешевые и (или) менее качественные. Таким образом, строительство ведется с использованием низкокачественных материалов, что негативным образом сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог и существенно снижает срок эксплуатации дорожного покрытия. В сам акт выполненных работ вносятся ложные сведения о якобы произведенных работах и использовании материалов, соответствующих проектно-сметной документации, т.е. происходит завышение размера оплаты фактически выполненных работ. Разница, получаемая в процессе экономии материалов, в дальнейшем похищается преступниками.
Так, директор ООО «Строитель», используя свое служебное положение руководителя предприятия, дал указание находящимся в его подчинении работникам, не посвящая их в свои преступные намерения, осуществить строительство автомобильной дороги с использованием не соответствующего условиям контракта от 9 июля 2019 г. песка 2 класса тонкой группы, находящегося в свободном доступе в карьере, расположенном вблизи д. Ченцовы Дворы Одоевского района Тульской области. В результате
73
преступных действий причинен материальный ущерб администрации муниципального образования Одоевский район на сумму 1 100 218 рублей 97 копеек [9].
4. Необоснованное списание материалов и техники.
Существует несколько возможных вариантов совершения хищения указанным способом:
4.1. Списание материалов и техники под различными предлогами. В такой ситуации фактически происходит хищение техники и материалов, которые сохранили свои эксплуатационные характеристики, однако под влиянием вымышленных предлогов списываются подрядчиком. К примеру, материалы могут быть списаны под предлогом имеющегося у них дефекта, ухудшения свойств в результате влияния различных условий (дождь, заморозки и т.п.), порчи и т.д.
4.2. Списание материалов при фактической их экономии. В этом случае осуществляется укрытие от учета неизрасходованных материалов.
4.3. Списание в расход сверхустановленных норм. К примеру, проектной документацией установлено, что для устройства дорожного основания потребуется 5 тонн грунта. Однако, исполнительной документацией было подтверждено использование 5,3 тонны грунта.
4.4. Списание новых материалов и техники при использовании уже имеющихся. При выделении новой техники используется старая, подлежащая списанию. Полученная новая техника фактически выдается за старую, формально списывается и обращается в пользу третьих лиц за оговоренное вознаграждение.
4.5. Использование техники в целях, не предусмотренных проектно-сметной документацией. Примером может служить ситуация, когда в документации указано, что в строительстве задействовано определенное количество техники, в то время как в действительности часть техники используется для предназначенных целей, а другая часть сдается в аренду. В рассматриваемой ситуации в результате нецелевого использования техники подрядчики получают дополнительную прибыль, которая в дальнейшем похищается.
Следует отметить, что хищения в сфере строительства автомобильных дорог могут со-
вершаться не только одним из указанных выше способов. Часто для реализации преступных целей сочетаются несколько способов, в результате чего размер ущерба существенно увеличивается.
Сокрытие следов преступления представляет собой один из элементов способа хищений, совершаемых в сфере дорожного строительства. Действия по сокрытию таких следов не менее разнообразны и зависят от избранного способа хищения. Распространенными способами сокрытия следов преступления при совершении хищений в сфере дорожного строительства являются: перевод денежных средств на подставные (фиктивные) банковские счета; сокрытие (уничтожение, маскировка и т.д.) документов, отражающих следы преступной деятельности; изготовление и (или) использование поддельных документов, позволяющих скрыть следы преступной деятельности; ликвидация или реорганизация фирм, созданных для совершения хищений; проведение комплекса действий по банкротству подрядных, субподрядных организаций.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
1. Способ совершения хищений в сфере дорожного строительства является неотъемлемым элементом криминалистической характеристики данного вида преступления. Информация о типичных способах необходима для разработки соответствующих криминалистических рекомендаций по расследованию преступлений.
2. Способы совершения хищений в сфере дорожного строительства могут быть разделены на четыре основные группы: составление проектно-сметной документации с завышением объема работ; производство строительных работ с нарушением технологического процесса; производство строительных работ с нарушением требований проектно-сметной документации; необоснованное списание материалов и техники.
3. Вне зависимости от избранного способа хищения специфика совершения данной категории преступлений предполагает широкий перечень действий, как направленных на подготовку к совершению преступления, так и позволяющих сокрыть само преступление.
74
1. Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии запуска движения по трассе М-12 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230908/m-12-1895024662. html?ysclid=lp6kc0zd7l528108333 (дата обращения: 22.01.2024).
2. Белкин Р. С. Курс криминалистики: учеб. пособие. М., 2001.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»: приказ Минстроя России от 9 февр. 2021 г. № 53/пр. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ: постановление Госкомстата России от 11 нояб. 1999 г. № 100. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Приговор Советского районного суда г. Махачкалы от 19 дек. 2022 г. № 1-1279/2022.
8. Приговор Щучанского районного суда Курганской области от 28 сент. 2020 г. № 1-42/2020.
9. Приговор Одоевского районного суда Тульской области от 27 мая 2022 г. № 1-31/2022.
1. Vladimir Putin took part in the solemn ceremony of launching traffic on the M-12 highway [Web resource]. URL: https:// ria.ru/2023090 8/m-12-1895024662. html?ysclid=lp6kc0zd7l528108333 (date of access: 22.01.2024).
2. Belkin R.S. Course of forensic science: study aid. Moscow, 2001.
3. The Urban Planning Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 29, 2004 No. 190-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
4. The Civil Code of the Russian Federation (Part Two): fed. law d.d. Jan. 26, 1996 No. 14-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
5. On the approval of SP 34.13330.2021 "SNiP 2.05.02-85* Highways": order of the Ministry of Construction of the Russian Federation d.d. Febr. 9, 2021 No. 53/pr. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
6. Album of unified forms of primary accounting documentation for the accounting of works in capital construction and repair and construction works: resolution of the State Statistics Committee of Russia d.d. Nov. 11, 1999 No. 100. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
7. Verdict of the Soviet District Court of Makhachkala d.d. Dec. 19, 2022 No. 1-1279/2022.
8. Verdict of the Shchuchansky District Court of the Kurgan region d.d. Sept. 28, 2020 No. 1-42/2020.
9. Verdict of the Odoevsky District Court of the Tula region d.d. May 27, 2022 No. 1-31/2022.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Семак Виктория Григорьевна, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
V.G. Semak, Adjunct of the Department of Forensic Science, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
75