OS4 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-25-29 ДЕМЬЯНЕЦ Михаил Владимирович,
NIION: 2018-0076-3/23-152 руководитель Центра анализа и внутреннего
MOSURED: 77/27-023-2023-3-152 контроля ГАУГН, кандидат юридических наук,
e-mail: [email protected]
ПОНИЗОВА Елена Витальевна,
заместитель руководителя Центра анализа и внутреннего контроля ГАУГН, кандидат юридических наук, доцент,
e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 1
Аннотация. В декабре 2022 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 4088-р была утверждена Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, обладающая особой значимостью в условиях международной политики ограничений. Формирование культуры информационной безопасности должно способствовать сохранению национальной идентичности и обеспечению технологической независимости любой национальной юрисдикции. Достижение указанных целей возможно только при условии защиты детства от воздействия, причиняющей вред его развитию информации.
Ключевые слова: культура информационной безопасности, защита детей от вредной информации, правовое обеспечение информационной безопасности личности, право гражданина на информацию.
DEMYANETS Mikhail Vladimirovich,
Head of the Center for Analysis and Internal Control of the GAUGN, PhD in Law
PONIZOVA Elena Vitalievna,
Deputy Head of the Center for Analysis and Internal
Control of the GAUGN, PhD in Law, Associate Professor
ASPECTS OF THE RIGHT TO INFORMATION OF MINORS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF A CULTURE OF INFORMATION SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. In December 2022, the Decree of the Government of the Russian Federation No. 4088-r approved the Concept for the formation and development of an information security culture of citizens of the Russian Federation, which is of particular importance in the context of an international policy of restrictions. The formation of an information security culture should help preserve the national identity and ensure the technological independence of any national jurisdiction. Achieving these goals is possible only if childhood is protected from the impact of information harmful to its development, contributing to the further degradation of generations and a significant backlog of the state.
Key words: Information security culture, protection of children from harmful information, legal support of information security of the individual, the right of a citizen to information.
1 Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках госу-
дарственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2023-
0004 «Современное информационное общество и цифровая наука: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты»).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
Вопросы информационной безопасности сегодня являются одними из приоритетных и стратегически значимых в государственной политике России. В целях сохранения культуры России, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развития системы культурного и гуманитарного просвещения был принят целый ряд документов, регламентирующих вопросы информационной безопасности страны и ее граждан, включая Стратегию национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400)1. Вместе с тем, серьезной проблемой в России, как и в большинстве государств, остается возрастание негативного воздействия информационно-коммуникационных технологий и информационных сетей на социально незащищенную группу - несовершеннолетних. Дети находятся под особой защитой в отношении каждого процесса, в котором они участвуют, почти во всех правовых системах, относятся к группам, подвергающимся наибольшему риску от использования информационно-коммуникационных, цифровых технологий, имеют самый легкий доступ к ним и проводят даже гораздо больше времени, чем взрослые на разнообразных цифровых платформах. Принятие специальных нормативных правовых актов, направленных на защиту несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, будет способствовать повышению культуры и охраны информационной безопасности несовершеннолетних.
Право на доступ к информации и защиту от информационных угроз детей содержится в ряде международно-правовых актов, таких как Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.2, директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/13/ ЕС от 10 марта 2010 г. «О координации некоторых законодательных, регламентар-ных и административных положений, действующих в государствах-членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиауслуг»3; рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27 сентября 2006 г. № 12; Модельный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве, принятый постановлением на четы-
1 Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (Ч. II). Ст. 5351.
2 Сборник международных договоров СССР 1993. Выпуск XLVI.
3 Первоначальный текст Директивы на англий-
ском языке опубликован: Official Journal of the European
Union N L 95. 2010. 15 april.
рнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 16 октября 1999 г. № 14-9)4, а также других международных нормативных актах.
Положения и стандарты международных актов в области информационной безопасности детей нашли свое отражение и в российском законодательстве. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ - основополагающие положения международных актов.
Нормы Конституции Российской Федерации содержат ряд статей, закрепляющих право граждан на доступ к информации и ее защите (ч. 2 ст. 24 закрепляет обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц предоставлять возможность каждому человеку знакомиться с документацией и любыми материалами, имеющими отношение к его правам и свободам, если в законодательстве не предусматриваются иные условия выполнения этих действий; ст. 29 предусматривает право граждан на доступ к информации; без согласия гражданина собирать, хранить, использовать и распространять сведения о его частной жизни запрещено). Статья 38 Конституции РФ закрепляет норму о том, что детство находится под защитой государства, то есть государство, в том числе, должно обеспечивать защиту детей и сфере информационной безопасности и защиты информации. Таким образом, провозглашенное нормой Конституции РФ право каждого на поиск, получение и передачу информации является информационным правом гражданина, корреспондирующим с обязанностями государства по обеспечению этих прав, также закрепленных в Конституции РФ.
В российском законодательстве определены основы информационной безопасности и защиты детей от вредной информации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федера-ции»5 устанавливает обязанность органов государственной власти РФ принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью; состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психиче-
4 Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 2000. № 23.
5 Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
скому, духовному, нравственному развитию, а также комплекс мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства и устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи закрепляют положения Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1. В указанном акте информационная безопасность детей определяется как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471^ была утверждена «Концепция информационной безопасности детей»2, которая способствует реализации единой государственной политики в области информационной безопасности детей [1], созданию современной медиасреды, учитывающей риски, связанные с развитием интернета и информационных технологий. В Концепции сформулированы основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в этой области, ожидаемые результаты. Среди основных приоритетных задач государственной политики в сфере информационной безопасности детей названы формирование у них навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции, повышение уровня медиаграмотности, воспитание уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования «пиратского» контента. Как наиболее эффективный способ регулирования информационного потребления, с целью обеспечения безопасности детей, признан вариант урегулирования медиасообществом и государством.
Вместе с тем, процесс реализации некоторых положений указанной Концепции остается спорным. Например, для достижения цели обеспечения информационной безопасности детей акцентируется внимание на эффективном сочетании государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи. Таким образом, скла-
1 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст.
48.
2 Собрание законодательства РФ. 2015. № 49.
Ст. 7055.
дывается впечатление, что именно на семью фактически возлагается обязанность по установлению родительского контроля (сложность его организации зависит от оператора), хотя преобладающая роль в установлении запретов, ограничений, осуществлении государственного контроля (надзора) как раз должна принадлежать государству [2] в лице уполномоченных органов.
Согласно Концепции информационной безопасности детей стремительное развитие информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед детьми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному развитию3. Однако, нельзя не отметить, что именно сегодня такие аппаратные средства, как компьютеры, телефоны или игровые приставки, которыми пользуются дети, заменили им человеческое общение и стали средством самовыражения. Портативные устройства, принадлежащие детям, большую часть времени не ограничены в целях использования, и дети используют их безгранично по сравнению со взрослыми.
Опыт функционирования российских информационных ресурсов образовательной и воспитательной направленности позволяет сделать вывод, что интерес к ним у несовершеннолетних невелик, особенно в сравнении с интересом к ресурсам, содержащим вредоносную информацию. Решению данной проблемы должно способствовать эффективное применение идеологических методов обеспечения информационной безопасности.
Положения Концепции, направленные на создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, невозможно реализовать без взаимодействия органов государственной власти, общеобразовательных учреждений и родителей. Необходимо осуществлять данное сотрудничество в целях повышения информационной культуры несовершеннолетних пользователей и их родителей путем создания специальных образовательных ресурсов, разработки рекомендаций и материалов для обучения безопасной работы с интернет сервисами, включая применение социальной рекламы.
Концепция формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, утвержденная распоря-
3 Собрание законодательства РФ. 2015. № 49. Ст. 7055.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
жением Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. № 4088-р1 направлена на повышение культуры информационной безопасности граждан, в рамках которой предусмотрено проведение общей информационной кампании для повышения грамотности граждан РФ по вопросам информационной безопасности. При формировании культуры информационной безопасности особое внимание должно уделяться сегментированию граждан РФ на различные группы в целях более точного донесения информации об основных правилах информационной безопасности. Ожидаемыми результатами реализации Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации являются, в частности, повышение уровня грамотности населения по вопросам информационной безопасности, сокращение финансового, морально-психологического и репутационного вреда граждан от преступлений с использованием ИТ-технологий, повышение уровня доверия к цифровым сервисам и дальнейшая цифровизация экономики государства [3].
Особое внимание в Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, также как и в Концепции информационной безопасности детей, уделяется несовершеннолетним, как особой группе, уязвимой к различным угрозам информационной безопасности, в особенности к притеснениям в цифровом пространстве, в силу своего возраста, отсутствия необходимых знаний в области информационной безопасности, а также регулярного и свободного использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», приводящего к ложному ощущению безопасно-сти2.
В этой связи необходимо с самого раннего возраста прививать гражданам Российской Федерации знания по всему спектру вопросов информационной безопасности, таких как распознавание фишинговых сайтов и писем, телефонного мошенничества, создание надежных паролей, распознавание недостоверной информации и другого вредоносного контента. Проведенный анализ демонстрирует, что обе концепции выделяют особую группу граждан России, более подверженную воздействию от вредоносной информации - несовершеннолетних. Таким образом, основные направления информационной безопасности государства должны быть направлены, прежде всего, на защиту интересов несовершеннолетнего в информационной сфере.
1 Собрание законодательства РФ. 2022. № 52. Ст. 9726.
2 Официальный портал Правительства Россий-
ской Федерации / URL: http://government.ru/docs/ all/145092/ (дата обращения: 19.03.2023).
Одним из актуальных вопросов, возникающих как на национальном, так и на международном уровне, является обеспечение конфиденциальности личных данных, принадлежащих особенно, несовершеннолетним. Сбор персональных данных, который стал одним из основных направлений оказания информационных услуг, начинается с момента использования программных средств, информационных систем и сетей. Такие данные как местонахождение детей, их самочувствие, возраст, могут быть собраны правонарушителями и использованы в противоправных целях. В этой ситуации дети, которые более чувствительны и уязвимы, чем взрослые и нуждаются в защите, стали одной из самых доступных целей для рекламодателей, киберпреступников и любых других возможных утечек данных.
Дети проводят наибольшее количество времени в образовательных организациях, использующих широкий спектр информационно-коммуникационных, цифровых технологий для обеспечения доступа к образовательным услугам, прохождения обучения. Компьютеры в классах, ранее используемые только учителями, в настоящее время заменены смарт-досками, планшетами, которые с годами все чаще выделяются для использования обучающимися в образовательном процессе. Однако, в большинстве образовательных организаций не принимаются необходимые технические меры предосторожности в отношении рисков, связанных с использованием программного обеспечения, в том числе в информационно-образовательной среде, в которой образовательные организации обрабатывают данные (например, при заполнении электронных журналов и зачетных книжек).
Образовательная организация, выступая оператором персональных данных, должна осознавать, что распространять персональные данные, предоставлять их неограниченному кругу лиц, даже с письменного согласия законных представителей обучающихся, допустимо только в порядке и объеме, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»3. В целях реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних представляется целесообразным, как закрепляется в Концепции формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, учитывать потребности отдельных возрастных категорий граждан РФ и обеспечить контроль за потребляемой детьми информацией. Обеспечение такого контроля возможно: посредством регулирования порядка
Росс. газ. 2006. 29 июля.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
3
обращения информации, способной причинить вред ребенку, в том числе применения технических ограничений, таких как установление фильтраций по доступу к неприемлемому контенту несовершеннолетних; а также внедрения механизмов обеспечения информационной безопасности и защиты несовершеннолетних пользователей, путем создания программного обеспечения, администрирования интернет-ресурсов и цифровых платформ. Поскольку информационная безопасность, защита информации являются ключевыми, приоритетными направлениями развития современного общества и государства, и создают для него новые горизонты, установление законодательных норм и правил в системе публичного права как на международном, так и национальном уровне обладают особой актуальностью.
Список литературы:
[1] Полякова Т.А., Минбалеев А. В., Кроткова Н. В. Новые векторы развития информационного права в условиях цивилизационного кризиса и цифровой трансформации // Государство и право. 2020. № 5. С. 75-87.
[2] Гольтяпина И.Ю. Законодательство России в области обеспечения информационной безопасности детей. Эпоха науки, 2017. № 12 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-rossii-v-oblasti-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-detey (дата обращения: 11.03.2023)
[3] Полякова Т. А., Минбалеев А. В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. 2021. № 9. С. 107-116.
Spisok literatury:
[1] Polyakova T.A., Minbaleev A. V., Krotkova N. V. Novye vektory razvitiya informacionnogo prava v usloviyah civilizacionnogo krizisa i cifrovoj transfor-macii // Gosudarstvo i pravo. 2020. № 5. S. 75-87.
[2] Gol'tyapina I.YU. Zakonodatel'stvo Rossii v oblasti obespecheniya informacionnoj bezopasnosti detej. Epoha nauki, 2017. № 12 // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-rossii-v-oblas-ti-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-de-tey (data obrashcheniya: 11.03.2023)
[3] Polyakova T. A., Minbaleev A. V. Ponyatie i pravovaya priroda «cifrovoj zrelosti» // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 9. S. 107-116.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023